Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава ID . Каналы вертикальной мобильности
Влияние внешних условий, а также фактора целей и задач деятельности, под которую подбирается коман- да, практически не изучено и не описано в литературе. Сформулируем основные отличия административ- ной системы управления и менеджмента: АдминистративнаясистемаМенеджмент Непрофильные знания Профильные знания Свидетельство о формальной Переход формальной квалификации квалификации в реальную Искусство управления Искусство управления людьми людьми приобретается при приобретается в процессе обучении работы Итак, два механизма — общественная работа и профессиональная работа — являют собой два скорост- ных лифта наверх. Между собой они нередко вступали в противоречие. Выполняя большой объем обществен- ной работы, человек депрофессионализировался как бывший инженер или конструктор. Если он продвигал- ся по профессиональной лестнице, то не мог не быть членом партии, поскольку для каждого управленчес- кого поста в административной системе было обяза- тельным требование совмещения профессионального и общественного лица. Двойное требование определяло противоречивую модель поведения людей. Нередко приходилось работать «на два фронта» и делать одно в ущерб другому. Наверху административной системы неизбежно стояли профессиональные социальные игроки, а не про- фессиональные управленцы. В лице людей, прошедших школу общественной работы, общество получило закры- тую группу по типу мафиозной организации, исповеду- ющую избирательность подхода к людям, избиратель- ность в оценке людей и одновременно избирательность вознаграждения. Как только появляется закрытая груп- па (директор и его приближенные — «король и его двор»), большая часть вознаграждения поступает имен- но в эту хруппу. У остальных членов трудового коллекти- ва формируется убеждение в несправедливости распре- деления социальных благ. Такая несправедливость убивает мотивацию достижения у тех, кто находится внизу. Начинает действовать закон подражания: если одним можно пробраться наверх в обход легитимных правил, то, значит, и другим можно сделать то же самое. Работники организации смотрят, как успешно продви- гаются те, кто сделал себе партийную или профессио-
Теоретический раздел нальную карьеру и оказался наверху. Они угождают, предают, играют по нечестным правилам. Это и есть лучший способ достичь максимальных социальных благ. Как только в массовое сознание внедряется сте- реотип законности обходных путей, появляется новый феномен — терпимость к беззаконию. Когда формируется терпимость по отношению к незаконным действиям руководителей или тех, кто соби- рается стать руководителем, возникает и другое негатив- ное явление — отсутствие критики по отношению к ру- ководителям. С них не спрашивают за те незаконные действия, которые они совершают. Раз нет критики, зна- чит не действует механизм обратной связи. Следователь- но, массы не становятся в позицию активных субъектов и не заставляют руководителей быть ответственными. В административной системе господствовал прин- цип номенклатурного назначения на должность. Как бы к этому ни относился трудовой коллектив, но директо- ром всегда назначали того человека, который нужен был высшему эшелону власти или управленческой элите. Таким образом, существуют два механизма назна- чения на высшую руководящую должность: 1) путь снизу — выбор руководителя (демократичес- кий путь); 2) путь сверху — назначение или делегирование ру- ководителя (авторитарный путь). Когда мы говорим о том, что при социализме функ- ционировал институт подготовки резерва управленцев, куда зачисляли перспективную молодежь, мы немного обманываемся. Часто на командные посты ставили людей со стороны. Возникает вопрос: а почему не выдвигают людей снизу, своего человека, знающего правила игры? По- чему чаще выдвигают не снизу, а назначают сверху? Потому что наверху находится та самая номенклатура, которая распределяет престижные вакансии. В усло- виях административной системы механизм выборных руководителей служил камуфляжем. Ведущим был ме- ханизм номенклатурного назначения. Назначение ру- ководителя со сто ориентированных лично на него.
Как только «князь» привел свою команду, его спут- ники, расставленные по средним постам (начальник цеха, начальник отдела и т. д.), также начинали подби- рать себе преданные команды. Выстраивалась пира- мида личной преданности, а из нее вырастала пирами- 518 да терпимости и всепрощения.
Глав а 10. Каналы вертикальной мобильности Однако создавать всю пирамиду только из предан- ных людей нельзя, потому что преданные люди могут оказаться непрофессионалами. В какой-то момент ди- летант непременно подведет своего опекуна. Значит, среди исполнителей должны быть хорошие професси- оналы и талантливые исполнители. Их можно брать со стороны, но не продвигать, а держать на своем месте, указывать им. И только если кто-то из них проявит или докажет свою полезность, его можно взять в команду.
