Порядок расчетов за энергию определяется законодательством или соглашением сторон.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок расчетов за энергию определяется законодательством или соглашением сторон.



1. В Республике Беларусь порядок ценообразования и производства потребителями расчетов за энергетические ресурсы определяется, в ос­новном, законодательством.

2. Особенностью договорных отношений в сфере энергоснабжения является обязательность для сторон договора установленных компетент­ным органом государственного управления тарифов на соответствую­щие виды энергетических ресурсов. Постановлением Совета Министров от 25 ноября 1992 г. № 709 «О единых тарифах на электрическую энер­гию» (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1992 г., № 33, ст. 602; Собрание указов Президента и постановлений Ка­бинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 7, ст. 150) в респуб­лике с 1 января 1993 г. для расчетов за электрическую энергию введены единые тарифы, дифференцированные по группам потребителей.

187

Расчеты с потребителями за электрическую энергию производятся по тарифам, утвержденным в установленном порядке. Постановлением Совета Министров от 16 ноября 1998 г. № 1753 «О порядке разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энерги­ей, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки и об установлении сезонных цен на природный газ, сезонных и диффе­ренцированных тарифов на электрическую и тепловую энергию» (Со­брание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1996 г., № 32, ст. 828) предусмотрено установле­ние Министерством экономики сезонных цен на природный газ, сезон­ных тарифов на электрическую энергию. На электрическую энергию устанавливаются и тарифы, дифференцированные по времени суток и дням недели. Сезонные тарифы на тепловую энергию и дифференци­рованные по времени суток и дням недели тарифы на этот вид энергии устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом.

Постановлением Министерства экономики от 30 июля 1999 г. № 85 «Об упорядочении перечня групп потребителей, имеющих льготы по оплате за энергоресурсы, и предельном уровне льготирования» (Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 65, 8/746) определен перечень групп потребителей, имеющих льготы по оп­лате за энергоресурсы, и предельный уровень льготирования. Льготные цены и тарифы для расчетов за потребленные энергоресурсы применя­ются в отношении населения, жилищно-эксплуатационных организа­ций, жилищно-строительных кооперативов, больничных учреждений Министерства здравоохранения и т. д. Тарифы на энергоресурсы для указанных потребителей регулируются в соответствии с Указом Прези­дента от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Прези­дента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 15, ст. 412; № 32, ст. 944; Национальный реестр правовых актов Ре­спублики Беларусь, 2000 г., № 37,1/1163; № 95,1/1662; № 107,1/1765;

2001 г., № 111, 1/3253; 2002 г., № 91, 1/3940) и устанавливаются на уровне не ниже себестоимости производства, передачи и распределения энергоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством Рес­публики Беларусь.

3. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 64 «О по мерах стабилизации финансового положе­ния предприятий (объединений), обеспечивающих потребителей при­родным газом, электрической и тепловой энергией» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Бела-

188

русь, 1995 г., № 4, ст. 89) предусматривается, что цены на природный газ и тарифы на электрическую и тепловую энергию определяются в де­нежной единице Республики Беларусь с одновременным установлени­ем коэффициента для перевода этих цен и тарифов в эквивалент валю­ты других государств, применяемой согласно обязательствам субъектов хозяйствования для оплаты поставляемого из-за пределов республики природного газа.

Потребители, за исключением населения и бюджетных организаций, рассчитываются за газ, электрическую и тепловую энергию в безналич­ных «российских рублях» либо в свободно конвертируемой валюте или по согласованию с энерго- и газоснабжающими организациями в безна­личных «белорусских рублях» по обменному курсу Национального бан­ка (см. постановление Совета Министров от 30 августа 1993 г. № 581 «О дополнительных мерах по обеспечению народного хозяйства респуб­лики топливно-энергетическими ресурсами и усилению контроля за эф­фективностью их использования». – Собрание постановлений Прави­тельства Республики Беларусь, 1993 г., № 24, ст. 479; № 26-27, ст. 530;

Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 912; 1997 г., № 20, ст. 706).

