Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Поиск, отбор и набор персонала. Чтобы ответить на Эти вопросы, необходимо знать рынок труда
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать рынок труда, источники рабочей силы и методы поиска кандидатов на имеющиеся вакансии. Выбор методов и средств поиска, а также путей привлечения кандидатов зависит от направления деятельности организации, финансовых средств, выделяемых на подбор персона- ла, имеющихся вакансий и от того, насколько срочно должна быть заполнена данная вакантная должность. К внешним источникам подбора персонала относится все неопределенное количество людей, способных ра- ботать в организации, но не работающих в ней в насто- ящий момент. Среди них могут быть как люди из так называемых «списков ожидания», с которыми руково- дители организации и работники службы персонала уже встречались когда-то по вопросу трудоустройства, так и те, кому подобные встречи еще предстоят. Многие фир- мы и компании используют в качестве источника для найма людей местные центры занятости, агентства по найму; осуществляют самостоятельный поиск через средства массовой информации и т. п. Однако здесь есть одна тонкость: прежде чем принимать решение о под- боре новых сотрудников целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации. К такого рода средствам относятся: сверхурочная работа', повышение интенсивности труда; структурная реорганизация или использование новых схем производства; временный наем; привлечение для осуществления некоторых видов деятельности специализированных фирм. Иногда в целях поднятия престижа должности, привлечения большого количества кандидатов, повыше- ния объективности решения о приеме на работу, демо- кратизации сферы управления персоналом, внедрения новых технологий кадровой работы, интенсификации сбора персональной информации для планирования работы с принятыми кандидатами, формирования ко- манд используются механизмы конкурсного набора персонала, предполагающего наличие нескольких пре- тендентов, выставляющих на конкурс свою кандидату- ру, а также специальной конкурсной комиссии, кото- рой предоставляется право на основе положения о конкурсе выбрать приемы и методы его проведения, оценить достоинства конкурсантов и принять решение по итогам конкурса340. В таблице 2 представлены дос- тоинства и недостатки каждогоиз этих источников на- бора. 805
Таблица 2 Источники «а Недостатки Внутренний компания знает достоинства и своих работников, следовательно. сокращаются затраты на наем; работники видят пример возможностей своих коллег; улучшаются возможности оценки рабочей «хватки»
выбор осуществляется из большего числа кандидатов; появляются новые идеи и приемы работы; уменьшается вероятность возникновения интриг - ухудшаются личные взаимоотношения работников; появляется
приводящая к застою новых идей и изобретательской мысли; - ухудшается отношение к человеку со стороны бывших коллег.
удлиняется период привыкания нового работника; - ухудшается моральный климат в коллективе; - деловые качест ва новых работников точно не известны.
При анализе внешних источников найма выделя- ются некоторые интересные закономерности. Напри- мер, объявления в газетах почти одинаково эффективны для приглашения работников как с профессионально- технической, так и с управленческой ориентацией. Частные агентства по найму наиболее эффективны для набора работников управленческой, профессионально- технической и торговой Случайно зашедшие люди — хороший источник рабочей силы для заводов, предприятий бытового обслуживания, сферы канце- лярской деятельности.
• Критери и отбора, наиболе е часто используемы е работодателями Большинство нанимателей пытается отбирать ра- ботников, судя о них по полученному ими формально- му образованию. При равных показателях работода- тели предпочитают большее образование меньшему и высшую степень— низшей. Однако эти характерис- тики должны быть увязаны с успехами на работе, а
Глава 3. Поиск, отбор и набор персонала критерий образованности должен непременно сравни- ваться с требованиями, предъявляемыми выполняемой работой. Работодатель должен изучить продолжитель- ность и тип образования, его соответствие конкретно рассматриваемой работе.
