Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Концепция управления персоналом
Планирование человеческих ресурсов организации Планирование может быть качественным и коли- чественным. Современные службы персонала должны уметь прогнозировать не только численность персона- ла, но и его квалификацию. Планирование трудовых или человеческих ресур- сов организации представляет собой процесс приме- нения процедур планирования с целью комплектации штатов и персонала. Другими словами, планирование есть разработка плана удовлетворения будущих каче- ственных и количественных потребностей организации в людских ресурсах. Очевидно, что планирование потребности в пер- сонале— часть общего процесса организационного планирования. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на сле- дующие вопросы332 : — сколько работников, какой квалификации, ког- да и где потребуется; — каким образом можно привлечь нужный и со- кратить или оптимизировать излишний персо- нал; — как лучше использовать персонал в соответ- ствии с его способностями, умениями и внут- ренней мотивацией; — каким образом обеспечить условия для разви- тия персонала; — каких затрат потребуют запланированные ме- роприятия. Количественная оценка потребностей в персонале, призванная ответить на вопрос «сколько?», основывает- ся на анализе предполагаемой организационной струк- туры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятель- ности исполнителей), маркетингового плана (план вво- да в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также на прогнозе изменения количе- ственных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). Качественная оценка потреб- ностей в персонале — попытка ответить на вопрос «кто нужен?». Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным количественной оцен- ке, учитываются ценностные ориентации, уровень куль- туры и образования, профессиональные навыки и уме-
2 5 СОЦИОЛОГИЯ управления
II. Практический раздел ния того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале.
В процессе планирования персонала принимают участие специалисты кадровой службы, топ-менедже- ры компании и сотрудники специализированных под- разделений, главными функциями которых выступают стратегическое бизнес-планирование и контроллинг в организации. В развернутом виде процесс разбивается на сле- дующие этапы: 1. определение целей организации на долгосрочную перспективу (5—10 лет) и основных целевых пока- зателей ее деятельности в будущем. 2. создание целевой организационно-функциональ- ной структуры, направленной на достижение бу- дущих целей организации. 3. создание алгоритма трансформации существую- щей структуры в целевую. 4. моделирование профилей компетенции на всех этапах развития оргструктуры. 5. качественное и количественное планирование пер- сонала, строящееся на базе всей проделанной ра- нее работы, ее социально-экономических резуль- татов. 6. разработка системы подбора персонала в соответ- ствии с намеченными целями (каналы поиска и методики отбора). 7. поиск и отбор персонала. 8. назначение и оформление новых сотрудников орга- низации. 9. адаптация новых сотрудников. 10. оценка эффективности работы кадровой службы по направлению организационного строительства. В неразвернутом виде процесс планирования включает в себя три этапа: (1) оценку наличных ре- сурсов; (2) оценку будущих (краткосрочных и долго- срочных) потребностей; (3) разработку программы удовлетворения будущих потребностей. Для того что- бы нанять соответствующих работников, нужно не только установить количество персонала, необходимо- го для надежного выполнения производственных фун- кций, но и знать в деталях, какие задачи он будет ре- шать во время работы, каковы ее индивидуальные и общественные характеристики, необходимые квалифи- кация и качества претендентов на ее выполнение.
Глава 2. Концепция управления персоналом Эти знания получают посредством анализа содер- жания работы, или анализа деятельности, под которым понимают определение и обсуждение значимой инфор- мации относительно характера конкретной работы. Первое, с чего должен начать менеджер по персо- налу, это тщательно проанализировать существующую в данной организации систему разделения труда в терминах производственных заданий и должностных обязанностей. Второй шаг — изучение личностных качеств тех, кто занимает эти должности. Причем та- кое исследование должно проводиться по каждой ин- дивидуальной позиции. Персонал-менеджер обязан осуществлять анализ разделения и организации труда, исследовать личные качества систематически и по оп- ределенному плану, обследуя шаг за шагом каждую ячейку организации. После завершения двух самосто- ятельных исследований — организационного и психо- логического, они соединяются в одно целое.
