Поставка товаров для государственных нужд



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поставка товаров для государственных нужд



Статья495. Основания поставки товаров для государст­венных нужд

1. Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на ос­нове государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки то­варов для государственных нужд (пункт 2 статьи 499). Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-терри­ториальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюдже­та и внебюджетных источников финансирования.

2. К отношениям по поставке товаров для государственных нужд при­меняются правила о договоре поставки (статьи 476-493), если иное не пре­дусмотрено настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяется законодательст­во о поставке товаров для государственных нужд.

1. В ст. 495-504 ГК дается понятие государственных нужд, определя­ются правовые формы отношений по поставке товаров для государст­венных нужд, основания и порядок их установления, предусматривают­ся особенности исполнения обязательств при поставке товаров для го­сударственных нужд. При недостаточности этих норм применяется спе­циальное законодательство о поставках товаров для государственных нужд.

Основной акт специального законодательства – Закон Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. «О поставках товаров для государственных нужд» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., № 33, ст. 432). До принятия данного Закона Советом Министров Рес­публики Беларусь было принято постановление от 12 ноября 1992 г. № 687 «О поставках продукции (работах) для государственных нужд и порядке организации материально-технического обеспечения в Рес­публике Беларусь» (Собрание постановлений Правительства Республи­ки Беларусь, 1992 г., № 32, ст. 586; 1993 г., № 6. ст.81; № 25, ст. 487). Позднее постановлением от 13 июня 1994 г. № 437 Совет Министров утвердил Положение о формировании и размещении заказов на постав­ку товаров для республиканских государственных нужд (Собрание по­становлений Правительства Республики Беларусь, 1994 г., № 17-18, ст.334; Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Мини-

150

стров Республики Беларусь, 1995 г., № 9, ст. 202; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Бела­русь, 1999 г., № 5, ст. 141). Важное значение в регулировании отноше­нии по поставкам товаров для государственных нужд имеет постановле­ние Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. № 1944, которым утверждены Положение о порядке осуществления за­купок товаров, работ и услуг за счет средств республиканского бюджета и внешних государственных займов, действие которого распространя­ется и на закупки для республиканских государственных нужд, а также Типовое положение о тендерной комиссии (Национальный реестр пра­вовых актов Республики Беларусь, 2000г., № 4,5/2248;№ 100,5/4291;

2001 г., № 56, 5/6131; 2002 г., № 121, 5/11363). На каждый очередной год Правительство определяет в своих актах состав республиканских го­сударственных нужд и государственных заказчиков по ним (см., напри­мер, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 ян­варя 2002 г. № Ю5 «Об утверждении перечня республиканских государ­ственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (за­купкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд на 2002 год». – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 15, 5/9853; № 75, 5/10682; № 104, 5/11101). При­казом Министерства экономики Республики Беларусь от 17 марта 1995 г. утвержден Типовой государственный контракт на поставку това­ров для государственных нужд (Бюллетень нормативно-правовой ин­формации, 1995 г., № 7, с. 12). В постановлении Пленума Высшего Хо­зяйственного Суда Республики Беларусь от 15 декабря 1992 г. «О хозяй­ственном договоре поставки» (Бюллетень нормативно-правовой ин­формации, 1993 г., № 10, с. 129; 1994 г., № 2, с. 18; № 9, с. 135) указы­вается, что при заключении хозяйственных договоров на выполнение поставок (работ) для государственных нужд следует руководствоваться Законом от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях» (Ведомости Верховно­го Совета Белорусской ССР, 1991 г., № 3 (5), ст. 13; Ведомости Верхов­ного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 302; 1993 г., № 8, ст. 49; № 24, ст. 296; 1994 г., № 3, ст. 24; Ведомости Национального со­брания Республики Беларусь, 1997 г., № 34, ст. 696; 1998 г., № 2, ст. 7;

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48,2/759).

2. В случае осуществления поставок товаров в государства-участни­ки Содружества Независимых Государств в соответствии с заключенны­ми Республикой Беларусь договорами (соглашениями) действует Со­глашение об общих условиях поставок товаров между организациями

151

государств-участников Содружества Независимых Государств (подпи­сано 20 марта 1992 г., ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь 24 ноября 1992 г. – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., № 22, ст. 281).

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд под­лежат применению и правила о договоре поставки (ст. 476-493 ГК), если иное не предусмотрено самим ГК и иными актами законодатель­ства. Кроме того, в силу п.5 ст.424 ГК к поставке товаров для государ­ственных нужд применяются общие положения о купле-продаже, ес­ли иное не установлено ГК и другим законодательством об этих дого­ворах.

