Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.



1. Круг охраняемых авторским правом объектов очень широк. Их пе­речень, составленный в зависимости от формы выражения, назначения, способа использования и ряда других условий, приведен в ст. 993 ГК.

Перечень охраняемых авторским правом объектов является откры­тым. В него входят:

1) Литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.).

В отличие от Закона «Об авторском праве и смежных правах», где термином «литературные произведения» охватываются выраженные в словесной форме художественные произведения, а также компьютер­ные программы и базы данных, в ст. 993 ГК под литературными произ­ведениями понимают любые оригинальные произведения, выраженные языковыми средствами в любой форме. К литературным относят худо­жественные, научные, учебные, публицистические произведения, вы­раженные в письменной, устной или электронной форме.

Как литературные охраняются следующие произведения:

а) книга, брошюры, статьи, иные произведения как художественно­го, так и научного содержания, предназначенные, главным образом, для публикации. Эти объекты относят к письменным произведениям;

б) лекции, речи, выступления, проповеди и иные устные произведе­ния. Охрана таких произведений средствами авторского права возмож­на, но достаточно сложна;

в) произведения личного характера – письма, дневники, иные доку­менты. Поскольку эти объекты носят частный характер и затрагивают личную сферу автора и близких ему лиц, использование таких произве­дений как объектов права должно осуществляться с соблюдением права

60

граждан, гарантированного ст. 28 Конституции: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство».

2) Драматические и музыкально-драматические произведения, про­изведения хореофафии и пантомимы, другие сценические произведе­ния.

Эти произведения объединяет то, что все они предназначены для ис­полнения на сцене. Однако если драматические произведения, содер­жание которых может быть изложено в словесной форме, можно отне­сти к произведению литературы, то музыкально-драматические произ­ведения являются составными (части таких произведений могут ис­пользоваться самостоятельно).

Содержание хореографических произведений, а также пантомим выражается средствами пластических движений человеческого тела (танцы, мимика). Хореографические произведения и пантомимы охра­няются действующим авторским законодательством без каких-либо особых условий.

Обычно хореографические произведения и пантомимы исполняют под музыку, и это сближает их с музыкально-драматическими произве­дениями. Но это – самостоятельный вид произведений.

3) Музыкальные произведения с текстом и без текста.

В этих произведениях художественные образы выражаются посред­ством звуков, образующих мелодию, которая составляет основу музы­кального произведения.

Действующее законодательство не предъявляет к объективной фор­ме музыкального произведения каких-либо особых требований. Глав­ным назначением музыкального произведения является его непосред­ственное восприятие на слух, поэтому основной объективной формой музыкального произведения является его исполнение. Однако испол­нению музыкального произведения должно сопутствовать выражение его в форме записи с помощью нотных знаков или в форме звукозапи­си, поскольку, во-первых, последующее воспроизведение исполнения, особенно сложных музыкальных произведений, даже специалистами практически невозможно, во-вторых, доказать факт неправомерного использования исполненного музыкального произведения очень сложно.

Действующее законодательство не содержит специального перечня музыкальных произведений, охраняемых авторским правом. В специ­альной юридической литературе и теории музыки определены следую-

61

щие виды музыкальных произведений: обработки, переложения, орке­стровки, аранжировки, вариации.

4) Аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, ди­афильмы и другие кино- и телепроизведения).

В Законе «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции от 11 августа 1998 г.) аудиовизуальное произведение определено как произве­дение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с со­провождением или без сопровождения их звуком), создающих впечат­ление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. К аудиовизуальным произ­ведениям относятся кинематографические и иные произведения, выра­женные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, ви­деофильмы и подобные произведения), независимо от способа их пер­воначальной или последующей фиксации.