4. В ряде случаев законодательством установлена предварительная оплата энергетических ресурсов (газа – в объеме пятидневного его рас­хода, а разрешенной энергоснабжающими организациями к использо­ванию потребителями электрической энергии с присоединенной на­грузкой 750 киловольт-ампер и более, тепловой энергии – в объеме де­сятидневного их расхода).

Остальные потребители электрической и тепловой энергии предва­рительную их оплату производят за расчетный период (месяц).

5. Расчеты за электроэнергию производятся на основании показа­ний расчетных приборов учета за расчетный период по тарифам соот­ветствующих групп потребителей. Например, тарифы на электроэнер­гию, потребляемую промышленными и приравненными к ним потре­бителями, делятся на ряд групп: электроэнергия, расходуемая на произ­водственные нужды, освещение и прочие нужды производственных и непроизводственных, но связанных с производством зданий и поме­щений; электроэнергия, расходуемая на освещение и прочие нужды зданий и помещений, не связанных с производством (жилые дома, об­щежития, гостиницы, кинотеатры, клубы, больницы, поликлиники, медпункты, столовые, детские сады, ясли и т.п.); электроэнергия, рас­ходуемая на тяговые цели электрифицированного железнодорожного

189

транспорта, а также электроэнергия, расходуемая на нужды судоходных сооружений (каналов, шлюзов, судоподъёмников); электроэнергия, расходуемая на тяговые цели электрифицированного городского транс­порта и т.д. (пп. 2.5 Правил пользования электрической энергией).

В случае несообщения потребителем в установленный договором срок показаний технических средств коммерческого учета, расчет про­изводится по среднесуточному расходу электроэнергии за предыдущий период, но не менее предусмотренного на расчетный период договором. При этом период расчета по среднесуточному расходу электроэнергии не должен превышать одного расчетного периода. По истечении ука­занного периода к потребителю применяется санкция – расход электро­энергии должен определяться энергоснабжающей организацией по раз­решенной договорной мощности или установленной мощности токо­приемников и числу часов работы потребителя до сообщения показа­ний технических средств коммерческого учета без последующего пере­расчета (пп. 2.3 Правил пользования электрической энергией).

6. При обнаружении в платежном документе ошибок или неточнос­тей в показании счетчика, плательщик обязан заявить об этом энерго­снабжающей организации.

Энергоснабжающая организация должна не позднее 10 суток со дня подачи заявления плательщиком проверить расчет, а если необходимо и технические средства коммерческого учета, и результат проверки со­общить плательщику.

Подача заявления о проверке технических средств коммерческого учета или об ошибке в платежном документе не освобождает платель­щика от обязанности оплатить в установленный срок платежный доку­мент (пп. 2.14 Правил пользования электрической энергией).

7. При временном нарушении учета не по вине абонента, расчет за израсходованную энергию производится по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода до нарушения учета или последующе­го периода после восстановления учета по решению энергоснабжаю­щей организации.

Период расчёта по среднесуточному расходу электроэнергии не дол­жен превышать 1 месяца, в течении которого расчётный учёт должен быть восстановлен.

В случае, если расчётный учёт невозможно восстановить в указан­ный срок по объективным причинам (отсутствие трансформаторов то­ка, электросчётчиков, непроходимость дорог и т.п.), порядок расчёта отпущенной абоненту электроэнергии и срок восстановления учёта

190

должны быть установлены двухсторонним соглашением абонента и энергоснабжающей организации (пп. 2.15 Правил пользования элек­трической энергией).

8. Согласно пп. 2.3 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утверж­денному Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 64, 1/1403; № 116, 1/1848; 2001 г., № 44, 1/2593; № 56, 1/2720; № 85, 1/2967; 2002 г., № 15, 1/3447; № 82, 1/3854; № 104, 1/4027) платежи за полученные природный газ, электрическую и тепло­вую энергию потребителями-юридическими лицами, их обособленны­ми подразделениями и индивидуальными предпринимателями осуще­ствляются во вторую очередь.