Таким образом, к отношениям по поставке товаров для государст­венных нужд сначала должны применяться нормы ГК о поставке това­ров для государственных нужд (ст. 495-504), затем – нормы специаль­ного законодательства о поставке товаров для государственных нужд, далее – нормы ГК (ст. 476-493) и других актов законодательства о по­ставке товаров и, наконец, общие положения о купле-продаже (ст. 424-493 ГК).

3. Законодательство различает республиканские государственные нужды и местные нужды.

В соответствии с Положением о формировании и размещении зака­зов на поставку товаров для республиканских государственных нужд от 13 июня 1994 г. состав республиканских государственных нужд ежегод­но формируется Министерством экономики Республики Беларусь сов­местно с Министерством финансов и с участием министерств, других республиканских органов государственного управления, государствен­ных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, государственных заказчи­ков и является составной частью проекта экономической программы (прогноза социально-экономического развития) Правительства на оче­редной год.

По Закону от 24 ноября 1993 г. состав республиканских государст­венных нужд, финансируемых за счет средств республиканского бюд­жета, утверждается Национальным собранием Республики Беларусь, а также Советом Министров Республики Беларусь в пределах предо­ставленных ему прав. Со стороны Национального собрания это проис­ходит в общем виде при принятии республиканского бюджета на оче­редной год. Если республиканские государственные нужды обеспечи­ваются за счет иных источников финансирования, их состав утвержда­ет Совет Министров Республики Беларусь.

152

Состав местных нужд, которые финансируются за счет средств мест­ных бюджетов, а также иных источников, подлежит утверждению обла­стными и Минским городским Советами депутатов либо в устанавлива­емом ими порядке (ст.З Закона от 24 ноября 1993 г.).

4. Согласно п. 1 ст. 495 ГК поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на по­ставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в со­ответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. По своей сути данные договорные отношения представляют разновидность поставки. И хотя государственный контракт в опреде­ленной мере отличается от договора поставки товаров для государст­венных нужд, заключаемого поставщиком с конкретным покупате­лем (главным образом по субъектному составу, основаниям и поряд­ку заключения), в целом их правовая природа одинакова. Особенно­сти договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, позволяющие отличать их от договоров поставки, состоят в следующем.

Во-первых, особенность договоров, регулирующих поставки товаров для государственных нужд, состоит в особых, нормативно закреплен­ных целях использования товаров (ст. 2 Закона от 24 ноября 1993 г. «О поставках товаров для государственных нужд»).

Во-вторых, отношения по поставке товаров для государственных нужд характеризуются особенностями своего субъектного состава и структуры договорных связей.

В-третьих, для государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд установлены определенные основа­ния их заключения.

В-четвертых, особенности государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд проявляются в порядке их заключения (сочетание свободного волеизъявления сторон договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд и элементов обязательности, наличие конкурсных начал).

В-пятых, договорным отношениям по поставке товаров для государ­ственных нужд присущи особенности, связанные с исполнением обяза­тельств, изменением и прекращением договорных отношений.

В-шестых, государственные контракты и договоры поставки това­ров для государственных нужд отличаются особенностями обеспече­ния выполнения обязательств по реализации товаров для государст­венных нужд, а также особенностями ответственности за их наруше­ние.

153

Статья 496. Государственный контракт на поставку това­ров для государственных нужд

По государственному контракту на поставку товаров для государствен­ных нужд (далее – государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указа­нию – иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить опла­ту поставленных товаров.

1. Стороной в государственном контракте является само государст­во, представленное уполномоченными органами и организациями, именуемыми государственными заказчиками. Государственные заказ­чики по выполнению республиканских государственных нужд опреде­ляются Правительством Республики Беларусь. В этом качестве высту­пают министерства, другие республиканские органы государственного управления, государственные организации, подчиненные Правительст­ву, облисполкомы и Минский горисполком. Определение государст­венных заказчиков по выполнению местных нужд возлагается на ис­полнительные и распорядительные органы соответствующих админис­тративно-территориальных единиц.

Государственные заказчики могут либо непосредственно осуществ­лять права и обязанности по поставке товаров для государственных нужд как покупатели, либо при заключении государственного контрак­та предусмотреть в нем заключение еще и договора поставки товаров для государственных нужд. Во втором случае поставщик (исполнитель) заключает наряду с государственным контрактом договор поставки то­варов для государственных нужд с определенным покупателем.