Организационно-технические работы, а также выделение финансо­вых средств, необходимых для создания аудиовизуального произведе­ния, осуществляет, как правило, производитель аудиовизуального про­изведения – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя ини­циативу и ответственность за создание такого произведения. Посколь­ку интересы производителя аудиовизуального произведения должны учитываться в процессе использования аудиовизуального произведения в отношении последнего выделяют авторов: режиссера-постановщика, автора сценария и автора специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста, и производителя, к которому по договору на создание аудиовизуального произведения переходят исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором.

Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименова­ние либо требовать такого указания.

5) Произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства.

Отсутствие законодательного определения произведения изобрази­тельного искусства объясняют большим многообразием форм и техни­ческих способов выражения творческой мысли в таких произведениях. Как любой объект авторского права, произведение изобразительного искусства должно получить конкретное внешнее выражение. Оно со-

62

здается, как правило, в-единственном экземпляре и приобретает каче­ства уникальной вещи. Автор произведения изобразительного искусст­ва, с момента воплощения его в какой-либо объективной форме, явля­ется субъектом как права собственности, так и авторского права на со­зданный им объект. Когда автор передает право на использование про­изведения изобразительного искусства, он остается автором произве­дения, право собственности на материальный носитель, в котором во­площено произведение изобразительного искусства, переходит к поль­зователю. Между автором произведения изобразительного искусства и ею собственником возникает авторское правоотношение с определен­ной для его участников совокупностью прав и обязанностей, особен­ности которых отражены в действующем законодательстве об автор­ском праве.

6) Произведения прикладного искусства.

Они являются разновидностью произведений изобразительного ис­кусства. Этим объектам присущи два отличительных признака – утили­тарность и художественность исполнения. Произведения прикладного искусства как оригинальные художественные разработки воспроизво­дятся промышленным способом с целью создания товаров, предназна­ченных для удовлетворения культурных и бытовых потребностей лю­дей. Такими товарами являются ювелирные и галантерейные изделия, иные изделия из металла, фарфора, кожи, кости, пластмассы и других материалов.

Произведения прикладного искусства как объекты авторского права следует отличать от промышленных образцов, охраняемых правом про­мышленной собственности (см. комментарий к ст. 1000 ГК).

7) Произведения архитектуры, градостроительства и садово-парко-ного искусства.

Как и произведения декоративно-прикладного искусства, эти про­изведения имеют двойное назначение, так как призваны удовлетворять как духовные, так и определенные материальные потребности людей Авторским правом охраняются как сами произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, выраженные в виде зданий, сооружений, садов, парков и т. д., так и относящиеся к архи­тектуре произведения архитектурной графики и пластики – эскизы, чертежи, планы, рисунки и иные разработки, предшествующие строи­те;! ьству.

Произведения архитектуры пользуются охраной как результаты творческой деятельности, причем оригинальность такого произведения должна отражать личный вклад автора как в графическое оформление

63

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового ис- •.кусства (в эскиз, план и т. д.), так и в его объемное оформление, кото­рое проявляется в уже созданном объекте.

В процессе проектирования и непосредственно строительства, авто­ру оригинального архитектурного произведения приходится решать оп­ределенные инженерно-конструкторские и даже научные задачи. Полу­ченные результаты авторским правом не охраняются (хотя могут пред­ставлять основную ценность архитектурного произведения), так как ав­торским правом охраняется только форма произведения, но не его со­держание.

8) Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Законодательство исходит из признания фотографических произ­ведений, а также приравненных к ним произведений голографии, слайдов и иных произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, самостоятельным видом произведений авторского права и предоставления им охраны без выполнения каких-либо формально­стей.

9) Карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведе­ния, относящиеся к географии, топографии и другим наукам.

Существуют объекты авторского права с двойственным характером назначения, которые занимают промежуточное место между литератур­ными и художественными произведениями. К таким произведениям относятся географические, геологические, астрономические карты, глобусы, рисунки по естествознанию и иные схожие произведения. В них кроме изображения обычно имеется и текст, поясняющий значение карт и рисунков.

Действующим законодательством картографические произведения определены как специальные тематические проблемно ориентирован­ные карты и атласы. Охраняются такие произведения лишь в том слу­чае, если они представляют собой результат творческого труда их соста­вителя.