Работодатели часто отождествляют опыт с возмож- ностями работника и с его отношением к работе, счи- тая, что человек, занимавшийся подобной деятельнос- тью ранее и желающий заниматься ею в настоящее время, любит ее и будет выполнять ее хорошо. Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа, от- ражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж измеря- ется различными способами: общим временем на дан- ной фирме, временем работы на фирме на определен- ной должности или в составе определенного отдела. В прошлом многие работодатели США широко ис- пользовали в качестве одного из критериев отбора физи- ческие (медицинские) характеристики заявителя. Очень часто подобные критерии были дискриминирующими в отношении национальных меньшинств и женщин. Сей- час такой критерий отбора признан незаконным, если не доказано существование прямой связи между данной характеристикой и эффективностью выполнения конк- ретной работы. Существуют, однако, многие виды дея- тельности, требующие от исполнителя определенных фи- зических качеств — обычно сводящихся к выносливости и которые легко поддаются тестированию. Еще одним критерием отбора является социальный статус работника. Так, некоторые работодатели пред- почитают женатых работников, другие — холостых или разведенных, которые охотнее соглашаются на коман- дировки и работу в выходные дни. Не менее важна такая персональная характерис- тика претендента, как его возраст. Однако любой кон- кретный критерий отбора работников, основанный на возрастном делении, должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников, занятых на фирме в данное время. Зачастую характеристикой, влияющей на возмож- ность трудоустройства, становится тип личности пре- тендента на рабочее место. Для выполнения различных работ работодатели могут предпочитать определенные типы личности Например — общительных людей зам- кнутым.
II.Практический раздел Надежность и вадидность п роцеду р отбор а Чтобы система отбора работников была результа- тивной, следует использовать только надежные (досто- верные) и обоснованные (валидные) методы. Ранее было отмечено, что в результате проведения анализа работы на свет появляются два описание и спецификация работы. Описание работы помогает определить парамет- ры, с помощью которых можно измерить успешность выполняемой работы. Эти параметры называются кри- териями успешности. Возможные критерии успешно- сти: оценка деятельности, производственные данные (например, объем выпускаемой продукции), информа- ция о работниках (например, количество прогулов и опозданий). Спецификация работы определяет факторы, кото- рые могут быть использованы для прогнозирования успешного выполнения работы конкретным работни- ком. Эти факторы называются критериями-предикто- рами. К ним относятся: образование кандидатов на вакантное место, предшествующий опыт работы, коли- чество очков, набранных в процессе тестирования.
Надежность (достоверность) метода отбора ха- рактеризует его подверженность систематическим ошибкам при измерениях, то есть его состоятельность в различных условиях, свободу от погрешностей. Она определяется как воспроизводимость результатов с помощью критерия-предиктора. Так, например, надеж- ность теста выражается, во-первых, в устойчивости и стабильности результатов при повторном тестировании, во-вторых, в степени эквивалентности с другими парал- лельными тестами, одинаковыми но форме и цели. На практике достоверность устанавливается тре- мя методами. Первый — «тестирование — повторное тестирование». Этот метод состоит в проверке группы с последующим повторным ее тестированием анало- гичным тестом. Сравнение схожести результатов двух (или более) аналогичных тестов, проведенных в разные дни, позволяет судить об их надежности. Второй метод — метод «параллельных форм» со- стоит в сравнении результатов нескольких альтерна- тивных методов отбора. Если результаты одинаковы или сходны, можно считать метод достоверным. Третий метод —.разбиение на половины— состоит в разделении теста на две части с целью определения
Глава 3. Поиск, отбор и набор персонала сходства (ИЛИ различия) их результатов. И снова, степень этого сходства демонстрирует нам уровень надежности. Помимо достоверности оценок, необходимо учиты- вать валидность принятых критериев отбора. Под ва- лидностью (обоснованностью) понимается степень точности, с которой данный результат, метод или кри- терий «предсказывает» действительную будущую ре- зультативность тестируемого человека, измеряя его навыки, опыт и способность выполнять данную рабо- ту. То есть валидность есть не что иное, как точность, с которой критерий-предиктор прогнозирует успеш- ность работы. Термин «валидность» относится к выво- дам, сделанным на основе той или иной процедуры, а не к самой процедуре. Смысл этого сравнения таков: метод отбора сам по себе может быть достоверным, но не соответствовать конкретной задаче, измеряя не то, что требуется в данном случае. Эмпирическая (критериальная) валидность опреде- ляется путем сбора информации и применения корре- ляционного анализа (статистического метода измерения взаимосвязи между двумя группами данных) и исполь- зуется для установления характера связи между крите- рием-предиктором и критериями успешности работы.