9. Физические лица оплачивают используемые энергоресурсы по ус­тановленным тарифам. Данные тарифы определяются Советом Минис­тров Республики Беларусь, а также иными уполномоченными органами исполнительной власти. Так, Положение об индексации тарифов на эле­ктроэнергию для населения, утвержденное Министерством экономики, Министерством финансов. Министерством статистики и анализа и Бе­лорусским государственным энергетическим концерном 16 сентября 1999 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 81, 8/1118), предусматривает, что тарифы на электроэнергию для населения ежеквартально индексируются на основании индекса из­менения цен на продукцию производственно-технического назначения.

Министерство экономики до 30-го числа месяца, следующего за от­четным кварталом, принимает постановление об индексации тарифов на электроэнергию для населения, на основании которого в установ­ленном порядке утверждаются новые тарифы.

10. Согласно ЖК и иным изданным на его основе актам законода­тельства наниматели, собственники жилых помещений, члены органи­заций граждан-застройщиков обязаны вносить плату за коммунальные услуги (к коммунальным услугам относится и обеспечение электричес­кой и тепловой энергией) за каждый истекший месяц не позднее пят­надцатого числа следующего за ним месяца. В случае несвоевременно­го внесения платы взимается пеня в размере 0,5 % от суммы этих плате­жей за каждый день просрочки.

При неоплате за потребленную электроэнергию в течение 2-х рас­четных периодов энергоснабжающая организация прекращает ее пода­чу. Подача электроэнергии возобновляется в порядке очередности по-

191

еле погашения абонентом задолженности и оплаты расходов по отклю­чению и подключению в соответствии с калькуляцией энергоснабжаю­щей организации.

Статья 516. Субабонент

Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) толь­ко с согласия энергоснабжающей организации.

Потребитель (абонент) по договору энергоснабжения в предусмо­тренных законодательством случаях не только вправе, но и обязан при­соединять к своим сетям других потребителей (см. пп. 1.10 Правил пользования электрической энергией). В этом случае потребитель (або­нент), заключая договор с субабонентом, выступает в качестве энерго­снабжающей организации.

Статья 517. Изменение и расторжение договора энерго­снабжения

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

В случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмо­тренным подпунктом 1 пункта 3 статьи 493 настоящего Кодекса, за исклю­чением случаев, установленных законодательством.

2. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии до­пускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удосто­веренное органом государственного энергетического надзора неудовлетво­рительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии энергоснабжающая органи­зация должна предупредить абонента.

3. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения до­пускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предот­вращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организа­ции при условии немедленного уведомления об этом абонента.

192

1. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор энер­госнабжения считается заключенным на неопределенный срок. Из обя­занности энергоснабжающей организации заключить договор энерго­снабжения как публичный договор с любым потребителем вытекает не­возможность такой организации расторгнуть данный договор. Растор­жение договора энергоснабжения по предложению энергоснабжающей организации возможно по соглашению сторон. Перерыв в подаче, пре­кращение или ограничение подачи энергии допускаются также по со­глашению сторон.

Договор энергоснабжения с участием потребителя – физического лица может быть расторгнут последним в одностороннем порядке. В качестве условий такого расторжения договора ГК называет уведом­ление об этом энергоснабжающей организации и полную оплату ис­пользованной энергии. По данному вопросу высказано мнение, что для расторжения договора по инициативе гражданина достаточно со­блюдения первого условия. Нет необходимости сохранения договор­ных отношений до полного выполнения потребителем обязанности по оплате использованной энергии. Задолженность подлежит взыска­нию с гражданина – должника в общеустановленном порядке вне за­висимости от того, продолжаются с ним договорные отношения или прекращены. Иначе говоря, расторжение договора не влечет прекра­щения возникших из данного договора до его расторжения обяза­тельств сторон.

Согласно Правилам пользования электрической энергией при выез­де из занимаемого помещения абонент обязан известить об этом энер­госнабжающую организацию за 7 дней и произвести полный расчет за электроэнергию по день выезда, после чего энергоснабжающая органи­зация прекращает подачу электроэнергии на объект (пп. 2.17).