10) Компьютерные программы (программы для ЭВМ).

Они были признаны объектами авторского права Законом «Об ав­торском праве и смежных правах».

Выбор правового способа защиты программ для ЭВМ объясняется тем, что именно этот способ выбран как основной для защиты про­грамм для ЭВМ в большинстве государств и назван в тексте Соглаше­ния по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Распространение на компьютерные программы авторско-

64

правового способа охраны предусмотрено Договором ВОИС по автор-кому праву, к которому присоединилась Республика Беларусь.

Компьютерная программа – упорядоченная совокупность команд и шнныхдля получения определенного результата с помощью компьюте-;i.i, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая эле­ктронная документация (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Согласно Договору ВОИС по авторскому праву, компьютерные про­граммы охраняются как литературные произведения. Исходя из этого положения, в Законе «Об авторском праве и смежных правах» програм­мы для ЭВМ приравнены к литературным произведениям.

В ГК учтена специфика программы для ЭВМ как результата интел­лектуальной творческой деятельности. Эти объекты авторского права признаны самостоятельным видом произведений.

Понятием «компьютерная программа» охватывается весь спектр программных средств, предназначенных для получения'определенного результата с помощью ЭВМ и других аналогичных устройств. Компью­терной программой является как небольшая программа, созданная ин­дивидуальным разработчиком, так и сложный программный продукт, разработанный в специальной организации. Не имеет значения назна­чение и достоинство компьютерной программы. Для предоставления компьютерным программам охраны не имеет значения, на каком языке программирования они написаны, изложен ли текст программы на ис­ходном языке или в объектных кодах.

11) Другие произведения.

Перечень объектов авторского права является открытым. Это зна-ч;!т, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произве­дение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интел­лектуальной творческой деятельности, охраняется средствами автор­скою права, даже если оно не относится ни к одному из перечисленных " ст. 993 ГК видов произведений.

Примером такого объекта может служить реклама. По Закону Pec-in блики Беларусь от 18 февраля 1997 г. «О рекламе», реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных

2. Согласно принципу свободы творчества не считается нарушени-с\: авторского права использование существующего произведения для со).1;щия нового, существенно от него отличающегося. В отличие от са­мое гоятельных (независимых) произведений созданные на их основе нопые произведения называют производными (зависимыми).

•:.,"- 65

К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Основанием для признания производного произведения охраноспо­собным является творческий характер труда лица, осуществившего пе­реработку оригинального произведения. Так, не будет признан произ­водным произведением дословный (подстрочный) перевод литератур­ного произведения.

Лицо, осуществляющее переработку оригинального произведения, обязано соблюдать права его автора.

3. Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений. Оригинальность составного произведения определяется выбором входящих в его состав объектов и их расположением. Составное произведение может быть снабжено ори­гинальным комментарием, иллюстрациями, предметным и именным указателями и т.д.

Действующее законодательство к числу составных относит: антоло­гии, энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных. Авторы произведений, включен­ных в такие издания, сохраняют исключительные права на использова­ние своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором.

Если подбор и расположение материалов (составительство) осуще­ствляет физическое лицо, то оно является автором сборника или иного составного произведения. Если аналогичная деятельность осуществля­ется юридическим лицом, то последнему принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании составного произведения указывать свое наиме­нование или требовать такого указания.

Статья994. Объекты смежных прав

Смежные права распространяются на исполнения, постановки, фоно­граммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблю­дения каких-либо формальностей.

1. Отличительной чертой смежных прав является их зависимость от прав авторов произведений. Самостоятельный характер смежных прав

66

проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фоно­грамму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.

Основными источниками права в сфере исполнительского творчест­ва, производства и использования фонограмм и деятельности организа­ций эфирного и кабельного вещания в Республике Беларусь являются ст. 994,995 ГК и раздел III «Смежные права» Закона «Об авторском пра­ве и смежных правах».