Закон Шайодя и принцип Питера
Если механизм общественной работы мешает ра- боте профессиональной, выбрасывая наверх неподго- товленные кадры, то каким образом наша страна умуд- рилась добиться больших успехов? Дело в том, что существует еще один универсально-исторический за- кон. Он состоит из двух частей: принципа Питера и закона Файоля. Принцип Питера гласит, что в должностной иерар- хии каждый руководитель продвигается до уровня своей некомпетентности. Закон Файоля говорит о том, что руководитель дол- жен продвигаться именно потому, что становится некомпетентным. Иными словами, руководитель с продвижением по ступенькам иерархии становится не- компетентным как технический специалист, но все более компетентным как управленец. Дело в том, что объем узкотехнических знаний на каждом следующем уровне снижается, а объем общеуправленческих зна- ний возрастает. Сама по себе иерархия — это ограниченный ин- ститут, который не позволяет высшему лицу проявить весь свой потенциал. Естественно, что, когда наверх продвигаются не самые компетентные люди, качество управленческих решений снижается. Пожалуй, это можно назвать условием ограниченной эффективнос- ти управления. Рассмотрим принцип Питерса на примере. Ситу- ация простая: вы — талантливый инженер, вас заметил начальник и поручил вам возглавить группу. Вы возглав- ляете ее и тратите , на управленческие функции 15 — 20% своего времени, умений и т.п. (при том, что раньше все 100% уходили на инженерное обязанности). 513 Таким образом, на 80% вы справляетесь со своими обязанностями, решая одновременно и управленческие задачи. Освобождается место начальника цеха, и вам предлагают занять его. Объем времени, уходящего у вас на управленческие обязанности возрастает до 50% или даже до 70%, и вы все реже занимаетесь инженер- ными разработками (забываете о профильной работе). Если вы успешно справляетесь с работой начальника цеха, то вас продвигают дальше, например назначают директором. Вот здесь вы уже не инженер. Через 10 — 15 лет карьеры вы совсем забываете инженерные на- выки. Может быть, вы становитесь профессиональным руководителем? Но откуда у вас возьмутся соответству- ющие навыки, если вас продвигают, не посылая на курсы повышения квалификации? Все, что вы приобрели, — узкий опыт управления людьми отдельно взятой компании. И вы считаете пра- вилом то, как здесь обращаются с людьми, превращая собственный эмпирический опыт в некоторый управ- ленческий эталон.
Когда вы были начальником группы, то держали подчиненных в «ежовых рукавицах», и это имело успех. Вас повысили, и вы снова обратилисьь к опыту (авто- ритарный метод), имевшему успех, полагая, что он принесет удачу. Однако это не так: в малой группе можно быть авторитарным руководителем, а в цехе — нельзя. Увеличилось количество подчиненных, увеличилось число функций, а значит, должны измениться и методы управления, но они не изменились, и, в конце концов, вас начинают считать плохим руководителем. Для того чтобы вы наращивали свой потенциал как руководитель, вас должны регулярно посылать на курсы переподго- товки (в некоторых странах существует понятие посто- янного, пожизненного образования, когда работники все время учатся, получают все новые и новые знания). Про- двигаясь по должностной иерархии в компании, вы учи- тесь только на собственных ошибках, а обучаясь на курсах повышения квалификации — на чужих. Следовательно, если руководитель не имеет досту- па к внешней информации, внешним знаниям, тому, что происходит в других компаниях, он не может быть компетентным. В результате такой руководитель дохо- дит до своего потолка — и как инженер, и как управ- леннец он себя исчерпал. Согласно закону файоля, по мере того, как вы 520 продвигаетесь снизу вверх, надобность в ваших узких
Глава ID. Каналы вертикальней мобильности специальных знаниях сокращается, а потребность в об- щеуправленческих функциях возрастает. Принцип Пи- тера и закон Файоля не противоречат, а дополняют друг друга. Закон Файоля объясняет, почему человек должен доходить до уровня полной некомпетентности, это объек- тивный закон. Допустим, директором стал человек, давно забывший инженерные знания, но они ему и не нужны, у него есть штат специалистов, и он ничем не рискует. Предполо- жим, приезжают иностранцы и предлагают ему заклю- чить выгодный контракт, касающийся новых технологий. Однако он в них не разбирается, поскольку те техноло- гии, которым его обучали 20 лет назад, давно устарели, а он не пополнил свои инженерные знания. Может ли он грамотно оценить договор? Нет, но у него есть консуль- танты (люди, которые не прошли всей иерархии и не дошли до уровня своей некомпетентности, постоянно пополняющие свои инженерные знания; нужные не как управленцы, а как специалисты). Следовательно,
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.009 с.) |