Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-производственные комбинатыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выше отмечалась, что для осуществления трудовой подготовки старшеклассников существуют такие структурные формы её организации, как школьные или межшкольные учебно-производственные мастерские, учебные участки, цехи и заводы, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК). Когда трудовое обучение после длительного перерыва было возвращено в 1954 году в учебные планы школ, то для его осуществления нужна была соответствующая учебно-техническая база. Для трудовой подготовки старшеклассников (и учащихся среднего школьного звена) начали создавать школьные и межшкольные учебные мастерские. Они оборудовались с помощью отделов образования, близлежащих предприятий и учреждений. Но, к сожалению, не все школы и предприятия в то время могли создать такие мастерские, которые отвечали бы всем требованиям производства и обучения. Учитывая это, продолжались поиски и других форм организации трудового обучения старшеклассников. Позже, с развитием экономики государства стали появляться примеры создания учебных участков, цехов и даже заводов непосредственно на самих предприятиях для трудовой подготовки учащихся. Оборудованы они были значительно лучше, чем мастерские в школах, но и в этом случае возникали определённые трудности и проблемы. Названные участки и цеха были структурными подразделениями предприятий, которые их создали. Они обычно включались в выполнение производственного плана вместе с остальными цехами. Поэтому содержание учебной деятельности учащихся чаще определялось не школьной программой, а производственными планами конкретного предприятия. Органы образования в этой ситуации практически не могли заметно влиять на деятельность учебных участков и цехов. В связи с этим важным моментом в организации трудового обучения старшеклассников стало создание межшкольных учебно-производственных комбинатов. В практике работы отечественной школы первый учебно-производственный комбинат был создан в Москве в 1964 г. усилиями более 40 предприятий. Его деятельность определялась принципиально новыми организационными основами. Главное было в том, что комбинат получил двойное подчинение: в учебном плане – отделу образования, а в производственном – предприятиям, которые его создали. Благодаря этому, удалось устранить основные недостатки, о которых речь шла раньше. УПК имел ещё одно важное преимущество перед учебным цехом при предприятии. Учебный цех мог быть открыт только при крупном предприятии, которое обладало большими денежными и материальными средствами. В создании же УПК могли участвовать даже мелкие предприятия. Таким образом, комбинат можно было создать фактически при любом производственном окружении школ. Постепенно комбинатов создавалось всё больше. И уже с конца прошлого века и сейчас они являются у нас в республике преобладающей формой организации трудовой подготовки учащихся старших классов. Например, в отдельные годы охват учащихся, которые посещали занятия в УПК, достигал 90% и более (сейчас свыше 80%). УПК имеют следующие преимущества по сравнению с другими формами организации трудовой подготовки старшеклассников: 1. Многопрофильность и возможность лучшего учёта интересов и склонностей учащихся. 2. Постоянство нагрузки преподавателей, что способствует закреплению кадров. 3. Хорошая материальная база, постоянная и равномерная загрузка оборудования из-за большого количества обучающихся школьников. 4. Наличие хороших условий для организации производительного труда по выполнению заказов базовых предприятий. 5. Более благоприятные условия для проведения профориентационной работы. Все эти преимущества и вывели УПК на первое место в трудовой подготовке старшеклассников, хотя и здесь иногда бывают отдельные недостатки. Следует отметить, что с созданием УПК совершенствовалась и нормативно-правовая база (документация), регулирующая их деятельность. Например, 23 августа 1974 года было принято первое постановление (№ 662) правительства страны «Об организации межшкольных УПК трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся». Это постановление определило статус УПК и его основные задачи. В связи с реформой школы в 1985 году было разработано, утверждено и введено в действие приказом министра образования новое положение о межшкольном УПК трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Данным положением регламентировались все основные вопросы, связанные с деятельностью УПК. После распада СССР уже в Республике Беларусь был принят свой документ об УПК «Прыкладнае палажэнне аб міжшкольным вучэбна-вытворчым камбінаце працоўнага навучання і прафесійнай арыентацыі вучняў». В настоящее время вместо названного примерного положения уже действует «Палажэнне аб парадку стварэння і дзейнасці вучэбна-вытворчых аб’ектаў па працоўным навучанні і прафесіянальнай арыентацыі вучняў», утверждённое постановлением Министерства образования РБ от 8.12.2006, №118. В России аналогичное типовое положение о межшкольном учебном комбинате было принято в 1999 году. К сведению, в США учебные заведения, подобные нашим, называются ЦПК – «Центр подготовки карьеры». Решая в комплексе все вопросы подготовки учащихся к труду, сейчас каждый