2. В качестве поставщика (исполнителя) и в государственном кон­тракте, и в договоре поставки товаров для государственных нужд высту­пает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, – коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Другая сторона в договоре поставки товаров для государственных нужд – покупатель. Покупателей по договорам поставки для государст­венных нужд определяют государственные заказчики. Ими в основном являются учреждения и организации, непосредственно использующие или аккумулирующие поставляемые товары либо обеспечивающие ими конечных потребителей.

Предмет государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд составляют любые товары, отвечающие це­лям поставок для госнужд. Как правило, это товары серийного или мас­сового производства.

154

Договорные отношения по поставке товаров для государственных нужд облекаются в письменную форму. При заключении государствен­ных контрактов стороны используют форму Типового государственно­го контракта, утвержденного приказом Министерства экономики Рес­публики Беларусь от 17 марта 1995 г. № 7 (Бюллетень нормативно-пра­вовой информации, 1995 г., № 7).

Статья497. Основания заключения государственного кон­тракта

1. Государственный контракт заключается на основе заказа государст­венного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, приня­того поставщиком (исполнителем).

Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый по­ставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта явля­ется обязательным.

2. Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, предусмотренных законода­тельством, и при условии, что государственным заказчиком будут возмеще­ны все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением'государственного контракта.

3. Условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоя­щей статьи, не применяется в отношении казенного предприятия.

4. Если заказ на поставку товаров для государственных нужд размеша­ется по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса, является для госу­дарственного заказчика обязательным.

1. Деятельность соответствующих государственных органов по фор­мированию потребности государства в необходимых товарах находит свое выражение в заказах, размещенных среди субъектов хозяйствова­ния. Поэтому заказ является первоначальным элементом организации договорных связей по поставке товаров для государственных нужд.

2. Процесс формирования заказов на поставку товаров для государ­ственных нужд включает определение состава государственных нужд и перечня государственных заказчиков, а при необходимости и опреде­ление заданий для исполнителей заказов. Он регулируется Положением о формировании и размещении заказов на поставку товаров для респуб­ликанских государственных нужд от 13 июня 1994 г., иными актами за­конодательства Республики Беларусь, а также актами местных органов Управления.

155

3. Если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу, в качестве формы выражения заказа высту­пает объявление о проведении конкурса. В других случаях заказ име­ет персонифицированный характер и адресуется конкретным субъек­там хозяйствования. Такие случаи могут быть обусловлены монополь­ным положением субъекта хозяйствования на рынке, монополией го­сударства на определенные виды деятельности, в том числе на произ­водство или реализацию отдельных видов товаров, необходимостью выполнения межгосударственных соглашений по поставкам товаров, иными государственными интересами. При индивидуализации зака­за на поставку товаров для государственных нужд он может выра­жаться в форме извещения о прикреплении, плана поставок, плана закупок, плана сдачи или иных плановых актах непосредственного планирования.

4. Согласно ст.4 Закона от 24 ноября 1993 г. «О поставках товаров для государственных нужд» размещение заказов осуществляется посредст­вом заключения государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком. По общему правилу, заказ государственно­го заказчика на поставку товаров для государственных нужд принима­ется поставщиком (исполнителем) и государственный контракт заклю­чается с его стороны на добровольной основе (п.1 ст. 497 ГК).

5. Заключение государственного контракта, а следовательно и сам заказ, являются обязательными для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, предусмотренных законодательством, и при условии соблю­дения правила п.2 ст. 497 ГК о возмещении возможных убытков в связи с выполнением государственного контракта.

По Закону от 24 ноября 1993 г. не имеют права необоснованно отка­заться от заключения государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд поставщики, являющиеся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров.

Обязательный заказ действует в отношении поставки (заготовки, сдачи) лома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов. Пра­вовой основой таких поставок для государственных нужд являются ак­ты Правительства Республики Беларусь (см., например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2001 г. № 1785 «О поставке (заготовке, сдаче) лома и отходов черных и цветных метал­лов для республиканских государственных нужд в 2002 году». – Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 118, 5/9571).

156

Применительно к поставкам для государственных нужд сельскохо­зяйственной продукции в п. 10 Порядка поставок (закупок) скота, пти­цы, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов для государст-ненных нужд (утвержден постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 15 октября 1999 г. № 1598. – Национальный реестр пра­вовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 82, 5/1844;. 2001 г., № 82, 5/7904) закреплена обязанность сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств принимать к исполнению дове­денные им задания по поставкам (закупкам) скота, птицы и молока для государственных нужд.

