Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. 1. Объектом аренды могут быть только индивидуально-определенные непотребляемые вещи. Эта особенность объектов договоров аренды объясняется тем, что по прекращении договора аренды арендодателю арендатором возвращается то же «имущество, в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором» (см. часть первую ст. 593 ГК и комментарий к ней). Имущество, определенное родовыми признаками, не может быть предметом договора аренды. Однако, если объектом аренды является предприятие в целом как имущественный комплекс, в его состав включается и потребляемое имущество (запасы сырья, топливо, полуфабрикаты, готовая продукция и т. п.), которое определяется родовыми признаками (см. комментарий к ст. 132 ГК). 2. Не могут быть объектом аренды результаты творческой интеллектуальной деятельности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, некоторые другие объекты интеллектуальной собственности. Сторона, обладающая исключительным правом на использование результата интеллектуальной деятельности, предоставляет другой стороне разрешение использовать объект исключительной собственности на основе лицензионного договора (см. комментарий к ст. 985 ГК). 3. Примерный перечень объектов, которые могут быть объектами договора аренды, дан в ст. 578 ГК. В этот перечень включено и движимое, и недвижимое имущество. Многие объекты, включенные в этот перечень, подчинены особому правовому режиму. Законодательными актами (законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь) могут быть установлены виды имущества, сдача которых в аренду не допускается (или ограничивается). В настоящее время не существует таких актов, но продолжает действовать постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1990 г. № 148 в редакции постановления от 31 мая 1991 г. № 217 «О видах (группах) предприятий (объединений), организаций и видах имущества, не подлежащих сдаче в аренду или выкупу» (Собрание постановлений Правительства Белорусской ССР, 1991 г., № 17, ст. 196; № 19-20, ст. 230; № 23, ст. 295; № 31, ст. 379; 1992 г., № 10, ст. 172; ст. 179; № 18, ст. 323; № 26, ст. 489; Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 31, ст. 777). В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» (Ведомости Национального собрания республики Беларусь, 1998 г., № 19, ст. 216; 1999 г., № 22, ст. 407; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 116,2/817) аренда таких объектов осуществляется без предоставления арендатору права на выкуп арендованного имущества. 4. Особенности сдачи в аренду земельных участков установлены гл. 8 «Аренда земельных участков» (ст. 43-48) КоЗ. Земельные участки могут быть сданы в аренду юридическим и физическим лицам Республики Беларусь, лицам без гражданства, иностранным юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, международным организациям. Сроки аренды земельного участка определяются договором аренды, но не должны превышать 99 лет, а аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может быть менее пяти лет (ст. 46 КоЗ). Условия аренды земельного участка и размер арендной платы определяются соглашением сторон и закрепляются в договоре аренды (ст. 46 КоЗ). Земельные участки, приобретенные гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, находящиеся в собственности граждан Республики Беларусь, могут передаваться в аренду гражданам Республики при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков. 5. Передача в аренду водных объектов (их частей) регулируется Водным кодексом. Ст. 28 Водного кодекса установила, что водные объекты (их части) могут быть переданы в аренду юридическим и физическим лицам для ведения промыслового лова рыбы, добычи водных беспозвоночных и ведения охотничьего хозяйства, а также для других целей в порядке, установленном законодательство Республики Беларусь, с учетом интересов населения, проживающего на прилегающих к передаваемому водному объекту (его части) территории. Водные объекты (их части), используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также расположенные на территории населенных пунктов и (или) на особо охраняемых природных территориях, и в иных случаях, предусмотренных законодательством, не могут быть переданы в аренду. Порядок передачи водных объектов (их частей) в аренду регулируется Водным кодексом, Законом «Об аренде», Положением о рыболовстве, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1997 г. № 741 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 19, ст. 663; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 4, 5/9658). При наличии двух или нескольких заявлений на аренду одного и того же рыбохозяйственного водоема соответствующий районный Совет депутатов проводит конкурс. Положение о конкурсах по передаче в аренду рыболовных угодий для рыбохозяйственного использования утверждено Министерством природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь приказом от 29 мая 1998 г. № 158 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 14). 