В целях предоставления охраны смежным правам, первоначально возникшим в одном государстве, на территории других государств, действуют: Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, подписан­ная в Риме 26 октября 1961 г., и Конвенция об охране интересов про­изводителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фоно­грамм, подписанная в Женеве 29 октября 1971 г. К этим международ­ным конвенциям Республика Беларусь присоединилась в соответст­вии с Указами Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. №439 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции об охра­не интересов производителей фонограмм от незаконного воспроиз­водства их фонограмм (Национальный реестр правовых актов Респуб­лики Беларусь, 2002 г., №91, 1/3949) и №440 «О присоединении Рес­публики Беларусь к Международной конвенция об охране прав испол­нителей, производителей фонограмм и вещательных организаций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №91, 1/3950).

•В 1996 г. был принят договор ВОИС по исполнениям и фонограм­мам. Учитывая важность этого Договора для формирования междуна­родных отношений в сфере охраны смежных прав, 17 ноября 1997 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ «О присоединении Ре­спублики Беларусь к Договору ВОИС по исполнениям и фонограм­мам», 10 мая 1998 г. был подписан Закон Республики Беларусь «О рати­фикации Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам» (Ведомос­ти Национального собрания Республики Беларусь (Приложение), 1998 г., №1, ст. 510).

Согласно ст. 994 ГК смежные права распространяются на исполне­ния, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и ка­бельного вещания.

2. Под исполнением понимают представление произведения или фонограммы посредством игры, декламации, пения, танца в живом ис­полнении или с помощью каких-либо технических средств (теле-, ра­диовещания, кабельного вещания и т.д.). 67

3. Содержание понятия «постановка» в законодательстве не рас­крыто. В литературе предлагают следующее определение этого объ-1 екта: постановка представляет собой театральное представление в определенном сценическом решении (включая хореографию, музы­ку, оформление декораций, костюмы, свет и многое другое). Поста­новка – это сценография в широком смысле слова, включающая весь ход спектакля. Субъектами права на постановку являются режиссе­ры-постановщики театральных, кукольных, цирковых или иных спектаклей.

Исполнения и постановки – разные объекты. Исполнение охраняет­ся как единственный акт и от исполнителя неотделимо. Постановка, созданная однажды режиссером, может затем воспроизводиться и без его участия.

Исполнения охраняются ГК. и Законом «Об авторском праве и смежных правах». Что касается постановок, то в старой редакции на­званного закона они присутствовали, в новой его редакции в качестве объектов смежных прав постановки не названы. В литературе исклю­чение постановок из числа объектов смежных прав объясняют тем, что постановки рассматриваются как одна из форм произведений. Отожде­ствление драматических, музыкально-драматических и иных произве­дений с постановками нельзя признать правомерным. Важнейшие ох­раноспособные элементы труда режиссера – режиссерский замысел, его решение и мизансцены – в творчестве писателей-драматургов, му­зыкантов и хореографов не имеют главенствующего значения. Даже ес­ли драматические, музыкально-драматические и иные аналогичные произведения никогда не исполнялись на сцене, они подлежат охране авторским правом. Постановки вне сценической реализации не суще­ствует.

Поскольку закон предоставляет охрану результату труда режиссера-постановщика аудиовизуального произведения, нет оснований отказы­вать в предоставлении охраны постановкам, осуществляемым режиссе­рами-постановщиками идущих на сцене спектаклей (театральных, ку­кольных, цирковых, эстрадных и иных представлений).

4. Фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполне­ний или иных звуков либо отображений звуков; фонограммой не явля­ется запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение (часть двадцать шестая ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Производитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую за­пись какого-либо исполнения или иных звуков; при отсутствии доказа-

68

тельств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме (часть девят­надцатая ст. 4 указанного Закона).

5. Определение передачи в эфир содержится в Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещатель­ных организаций от 26 октября 1961 г. Согласно этой Конвенции, пере­дача в эфир означает передачу звуков или изображений и звуков бес­проволочными средствами для приема публикой.

