Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 68 недобросовестная конкуренция
Статья 1029. Недопущение недобросовестной конкуренции Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается. Недобросовестной конкуренцией признаются: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение с отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов; 2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента; 4) другие действия, противоречащие требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности. 1. Конкуренция как экономическое явление характеризуется тем, что субъекты хозяйствования ведут борьбу за покупателя, заказчика, клиента, стремясь добиться преимуществ в предпринимательской деятельности. Такая борьба должна вестись «честными», «добросовестными» методами в целях обеспечения осуществления прав хозяйствующих 134 субъектов на свободную конкуренцию, а также для защиты прав и законных интересов потребителей. 2. Легальное определение недобросовестной конкуренции содержится в ст. 1 Закона от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в редакции Закона от 10 января 2000 г. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 2000 г., № 7, ст. 49; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 138, 2/903). Под недобросовестной конкуренцией понимаются «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации». 3. Исходя из приведенного определения, а также.положений комментируемой статьи, можно выделить следующие признаки недобросовестной конкуренции:
1) это действия, т. е. активное поведение хозяйствующих субъектов на рынке. К хозяйствующим субъектам Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» относит физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять (ст. 1). Ими могут быть коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели; 2) цель недобросовестных конкурентных действий – приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности; 3) такие действия противоречат законодательству, а также требованиям добросовестности и разумности; 4) недобросовестные конкурентные действия могут причинить или причинили убытки другим конкурирующим субъектам хозяйствования либо нанести ущерб их деловой репутации. 4. Противоречат ли действия требованиям добросовестности и разумности должен решать суд, исходя из конкретных обстоятельств дела. При этом должны приниматься во внимание морально-этические принципы, сложившиеся в обществе, а также обычаи делового оборота. 5. Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от то- 135 го, зафиксированы ли они в каком-либо документе. На сегодняшний день правила поведения, которые в результате длительного и всеобщего применения признаются участниками предпринимательской деятельности в качестве обязательной деловой нормы, еще не сложились, и решающее значение имеют все-таки нормативные требования законодательства. Исходя из этого соображения, законодатель в части второй п. 4 комментируемой статьи относит к недобросовестной конкуренции именно противоправные действия. 6. В части второй комментируемой статьи содержится примерный перечень недобросовестных конкурентных действий (форм недобросовестной конкуренции). Положения ГК о формах недобросовестной конкуренции детализированы в законодательстве.
7. Пункт 1 ст. 142 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещает и признает неправомерными люб:.: г действия, способные вызвать смешение в отношении самих хозяйствующих субъектов, их товаров или предпринимательской деятельности, в том числе: незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на самих товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации; введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров; незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением; введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами. Законом о «О товарных знаках (знаках обслуживания)» от 5 февраля 1993 г., который действует в редакции Закона от 27 октября 2000 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 106, 2/222; 2002 г., № 87, 2/883), устанавливается ответственность за 136 несанкционированное использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения (ст. 29). В ходе этих действий преимущество в предпринимательской деятельности достигается за счет внешнего сходства товаров, работ, услуг субъекта хозяйствования с товарами, работами, услугами конкурента, которые за счет высокого качества, надежности, репутации и т.д. пользуются большим спросом на рынке. Поэтому действия этой группы еще называют «использованием результатов чужой работы», «паразитированием». 8. Пункт 2 ст. 142 Закона запрещает и признает неправомерными утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате: распространения хозяйствующим субъектом, непосредственно или через других лиц, в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента; распространения хозяйствующим субъектом, непосредственно или через других лиц, в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров. Указанные действия могут совершаться хозяйствующим субъектом как непосредственно, так и через других лиц. Дискредитирующие конкурента сведения и заявления могут распространяться в любой форме (устно или письменно) и любыми способами (через электронные и печатные средства массовой информации, в рекламных и иных изданиях и др.).
9. Пункт 3 ст. 142 Закона запрещает и признает неправомерными оказания или утверждения при осуществлении предпринимательской •еятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, 137 содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки. Таким образом, к введению в заблуждение относятся все действия, направленные на создание несоответствующего действительности представления о любых обстоятельствах, имеющих значение в процессе конкуренции. Введение в заблуждение отличается от ложных утверждений тем, что действия, квалифицируемые как введение в заблуждение, как правило, совершаются без вины. 10. К недобросовестной конкуренции относятся и другие действия, совершаемые при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат требованиям ГК и иных актов законодательства о конкуренции. Пункт 4 ст. 142 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещает ряд действий, направленных на дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурентов. К ним относятся: призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта в целях бойкотировання или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить; действия, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером; действия, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.