6. Особенности сдачи в аренду участков государственного лесного фонда для осуществления одного или нескольких, из числа указанных в актах законодательства, видов лесопользования, установлены Лесным кодексом Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 2000 г., № 23, ст. 319) и изданным в соответствии с Лесным кодексом Положением об аренде участков государственного лесного фонда, утвержденным постановлением Комитета лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. № 19 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 15, 8/7687). Арендатор участка государственного лесного фонда должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, если этот вид деятельности подлежит лицензированию. Предоставление участков государственного лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно, с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому участку государственного лесного фонда территории. Выкуп арендованных участков государственного лесного фонда и сдача их в субаренду запрещается. Они не подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды. Арендаторы имеют преимущественное право возобновления договора на аренду после истечения срока его действия при условии полного выполнения предыдущих договоренностей и предложений одинаковых с другими кандидатами на аренду участка государственного лесного фонда условий. Порядок передачи охотничьих угодий в аренду утвержден 17 марта 1998 г. Министерством лесного хозяйства, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г. № 10). 7. Согласно п. 3 ст. 578 ГК в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. В некоторых случаях индивидуализация объекта аренды может быть осуществлена ссылкой на регистрационный или технический номер, название морского или речного судна. Нередко объект индивидуализируется описанием различных признаков, технических характеристик, размеров и т. п. Достаточность таких данных является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного дела. При сдаче в аренду нежилых помещений (части здания) в договоре должны быть указаны общая площадь, месторасположения (планировка) и состав (перечень, нумерация) арендуемых помещений, размер их площади. Данные, позволяющие определенно установить объект аренды, являются существенным условием договора аренды. При отсутствии их в договоре объект, подлежащий передаче в аренду, считается несогласованным, а договор не считается заключенным (см. комментарий к ст. 402 ГК). Стоимость передаваемого в аренду имущества в отношении сдачи в аренду нежилых помещений не является существенным условием договора, если иное не установлено договором, поскольку в указанной части норма ст. 8 Закона «Об аренде» не согласуется с нормами гл. 34 ГК (п. 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 июня 2002 г. № 10 «Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из арендных правоотношений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 97, 6/336). Статья 579. Арендодатель Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду. 1. Арендодателем может быть физическое лицо, юридическое лицо, само государство и административно-территориальная единица. 2. Согласно комментируемой статье право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду. Таковыми являются лица, которым предоставлено право распоряжаться имуществом, собственником которого является Республика Беларусь или административно-территориальные единицы. 3. В отношении имущества Республики Беларусь выступает Совет Министров Республики Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 29-30, ст. 466; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 59, 2/176) Совет Министров Республики Беларусь при необходимости передает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, республиканским органам государственного управления, за исключением вопросов, решение которых относится к его исключительной компетенции (ст. 14). 4. Совет Министров решение многих вопросов управления и распоряжения государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов, а также иного имущества, определяемого законодательством, передал Министерству экономики, в частности функции арендодателя при сдаче в аренду государственных предприятий и их структурных подразделений, относящихся к республиканской собственности, кроме случаев, когда по решению Правительства Республики Беларусь эти функции возложены на другие республиканские органы государственного управления, государственные объединения. Такие же права предоставлены другим министерствам и ведомствам Республики Беларусь в отношении имущества, находящегося в их ведении, в том числе и функции арендодателя при передаче в аренду относящегося к республиканской собственности имущества подведомственных соответствующему министерству субъектов хозяйствования. 5. Арендодателями по отношению к арендным предприятиям, договоры аренды с которыми заключены до создания концернов, являются соответствующие концерны (см., например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1994 г. № 225 «О создании Белорусского государственного концерна по нефти и нефтепродуктам» (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1994 г., № 10,ст. 179). 6. Единую политику по вопросам аренды зданий, сооружений, производственных площадей и иных помещений, находящихся в республиканской собственности, проводит Департамент по управлению государственным имуществом Министерства экономики Республики Беларусь. Этот же департамент согласовывает передачу в доверительное управление, аренду предприятий, находящихся в республиканской собственности (п. 5.5 и 5.7 Положения о департаменте по управлению государственным имуществом Министерства экономики Республики Беларусь. Утверждено постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 13 августа 2002 г. № 189 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 105, 8/8542). 