Глава 68 недобросовестная конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 68 недобросовестная конкуренция



Статья 1029. Недопущение недобросовестной конкуренции Недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается. Недобросовестной конкуренцией признаются:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать сме­шение с отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринима­тельской деятельности конкурентов;

2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской дея­тельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, ус­луги или предпринимательскую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществле­нии предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение отно­сительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;

4) другие действия, противоречащие требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении пред­принимательской деятельности.

1. Конкуренция как экономическое явление характеризуется тем, что субъекты хозяйствования ведут борьбу за покупателя, заказчика, клиента, стремясь добиться преимуществ в предпринимательской дея­тельности. Такая борьба должна вестись «честными», «добросовестны­ми» методами в целях обеспечения осуществления прав хозяйствующих

134

субъектов на свободную конкуренцию, а также для защиты прав и за­конных интересов потребителей.

2. Легальное определение недобросовестной конкуренции содер­жится в ст. 1 Закона от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монопо­листической деятельности и развитии конкуренции», в редакции Зако­на от 10 января 2000 г. (Ведомости Национального собрания Республи­ки Беларусь, 2000 г., № 7, ст. 49; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 138, 2/903). Под недобросовестной конкуренцией понимаются «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйст­вующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требова­ниям добросовестности и разумности и могут причинить или причини­ли убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нане­сти ущерб их деловой репутации».

3. Исходя из приведенного определения, а также.положений ком­ментируемой статьи, можно выделить следующие признаки недобросо­вестной конкуренции:

1) это действия, т. е. активное поведение хозяйствующих субъектов на рынке. К хозяйствующим субъектам Закон «О противодействии мо­нополистической деятельности и развитии конкуренции» относит фи­зические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осу­ществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие пра­во ее осуществлять (ст. 1). Ими могут быть коммерческие и некоммер­ческие организации, а также индивидуальные предприниматели;

2) цель недобросовестных конкурентных действий – приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности;

3) такие действия противоречат законодательству, а также требова­ниям добросовестности и разумности;

4) недобросовестные конкурентные действия могут причинить или причинили убытки другим конкурирующим субъектам хозяйствования либо нанести ущерб их деловой репутации.

4. Противоречат ли действия требованиям добросовестности и ра­зумности должен решать суд, исходя из конкретных обстоятельств дела. При этом должны приниматься во внимание морально-этические принципы, сложившиеся в обществе, а также обычаи делового оборота.

5. Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяе­мые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от то-

135

го, зафиксированы ли они в каком-либо документе. На сегодняшний день правила поведения, которые в результате длительного и всеобщего применения признаются участниками предпринимательской деятель­ности в качестве обязательной деловой нормы, еще не сложились, и ре­шающее значение имеют все-таки нормативные требования законода­тельства. Исходя из этого соображения, законодатель в части второй п. 4 комментируемой статьи относит к недобросовестной конкуренции именно противоправные действия.

6. В части второй комментируемой статьи содержится примерный перечень недобросовестных конкурентных действий (форм недобросо­вестной конкуренции).

Положения ГК о формах недобросовестной конкуренции детализи­рованы в законодательстве.

7. Пункт 1 ст. 142 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещает и признает неправо­мерными люб:.: г действия, способные вызвать смешение в отношении самих хозяйствующих субъектов, их товаров или предпринимательской деятельности, в том числе:

незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадле­жащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслу­живания), наименования места происхождения товара на самих това­рах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на вы­ставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;

введение в гражданский оборот товаров с незаконным использова­нием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуа­лизации участников гражданского оборота или их товаров;

незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствую­щего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;

введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации то­вара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хо­зяйствующими субъектами.

Законом о «О товарных знаках (знаках обслуживания)» от 5 февраля 1993 г., который действует в редакции Закона от 27 октября 2000 г. (На­циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 106, 2/222; 2002 г., № 87, 2/883), устанавливается ответственность за

136

несанкционированное использование товарного знака или обозначе­ния, сходного с ним до степени смешения (ст. 29).

В ходе этих действий преимущество в предпринимательской деятель­ности достигается за счет внешнего сходства товаров, работ, услуг субъ­екта хозяйствования с товарами, работами, услугами конкурента, кото­рые за счет высокого качества, надежности, репутации и т.д. пользуются большим спросом на рынке. Поэтому действия этой группы еще называ­ют «использованием результатов чужой работы», «паразитированием».

