Статья 1017. Понятие товарного знака (знака обслуживания)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 1017. Понятие товарного знака (знака обслуживания)



1. Товарным знаком (знаком обслуживания) признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных то­варов или услуг других лиц.

2. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словес­ные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинация.

3. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цве­товом сочетании.

1. Статья 1017 ГК воспроизводит определение товарного знака, ко­торое содержится в п. 1 ст. 1 Закона «О товарных знаках (знаках обслу­живания)».

Назначение и правовой режим товарного знака и знака обслужива­ния одинаковы. Их отличие состоит в том, что первый идентифицирует товары, а второй – работы и услуги по признаку их изготовителей или лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги. Далее в коммен­тарии к ст. 1017-1023 ГК употребляется один термин – «товарный знак» в соответствующем падеже.

Товарный знак выполняет не только отличительную, но и реклам­ную функцию, поскольку оказывает на потребителя сильное эмоцио­нальное воздействие.

2. Примерный перечень способов и форм, которые могут исполь­зоваться в качестве товарных знаков, содержится в п. 2 ст. 1017 ГК. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы, в частнос­ти, обозначения, которые могут быть представлены в графической форме:

словесные, включая имена собственные (например, «Из рук в руки», «Казбек», «Coca-Cola», «Ford»;

буквенные (например, МТЗ, МАЗ);

цифровые;

изобразительные (например, изображение животного, разных ри­сунков, различных символов, природных и иных объектов);

сочетания цветов;

объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку (на­пример, оригинальный флакон для духов, оригинальная форма бутыл­ки для водки);

комбинация таких обозначений.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цве­товом сочетании.

На первый взгляд, законодательными актами признаются товарным знаком такие обозначения, которые воздействуют на зрительное вос­приятие. Однако слова и «другие обозначения» в п. 2 ст. 1017 ГК и «в частности» в п. 2 ст. 1 Закона «О товарных знаках (знаках обслужива­ния)» дают основания сделать вывод, что в Беларуси в качестве товар­ного знака могут использоваться звуковые, световые и иные обозначе­ния. Так, звуковые обозначения могут использоваться в качестве по­зывных сигналов радиостанции или телевизионного канала. В качест­ве товарного знака в англосаксонской семье права регистрируются со­четания цветов.

Весьма проблематично использование в качестве товарного знака запаха. В некоторых случаях обонятельные знаки все же используются в качестве товарных знаков, например, в Австралии, Великобритании.

3. Независимо от способов и форм, которые могут использоваться в качестве обозначения товарного знака, он должен быть относитель­но новым. Это требование к обозначению, которое может быть заре­гистрировано в качестве товарного знака, вытекает из ст. 10bis Париж­ской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.). Она требует от участников названной Конвенции по инициативе ад­министрации, если это допускается законодательством данной стра­ны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или при­знавать недействительной регистрацию и запрещать применение то­варного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами Парижской конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составляющая часть товарного знака представляет собой воспроизве­дение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вы­звать смешение с ним.

Республика Беларусь, являясь членом Парижской конвенции, в За­коне «О товарных знаках (знаках обслуживания)» установила правило, обеспечивающее выполнение требований ст. 6bis названной Конвенции. Пункт 1 ст. 5 названного Закона предусматривает, что не могут быть за­регистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождествен­ные или сходные до их смешения с:

зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Респуб­лике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним при­оритетом товарными знаками в отношении однородных товаров;

товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Бела­русь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров;

товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в ус­тановленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров.

Регистрация обозначения, сходного до степени смешения с указан­ным в п. 1 ст. 5 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания)» то­варным знаком, допускается при условии предоставления письменного согласия владельца такого знака.

Изображение, зарегистрированное в качестве товарного знака в дру­гой стране, может быть зарегистрировано и в Республике Беларусь. Ис­ключение составляют товарные знаки, охраняемые в Республики Бела­русь на основании международных соглашений, участником которых она является.

4. В соответствии со ст. 4 Парижской конвенции, любое лицо, над­лежащим образом подавшее заявку на товарный знак в одной из стран Парижского союза, или правопреемник этого лица в течение шести месяцев пользуется для подачи заявки в других странах правом кон­венционного приоритета. Приоритетом товарного знака, помещенно­го на экспонатах официальных или официально признанных между­народных выставок, организованных на территории одного из госу­дарств-участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.), может устанавливаться по дате начала откры­того показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если в патентный орган заявка на товарный знак подана в течение шести ме­сяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака может устанавли­ваться по дате приоритета международной заявки на регистрацию то­варного знака, поданной в соответствии с международными договора­ми Республики Беларусь (ст. 7 Закона «О товарных знаках (знаках об­служивания)»).

