Статья 1017. Понятие товарного знака (знака обслуживания) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 1017. Понятие товарного знака (знака обслуживания)

Поиск

1. Товарным знаком (знаком обслуживания) признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных то­варов или услуг других лиц.

2. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словес­ные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинация.

3. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цве­товом сочетании.

1. Статья 1017 ГК воспроизводит определение товарного знака, ко­торое содержится в п. 1 ст. 1 Закона «О товарных знаках (знаках обслу­живания)».

Назначение и правовой режим товарного знака и знака обслужива­ния одинаковы. Их отличие состоит в том, что первый идентифицирует товары, а второй – работы и услуги по признаку их изготовителей или лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги. Далее в коммен­тарии к ст. 1017-1023 ГК употребляется один термин – «товарный знак» в соответствующем падеже.

Товарный знак выполняет не только отличительную, но и реклам­ную функцию, поскольку оказывает на потребителя сильное эмоцио­нальное воздействие.

2. Примерный перечень способов и форм, которые могут исполь­зоваться в качестве товарных знаков, содержится в п. 2 ст. 1017 ГК. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы, в частнос­ти, обозначения, которые могут быть представлены в графической форме:

словесные, включая имена собственные (например, «Из рук в руки», «Казбек», «Coca-Cola», «Ford»;

буквенные (например, МТЗ, МАЗ);

цифровые;

изобразительные (например, изображение животного, разных ри­сунков, различных символов, природных и иных объектов);

сочетания цветов;

объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку (на­пример, оригинальный флакон для духов, оригинальная форма бутыл­ки для водки);

комбинация таких обозначений.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цве­товом сочетании.

На первый взгляд, законодательными актами признаются товарным знаком такие обозначения, которые воздействуют на зрительное вос­приятие. Однако слова и «другие обозначения» в п. 2 ст. 1017 ГК и «в частности» в п. 2 ст. 1 Закона «О товарных знаках (знаках обслужива­ния)» дают основания сделать вывод, что в Беларуси в качестве товар­ного знака могут использоваться звуковые, световые и иные обозначе­ния. Так, звуковые обозначения могут использоваться в качестве по­зывных сигналов радиостанции или телевизионного канала. В качест­ве товарного знака в англосаксонской семье права регистрируются со­четания цветов.

Весьма проблематично использование в качестве товарного знака запаха. В некоторых случаях обонятельные знаки все же используются в качестве товарных знаков, например, в Австралии, Великобритании.

3. Независимо от способов и форм, которые могут использоваться в качестве обозначения товарного знака, он должен быть относитель­но новым. Это требование к обозначению, которое может быть заре­гистрировано в качестве товарного знака, вытекает из ст. 10bis Париж­ской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.). Она требует от участников названной Конвенции по инициативе ад­министрации, если это допускается законодательством данной стра­ны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или при­знавать недействительной регистрацию и запрещать применение то­варного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами Парижской конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составляющая часть товарного знака представляет собой воспроизве­дение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вы­звать смешение с ним.

Республика Беларусь, являясь членом Парижской конвенции, в За­коне «О товарных знаках (знаках обслуживания)» установила правило, обеспечивающее выполнение требований ст. 6bis названной Конвенции. Пункт 1 ст. 5 названного Закона предусматривает, что не могут быть за­регистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождествен­ные или сходные до их смешения с:

зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Респуб­лике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним при­оритетом товарными знаками в отношении однородных товаров;

товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Бела­русь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров;

товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в ус­тановленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров.

Регистрация обозначения, сходного до степени смешения с указан­ным в п. 1 ст. 5 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания)» то­варным знаком, допускается при условии предоставления письменного согласия владельца такого знака.

Изображение, зарегистрированное в качестве товарного знака в дру­гой стране, может быть зарегистрировано и в Республике Беларусь. Ис­ключение составляют товарные знаки, охраняемые в Республики Бела­русь на основании международных соглашений, участником которых она является.

4. В соответствии со ст. 4 Парижской конвенции, любое лицо, над­лежащим образом подавшее заявку на товарный знак в одной из стран Парижского союза, или правопреемник этого лица в течение шести месяцев пользуется для подачи заявки в других странах правом кон­венционного приоритета. Приоритетом товарного знака, помещенно­го на экспонатах официальных или официально признанных между­народных выставок, организованных на территории одного из госу­дарств-участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.), может устанавливаться по дате начала откры­того показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если в патентный орган заявка на товарный знак подана в течение шести ме­сяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака может устанавли­ваться по дате приоритета международной заявки на регистрацию то­варного знака, поданной в соответствии с международными договора­ми Республики Беларусь (ст. 7 Закона «О товарных знаках (знаках об­служивания)»).