2. Исходя из части первой п. 1 комментируемой статьи, невозможно расторжение договора энергоснабжения с участием потребителя-физи-ческого лица по причине неоплаты потребленных энергетических ре­сурсов. Однако это не соответствует сложившейся практике. Положе­ние о порядке перерасчетов платы за коммунальные услуги и приоста­новления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, ут­вержденное приказом Министерства жилищно-коммунального хозяй­ства от 21 февраля 1996 г. № 22 (Бюллетень нормативно-правовой ин­формации, 1996 г., № 6; 1997 г., № 23), предусматривает, чтожилищно-эксплуатационная организация вправе приостановить предоставление коммунальных услуг нанимателю (собственнику) жилого помещения, имеющему без уважительных причин задолженность по оплате указан-

^. i-- 193

ных услуг и не погасившему эту задолженность в течение месяца после получения официального письменного предупреждения.

3. Когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юри­дическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, преду­смотренным пп. 1 п. 3 ст. 493 ГК (в случае неоднократного нарушения сроков оплаты энергии), за исключением случаев, предусмотренных за­конодательством.

Порядок применения такой санкции в отношении потребителей оп­ределяется специальным законодательством. Указом Президента Рес­публики Беларусь от 15 августа 1994 г. № 50 «О расчетах потребителей за природный газ, электрическую и тепловую энергию» (п. 3) (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1994 г., № 2, ст. 47) предусмотрено право предприятий (объе­динений), снабжающих потребителей газом, электрической и тепловой энергией, применять к предприятиям (объединениям) и организациям независимо от форм собственности, не соблюдающим обязательства по оплате стоимости энергетических ресурсов, меры воздействия, вплоть до прекращения в установленном порядке отпуска этих ресурсов.

Положения о порядке ограничения или прекращения подачи при­родного газа, электрической и тепловой энергии потребителям, не обеспечившим своевременную их оплату, утвержденное постановлени­ем Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2002 г. № 1578, предусматривает порядок ограничения или прекращения подачи энер­горесурсов юридическим лицам при неоднократном нарушении ими сроков оплаты энергоресурсов.

Общий порядок ограничения (прекращения) подачи энергоресурсов состоит в следующем. При непоступлении от потребителя предвари­тельной оплаты за энергоресурсы в установленные договором сроки га-зо- и энергоснабжающие организации уведомляют потребителя об ог­раничении подачи энергоресурсов на текущий расчетный период на 25% от предусмотренных договором объемов и по истечении 3 суток по­сле получения уведомления (при непоступлении средств от потребите­ля) вводят указанный режим ограничения подачи энергоресурсов.

При непоступлении от потребителя оплаты за потребленные энергоресурсы в установленные договором сроки газо- и энергоснабжа­ющие организации уведомляют потребителя об ограничении подачи энергоресурсов на текущий период на 50%, одновременно уведомляют об этом республиканские органы государственного управления (если потребитель – организация республиканской собственности) или об-

194

л исполкомы и Минский горисполком (если потребитель – организация коммунальной собственности или негосударственной собственности), и при непоступлении оплаты по истечении 3 суток после получения уведомления вводят указанный режим ограничения подачи энергоре­сурсов.

При непоступлении от потребителя оплаты за потребленные энерго­ресурсы в течение 5 суток со дня срока оплаты газо- и энергоснабжаю­щие организации уведомляют потребителя об ограничении подачи энергоресурсов до уровня аварийной брони (если таковая установлена) или о прекращении газо- или энергоснабжения, одновременно уведом­ляют об этом республиканские органы государственного управления (если потребитель – организация республиканской собственности) или облисполкомы и Минский горисполком (если потребитель – организа­ция коммунальной собственности или негосударственной собственно­сти), и при непоступлении оплаты по истечении 3 суток после получе­ния уведомления соответственно ограничивают до уровня аварийной брони или прекращают подачу энергоресурсов.

Республиканские органы государственного управления, облиспол­комы и Минский горисполком, после получения указанных выше уве­домлений, могут в течение 2 суток направить в газо- или энергоснабжа­ющую организацию гарантийное обязательство по обеспечению пога­шения потребителем задолженности за энергоресурсы в согласованные сроки. При непоступлении оплаты либо при неисполнении гарантий­ного обязательства газо- и энергоснабжающие организации не менее чем за сутки извещают потребителя, республиканский орган государст­венного управления, облисполком (Минский горисполком) о дате и времени начала ввода ограничения или прекращения подачи энергоре­сурсов.