Степень валидности критерия-предиктора равна величине коэффициента корреляции, изменяющегося в диапазоне от + 1 до — 1. Значения «+ 1» и «— 1» пред- ставляют абсолютную корреляцию. Ноль обозначает полное отсутствие корреляции или валидности. Поло- жительный знак коэффициента корреляций показыва- ет, что две группы данных однонаправлены (имеют прямую связь), а отрицательный, что они разнонаправ- лены (имеют обратную связь). Случаи, когда критерий- предиктор имеет максимально возможную положитель- ную валидность, равную +1, встречаются крайне редко. В основном валидность их отлична от этого зна- чения в меньшую сторону. Таким образом, возникает важный вопрос степени корреляции между критери- ем-предиктором и критерием успешности, которая необходима для установления факта валидности. Со- гласно положениям «Единого руководства по процеду- рам отбора наемных работников», не существует мини- мального коэффициента корреляции, применимого в любых ситуациях найма341. Подразделение организаци- онной и промышленной психологии Американской пси- хологической ассоциации дает следующие указания относительно значимости коэффициентов корреляции:
II. Практический раздел величина корреляции редко превышает 0,50, корреля- ция, равная 0,40 обычно считается очень хорошей, а большинство исследователей в области работы с кад- рами, как правило, удовольствуются корреляцией в 0.30342. В общем виде можно смело говорить, что коэф- фициенты корреляции, со значениями меньше 0,30 нельзя считать валидными. Существуют разные типы валидности методов от- бора, с которыми должен быть знаком менеджер — валидность по сути, по соответствию некоторым конкретным критериям и характеру конкретной ра- боты. Примером такого соответствия может быть тест на машинопись при найме секретаря. Поскольку печа- тание является одним из составляющих секретарскую работу компонентов, подобный тест можно считать соответствующим ее сути. Применение тестов на соответствие по сути не под- ходит для получения более абстрактных характеристик — гаких, как определение лидерского потенциала и стиля работника или его рабочей этики. В последних случаях более адекватно использование тестов на измерение соответствия претендента характеру будущей рабо- ты. Такие тесты оценивают, скорее, черты характера, необходимые для выполнения данной работы. Они выяв- ляют соотношения между скрытыми чертами характера, определяющими поведение человека, и набором тесто- вых измерений, относящихся к этим чертам. Так, если для выполнения функций менеджера индивиду необхо- димы лидерские качества, то тест, измеряющий их, будет здесь вполне обоснованным. Для доказательства соответ- ствия работника условиям работы необходимо быть уве- ренным, что тест действительно измеряет данную черту характера, и что последняя действительно необходима в деятельности рассматриваемого работника. Доказать такое соответствие бывает очень сложно.
В американских схемах по отбору персонала для доказательства такого соответствия широко использу- ются три обязательных требования: • анализ рабочего процесса должен выявить тот стиль работы и те константы, которые необходимы для высокого качества данной работы; • тест должен измерять одну из этих констант; • необходимо доказать, что данная черта характера (например, лидерские способности) действитель- но связана с качеством работы и важна для заня- 810 тия данного поста.