Передачей организации эфирного или кабельного вещания являет­ся передача, созданная как самой организацией эфирного или кабель­ного вещания, так и по ее заказу и за счет ее средств другой организа­цией.

Статья995. Сфера действия смежных прав 1. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об авторских и смежных пра­вах, если:

1) исполнитель является гражданином Республики Беларусь;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Респуб­лики Беларусь;

3) исполнение, постановка записаны на фонограмму в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю в соответствии с пунктом 3 настоящей ста­тьи.

2. Права изготовителя фонограммы признаются за ним в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об авторских и смежных правах, если:

1) изготовитель фонограммы является гражданином Республики Бела­русь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;

2) фонограмма впервые опубликована на территории Республики Бела­русь.

3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодатель­ства об авторских и смежных правах в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осу­ществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Рес­публики Беларусь.

69

1. ПрсдосгсИ-.ленис охраны объектам смежных прав осуществляется в зависимости от следующих критериев: гражданства субъекта смежных прав, если речь идет о физическом диче, или официального местонахож­дения юридического лица и места первого опубликования фонограммы.

С учетом названных критериев п. 1 ст. 995 ГК определяет сферу дей­ствия смежных прав в отношении исполнений и постановок, п. 2 – в от­ношении фонограмм, п. 3 – в отношении передач эфирного или ка­бельного вещания.

Охране подлежит не только «живое» исполнение, но и исполнение, записанное на фонограмму, а также не записанное на фонограмму, но включенное в передачу эфирного или кабельного вещания.

Если исполнителем, режиссером-постановщиком является гражда­нин Республики Беларусь, то его исполнение, постановка охраняется независимо от места первого исполнения.

Если изготовителем фонограммы является гражданин Республики Беларусь или юридическое лицо, имеющее официальное местонахож­дение на территории Республики Беларусь, то изготовленные им фоно­граммы охраняются независимо от места их первого опубликования.

Если исполнители и изготовители фонограмм впервые осуществля­ют исполнительскую деятельность или публикуют свои фонограммы на территории Республики Беларусь, то охрана таким исполнениям и фо­нограммам предоставляется независимо от гражданства исполнителя или места нахождения юридического лица.

В п. 2 ст. 30 Закона <Юб авторском праве и смежных правах» указано также, что охране подлежат фонограммы, опубликованные на террито­рии Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публика­ции в каком-либо другом государстве. Закон предоставляет охрану бо­лее широкому кругу фонограмм, он даже не ставит предоставление ох­раны фонограмме иностранного производителя в зависимость от того, является ли страна происхождения фонограммы участницей какой-ли­бо международной конвенции или договора по охране фонограмм. Применяться должна норма ГК, поскольку в соответствии со ст. 1137 ГК законы и постановления Правительства Республики Беларусь при­меняются в той части, в которой они не противоречат Кодексу.

2. Для предоставления охраны передачам организаций эфирного и кабельного вещания необходимо, чтобы организация имела официаль­ное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществ­ляла передачи с передатчиков, расположенных на территории Респуб­лики Беларусь.

70

Сива 62

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. Термин «промышленная собственность» в быту часто употребля­ют для обозначения объектов материального мира, используемых в про­цессе производственной деятельности в области промышленности, торговли и сельского хозяйства, оказании услуг, и относят к промыш­ленной собственности движимое и недвижимое имущество. На самом деле к промышленной собственности относятся исключительные права на нематериальные блага, являющиеся результатом интеллектуальной творческой деятельности людей. Эти блага используются не только в промышленности, но и в других сферах деятельности людей. Они во­площаются в конструкциях, способах, веществах, производственной деятельности и иных объектах материального мира.

2. Нормы права, регулирующие отношения по созданию и использо­ванию объектов права промышленной собственности, составляют ин­ститут права промышленной собственности подотрасли интеллектуаль­ной собственности отрасли гражданского права. В связи с этим в процес­се применения норм права, регулирующих отношения промышленной собственности (гл. 62-68 ГК), субсидиарно применяются статьи гл. 60 ГК и статьи раздела 1 «Общие положения» ГК Республики Беларусь.