Специальный порядок ограничения или прекращения подачи энер­горесурсов применяется в отношении организаций, перечисленных в приложении к Положению от 14 ноября 2002 г., и предусматривает при­нятие соответствующего решения Республиканской комиссией по кон­тролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию по предложению Министерства энергетики.

Положение от 14 ноября 2002 г. предусматривает запрет на прекра­щение подачи энергоресурсов организациям здравоохранения, учреждениям социального обслуживания, организациям радиологичес­кого и гидрометеорологического обеспечения и контроля, в жилищный фонд, к технологическому оборудованию объектов водоснабжения и канализации, действующим объектам вентиляции и водоотведения,

195

электростанциям, котельным и объектам газоснабжения, обеспечиваю­щим газо- и энергоснабжение указанных в данном абзаце организаций. Конкретный перечень организаций (объектов), которым не допускает­ся прекращение подачи энергоресурсов, разрабатывается облисполко­мами и Минским горисполкомом по согласованию с газо- и энерго­снабжающими организациями.

Как прекращение, так и ограничение подачи энергоресурсов не до­пускается воинским частям Министерства обороны, МВД, Государст­венного комитета пограничных войск и таможенным органам.

Еще одним основанием перерыва в подаче, ограничения или пре­кращения подачи энергии является неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента, угрожающее аварией или создаю­щее угрозу жизни и безопасности граждан.

4. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются, когда неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента:

угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан;

удостоверено органом государственного энергетического надзора;

энергоснабжающая организация предупредила абонента о перерыве в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии.

Факт неудовлетворительного состояния энергетических установок определяется заключением органа государственного энергетического надзора.

Согласно Положению о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26 (Собрание декре­тов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998 г., № 1, ст. 21; № 22, ст. 589), органами, осуществляю­щими государственный энергетический надзор, являются управление государственного энергетического надзора Белорусского государствен­ного энергетического концерна, предприятия «Энергонадзор» произ­водственных объединений энергетики и электрификации.

Органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами контролируют соблюдение потреби­телями правил устройства электроустановок, технической эксплуата­ции электрических и теплоиспользующих установок, правил по техни­ке безопасности при их эксплуатации; соблюдение потребителями и энергоснабжающими организациями правил пользования электриче­ской и тепловой энергией; состояние технических средств коммерчес­кого учета производства и потребления электрической и тепловой энер-

196

i ии; правильность применения тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются только после соответствующего предупреждения абонен­та. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче электроэнергии без соответствующего предупреждения, обязана возме­стить потребителю ущерб, причиненный указанными действиями.

5. Основанием перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии может стать необходимость принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжаю­щей организации (п. 3 ст. 517 ГК). В этом случае перерыв в подаче, пре­кращение или ограничение подачи энергии допускается без согласова­ния с абонентом и без соответствующего его предупреждения. Обязан­ность энергоснабжающей организации в этом случае заключается в не­медленном уведомлении об этом абонента.

Статья 518. Ответственность по договору энергоснабже­ния

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обяза­тельств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 14).

2. Если в результате регулирования режима потребления энергии, осу­ществленного на основании законодательства, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, эиергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

1. Ответственность сторон по договору энергоснабжения определя­ется ГК, иными актами законодательства и договором. Такая ответст­венность наступает по общим правилам, установленным гражданским законодательством, при наличии: факта нарушения стороной обяза­тельства по договору; субъективного основания ответственности, опре­деляемого по правилам ст. 372 ГК (для возникновения обязательства по уплате неустойки); возникновения у другой стороны убытков, причин­но связанных с нарушением обязательства.

2. Гражданский кодекс предусматривает ряд особенностей ответст­венности сторон по договору энергоснабжения. Это касается размера такой ответственности и субъективного основания ответственности.

197

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 14 ГК, лицо, право которо­го нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В состав убытков включаются расходы, которое лицо, чье пра­во нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановле­ния нарушенного права, утрата или.повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не бы­ло нарушено (упущенная выгода).