Глава 3. Поиск, отбор и набор персонала Соответствие метода отбора конкретным тре- бованиям или условиям — это та.степень точности, с которой метод отбора выявляет конкретные способнос- ти претендента, соответствующие отдельным важным элементам стиля работы. Используются два вида эмпирических показателей соответствия критериям — показатели предполагаемого соответствия и действительного соответствия. Установить предполагаемое соответствие или прогнозируемую ва- лидность можно путем проведения некоторых тестов, оценивающих всех претендентов на вакантные позиции. Результаты тестов сохраняются в тайне. Решение по найму принимается без их просмотра. Они вообще не оглашаются до тех пор, пока принятый работник не на- берет минимального опыта работы — таким образом, они не влияют на оценку качества работника. В дальнейшем в день принятия решений, связанных с отбором, исполь- зуются лишь те тесты, которые в наибольшей степени совпадают с показателями уже набравшегося опыта работника. При всей своей важности предполагаемое соответ- ствие имеет ряд существенных недостатков: • процедура его установления является весьма тру- доемкой, требует много времени и ощутимых фи- нансовых затрат; • для использования этого метода необходимо одно- временно набрать большое количество работников без учета полученных ими оценок; • для Чистоты эксперимента все вновь пришедшие сотрудники должны получить одинаковую профес- сиональную подготовку и ориентацию; • работодателю приходится ждать достаточно долго, прежде чем он сможет применить результаты те- стов для принятия решений в процессе отбора. Этих недостатков лишен второй вид показателей — показатели действительного соответствия. Действи- тельное соответствие, или параллельная валидность, устанавливается путем использования данных, полу- ченных при тестировании персонала, работающего на предприятии в данный момент. Здесь первой ступенью является проведение тестов среди кадровых работни- ков, выполняющих данную работу в настоящий момент. Затем оценки, полученные посредством тестов, срав- ниваются с фактическими результатами работников при выполнении ими их функций. И если оказывается, что тест действительно отражает качество работы, он
If. Практический раздел впоследствии используется в процедуре отбора жела- ющих. Таким образом, в данном случае результаты те- стов и анализ фактического качества работы исполь- зуются в одно и то же время. Недостатками настоящего метода признаются: • тестирование лишь очень опытных работников, которые нередко уклоняются от проведения тес- тов, не дают правильных ответов, и подобные тес- ты не точно отражают их возможности. • игнорирование «средних» и плохих работников, приводящее к искажению коэффициента корре- ляции. В США действует Комиссия по обеспечению рав- ных прав на труд — федеральное агентство, созданное в соответствии с Актом о гражданских правах 1964 года во исполнение раздела 7 данного акта и для обеспече- ния равных возможностей получения работы. Комиссия состоит из 5 человек, назначаемых президентом США, и отвечает за расследование случаев дискриминации: по полу, возрасту, цвету кожи, расе, вероисповеданию и национальной принадлежности. При изучении валид- ности эта комиссия рекомендует пользоваться эмпири- ческими процедурами: как предикативными, так и па- раллельными. Однако поскольку стоимость и затраты на эмпирические процедуры проверки валидности яв- ляются значительными, наряду с ними часто использу- ются и неэмпирические методы, также одобренные комиссией по равным возможностям трудоустройства. К неэмпирическим методам относится содержа- тельная и конструктивная валидность. Содержатель- ная валидность определяется путем анализа содержа- ния процедур или инструментов /например, тестов) отбора на предмет выяснения, отражает ли оно важ- ные аспекты конкретной трудовой деятельности. Так, машинописный тест валиден при найме секрета- ря, хотя он и не проверяет многие навыки, необходи- мые в работе хорошего секретаря. Содержательная валидность полезна в тех случаях, когда количество на- емных работников недостаточно для использования эм- пирических методов. Для ее применения работодатель должен определить четкие требования, предъявляемые конкретной работой, и разработать процедуру или ин- струменты отбора для конкретных элементов, выпол- няемых в рамках работы. Конструктивная валидность определяется как 812 уровень, на котором процедура или инструмент отбо-