Статья996. Предмет регулирования

Настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы регулиру­ют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изоб­ретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных до­стижений и с охраной нераскрытой информации (ноу-хау), средств инди­видуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг (фирменных наименований, товарных знаков (знаков обслуживания), гео­графических указаний). (В редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь, 2002 г., № 84, 2/877).

В процессе создания и использования изобретений, полезных моде­лей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем и охраны нераскрытой информации (ноу-хау), средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг (фирменных наименований, товарных знаков (зна-

71

ков обслуживания), географических указаний) возникают имуществен­ные товарно-денежные отношения и связанные с ними личные неиму­щественные отношения.

Эти отношения составляют предмет регулирования права промыш­ленной собственности. Ст. 996 ГК определяет предмет регулирования права промышленной собственности в общей форме. Более подробно раскрывается предмет регулирования права промышленной собствен­ности в ст. 998-1030 ГК.

Статья997. Законодательство о праве промышленной соб­ственности

Законодательство о праве промышленной собственности состоит из на­стоящего Кодекса и иных актов законодательства.

1. Законодательство о праве промышленной собственности весьма обширно. Оно состоит из норм ГК, законов, других законодательных актов (декретов, указов Президента Республики Беларусь), постановле­ний Правительства Республики Беларусь, актов патентного органа Рес­публики Беларусь. Много актов законодательства издали министерства и ведомства Республики Беларусь. О них подробнее см. комментарий к ст. 999-1029 ГК.

2. В ГК праву промышленной собственности посвящены гл. 62-68. Действуют также Законы: «О патентах на сорта растений», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О товарных знаках (зна­ках обслуживания)», «О географических указаниях». Законы: от 5 фев­раля 1993 г. «О патентах на промышленные образцы» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1993 г., № 11, ст. 119) с последую­щими изменениями, от 8 июля 1997 г. «О патентах на изобретения и по­лезные модели» (Ведамасш Нацыянальнага сходу Рэспублиа Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 471) с последующими изменениями, и постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. «О порядке введения в действие Закона Республики «О патентах на промышленные образцы» (Ведамасш Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь, 1993 г., № 11,ст. 120) будут действовать до вступления в силу Закона от 16дека-бря 2002 г. «О патентах на изобретения, полезные модели, промышлен­ные образцы» (Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь, 2003 г., № 1, 2/909). Официально он опубликован 3 января 2003 г. и вступит в силу через шесть месяцев после этой даты. В комментарии к ст. 1000-1003 ГК учитываются правила только Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы».

72

3. Некоторые акты законодательства регулируют отношения, свя­занные с созданием и использованием не одного, а разных объектов промышленной собственности. К ним, в частности, относятся поста­новления Верховного Совета Республики Беларусь: от 9 декабря 1992 г. «О ратификации Соглашения о торговых отношениях между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 35, ст. 554); от 12 апреля 1995 г. «О ратификации Соглашения о парт­нерстве и сотрудничестве между Европейскими Сообществами и их Го­сударствами-Членами и Республикой Беларусь (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1996 г. № 1-2, ст. 1); от 13 апреля 1995 г. «О ратификации Евразийской патентной конвенции» (Ведомости Верхов­ного Совета Республики Беларусь, 1995 г., № 28, ст. 364);

4. В развитие и в соответствии с законодательными актами Прави­тельство Республики Беларусь приняло ряд важных постановлений по вопросам, общим для всех объектов промышленной собственности. В частности, постановления: от 11 марта 1993 г. № 141 «О правопреемст-венности Республики Беларусь в отношении международных соглаше­ний по вопросам охраны промышленной собственности» (Собрание по­становлений Правительства Республики Беларусь, 1993 г., № 8, ст. 126);