Международная заявка на регистрацию товарного знака подается в соответствии с правилами Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (1891 г.) Республика Беларусь является участником этого Соглашения. Заявка на международную регистрацию направляет­ся в ведомство страны происхождения. Последнее проверяет и удосто­веряет, что знак в том виде, в каком он содержится в заявке на междуна­родную регистрацию, внесен в национальный реестр товарных знаков на имя заявителя и что товары и (или) услуги, перечисленные в между­народной заявке, покрываются национальной регистрацией, и отправ­ляет заявку в Международное бюро ВОИС.

5. Не всякое обозначение товара может быть зарегистрировано в ка­честве товарного знака. Ст. 4 Закона «О товарных знаках (знаках обслу­живания)» содержит перечень абсолютных оснований для отказа в ре­гистрации в качестве товарных знаков. Это обозначения:

не имеющие признаков различия (набор цифр, букв в обычном ис­полнении без определенных модификаций и т.п.);

вошедшие во всеобщее употребление как обозначение товаров опре­деленного вида, например, пенициллин, целлофан;

являющиеся общепринятыми символами и терминами, например, щит и меч; женщина с завязанными глазами, в руках которой весы, для обозначения книг юридической тематики;

состоящие исключительно из знаков, используемых для обозначе­ния вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности това­ров, а также места и времени их производства или сбыта, например, мо­торное масло, октановый бензин;

представляющие собой форму товара или его упаковку, отличающи­еся исключительно или, главным образом, сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, сущест­венной ценностью товара.

Все эти обозначения могут включаться в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения. Они могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, если они на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака фактически приобрели различительный характер в результате исполь­зования;

обозначения, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государства, флаги, эмблемы и со­кращенные или полные наименования международных межправитель­ственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ни­ми до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;

являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потре­бителя относительно товара, места его происхождения или его изгото­вителя, например, изображение Бранденбургских ворот в Берлине на товарах, изготовленных в другой стране;

представляющие собой или содержащие указание места происхож­дения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу между­народных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

противоречащие публичному порядку, принципам гуманности, мо­рали, например, порнографические рисунки, слова расистского содер­жания и т.д.

Статья 5 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания)» содер­жит перечень иных оснований для отказа в регистрации изображения в качестве товарных знаков. Пункт 1 этой статьи установил обозначения, которые не могут быть зарегистрированы из-за отсутствия относительной новизны. О них было сказано выше. Пункт 3 этой же статьи к чис­лу иных оснований для отказа в регистрации относит обозначения, на­рушающие права других лиц на:

фирменное наименование (или их части) в отношении однородных товаров;

промышленные образцы, если промышленный образец обладает бо­лее ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;

наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Респуб­лике Беларусь;

авторские права на известные в Республике Беларусь произведения науки, литературы и искусства. В частности, не могут быть зарегистри­рованы в качестве товарного знака без согласия обладателя авторского права или его правопреемника названия известных в Республике Бела­русь произведений, цитаты или персонажи из них, произведения искус­ства или фрагменты из них, названия известных в Республике Беларусь периодических изданий;

не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков фами­лии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их на­следников, а также знаки систем сертификации, охраняемые в установ­ленном законодательством порядке.

Различают обычные и общеизвестные товарные знаки. В отличие от обычных товарных знаков общеизвестные товарные знаки охра­няются независимо от их регистрации (ст. 6bis Парижской конвен­ции по охране промышленной собственности (1883 г.). Общеизвест­ным признается товарный знак, хорошо известный широкому кругу потребителей товаров, обозначенных таким знаком. Примером та­кого знака может быть обозначение: Coca-Cola, Kodak, Marlboro, Казбек.

6. Регулирование отношений по приобретению прав на товарный знак осуществляется не только ГК и Законом «О товарных знаках (зна­ках обслуживания)», но и актами патентного ведомства:

Правилами составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания), утвержденными постановлением Государ­ственного патентного комитета Республики Беларусь от 23 февраля 2001 г. № 7 (Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь, 2001 г. № 30, 8/5205);

Правилами ведения дел по заявку на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) с Государственным патентным комитетом Республики Беларусь, утвержденными тем же постановлением от 23 февра­ля 2001 г. № 7 (Национальный реестр правовых актов Республики Бе­ларусь, 2001 г., № 30, 8/5205);

Правилами признания товарного знака общеизвестным в Республи­ке Беларусь, утвержденными постановлением Государственного па­тентного комитета Республики Беларусь от 9 августа 2001 г. № 2 (Наци­ональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 85, 8/6905);

Правилами рассмотрения и регистрации договоров уступки товар­ного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на ис­пользование товарного знака, утвержденными приказом Государствен­ного патентного комитета Республики Беларусь от 30 сентября 1998 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. № 6. 8/14; 2001 г., №20, 8/4930).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.005 с.)