Глава Поиск, отбор и набор персонала измеряют степень, в какой индивид обладает иден- тифицируемыми характеристиками, признанными важными для успешного выполнения работы. Приме- рами конструктов могут быть: способность к вербаль- ной коммуникации, пространственная ориентация и скорость восприятия. Несмотря на то, что оба неэмпирических метода имеют свои недостатки, зачастую они являются един- ственным способом определения валидности. Тесты или другие критерии-предикторы- могут быть надежными, даже не будучи валидными. Однако обратное неверно: ненадежный тест не является валид- ным. Следовательно, надежность критерия-предикто- ра играет важную роль в определении его валидности. Действующее в США «Единое руководство по про- цедурам отбора наемных работников» (1978), устанав- ливающее рамки корректного использования тестов и других процедур отбора, содержит технические стан- дарты и документальные требования, предъявляемые к валидности процесса отбора. Это руководство пони- мает под процедурами отбора решения не только в об- ласти приема на работу, но и дальнейшего продвиже- ния по службе, отбора для прохождения обучения. В целом, требования, представленные в нем, соответству- ют общепризнанным профессиональным стандартам оценки процедур отбора, отраженным в «Стандартах учебных и психологических тестов», разработанных объединенным комитетом Американской психологичес- кой ассоциации, Американской ассоциации исследова- ний в области образования» и «Национального совета по измерениям в образовании». При исследовании ва- лидности может быть использовано как «Единое руко- водство», так и «Стандарты учебных и психологических тестов». Исследования эмпирической, содержательной и конструктивной валидности проводятся в соответствии с требованиями «Единого руководства». Научность процедур отбора означает их связь с фундаментальными исследованиями, их научную обо- снованность.
Стадии процесса отбора Как правило, процесс отбора включает в себя не- сколько этапов и- зависит от размеров организации, типа вакантных позиций, количества нанимаемых со-
II. Практический раздел
грудников, внешнего «давления» со стороны государ- ства и профсоюзов. Большинство организаций исполь- зует многоуровневую процедуру отсеивания претен- дентов на вакантные позиции. Согласно ей, заявитель должен получить положительные оценки, пройдя ряд этапов: заполнение бланка, интервью, тестирование. В случае, если какая-либо из оценок будет отрицатель- ной, он исключается из числа возможных претенден- тов на должность. Важно помнить, что все этапы отбо- ра должны быть валидными. Этап 1, Бланк-заявление и автобиографическая анкета. Обычно заполнение такого бланка является первым шагом в большинстве процедур отбора. С его помощью можно получить базовую информацию, ис- пользуемую на последующих этапах, а также выявить неквалифицированных заявителей. Количество пунктов анкеты должно быть мини- мальным, и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность буду- щей работы претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность от- каза от ответа на пункт;.пронумерованные пункты дол- жны вытекать один из другого. Анкета может запра- шивать данные о здоровье, складе ума кандидата, о ситуациях, с которыми ему приходилось сталкивать- ся на работе. Могут быть заданы вопросы о мнении претендента по какому-либо поводу, например: «Что Вы думаете о переводе на работу в другой город?» Стандартными ответами могут быть: «Переведусь с удовольствием», «Не прочь попробовать», «Соглашусь на перевод», «Откажусь от перевода». Чтобы использовать анкету как метод отбора, спе- циалист по кадрам должен сравнить каждый ее пункт с установленными критериями результативного отбора. Другой разновидностью анкет биографических дан- ных является «сравнительный бланк заявлений», ис- пользуемый как систематический механизм отбора. Такие анкеты применяются в США для прогнозирова- ния производительности труда и количества увольнений. Хорошим подходом является изучение характери- стик действующих работников с распределением их на три категории эффективности: высшую, среднюю и низшую по одному из критериев результативности. Это делает возможным разработку «взвешенных» вопрос- 814 ников, полезных при найме таких категорий работни-