Все указанные действия могут совершаться хозяйствующим субъектом как непосредственно, так и через других лиц. Кроме того, запрещается распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств. 138 i 1 Одной из форм недобросовестной конкуренции является ненадлежащая реклама. Рекламная деятельность урегулирована Законом от }ь февраля 1997 г. «О рекламе» (Ведомости Национального собрания Геспубликн Беларусь, 1997 г., № 8, ст. 189), а также Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 1996 г. № 210 «О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности» (Собрание указов Президента ч постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 16, ст. 392; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 6, ст. 216; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 33, 1/291; 2002 г., № 43, 1/3612). Ненадлежащей рекламой признается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, нарушающая требования законодательства Республики Беларусь (ст. 2 Закона). Ненадлежащая реклама не допускается (ст. 5 Закона). 12. Недобросовестная реклама – реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о продукции (работах, услугах), виде деятельности рекламодателя (лица, деятельность или продукция (работы, услуги) которого рекламируются), распространение которых может привести к нарушению либо нарушает права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц (п. 1 Указа). Недобросовестная реклама не допускается (п. 2 Указа). 13. Недостоверная реклама – реклама, не соответствующая действительности. Недостоверная реклама не допускается (ст. 6 Закона). Указом Президента запрещаются следующие формы недостоверной рекламы: употребление рекламодателями, не являющимися биржами, фондовыми биржами или банками, в своих наименованиях соответственно слов: «биржа», «фондовая биржа», «банк», а также использование товарных знаков, эмблем и иной символики общественных объединений лицами, не имеющими на это права; рекламу акций и облигаций, не прошедших государственной регистрации; обещание либо гарантию в рекламе предстоящей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности; помещение в рекламе сведений об эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности за предшествующий период, не подтвержденных данными статистической отчетности или бухгалтерского баланса, заверенного аудитором.
14. Неэтичная реклама – реклама, которая содержит текстовую, зрительную и звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности; порочит объекты, являющиеся исто-рико-культурнымц ценностями; порочит государственные символы 139 (флаг, герб, гимн) Республики Беларусь или иного государства; порочит какое-либо юридическое или физическое лицо; содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также высказывания и образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента и (или) его товар; имитирует (копирует) общую композицию, текст, изображение, музыку и звуковые эффекты, используемые в рекламе других товаров. Неэтичная реклама не допускается (ст. 7 Закона). Кроме того, положения, запрещающие рекламу, дискредитирующую конкурента, а также рекламу, вводящую в заблуждение потребителей, и сравнительную рекламу содержатся в п. 2 названного Указа: не допускается распространение посредством рекламы негативной оценки качества продукции (работ, услуг) юридических и физических лиц. 15. Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе и путем использования в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции специальных видеовставок (двойной звукозаписи), а также распространяемая иными способами (ст. 8 Закона). К иным способам распространения скрытой рекламы относится реклама в средствах массовой информации под видом информационного, редакционного или авторского материала (часть вторая ст. 4 Закона). Скрытая реклама не допускается (ст. 8 Закона). 16. Законодательство Республики Беларусь устанавливает требования к рекламе в зависимости от способов ее распространения, объектов рекламы (товаров, работ, услуг или деятельности), видов хозяйствующих субъектов, а также в целях защиты несовершеннолетних. Статья 1030. Ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции Лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. Лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от недобросовестного конкурента возмещения причиненных убытков. 1. Комментируемая статья устанавливает гражданско-правовую ответственность за недобросовестную конкуренцию. Лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противо- 140 правные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. Кроме того, лицо может потребовать от недобросовестного конкурента возмещения убытков. 2. Гражданско-правовая ответственность устанавливается также иными законодательными актами. Статья 23 Закона от 18 февраля 1997 г. «О рекламе» закрепляет право лица, права и интересы которого нарушены ненадлежащей рекламой, обратиться в суд с иском о возмещении материального и морального вреда. Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 1996 г. № 210 «О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности» предусмотрена обязанность рекламодателя, чья реклама была признана недобросовестной, прекратить распространение такой рекламы в трехдневный срок. В отсутствие рекламодателя, а также при невыполнении им данного требования распространение недобросовестной рекламы прекращается городским или районным исполнительным комитетом. При этом исполнительный комитет вправе возместить понесенные расходы за счет рекламодателя. В случае распространения рекламодателем недобросовестной рекламы о ценных бумагах. Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь вправе приостановить либо запретить выпуск соответствующих ценных бумаг. Все убытки, причиненные таким запретом, возмещаются за счет рекламодателя. Средства массовой информации, разместившие недобросовестную рекламу, обязаны опубликовать решение о признании ее недобросовестной за свой счет (п. 4 Указа) в установленный срок. 3. Закон «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г. № 10, 2/839) предоставляет потребителю право требовать возмещения убытков, причиненных потребителю товарами, приобретенными в результате недобросовестной рекламы, в полном объеме. Статья 29 Закона «О товарных знаках (знаках обслуживания)» устанавливает, что защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака, кроме требований о прекращении нарушения и взыскании причиненных убытков, осуществляется также путем удаления с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения; ареста или уничтожения товаров, в отношении которых был незаконно применен товар-чый знак; наложения штрафа в пользу потерпевшей стороны в размере 141 стоимости товара; передачи в пользу потерпевшей стороны товара, на котором незаконно применен товарный знак. 4. За недобросовестную конкуренцию может наступать административная и уголовная ответственность. Административная ответственность предусмотрена за незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 15519 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Уголовным кодексом Республики Беларусь установлена ответственность за незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 248); дискредитацию деловой репутации конкурента (ст. 249); распространение ложной информации о товарах и услугах (ст. 250); коммерческий подкуп (ст. 252); коммерческий шпионаж (ст. 254); разглашение коммерческой тайны (ст. 255).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.021 с.) |