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что в случаях не­исполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возмес­тить причиненный этим реальный ущерб. Таким образом, ГК ограни­чивает ответственность и энергоснабжающей организации, и потреби­теля обязанностью возместить лишь расходы, которые сторона, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восста­новления нарушенного права, утрату или повреждение имущества. Не­полученные доходы возмещению не подлежат.

3. Представляется, что при формальном равенстве сторон, данная норма направлена, прежде всего, на защиту интересов энергоснабжаю­щей организации. Упущенная выгода, связанная с нарушением догово­ра энергоснабжения и не подлежащая возмещению в соответствии с п. 1 ст. 518 ГК, может возникать, прежде всего, у потребителя. Данная ста­тья не исключает, например, ответственности потребителя за наруше­ние обязанности за неисполнение денежного обязательства перед энер­госнабжающей организацией в виде уплаты процентов.

Имеют место и иные оценки установленного ГК ограничения ответ­ственности сторон договора энергоснабжения. Нарушение энергоснаб­жения, как правило, влечет тяжелые экономические последствия. Таки­ми нарушениями могут быть не только нарушения энергоснабжающей организации, но и нарушения абонентом условий энергоснабжения, которые сказываются на других потребителях. В этих условиях возложе­ние на каждого из нарушителей договора всей полноты ответственнос­ти быстро привело бы к их банкротству, что негативно отразится на со­стоянии экономики страны.

4. По общему правилу лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда за­конодательством или договором предусмотрены иные основания ответ­ственности (п. 1 ст.372 ГК). Если иное не предусмотрено законодатель-

198

ством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо испол­нившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринима­тельской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непре­одолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст.372 ГК). Таким образом, субъект хозяй­ствования несет ответственность за нарушение обязательства и при от­сутствии вины.

Данные нормы распространяются и на отношения сторон по догово­ру энергоснабжения.

Исключение из приведенного выше общего правила составляет случай, предусмотренный п. 2 ст. 518 ГК. Если в результате регулиро­вания режима потребления энергии, осуществленного на основании законодательства, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энер­госнабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

Указанное ограничение ответственности энергоснабжающей орга­низации производится в случаях, когда перерыв в подаче энергии або­ненту происходит в результате регулирования режима потребления энергии, осуществляемого не иначе как на основании актов законода­тельства. Если причиной перерыва в подаче энергии абоненту является такое регулирование, осуществляемое не на основании законодательст­ва, энергоснабжающая организация несет ответственность за наруше­ние договорных обязательств на общих основаниях.

5. Законодательством Республики Беларусь предусматриваются специальные санкции за нарушение обязательств по договору энерго­снабжения.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в разъяснении от 6 апреля 2000 г. № 03-24/650 «О взыскании с потребителей задолженно­сти за энергоносители и пени за просрочку уплаты» (Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 2000 г., № 3, с. 57-59) ука­зал, что хозяйственным судам при разрешении дел по указанным искам необходимо учитывать, что в связи с ростом удельного веса затрат эле­ктроэнергии газоснабжающих организаций, связанных с изменением курса белорусского рубля по отношению к доллару США, и в целях упо­рядочения оплаты потребителей за природный газ, электрическую и тепловую энергию, постановлениями Министерства экономики Рес­публики Беларусь определяется порядок индексации цен и тарифов на энергоресурсы.

199

В частности, абзацем первым п. 2 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 28 августа 1998 г. № 66 «Об индек­сации цен и тарифов на энергоресурсы и задолженности по платежам за них» с внесенными в него дополнениями и изменениями предусма­тривается, что задолженность потребителей (кроме населения) по рас­четам за природный газ, а также электрическую и тепловую энергию, отпускаемую производственными объединениями энергетики и элект­рификации концерна "Белэнерго", ежемесячно индексируются в пол­ном размере на изменение курса белорусского рубля по отношению к доллару США без применения понижающих коэффициентов. Кроме того, из содержания абзаца второго п. 2 постановления Кабинета Ми­нистров Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 64 следует, что по­гашение задолженности потребителями (кроме населения) осуществ­ляется с учетом разницы между официальным курсом денежной еди­ницы Республики Беларусь на день уплаты по отношению к валюте, применяемой для расчетов за поставляемый из-за пределов республи­ки природный газ, и курсом этой денежной единицы на дату сверки за­долженности.