Между результатами этих исследований устанав- ливается соответствие или взаимная корреляция. От- носительно каждой организационной ячейки (позиции, должности и т. п.) собираются данные о: 1) трудности работы (тяжесть, монотонность, вредные условия тру- да); 2) специфичности данного вида работы (ее отли- чие от других, своеобразие); 3) индивидуальных харак- теристиках, требующихся от человека для успешной работы на данном месте. Результаты анализа работы понадобятся, когда речь пойдет об установлении раз- меров заработка, очередности продвижения, технике безопасности и охране здоровья работника. Любое изменение в статусе человека в организации отныне базируется на объективных показателях, а не на субъективном предложении администрации, случайно- стях или неумеренных претензиях кандидата. Между организационным планированием и анализом работы много общего. Они сообщают о том, что ожидается от индивида,, что он должен делать. При этом организа- ционный план дает общую картину, показывает иерар- хию должностей, соподчинение групп и индивидов. Анализ работы, напротив, «прописывает» детали, вы- рисовывает каждую ячейку. Особый интерес представляет, на наш взгляд, так называемый профессиографический анализ — анализ работы исполнителя, выделение основных задач, ре- зультатов, процессов, схем взаимодействия, максималь- но полно описывающих деятельность — на основании
25*
Практический раздел которого составляется профессиограмма — документ, представляющий описание собственно деятельности и ее места в организации. Процедура профессиографи- ческого анализа деятельности начинается обычно с ознакомления с целями, структурой и схемой инфор- мационных сетей организации. Затем осуществляется сбор информации о содержании описываемой деятель- ности с точки зрения как исполнителей, так и их руко- водителей. В качестве метода, как правило, использу- ется структурированное интервью с исполнителем и его непосредственным руководителем. Результаты анализа рабочих мест могут быть ис- пользованы в ходе реализации следующих кадровых программ (табл. 4)333, Таблица 4
рабочего места
j рабочего процесса [Создание проекта рабочего места Подбор сотрудников
Оценка результативности труда
Подготовка кадров и квалификации
Планирование карьеры и службе
Оплата труда
Безопасност ь труд а и нформации и ц ели ее использования
рабочего процесса, обязанностей и степени ответственности, сведений об условиях работы и профессиональные качества, которыми д олже н о бладать исполнитель элементов, обязанностей и должностью Используемые при проектировании процедур подбора кандидатов на должность личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать исполнитель Плановая и фактическая используемая для расчета «приемлемого» (этичного) уровня труда конкретного >абочего места производственных задач и перечень профессионально значимых качеств и для создания программ ЮБКИ ные о взаимозависимости последовательности производственных процессов для создания продвижения и ротации об условиях труда, уровне производительности с целью получения базы для сопоставления, адекватной щенки и эффективною стимулирования Информация о безопасных нормативах работы, расположения взаимодействия работников с целью создания по технике _ оценк и и В процессе планирования персонала необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, уровень, на ко- тором предполагается реализовать управление пер- соналом. Последнее (а) может стать предметом забо- ты и учета на высшем корпоративном уровне; (б) будет вменено в обязанность среднему уровню, и тогда мы сможем говорить об организации работы с персона- 772 лом, которую будет проводить руководитель кадрово-
Глава Концепция управления персоналом го подразделения совместно с линейными менедже- рами; (в) будет осуществляться на исполнительском уровне — уровне сотрудников кадровых подразделе- ний (как правило, отдела кадров). В последнее время в работе с персоналом стал пре- обладать предпринимательско-рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматри- ваются как продукты маркетинга. Западноевропейские компании используют методы маркетинга в управлении персоналом с 70-х годов XX в. При этом под маркетин- гом персонала понимается вид управленческой деятель- ности, направленной на определение и покрытие по- требности в персонале. В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содер- жания задач маркетинга персонала следует выделять два основных принципа. Первый предполагает рассмот- рение задач персонал-маркетинга в широком смысле. В данном случае под маркетингом персонала понимает- ся определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организа- ции. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания мак- симально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом со- труднике партнерского и лояльного отношения к фир- ме. Второй принцип предполагает толкование персо- нал-маркетинга в более узком смысле — как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.