Глава 3. Паиск, отбор и набор персонала ков, как продавцы, клерки, промышленные рабочие, секретари и руководители нижнего уровня. «Вес», придаваемый тем или иным характеристикам, оцени- вается по шкале важности: «значения не имеет» (0); «важная» (±1); «очень важная» (±2). Затем эти цифры обобщаются для всех заявителей. В результате нани- мают того, кто обнаруживает наибольший положитель- ный результат, отвечающий минимуму, показанному результативными работниками предприятия. Баллы важности отдельных характеристик меня- ются в зависимости от работы и профессии. Они могут меняться и во времени. В идеале анкета должна со- ставляться отдельно для каждого типа работы и орга- низации. В США Комиссия по обеспечению равных прав на труд обнаружила, что содержание многих бланков-за- явлений дискриминирует представителей меньшинств и женщин, а зачастую вообще мало относится к рабо- те. Поэтому многие вопросы были запрещены. Ниже приводятся те из них, которых следует избегать вовсе или использовать с особой осторожностью: 1. вопросы относительно расовой и национальной принадлежности, цвета кожи, вероисповедания. 2. вопросы относительно арестов и судимостей (за исключением тех случаев, когда этого требует ха- рактер работы). 3. вопросы, касающиеся уровня благосостояния пре- тендента. Обследование 151 крупнейшего работодателя, про- ' веденное в США, продемонстрировало, что в вопросни- ках 149 из них содержался по крайней мере 1 «незакон- ный» вопрос претендентам на вакантные позиции343. Это недвусмысленно указывало на необходимость тщатель- ной проверки и изменения бланков-заявлений. Как правило, информация, содержащаяся в блан- ке-заявлении, рассматривается сотрудником отдела кадров на предмет соответствия квалификации заяви- теля требованиям, предъявляемым работой. Точность информации, содержащейся в бланке- заявлении, является предметом многочисленных деба- тов. Вряд ли стоит полностью полагаться на эту инфор- мацию, особенно в условиях отсутствия каких-либо способов ее проверки. Часть данных может быть уточ- нена путем проверки рекомендательных писем. Пытаясь получить правдивую и точную информа- цию, многие работодатели требуют, чтобы заявитель в
II. Практический раздел обязательном порядке подписал заявление о том, что не скрывает и не искажает данные о себе. В противном случае ему угрожают немедленным отказом от найма на работу. Повышает ли подписание этого заявления точность получаемой информации, неизвестно. Тем не менее работодатели рассматривают фальсификацию бланка-заявления как серьезное нарушение, которое в случае обнаружения ведет к отказу в трудоустройстве. Часто во время заполнения формы заявления пре- тендента на рабочее место просят заполнить бланк ин- тимной (приватной) информации. Эта форма использу- ется компанией для получения от заявителя информации, которая может быть расценена как дискриминационная. Она заполняется претендентом на вакантную позицию по желанию. Информация, полученная с ее помощью, используется затем в статистических отчетах американ- ской Комиссии по обеспечению равных прав на труд с целью продемонстрировать, что работодатель не дискри- минирует в процессе отбора и приема на работу жен- щин и представителей различных меньшинств. Этап 2. Предварительное интервью. Цель проведения: • определить, соответствуют ли навыки, способнос- ти и предпочтения заявителя имеющимся в орга- низации вакантным позициям, то есть сможет ли он выполнять данную работу; • пояснить претендентам, какие рабочие места сво- бодны и каковы требования, предъявляемые ими к работникам; • получить ответ на вопрос, заинтересован ли пре- тендент в данной работе; • ответить на любые вопросы заявителей относитель- но имеющихся вакансий и компании-работодателя. Предварительное интервью имеет место до или после того, как претендент на свободную вакансию за- полнит бланк-заявление. Как правило, это короткое ис- следовательское интервью, которое в большинстве слу- чаев проводится специалистами отдела кадров. В ходе этого интервью вычленяются неквалифицированные или «неинтересные» работники. Вопросы, задаваемые в процессе проведения интервью, должны относиться к работе и проверяться на валидность. Этап 3. Тестирование. Тестирование заявителей является одной из наи- 816 более противоречивых стадий процедуры отбора на-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.072 с.) |