Индивидуальная, групповая и массовая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная, групповая и массовая работа



 

    Педагогической науке и школьной практике известны следующие формы организации ВКР:

    - индивидуальная работа учащихся;

    - групповые занятия в кружках, клубах, товариществах и других творческих объединениях по интересам;

    - массовые мероприятия.

    Индивидуальная работа – начальная ступень в организации других форм ВКР. Она заключается в том, что под руководством учителя или другого специалиста отдельные учащиеся занимаются конструированием и моделированием, разрабатывают рационализаторские предложения, изготавливают наглядные пособия, различные приборы и т.д. В дальнейшем к этим энтузиастам присоединяются другие учащиеся, проявившие интерес к данной работе. Так постепенно могут создаваться кружки с их участием.

    Конечно, кружки могут создаваться и сразу по записи (объявлению). Учитель, планируя создание кружка, должен привлечь внимание учащихся к выбранной отрасли науки и техники, заинтересовать их. Об этом речь пойдёт ниже.

    Сейчас же следует остановиться на массовых формах ВКР.

Массовые формы внеклассной работы учащихся по технике и труду

    Далеко не всех школьники занимаются техническим творчеством. Многие посещают другие кружки и секции (художественной самодеятельности, изобразительного искусства и т.д.). Школа же должна готовить всех учащихся к практической трудовой деятельности. Где б ни работали её выпускники, труд их должен носить творческий характер. Поэтому к творчеству необходимо готовить всех учащихся, развивать их творческую активность, самостоятельность, стремление к рационализации и изобретательству. Для этого нужно использовать разные массовые формы ВКР. В их организации и проведении обычно принимают самое активное участие кружковцы. Опыт показывает: там, где хорошо работают кружки, больший размах приобретает массовая ВКР.

    Главную роль в организации ВКР по технике и труду отыгрывает учитель трудового обучения. К её организации могут привлекаться работники базовых предприятий и родители учащихся. В практике работы школ наибольшее распространение приобрели следующие виды форм ВКР: встречи с передовиками и новаторами производства; технические конференции и слёты рационализаторов (юных техников); выставки технического творчества; олимпиады по трудовому обучению; конкурсы по профессиям; технические турниры; технические утренники и вечера; устные журналы; недели техники и труда; технические лектории; беседы с техническим содержанием; праздники труда в школе; трудовые отряды постоянного действия (переплетчиков книг, столяров, слесарей-ремонтников и др.); производственные экскурсии; чтение и обсуждение популярной научно-технической литературы; просмотр и обсуждение телепередач; создание уголков научно-технической информации и музеев; технические викторины; создание отделений общества изобретателей и рационализаторов; тематические классные часы; диспуты с техническим содержанием.

    Кратко рассмотрим отдельные более важные виды массовых форм этой работы.

    Встречи с передовиками и новаторами производства. Организуются в школе или во время экскурсий на предприятия. Работники производства выступают перед учащимися, рассказывают им о своих успехах, делятся опытом работы, демонстрируют трудовые приёмы. Такие встречи позволяют ученикам конкретно ознакомиться с характером работы по определенной профессии, способствуют воспитанию учащихся на положительных примерах, создают предпосылки для будущего прихода выпускников в рабочую среду.

    Технические конференции – это популяризация более новых достижений производства, передовых приёмов работы, ознакомление учащихся с новыми образцами техники, вопросами экологии, экономики и организации производства. При подготовке к конференции оформляются альбомы, стенды, тематические выставки, определяются программа и темы отдельных выступлений (учителей, рабочих производства, кружковцев). По всем обсуждаемым вопросам принимаются соответствующие рекомендации. Они используются потом в учебно-воспитательной работе.

    Проведение слётов рационализаторов аналогично проведению конференций. Разница в том, что на слётах нет докладов. Главный упор здесь делается на обмен опытом работы.

    Выставки технического творчества чаще всего проводятся в конце учебного года. На них экспонируются работы кружковцев, а также лучшие изделия, выполненные на занятиях по трудовому обучению, во время производственной практики. Выставки могут приурочиваться к памятным датам, тематическим вечерам, конференциям, слётам и др.

    Олимпиады и конкурсы по трудовому обучению. Олимпиады обычно организуются в 8–11 классах средней школы, а конкурсы – только в старших классах. Они проводятся в несколько этапов (туров): школьный, районный (городской), областной, республиканский. В школьных турах принимают участие все или большинство учащихся соответствующих классов. В следующих турах участвуют только победители предыдущих. Олимпиады и конкурсы могут проходить как во время школьных каникул, так и в период обучения. Место проведения олимпиад – школьные учебные мастерские, а конкурсы на звание лучшего по профессии чаще организуются на соответствующей базе в УПК.

    Для подготовки этих мероприятий создаются оргкомитет и жюри, разрабатываются и составляются теоретические и практические задания. Заранее намечаются критерии и показатели для оценки качества выполненных работ. Олимпиады и конкурсы начинаются и заканчиваются в торжественной обстановке. Учащихся приветствуют, награждают, поздравляют известные люди (ученые, педагоги, инженеры и др.).

    Технические турниры – это соревнования нескольких команд отдельных классов или школ, они выступают с отчётом о выполнении домашних заданий, отвечают на вопросы, решают технические задачи, выполняют практические работы, разгадывают тематические кроссворды и ребусы. Эти мероприятия обычно рассчитаны на проверку технического кругозора учащихся, на проявление сообразительности. Технические турниры бывают двух видов: тематические ("Юный столяр", "Станочник" и др.) и комбинированные ("Юный техник" и др.).

    Технические утренники и вечера – это мероприятия по сообщению новой для учащихся информации о развитии науки и техники, технологии. Они в основном бывают двух видов: тематические ("Вечное дерево", "В мире металлов") и комбинированные ("В мире науки и техники" и др.). Очень интересными и содержательными получаются вечера межпредметного характера: трудовое обучение и история ("Техника древнего мира"), трудовое обучение и физика ("Физика токарного станка") и т.д. В их содержании должна отражаться специфика учебного предмета. Утренники организовываются чаще для младших, а вечера – для старших учащихся.

    Устные журналы – это мероприятия, при проведении которых технические сведения сообщаются в форме отдельных страниц. Журналы могут быть тематическими ("Солнце в колбе", "Загадки железа", "Привет, робот") и комбинированными ("Знай и умей", "Технический вестник"). Название мероприятия нужно выбирать так, чтобы оно в образной форме отображало содержание этого журнала. Учащиеся получают заранее определённые задания и готовятся самостоятельно дома и в библиотеке, используя разную техническую и научно-популярную литературу.

    Наиболее массовым и комплексным видом внеклассной работы по техническому творчеству и труду является «Неделя техники и труда». В её рамках могут проводиться разнообразные мероприятия, объединённые общей направленностью. В содержание "Недели" могут быть включены следующие виды внеклассной работы: встречи учащихся с передовиками, новаторами, рационализаторами и изобретателями; экскурсии на предприятия, в УПК и в ПТУ; конкурсы разных типов (газет, юных мастеров, домашних заданий и др.); тематические классные часы (рассказы о лучших деятелях техники и о неё проблемах); выставки (работ учащихся, новинок литературы); технические турниры; утренники; вечера; устные журналы и др.; разные трудовые дела (изготовление полезных вещей, ремонт помещений и оснащения, школьной мебели, шефство над стариками и больными и т.д.).

    Перечень полезных внеклассных мероприятий может быть продолжен. При определении их содержания нужно руководствоваться прежде всего учебно-воспитательными задачами, учитывать интересы учащихся и местные условия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.007 с.)