6. В законодательстве имеются также случаи, когда заключение госу­дарственного контракта носит обязательный характер для государст­венного заказчика. Так, государственный заказчик, разместивший за­каз, обязан заключить государственный контракт с поставщиком (ис­полнителем), принявшим заказ, а при размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд по конкурсу – с поставщиком (ис­полнителем), объявленным победителем конкурса (п. 1,4 ст. 497 ГК). Кроме того, в силу п. 29 Положения о формировании и размещении за­казов на поставку товаров для республиканских государственных нужд от 13 июня 1994 г. заготовительные организации не вправе необосно­ванно отказываться от заключения государственных контрактов на по­ставку продукции для государственных нужд.

Статья498. Порядок заключения государственного кон­тракта

1. Проект государственного контракта разрабатывается государствен­ным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

2. Сторона, получившая проект государственного контракта, не позд­нее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным кон­трактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения госу­дарственного контракта.

3. Сторона, получившая государственный контракт с протоколом раз­ногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, при­нять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторо­ну о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклоне­нии протокола разногласий.

157

При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, за­ключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в срок не позднее тридцати дней на рассмо­трение суда.

4. В случаях, когда государственный контракт заключается по резуль­татам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государст­венных нужд, государственный контракт должен быть заключен в срок не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

5. Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заклю­чить государственный контракт.

1. Размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд может осуществлять­ся двояким образом: на конкурсной основе либо без проведения кон­курса.

В ст.498 ГК сначала излагается порядок заключения государствен­ного контракта при отсутствии конкурса, а уже затем – по результа­там конкурса. Но из специального законодательства можно сделать вывод о приоритете конкурса. Как записано в ст. 7 Закона от 24 ноя­бря 1993 г. «О поставках товаров для государственных нужд», госу­дарственные заказчики выбирают на конкурсной основе поставщи­ков и заключают с ними контракты. Еще более определенно это пра­вило выражено в п. 6 Положения о формировании и размещении за­казов на поставку товаров для республиканских государственных нужд от 13 июня 1994 г., согласно которому размещение заказов на поставку товаров для госнужд осуществляется на конкурсной осно­ве, за исключением случаев, предусмотренных действующим законо­дательством.

2. Установленный в ст. 498 ГК порядок заключения государственно­го контракта применяется независимо от того, обязателен он к заклю­чению или нет. Данный порядок распространяется и на случаи заклю­чения государственных контрактов на поставку товаров для государст­венных нужд с поставщиками, являющимися монополистами по про­изводству или продаже определенных видов товаров. Нормы Положе­ния о формировании и размещении заказов на поставку товаров для ре­спубликанских государственных нужд от 13 июня 1994 г. в этой части сейчас не применяются.

158

3. По общему правилу, проект государственного контракта разра­батывается государственным заказчиком и направляется им постав­щику (исполнителю). Однако правило п. 1 ст. 498 ГК носит диспози-тивный характер и по соглашению между сторонами государственно­го контракта его проект может быть подготовлен поставщиком (ис­полнителем).

4. В п. 3 ст. 498 ГК на сторону, получившую государственный кон­тракт с протоколом разногласий, возлагается обязанность рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и из­вестить другую сторону о принятии государственного контракта в ее ре­дакции либо об отклонении протокола разногласий. Нарушение этой обязанности влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 477 ГК.

5. В случае отклонения протокола разногласий или истечения уста­новленного срока неурегулированные по государственному контракту разногласия могут быть переданы на рассмотрение хозяйственного су­да, если заключение государственного контракта обязательно для дру­гой стороны. Если же соответствующая сторона не обращается по это­му поводу в суд, государственный контракт на поставку товаров для го­сударственных нужд считается незаключенным.

6. В нормах ГК содержатся лишь отдельные правила о размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд по конкурсу и за­ключении государственного контракта по результатам этого конкурса (п. 4 ст. 497 ГК, п. 4 ст. 498 ГК). Однако в силу общих положений ГК о договоре конкурс – одна из форм торгов. Поэтому при размещении заказов и заключении государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд по конкурсу наряду со специальными нор­мами следует руководствоваться и общими нормами о заключении до­говоров на торгах (ст. 417-419 ГК).

7. При уклонении обязанной стороны от заключения государствен­ного контракта она может быть понуждена к этому другой стороной через суд (п. 5 ст. 498). Сторона, необоснованно уклоняющаяся от за­ключения государственного контракта, должна также в соответствии с п. 4 ст. 415 ГК возместить другой стороне причиненные этим убыт­ки. Определенные санкции предусмотрены и в Указе Президента Рес­публики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 9, 1/3426;

№ 100, 1/4004).