Главное отличие между вышеназванными принци- пами выделения задач персонал-маркетинга заключа- ется в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуе- мому через решение комплекса задач службы управ- ления персоналом (разработка целевой системы, пла- нирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле маркетинг персонала предполагает выделение определенной спе- цифической деятельности службы управления персона- лом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы. При этом основной задачей маркетинга персонала является овладение ситуацией на рынке труда для эф- фективного покрытия потребностей в персонале и ре- ализации тем самым целей организации. Кроме того, за- дачами персонал-маркетинга являются; исследование рынка для установления текущих и перспективных по- требностей организации в количестве и качестве пер- сонала; изучение развития производства для своевре- менной подготовки новых рабочих мест и требований к сотрудникам; поиск и приобретение персонала, ха- рактеристики которого соответствуют требованиям, предъявляемым организацией. Персонал-маркетинг создает базу для проведения окончательного отбора кадров. К процессам планирования, имеющим место в организациях, отчасти относится и организационно- кадровый аудит — оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стра- тегии развития. Проводится аудит с целью подготовки к принятию стратегических решений в области разви- тия бизнеса, разработки программ реформирования организации. Оценке могут быть подвергнуты три ос- новных аспекта организационной реальности: • кадровые процессы — направления деятельности организации по отношению к персоналу и те обла- сти формирования кадрового потенциала, которые существенны для конкретной организации;
• строение организации (ее структура) — соотно- шение и соподчиненность основных элементов, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации; • качественные и количественные характеристи- ки персонала. Исходя из определения аудита, мы не можем на- чинать эту процедуру, не имея точного представления о целях и стратегии развития компании. Допустим, что оно есть: компания А пытается улучшить свое положе- ние путем завоевания большей доли специализирован- ного На первом этапе руководство компании хочет знать, сможет ли организация осуществить дан- ную стратегию за счет собственных кадровых ресур- сов. В таком случае кадровый аудит будет связан с оценкой кадрового потенциала компании в области маркетинга, продаж, финансов и сервиса. Совсем не значит, что на испытания будут приглашены работни- ки вышеперечисленных подразделений. В этом-то и состоит суть процесса кадрового аудита — оценить весь потенциал компании в области кадров, даже если 774 его придется искать в самых невероятных местах.
Глава 2. Концепция управления персоналом Н а втором этапе проводится анализ смоделирован- ных технологических процессов, который должен быть максимально подробным: описанный бизнес-процесс делится не на функции, а на ряд типовых видов работ; затем из работ выделяются операции или простые дей- ствия, подлежащие нормированию и оценке; и, наконец, определяются те характеристики, которые необходимы для квалифицированного выполнения операций. Н а третьем этапе, имея полный перечень харак- теристик (необходимые профессиональные знания и навыки, способности, личностные характеристики, де- ловые связи, здоровье и т.д.), мы начинаем создавать методический пакет процедур для испытания вышеука- занных характеристик. Например, это может быть про- цедура анализа образовательных показателей: про- смотр анкет и внесение в базы данных информации о профессиональном маркетинговом, коммерческом или финансовом образовании, или создание диагностичес- кой процедуры, замеряющей такую характеристику, как честность продавца. На четвертом этапе реализуются заранее подго- товленные процедуры. Главное, чтобы во время кадро- вого аудита «аудитор» не увлекся ревизией всего под- ряд по принципу— «в хозяйстве все пригодится». Кадровый аудит бесполезно начинать, не понимая, что следует искать. Пятый этап — анализ результатов аудита. На этом этапе самое важное — разделить все полученные дан- ные на две группы: характеристики, подлежащие изме- нению или развитию, и характеристики, не являющиеся таковыми. Например, для работы с клиентами ваши ра- ботники должны иметь высокую самооценку, а результат аудита показывает, что у 80% она низка. За 5 — 8 месяцев самооценка ваших сотрудников сможет подняться толь- ко до среднего уровня, но у большинства исследуемых она никогда не станет высокой. То же касается, допус- тим, показателей памяти. Тренировать память можно, поэтому за короткий срок вы достигнете хороших резуль- татов. А вот показатель пунктуальности практически не подвергается корректировке. Шестой этап — создание программ развития кадрового потенциала компании путем написания индивидуальных программ развития. Практика показывает, что кадровый аудит весьма эффективен, и вот почему: во-первых, все «исследуемые» с его помощью не ощущают своей ущербности по отно- шению к должностной инструкции. Во-вторых, результа- ты кадрового аудита всегда обсуждаются с испытуемым работником, и это становится основой для дальнейшего карьерного консультирования сотрудников компании. В-третьих, работник видит, что его организация заинте- ресована в знаниях и навыках, не востребованных се- годня334. В-четвертых, руководство компании получает полную информацию о своих кадровых ресурсах и на основании этой информации может строить долгосроч- ные планы развития, включая полный перечень недо- стающих ресурсов, которые необходимо привлечь извне. Менеджеру по персоналу, проводящему кадровый аудит, важно понять, какие направления деятельности и с какой эффективностью осуществляются в органи- зации. Краткое описание этих направлений представ- лено в таблице 5. В целом аудит кадрового состава и кадрового по- тенциала позволяет выявить: уровень кадровой обеспеченности и потреб- ность в персонале; — качественную ролевую и психологическую структуру управленческого персонала; — потребности в обучении; — стили управления; — социально-психологический климат; — инновационный потенциал; — основные источники сопротивления изменениям; — распределение персонала в рамках организа- ции (по уровням иерархии и функциональным направлениям).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.035 с.) |