Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы урока трудового обучения

Поиск

 

    Урок является ведущей формой организации учебно-воспитательного процесса. Чтобы учащиеся последовательно овладевали знаниями, умениями и навыками по каждой теме программы, необходимо построить хорошо продуманную систему уроков. На них должны быть представлены все звенья учебного процесса: восприятие нового материала, его осмысление, закрепление и использование. На каждом уроке реализуется определённая часть этих звеньев, в соответствии с которыми формулируются цели и задачи уроков. Каждый урок по своему содержанию должен быть логически связан как с предыдущим, так и с последующими уроками, чтобы по каждой теме складывалась целостная система уроков. Структуру урока трудового обучения определяют:

    1.Его содержание. 2.Цели и задачи. 3.Место в системе уроков. 4.Материальное оснащение. 5.Тип и др.

Структура наиболее распространённого урока трудового обучения комбинированного типа следующая:

    1.Организационная (начальная) часть. 2.Проверка знаний, умений и навыков (домашнего задания). 3.Подготовка учащихся к восприятию нового материала. 4.Изложение нового материала. 5.Проверка усвоения и закрепление материала. 6.Вводный инструктаж. 7.Самостоятельная работа и текущий инструктаж. 8.Заключительный инструктаж. 9.Организационная (заключительная) часть.

    Продолжительность всех этих этапов различная, и не все они могут присутствовать на уроке. В зависимости от типа урока и других факторов может изменяться его структура. Рассмотрим содержание перечисленных этапов.

1. Содержание организационной (начальной) части урока: сбор учащихся, рапорт дежурного или старосты, проверка присутствия и внешнего вида, вход в мастерскую, осмотр учебных мест и др.

    2. Проверка знаний, умений и навыков (домашнего задания). Этот этап по своему содержанию и проведению во многом подобен пятому этапу (проверка усвоения и закрепление материала). На нём используются различные приёмы, методы и средства. Поэтому этот вопрос будет рассмотрен более подробно на отдельной лекции.

    3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала (с сообщением темы и целей урока). Основные способы ознакомления учащихся с темой урока: устно с использованием записи на классной доске, плакате, экране, табло и др.

    Чтобы последующее изложение нового материала проходило более эффективно, на этом этапе урока нужно создать соответствующую мотивацию. Необходимо, чтобы учащиеся желали узнать то новое, о котором им должен рассказать учитель. Подготовку их к восприятию нового материала можно осуществлять различными способами. Наиболее известные среди них следующие:

1.Создание проблемной ситуации. 2.Организация беседы по пройденному материалу, связанному с изучаемым. 3.Раскрытие практической значимости нового материала. 4.Использование опережающих заданий и др.

Эти способы могут быть использованы или в совокупности, или порознь, что зависит от характера изучаемого материала, особенностей ученического коллектива (уровень подготовленности, любознательность, техническая или технологическая направленность и т.д.).

    1. Создание проблемной ситуации ставит цель – побуждение учащихся к мыслительной, творческой работе по восприятию материала. Например, перед изучением темы "Проволока" учитель может поставить перед учащимися проблему: как подсчитать, сколько метров проволоки находится в бухте, свернутой в окружность, не раскручивая всю бухту?

    2. Организация беседы по пройденному материалу проводится с целью создания благоприятных условий для освоения новых сведений как логического продолжения того, что изучалась раньше. Скажем, перед изучением заготовки и строения древесины можно напомнить ученикам о породах деревьев, о видах древесины и её текстуре, вспомнить в короткой фронтальной беседе об особенностях "рисунка" на разрезе древесины разных пород – лиственных и хвойных. Перед изучением растительных волокон и их свойств учитель может организовать короткую беседу о сырье натуральных волокон (хлопок, шерсть), про что беседа уже велась раньше.

    3. Раскрытие практической значимости нового материала помогает учителю показать важность (в жизни, на производстве) того, что будет изучаться. Например, перед объяснением правил работы лобзиком учитель может показать несколько готовых изделий с использованием выпиливания (рамка для зеркала, декоративная полочка), при этом объяснить, какую значимость для эстетики в повседневной жизни имеет умение работать лобзиком. Перед тем, как рассказать о видах заклёпок и сути соединения деталей, учитель может познакомить учащихся (при помощи демонстрации слайдов или плакатов) со многими примерами конструкций с заклёпочными соединениями: фермами мостов, фюзеляжами самолетов и кораблей и др.

    4. Использование опережающих заданий производится учителем, если кто-то из родителей учащихся имеет отношение к профессии (или работает по ней), что связана с изучением темы. В таких случаях он даёт соответствующему ученику опережающее задание подробно расспросить у родителей об их работе, а затем рассказать об этом на уроке. Это может касаться очень многочисленных профессий: столяра, лесовода, слесаря, агронома-полевода и др.

    Опережающие задания могут выдаваться отдельным ученикам по наиболее интересным вопросам программы с обеспечением их соответствующей популярной литературой. Многочисленные опережающие задания можно организовать при изучении металлов и сплавов: про разработчиков технологий получения стали Генри Бессемера, Сидни Томаса, Пьера Мартена, В.В. Петрова, про одного из создателей космической технологии металлов Б.Я. Патона.

    Кроме названных выше способов подготовки учащихся к восприятию нового материала (согласно А.А. Деркачёву) в "арсенале" учителя много и других. Сюда можно отнести:

    - 5) связь изучаемой темы с близкими темами других учебных дисциплин (основ наук);

    - 6) экскурсы в технико-технологическую историю вопроса;

    - 7) приведение занимательных примеров из собственного педагогического, жизненного опыта, научно-популярной или художественной литературы, телепередач, радио, кинофильмов;

    - 8) использование сведений о ближайшем производственном окружении района, города, деревни, школы.