159

Статья499. Заключение договора поставки товаров для го­сударственных нужд

1. Если государственным контрактом предусмотрено, что поставка то­варов осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому госу­дарственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатид­невного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении поку­пателя к поставщику (исполнителю).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд.

2. Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора по­ставки товаров для государственных нужд покупателю, указанному в изве­щении о прикреплении, в срок не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо про­ект договора не представлен покупателем.

3. Сторона, получившая проект договора поставки товаров для госу­дарственных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

4. Сторона, получившая проект договора поставки товаров для госу­дарственных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий до­говора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулиро­ванные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинте­ресованной стороной на рассмотрение суда.

5. Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратить­ся в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Структура договорных связей при поставках товаров для государст­венных нужд может быть простой и сложной. В первом случае государ­ственный заказчик заключает в порядке, установленном ст. 498 ГК, го-

160

сударственный контракт на поставку товаров для государственных нужд с поставщиком (исполнителем заказа). Во втором случае в дополнение к государственному контракту и в соответствии с ним заключаются так­же договоры поставки товаров для государственных нужд. Это имеет место, если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по отдельному договору. В ст. 499 ГК как раз и регламентируется порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд.

О сторонах договора поставки товаров для государственных нужд см. комментарий к ст. 496 ГК.

Основанием заключения договора поставки товаров для государст­венных нужд служит извещение о прикреплении покупателя к постав-шику (исполнителю). Но оно не носит характер планового акта, так как выдается государственным заказчиком в соответствии с государствен­ным контрактом, по которому поставщик (исполнитель) добровольно принял на себя обязательство заключить договор поставки товаров для государственных нужд.

Инициатива в заключении договора поставки товаров для государст­венных нужд принадлежит поставщику (исполнителю). В то же время иной порядок подготовки проекта договора может быть предусмотрен государственным контрактом либо проект договора может быть пред­ставлен покупателем.

Как и при заключении государственного контракта, на сторону, по­лучившую договор поставки товаров для государственных нужд с про­токолом разногласий, возлагается обязанность рассмотреть разногла­сия, принять меры по согласованию условий договора с другой сторо­ной, уведомить другую сторону о принятии договора в ее редакции ли­бо об отклонении протокола разногласий. О последствиях нарушения этого требования, а также последствиях уклонения поставщика (испол­нителя) от заключения договора см. комментарий к ст. 498 ГК.

Статья 500. Отказ покупателя от заключения договора по­ставки товаров для государственных нужд

1. Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора да их поставку.

В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уве­домить государственного заказчика и вправе потребовать от него извеще­ния о прикреплении к другому покупателю.

ft3,K,h.i7 161

Государственный заказчик в срок не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.

3. При невыполнении государственным заказчиком обязанностей, пре­дусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и опла­тить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного за­казчика.

1. Ни государственный контракт, ни извещение государственного заказчика о прикреплении к поставщику (исполнителю), ни нормы права не создают для покупателя обязанности заключить договор по­ставки товаров для государственных нужд. Поэтому он вправе полно­стью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку, причем без указания каких-либо мотивов. Об отказе покупателя поставщик (ис­полнитель) должен незамедлительно уведомить государственного за­казчика.

2. При получении уведомления поставщика (исполнителя) государ­ственный заказчик выбирает один из следующих вариантов исполнения государственного контракта: выдает извещение о прикреплении к по­ставщику (исполнителю) другого покупателя, направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя това­ров или сообщает о своем согласии принять и оплатить товары. Невы­полнение государственным заказчиком этих обязанностей дает постав­щику (исполнителю) право по своему выбору потребовать от государст­венного заказчика принять и оплатить товары или реализовать товары самому с отнесением разумных расходов по их реализации на государ­ственного заказчика.

Статья 501. Исполнение государственного контракта 1. В случаях, когда в соответствии с условиями государственного кон­тракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственно­му заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому липу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного кон­тракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 476 – 493 настоящего Кодекса.

162

2. В случаях, когда поставка товаров для государственных нужд осу­ществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.

1. Исходя из ст. 496 ГК, поставщик (исполнитель) обязан передать товары государственному заказчику либо по его указанию – иному ли­цу, а государственный заказчик должен обеспечить оплату поставлен­ных товаров.

Поставка товаров может осуществляться непосредственно государ­ственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю). При этом отношения сторон по исполне­нию государственного контракта регулируются правилами ст. 476 – 493 ГК о договоре поставки.

2. Если поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплату товаров обя­зан произвести государственный заказчик. Иной порядок расчетов мо­жет быть предусмотрен государственным контрактом.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.039 с.)