от 6 июля 1993 г. № 437 «О регистрации лицензионных договоров и об уступке прав на патенты (удостоверения)» (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1993 г., №)9, ст. 365; Националь­ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32,5/10103;);

от 6 марта 1998 г. № 368 «Об утверждении Положения о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, ': 998 г., № 7, ст. 171; 1999 г., № 13, ст. 363; Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32, 5/10103; № 82, 5/10802);

от 23 марта 1998 г. № 445 «Об утверждении Положения о патентных пошлинах и сборах» (Собрание декретов, указов Президента и поста­новлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 9, ст. 236;

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., ^ 56, 5/6112; 2002 г., № 32, 5/10103; № 82,5/10802);

от 11 марта 1998 г. №379 «Об утверждении Положения о патентных поверенных Республики Беларусь» (Собрание декретов, указов Прези-;нта и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., ^-' 8, ст. 197; 1999 г., № 13, ст. 363; Национальный реестр правовых ак-ion Республики Беларусь, 2002 г., № 32, 5/10103; № 68, 5/10590);

73

от 23 декабря 1998 г. № 1957 «Об утверждении Положения о служеб­ных объектах промышленной собственности».

5. Республика Беларусь является участником многих международ­ных конвенций, договоров и соглашений по вопросам права промыш­ленной собственности. Совет Министров Республики Беларусь поста­новлением от 11 марта 1993 г. № 141 утвердил Декларацию о междуна­родных договорах Республики Беларусь в области промышленной соб­ственности (Собрание постановлений Правительства Республики Бела­русь, 1993 г., № 8, ст. 126), которой Правительство Республики Беларусь заявило, что на территории Республики Беларусь продолжают действо­вать: Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.); Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г., пересмотренное в Стокгольме 14 июля 1967 г., с из­менениями от 28 сентября 1979 г.; Договор о патентной кооперации (РСТ) от 19 июня 1970 г., пересмотренный 2 октября 1979 г. и изменен­ный 3 февраля 1994 г.

Этой же Декларацией Республика Беларусь приняла на себя обяза­тельства, налагаемые указанными актами в отношении территории Ре­спублики Беларусь.

Республика Беларусь является участником Найробского договора об охране олимпийского символа (1981 г.); Соглашения о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности, совершенного в Москве 12 марта 1993 г. (Интеллектуальная собственность (в 2-х книгах). Кн. 2. Промышленная собственность/Сост. и коммент. В.Ф.Чигир. Мн.:

Амалфея, 1997 г.); Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995, № 28, ст. 364); Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, подписанного в Москве 6 марта 1998 г. (Ведомости Национального собрания Республики Бела­русь, 1999 г., № 18,ст.325).

Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. № 674 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 1, ст. 7) принято предложение Совета Министров о присоединении Республики Беларусь к Ниццкому согла­шению о Международной классификации товаров и услуг для регистра­ции знаков от 15 июня 1957 г., пересмотренному в Стокгольме 14 июля 1967 г, в Женеве 13 мая 1977 г. и измененному 28 сентября 1979 г., Страс-бургскому соглашению о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 г. с поправками, принятыми в 1979 году, Локарнскому со-

74

.;a;Liennio об учреждении Международной классификации промышлен­ных образцов от 8 октября 1968 г. с поправками, принятыми в 1979 году. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая

2001 г. № 262 Республика Беларусь присоединилась к Будапештскому '.оговору о международном признании депонирования микроорганиз-'.;он для целей патентной процедуры (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 1/2655).

Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2001 г. № 474 Республика Беларусь присоединилась к Протоколу к Мадридскому со­глашению о международной регистрации знаков (1989 г.) (Националь­ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 86, 1/2974;

2002 г., № 43, 1/3612).

Законом Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. Республика Беларусь присоединилась к Международной конвенции по охране новых сортов растений от 2 декабря 1961 года, пересмотренной в г. Женеве 10 ноября 1972 года, 23 октября 1978 года и 19 марта 1991 года (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь, 2002, № 75, 2/864).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.069 с.)