межшкольный комбинат является центром в организации всем форм трудового обучения, профессионального обучения, профориентации, общественно полезного, производительного труда старшеклассников в городе или районе. Он служит для школ данной местности важным методическим, политехническим и профориентационным центром. Материальная база комбината, его тесная связь с производством содействует повышению качества всей общеобразовательной политехнической подготовки учащихся, их действенной ориентации на производственные профессии. Вся его деятельность строится на основе существующей нормативной базы. В этой связи комбинат решает следующие основные задачи: 1. Организация профессионального обучения старшеклассников на начальном уровне квалификации по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей региона в кадрах. 2. Организация общественно полезного, производительного труда учащихся и воспитание качеств личности человека-труженика. 3. Организация внеурочной работы по разным направлениям творческой технической деятельности. 4. Организация допрофессионального обучения учащихся по определенным направлениям («профиль-профессия»). 5. Проведение различной профконсультационной, психодиагностической, психокоррекционной и другой работы с учащимися, учителями школ, родителями. Характерной особенностью трудовой подготовки в УПК является её многопрофильность. Часто (особенно в крупных городах) обучение осуществляется по 10–15 разным направлениям, которые отображают профессиональную потребность соответствующего промышленного региона. К наиболее распространенным профессиям, согласно которым проводится обучение в комбинатах, относятся: слесари, столяры, токари, фрезеровщики, электрики, водители автомобилей, операторы-программисты, швеи-мотористки, повара-кулинары, продавцы пищевых и промышленных товаров и др. Условия многопрофильности трудовой подготовки учащихся, необходимость организации производительного труда по конкретной профессии (специальности) определили некоторые особенности в создании УПК и организации их работы. Комбинаты создаются исполкомами местной власти по представлению городских или районных отделов образования с разрешения органов государственного надзора за охраной труда и по согласованию с соответствующими республиканскими и профсоюзными органами. Обычно комбинаты открываются в отдельных помещениях (зданиях). Структура комбината определяется целями и задачами трудовой подготовки старшеклассников. Весь учебно-производственный процесс в УПК осуществляется на основе реализации основополагающих и дидактических принципов трудового обучения. Для подготовки учащихся к будущему квалифицированному производительному труду в структуре комбината есть разнообразные подразделения. Все они могут быть условно разделены на пять основных видов: 1) учебные, 2) производственные, 3) воспитательные, 4) вспомогательные, 5) административно-хозяйственные (это показано на схеме). К учебному подразделению относятся кабинеты и лаборатории, в которых в основном осуществляется обогащение учащихся теоретическими знаниями, а также практическими умениями и навыками в процессе выполнения монтажно-демонтажных, лабораторно-практических или практических работ. Это кабинеты автодела, кулинарии, швейного дела; лаборатории вычислительной техники, обработки материалов и др. Производственное подразделение включает в себя цехи, участки, мастерские, основное назначение которых – выпуск общественно и производственно необходимой продукции. Там старшеклассники приобретают начальные профессиональные умения и навыки и участвуют в производительном труде. Примерами таких участков (цехов) являются: токарный, фрезерный, столярный, швейный и др. Оснащение этих подразделений должно соответствовать характеру труда, который определяет то или другое направление подготовки. В состав воспитательного подразделения входят различные залы и кабинеты, например, кинолекционный зал, читальный зал, кабинет профориентации, библиотека, радиоузел, музей трудовой славы и др. Там можно организовывать и проводить воспитательные мероприятия: вечера, встречи, лекции, беседы, праздники и т.д.
Примерная структура УПК К вспомогательным подразделениям обычно относятся службы обеспечения, которые включают в себя заготовительное отделение, инструментальное, склады материалов и готовой продукции и др. Структура и особенности функционирования всем перечисленных служб определяются с учётом местных условий и особенностей УПК. Ведущими среди перечисленных служб являются те, которые отвечают за оснащение учебного производства необходимыми материалами (полуфабрикатами), за комплектование учебных цехов и участков рабочими и контрольно-измерительными инструментами, приспособлениями и станками, за хранение и реализацию произведенной продукции. В состав административно-хозяйственного подразделения входят административные и хозяйственно-бытовые помещения. Сюда относятся кабинеты директора и его заместителей, комната для преподавателей, комнаты для отдыха, буфет (столовая), душевые, медпункт, гардероб и др. Количество перечисленных помещений в УПК, их оснащение и площади зависят от штатных нормативов, действующих санитарных норм и правил, местных условий и т.