8. Пункт 2 ст. 142 Закона запрещает и признает неправомерными ут­верждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в резуль­тате:

распространения хозяйствующим субъектом, непосредственно или через других лиц, в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;

распространения хозяйствующим субъектом, непосредственно или через других лиц, в любой форме и любыми способами заявлений, ко­торые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйст­вующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника иму­щества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.

Указанные действия могут совершаться хозяйствующим субъектом как непосредственно, так и через других лиц. Дискредитирующие кон­курента сведения и заявления могут распространяться в любой форме (устно или письменно) и любыми способами (через электронные и пе­чатные средства массовой информации, в рекламных и иных изданиях и др.).

9. Пункт 3 ст. 142 Закона запрещает и признает неправомерными оказания или утверждения при осуществлении предпринимательской •еятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно харак­тера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к примене­нию или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяй­ствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений,

137

содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на сво­боду выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.

Таким образом, к введению в заблуждение относятся все действия, направленные на создание несоответствующего действительности представления о любых обстоятельствах, имеющих значение в процес­се конкуренции. Введение в заблуждение отличается от ложных утверж­дений тем, что действия, квалифицируемые как введение в заблужде­ние, как правило, совершаются без вины.

10. К недобросовестной конкуренции относятся и другие действия, совершаемые при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат требованиям ГК и иных актов законодательства о конкуренции. Пункт 4 ст. 142 Закона «О противодействии монополи­стической деятельности и развитии конкуренции» запрещает ряд дейст­вий, направленных на дезорганизацию предпринимательской деятель­ности конкурентов. К ним относятся:

призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта в целях бойкотировання или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремя­щегося в него вступить;

действия, направленные на препятствование формированию дело­вых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;

действия, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпри­нимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну кон­курента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работ­ников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на пред­полагающую такие блага работу.

Все указанные действия могут совершаться хозяйствующим субъек­том как непосредственно, так и через других лиц. Кроме того, запреща­ется распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и лю­быми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъяв­ляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств.

138

i 1 Одной из форм недобросовестной конкуренции является ненад­лежащая реклама. Рекламная деятельность урегулирована Законом от февраля 1997 г. «О рекламе» (Ведомости Национального собрания Геспубликн Беларусь, 1997 г., № 8, ст. 189), а также Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 1996 г. № 210 «О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности» (Собрание указов Президента ч постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 16, ст. 392; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 6, ст. 216; Националь­ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 33, 1/291;

2002 г., № 43, 1/3612). Ненадлежащей рекламой признается недобросо­вестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, нарушаю­щая требования законодательства Республики Беларусь (ст. 2 Закона). Ненадлежащая реклама не допускается (ст. 5 Закона).

12. Недобросовестная реклама – реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о продукции (работах, услугах), виде деятельности рекламодателя (лица, деятельность или продукция (рабо­ты, услуги) которого рекламируются), распространение которых может привести к нарушению либо нарушает права и охраняемые законом ин­тересы юридических и физических лиц (п. 1 Указа). Недобросовестная реклама не допускается (п. 2 Указа).

13. Недостоверная реклама – реклама, не соответствующая дейст­вительности. Недостоверная реклама не допускается (ст. 6 Закона). Ука­зом Президента запрещаются следующие формы недостоверной рекла­мы: употребление рекламодателями, не являющимися биржами, фон­довыми биржами или банками, в своих наименованиях соответственно слов: «биржа», «фондовая биржа», «банк», а также использование то­варных знаков, эмблем и иной символики общественных объединений лицами, не имеющими на это права; рекламу акций и облигаций, не прошедших государственной регистрации; обещание либо гарантию в рекламе предстоящей эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности; помещение в рекламе сведений об эффективности (доходности) рекламируемого вида деятельности за предшествующий период, не подтвержденных данными статистической отчетности или бухгалтерского баланса, заверенного аудитором.

14. Неэтичная реклама – реклама, которая содержит текстовую, зрительную и звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности; порочит объекты, являющиеся исто-рико-культурнымц ценностями; порочит государственные символы

139

(флаг, герб, гимн) Республики Беларусь или иного государства; порочит какое-либо юридическое или физическое лицо; содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром (товарами) других юриди­ческих или физических лиц, а также высказывания и образы, пороча­щие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента и (или) его товар; имитирует (копирует) общую композицию, текст, изображение, музыку и звуковые эффекты, используемые в рекламе других товаров. Неэтичная реклама не допускается (ст. 7 Закона). Кроме того, положе­ния, запрещающие рекламу, дискредитирующую конкурента, а также рекламу, вводящую в заблуждение потребителей, и сравнительную рек­ламу содержатся в п. 2 названного Указа: не допускается распростране­ние посредством рекламы негативной оценки качества продукции (ра­бот, услуг) юридических и физических лиц.

15. Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе и путем ис­пользования в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции специальных видеовставок (двойной звукозаписи), а также распространяемая иными способами (ст. 8 Закона). К иным способам распространения скрытой рекламы относится реклама в сред­ствах массовой информации под видом информационного, редакцион­ного или авторского материала (часть вторая ст. 4 Закона). Скрытая рек­лама не допускается (ст. 8 Закона).

16. Законодательство Республики Беларусь устанавливает требова­ния к рекламе в зависимости от способов ее распространения, объектов рекламы (товаров, работ, услуг или деятельности), видов хозяйствую­щих субъектов, а также в целях защиты несовершеннолетних.

Статья 1030. Ответственность за осуществление недобросо­вестной конкуренции

Лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано пре­кратить противоправные действия и опубликовать опровержение распрост­раненных сведений и действий, составляющих содержание недобросовест­ной конкуренции.

Лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требо­вать от недобросовестного конкурента возмещения причиненных убытков.

1. Комментируемая статья устанавливает гражданско-правовую от­ветственность за недобросовестную конкуренцию. Лицо, осуществляю­щее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противо-

140

правные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. Кроме того, лицо может потребовать от недобросовест­ного конкурента возмещения убытков.

2. Гражданско-правовая ответственность устанавливается также иными законодательными актами. Статья 23 Закона от 18 февраля 1997 г. «О рекламе» закрепляет право лица, права и интересы которого нарушены ненадлежащей рекламой, обратиться в суд с иском о возме­щении материального и морального вреда. Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 3 июня 1996 г. № 210 «О некоторых вопросах осуще­ствления рекламной деятельности» предусмотрена обязанность рекла­модателя, чья реклама была признана недобросовестной, прекратить распространение такой рекламы в трехдневный срок. В отсутствие рек­ламодателя, а также при невыполнении им данного требования распро­странение недобросовестной рекламы прекращается городским или районным исполнительным комитетом. При этом исполнительный ко­митет вправе возместить понесенные расходы за счет рекламодателя. В случае распространения рекламодателем недобросовестной рекламы о ценных бумагах. Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь вправе приостановить либо запретить выпуск со­ответствующих ценных бумаг. Все убытки, причиненные таким запре­том, возмещаются за счет рекламодателя. Средства массовой информа­ции, разместившие недобросовестную рекламу, обязаны опубликовать решение о признании ее недобросовестной за свой счет (п. 4 Указа) в ус­тановленный срок.

3. Закон «О защите прав потребителей» (Национальный реестр пра­вовых актов Республики Беларусь, 2002 г. № 10, 2/839) предоставляет потребителю право требовать возмещения убытков, причиненных по­требителю товарами, приобретенными в результате недобросовестной рекламы, в полном объеме. Статья 29 Закона «О товарных знаках (зна­ках обслуживания)» устанавливает, что защита гражданских прав от не­законного использования товарного знака, кроме требований о прекра­щении нарушения и взыскании причиненных убытков, осуществляется также путем удаления с товара или его упаковки незаконно используе­мого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени сме­шения, уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения; ареста или уничто­жения товаров, в отношении которых был незаконно применен товар-чый знак; наложения штрафа в пользу потерпевшей стороны в размере

141

стоимости товара; передачи в пользу потерпевшей стороны товара, на котором незаконно применен товарный знак.

4. За недобросовестную конкуренцию может наступать администра­тивная и уголовная ответственность. Административная ответствен­ность предусмотрена за незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 15519 Кодекса Республики Беларусь об административ­ных правонарушениях). Уголовным кодексом Республики Беларусь ус­тановлена ответственность за незаконное использование деловой репу­тации конкурента (ст. 248); дискредитацию деловой репутации конку­рента (ст. 249); распространение ложной информации о товарах и услу­гах (ст. 250); коммерческий подкуп (ст. 252); коммерческий шпионаж (ст. 254); разглашение коммерческой тайны (ст. 255).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.021 с.)