    Разумеется, что при применении любого из названных способов имеют значение личные качества учителя как лица: его эмоциональность, настроенность на данную тему, умение владеть аудиторией, пользоваться наглядными (в том числе и техническими) пособиями и др.

4. Изложение нового материала. Этот этап иногда может объединяться с этапом урока, который называют «Вводный инструктаж».

На эффективность восприятия нового материала учащимися большое влияние оказывает характер его изложения:

1) точность и последовательность;

2) эмоциональность;

3) сочетание слова и наглядности;

4) использование исторических примеров;

5) использование примеров из работы местных предприятий;

6) использование научно-популярной литературы и др.

Изложение нового материала проводится различными методами и зависит от: 1) его содержания, 2) возраста учащихся 3) их подготовленности и др. Но какие бы благоприятные условия не были созданы для восприятия нового материала, он не будет хорошо усвоен, если параллельно с восприятием не организована работа учащихся по осмыслению новых сведений. Осмысление обеспечивается теми мысленными операциями, какие под руководством учителя выполняются учащимися в процессе обучения. Для активизации мысленной деятельности учащихся могут использоваться следующие приёмы:

    1.Установление связей нового с уже изученным материалом. 2.Использование аналогий. 3.Анализ и синтез. 4.Абстрагирование. 5.Сравнение. 6.Классификация.

    Проанализируем кратко суть этих мысленных операций.

    1. Установление связи нового материала с изученным ранее материалом проводится учащимися довольно часто. Например, при изучении строгания древесины рубанком они устанавливают связь (при помощи учителя) этой операции с уже изученной раньше операцией по зачистке заготовок шлифовальной шкуркой или напильниками, сверление отверстий в металле сопоставляется со сверлением древесины.

    2. Примером использования аналогий (от греческого "аналогиа" – сходство) может служить измерение деталей кронциркулем и разметочным циркулем, а также изучение строения обоих инструментов. Проводится аналогия между точением древесины и металла, строением напильника и надфиля и т.д.

    3. Анализ и синтез (мысленное разделение на части и выяснение связей между ними) учащиеся применяют при знакомстве со строением станков, начиная со сверлильного станка и заканчивая более сложными – токарными. Эту мысленную операцию они выполняют при изучении строения рубанков, плугов, культиваторов и других устройств.

    4. Мысленную операцию абстрагирования (от латинского "абстрегере" – отвлекать) – отвлечения от несущественного – учащиеся выполняют, например, при изучении кинематических схем машин, когда вне их внимания остаётся много сведений о строении этих машин, а основное внимание уделяется только передаче движения.

    5. Операция сравнения используется учащимися при ознакомлении с лезвиями долота и стамески, ножами рубанка и шерхебеля, свойствами чёрных и цветных металлов и др.

    6. Мысленная операция классификации используется учащимися очень часто. Они классифицируют породы деревьев и детали машин, рабочие (измерительные) инструменты и т.д. В каждом конкретном случае учитель подбирает соответствующий дидактический материал, формулирует вопросы и задания репродуктивного и творческого характера, создаёт условия для мысленной деятельности учащихся в целях их ориентации во множестве изучаемых объектов, фактов, явлений, технологий.

5.Проверка усвоения и закрепление материала.

6. Вводный инструктаж. В методике трудового обучения он рассматривается как этап урока и как метод обучения (о чём речь пойдёт на отдельной лекции). Вводный инструктаж необходим для подготовки учащихся к сознательному и активному самостоятельному выполнению практического задания. Его основное содержание:

    1.Объяснение учащимся содержания практической работы. 2.Объяснение порядка (последовательности) её выполнения. 3.Показ и объяснение рабочей позы, стойки, хватки инструментов, приёмов работ, организации учебного места и соблюдения техники безопасности, научное обоснование всего этого. 4.Выдача указаний по ученическому самоконтролю. 5.Распределение заданий между учащимися и др.

После проведенного вводного инструктажа учащиеся должны знать (получить) ответы на следующие основные вопросы:

    1.Что делать? 2.Как делать? 3.Почему так делать? 4.Что, когда и как контролировать? 5.Сколько сделать?

Вводный инструктаж по способу проведения может быть: устным, письменным, комбинированным.

7. Самостоятельная работа и текущий инструктаж. Он является основным этапом урока трудового обучения, потому что на него отводится до 75% учебного времени для формирования, использования и закрепления основных практических умений и навыков. А текущий инструктаж проводится для своевременного устранения и дальнейшего предупреждения ошибок в работе. Текущий инструктаж по форме его проведения может быть: индивидуальным и групповым.

Успех (эффективность) самостоятельной работы учащихся зависит от: 1) понимания ими задания, 2) его посильности, 3) их подготовленности, 4) материальной базы, 5) организации и др.

Основные виды самостоятельных работ учащихся:

    1.Выполнение графических изображений. 2.Разработка технологических процессов. 3.Выполнение операций. 4.Пооперационный и итоговый контроль. 5.Выполнение лабораторно-практических работ и др.

8. Заключительный инструктаж. Его основное назначение: подведение итогов урока, разбор выполнения и оценка работ учащихся. Выдача задания учащимся.

9.Организационная (заключительная) часть. Основное назначение заключительного организационного этапа урока – уборка рабочих мест и приведение в порядок своего внешнего вида.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.013 с.)