д. Материальное оснащение всех структурных подразделений комбината ведётся в соответствия с нормативными документами и на основе единых требований к организации учебно-производственного процесса. При этом учитываются все особенности принятых технологических процессов выпуска продукции. Организация совместной работы и выполнение взаимных обязательств между комбинатом и базовыми предприятиями и заведениями, которые участвуют в трудовой подготовке учащихся, осуществляются на основе заключаемых между ними договоров. Аналогичные договоры с предприятиями и заведениями города могут заключаться и на подготовку и повышение квалификации рабочих массовых профессий, если в этом есть необходимость и соответствующие возможности. Материально-техническая база, которая создана на комбинате, может принадлежать ему целиком или частично, то есть, находиться в собственности (на балансе) предприятия-хозяина. В последнем случае предприятия может давать право комбинату бесплатного (или на других условиях) использования имеющегося оснащения, инструментов и приспособлений, помещений и зданий для организации обучения, выпуска продукции. При оформлении различных документов комбинат пользуется правом юридического лица. Основой для решения всех вопросов, которые не отражены в положении об УПК, служит устав средней общеобразовательной школы и другие документы, например, инструкция по ведению документации в межшкольном УПК. Для осуществления учебно-воспитательного и производственного процесса комбинат должен быть укомплектован необходимыми кадрами. Состав и количество сотрудников комбината определяются в соответствия с существующими штатными нормативами. Например, используется положение «О комплектации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения профессиональной ориентации учащихся». Руководят работой комбината директор и его заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной и хозяйственной части. Непосредственное обучение и воспитание учащихся осуществляют учителя (преподаватели) и мастера производственного обучения. Мастера производственного обучения организуют и проводят практические занятия по профессиональному обучению, осуществляют руководство производственной практикой и общественно полезным, производительным трудом. Руководители комбината, преподаватели, мастера производственного обучения, психолог, методист по профориентации, медицинский работник, представители администрации и общественных организаций школ, предприятий и заведений, родительских комитетов школ обычно входят в педагогический совет комбината, председателем которого является директор УПК. Деятельность педагогического совета определяется уставом комбината. Для проведения занятий в комбинате учащиеся объединяются в отдельные группы по профилям обучения. Наполняемость групп должна быть не менее чем 20 человек. Теоретические занятия проводятся преподавателем одновременно со всей группой. При организации практического обучения и производительного труда осуществляется деление групп на две подгруппы. При создании учебных групп руководствуются следующими условиями: – потребностями данного экономического региона в кадрах; – перспективами развития окружающих предприятий на ближайшие годы; – интересами учащихся; – возможностями организации их общественно полезного, производительного труда; – количеством учащихся в школах. В одну и тую же группу могут входить учащиеся как одной, так и разных школ. Таким образом, в комбинате создаются коллективы одновозрастных учащихся, что надо учитывать при организации и проведение воспитательной труда. Школы активно участвуют в комплектовании учебных групп комбинатов, осуществляют постоянный контроль за посещением учениками занятий, оказывают педагогическому коллективу комбината необходимую методическую помощь. Так достигается преемственность в организации учебно-воспитательной работы в школах и комбинате. С целью сближения практической трудовой подготовки в УПК и теоретических занятий, осуществления их реальной взаимосвязи преподаватели и мастера производственного обучения включают в учебный процесс деловые игры как один с методов овладения определенной профессией. Группа в зависимости от её количественного состава делится на 2-3 условные бригады, которые соревнуются между собой в выполнения учебно-производственного задания в соответствия с определенной технологией или её частью. Каждая бригада обосновывает свой вариант технологического процесса, «защищает» его в ходе дискуссии с подробным обсуждением производственных ситуаций. Мастер (преподаватель) выполняет в деловой игры главную, ведущую роль, направляет ход дискуссии, обучает старшеклассников принимать обоснованные решения. Им же определяется и содержание производственных ситуаций. Среди участников деловой игры есть не только исполнители ролей «технологов» производства, но и «контролеров» ОТК (разумеется, условных). В группе «контролеров» должны быть предоставлены все бригады учебной группы. Группа «контролеров» подводит итоги «осуществления» технологии, даёт оценку работы исполнителей. Учащиеся, которые успешно завершили курс обучения в УПК, имеют возможность сдать квалификационные экзамены в установленном порядке и получить удостоверение о приобретении определенной профессии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.152 (0.008 с.) |