Международная заявка на регистрацию товарного знака подается в соответствии с правилами Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (1891 г.) Республика Беларусь является участником этого Соглашения. Заявка на международную регистрацию направляет­ся в ведомство страны происхождения. Последнее проверяет и удосто­веряет, что знак в том виде, в каком он содержится в заявке на междуна­родную регистрацию, внесен в национальный реестр товарных знаков на имя заявителя и что товары и (или) услуги, перечисленные в между­народной заявке, покрываются национальной регистрацией, и отправ­ляет заявку в Международное бюро ВОИС.

5. Не всякое обозначение товара может быть зарегистрировано в ка­честве товарного знака. Ст. 4 Закона «О товарных знаках (знаках обслу­живания)» содержит перечень абсолютных оснований для отказа в ре­гистрации в качестве товарных знаков. Это обозначения:

не имеющие признаков различия (набор цифр, букв в обычном ис­полнении без определенных модификаций и т.п.);

вошедшие во всеобщее употребление как обозначение товаров опре­деленного вида, например, пенициллин, целлофан;

являющиеся общепринятыми символами и терминами, например, щит и меч; женщина с завязанными глазами, в руках которой весы, для обозначения книг юридической тематики;

состоящие исключительно из знаков, используемых для обозначе­ния вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности това­ров, а также места и времени их производства или сбыта, например, мо­торное масло, октановый бензин;

представляющие собой форму товара или его упаковку, отличающи­еся исключительно или, главным образом, сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, сущест­венной ценностью товара.

Все эти обозначения могут включаться в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения. Они могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, если они на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака фактически приобрели различительный характер в результате исполь­зования;

обозначения, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государства, флаги, эмблемы и со­кращенные или полные наименования международных межправитель­ственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ни­ми до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;

являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потре­бителя относительно товара, места его происхождения или его изгото­вителя, например, изображение Бранденбургских ворот в Берлине на товарах, изготовленных в другой стране;

представляющие собой или содержащие указание места происхож­дения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу между­народных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

противоречащие публичному порядку, принципам гуманности, мо­рали, например, порнографические рисунки, слова расистского содер­жания и т.д.

Статья 5 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания)» содер­жит перечень иных оснований для отказа в регистрации изображения в качестве товарных знаков. Пункт 1 этой статьи установил обозначения, которые не могут быть зарегистрированы из-за отсутствия относительной новизны. О них было сказано выше. Пункт 3 этой же статьи к чис­лу иных оснований для отказа в регистрации относит обозначения, на­рушающие права других лиц на:

фирменное наименование (или их части) в отношении однородных товаров;

промышленные образцы, если промышленный образец обладает бо­лее ранним приоритетом по сравнению с заявленными на регистрацию товарными знаками;

наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Респуб­лике Беларусь;

авторские права на известные в Республике Беларусь произведения науки, литературы и искусства. В частности, не могут быть зарегистри­рованы в качестве товарного знака без согласия обладателя авторского права или его правопреемника названия известных в Республике Бела­русь произведений, цитаты или персонажи из них, произведения искус­ства или фрагменты из них, названия известных в Республике Беларусь периодических изданий;

не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков фами­лии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их на­следников, а также знаки систем сертификации, охраняемые в установ­ленном законодательством порядке.

Различают обычные и общеизвестные товарные знаки. В отличие от обычных товарных знаков общеизвестные товарные знаки охра­няются независимо от их регистрации (ст. 6bis Парижской конвен­ции по охране промышленной собственности (1883 г.). Общеизвест­ным признается товарный знак, хорошо известный широкому кругу потребителей товаров, обозначенных таким знаком. Примером та­кого знака может быть обозначение: Coca-Cola, Kodak, Marlboro, Казбек.

6. Регулирование отношений по приобретению прав на товарный знак осуществляется не только ГК и Законом «О товарных знаках (зна­ках обслуживания)», но и актами патентного ведомства:

Правилами составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания), утвержденными постановлением Государ­ственного патентного комитета Республики Беларусь от 23 февраля 2001 г. № 7 (Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь, 2001 г. № 30, 8/5205);

Правилами ведения дел по заявку на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) с Государственным патентным комитетом Республики Беларусь, утвержденными тем же постановлением от 23 февра­ля 2001 г. № 7 (Национальный реестр правовых актов Республики Бе­ларусь, 2001 г., № 30, 8/5205);

Правилами признания товарного знака общеизвестным в Республи­ке Беларусь, утвержденными постановлением Государственного па­тентного комитета Республики Беларусь от 9 августа 2001 г. № 2 (Наци­ональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 85, 8/6905);

Правилами рассмотрения и регистрации договоров уступки товар­ного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на ис­пользование товарного знака, утвержденными приказом Государствен­ного патентного комитета Республики Беларусь от 30 сентября 1998 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. № 6. 8/14; 2001 г., №20, 8/4930).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.0.42 (0.015 с.)