В Обзоре судебной практики рассмотрения споров, связанных с рас­четами за подачу энергии по договорам энергоснабжения, утвержден­ном постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Рес­публики Беларусь от 27 февраля 2001 г. № 2, указывается, что энерго­снабжающие организации применяют различную методику расчета за­долженности за поданную энергию: в одних случаях сумма задолженно­сти рассчитывается с учетом соотношения валютного курса на дату об­ращения в суд и курса на дату выставления платежного требования для оплаты поданной энергии; в других случаях задолженность перерасчи­тывается ежемесячно с учетом соотношения валютного курса на по­следний день отчетного месяца и курса на последний день предшеству­ющего месяца.

Высший Хозяйственный Суд полагает, что обе методики являются допустимыми. Хозяйственным судам в таких ситуациях рекомендуется:

а) предлагать энергоснабжающим организациям для подтверждения обоснованности заявленных требований представлять детальный рас­чет суммы задолженности, который содержал бы сведения о количест­ве потребленной энергии, величине примененного тарифа, а также о порядке применения валютного коэффициента (индексации); б) во избежание недополучения платежей за энергию следует обращать вни­мание энергоснабжающих организаций на необходимость при опреде­лении суммы задолженности по оплате энергии учитывать изменение

200

курса денежной единицы Республики Беларусь по отношению к долла­ру США на день рассмотрения спора в суде (Вестник Высшего Хозяй­ственного Суда Республики Беларусь, 2001 г., № 2, с. 127).

Погашение задолженности за тепловую энергию производится юри­дическими лицами согласно постановлению Совета Министров Рес­публики Беларусь от 19 марта 1998 г. № 429 «Об индексации цен (тари­фов) на коммунальные услуги для юридических лиц» (Собрание декре­тов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 8, ст. 202; 1999 г., № 16, ст. 463) по тарифам, дейст­вующим на момент оплаты. При взыскании такой задолженности в су­дебном порядке момент оплаты определяется датой вынесения реше­ния по делу.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 сентября 1999 г. № 546 «О совершенствовании порядка взыскания пени за не оп­лаченные в срок энергоресурсы» (Национальный реестр правовых ак­тов Республики Беларусь, 1999 г., № 72, 1/6554; 2000 г., № 64, 1/1403) перечисленные в нем энергоснабжающие предприятия вправе взыски­вать с потребителей пеню за не выполненные в срок обязательства по оплате поданной энергии в бесспорном порядке.

6. Ответственность сторон по договору энергоснабжения устанавли­вается также иными подзаконными актами.

В соответствии с Правилами пользования электрической энергией энергоснабжающая организация в случае перерыва электроснабжения по основаниям, не предусмотренным правилами, возмещает потребите­лю убытки в размере 10-ти кратной стоимости неотпущенной электро­энергии. В случае подачи электроэнергии пониженного качества (с от­клонениями от установленных параметров сверх допустимых пределов) энергоснабжающая организация возмещает потребителю убытки в раз­мере 25 % стоимости такой электроэнергии (приведенные нормы про­тиворечат комментируемой статье, согласно которой ответственность за нарушение договора энергоснабжения выражается в возмещении от­ветственной за нарушение стороной реального ущерба).

При превышении договорных величин мощности (энергии) потре­битель уплачивает энергоснабжающей организации 10-кратную стои­мость электрической мощности (энергии), израсходованной сверх ко­личества, предусмотренного на соответствующий (расчетный) период договором. Оплата за превышение договорной величины мощности не даёт потребителю право на дальнейшее использование повышенной, сверх указанной в договоре величины, мощности (пп. 2.10 Правил пользования электрической энергией).

201

За нарушение заданного договором режима работы электрокотель­ных и других электронагревательных приборов, используемых для отопления или горячего водоснабжения, оплата производится в разме­ре 10-кратной стоимости мощности электронагревателей, работающих в неразрешенное время расчетного периода (пп. 2.11 Правил пользова­ния электрической энергией).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.015 с.)