7. Объекты коммунальной собственности сдаются в аренду исполнительными комитетами и местными администрациями в порядке, установленном соответствующим Советом депутатов административно-территориальной единицы (п. 4 ст. 36 Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. в ред. от 10 января 2000 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 2000 г., № 4, ст. 39). Советы депутатов или исполнительные комитеты административно-территориальных единиц утверждают положения о сдаче в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности. Так, решением Брестского областного исполнительного комитета от 29 июля 2002 г. № 446 «О регулировании арендных отношений» утверждено Положение о порядке сдачи в аренду имущества, находящегося в областной коммунальной собственности (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г. № 103, 9/2098), решением Минского областного Совета депутатов от 23 сентября 2002 г. № 122 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в собственности Минской области (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 111, 9/2155). В подобных Положениях установлено, что сдача в аренду зданий, сооружений, нежилых помещений и иного имущества осуществляется коммунальными унитарными предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 8. Отдельным министерствам и ведомствам Республики Беларусь запрещено заниматься деятельностью по сдаче в аренду имущественных комплексов, зданий, сооружений и других материальных ценностей (Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 1995 г. № 161 «О запрещении коммерческой деятельности в Министерстве обороны, Министерстве внутренних дел, Комитете государственной безопасности, Главном управлении пограничных войск, Управлении железнодорожных войск» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 12, ст. 274). 9. Унитарное предприятие может быть арендодателем движимого имущества, которое закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, только с согласия собственника (п. 3 ст. 276 ГК и комментарий к ней). 10. Казенное предприятие и учреждение вправе сдавать закрепленное за ними на праве оперативного управления имущество только с согласия собственника этого имущества. 11. Арендодателями земельных участков являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распределительные органы в пределах своей компетенции, а также граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности (ст. 44 КоЗ). Граждане Республики Беларусь, в частной собственности которых находятся земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, могут передавать их в аренду гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком в размерах, предусмотренных ст. 70, 72 и частью второй ст. 73 КоЗ. При этом на земельных участках, передаваемых в аренду по этим правилам, строительство жилых домов, дач, садовых домиков, других строений и сооружений не допускается. В случаях наследования таких земельных участков несовершеннолетними наследниками допускается передача участков в аренду другим гражданам законными представителями наследников под контролем сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения и города Минска) районных исполнительных и распорядительных органов до приобретения наследниками полной дееспособности. 12. Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные Советы депутатов, предоставляющие в аренду водные объекты (их части) по согласованию с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными на то органами государственного управления. Арендатор не вправе сдавать в субаренду переданные ему по договору аренды водные объекты (их части) (ст. 28 Водного кодекса). 13. Участки государственного лесного фонда сдаются в аренду юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с Комитетом лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь или по результатам лесных аукционов. 14. Охотничьи угодья (земельные, лесные и вводно-болотные территории, которые служат местом обитания диких животных и используются или могут использоваться для охоты, за исключением земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, хуторов, кладбищ, воинских частей, аэродромов, земель заповедников и иных территорий с особым режимом использования) передаются в аренду юридическим лицам по решению соответствующих районных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов по согласованию с органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Комитета лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь. 15. Юридические лица, созданные на основе частной собственности, выступают в качестве арендодателей в соответствии с их учредительными документами самостоятельно. 16. Физические лица, как зарегистрированные в качестве арендодателей, так и не являющиеся предпринимателями, выступают в качестве арендодателей по своему усмотрению с соблюдением требований законодательства. Статья 580. Форма и государственная регистрация договора аренды
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.009 с.) |