Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кружки, факультативы, общества и их виды, характер деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди всех форм ВКР основной, ведущей и постоянно действующей групповой формой ВКР по техническому творчеству и техническому труду являются кружки. Занятия в кружках характеризуются регулярностью, длительностью сроков, определенным профилем работы. Основными целями кружковых занятий являются: воспитание у учащихся интереса и любви к технике и труду, развитие технического творчества, формирование умений рационализаторской деятельности. Кружки бывают разного профиля. Для наиболее распространённых кружков существуют типовые рабочие программы. Все кружки по характеру деятельности можно разделить на три группы: - предметно-технические (физические, физико-технические, химические, химико-технологические, математические, чертёжные, экологические и др.); - творческие конструкторские (рационализаторов и изобретателей, конструкторские, радиотехнические, авиамодельные, судомодельные, автомодельные, производственно-модельные); - учебно-технические, кружки-курсы (автомобилистов, мотоциклистов, картингистов, киномехаников, телеграфистов и др.). Такая классификация кружков довольно условная, некоторые авторы, например, предлагают все кружки разделить на пять групп: подготовительные технические, предметные, спортивно-технические, производственно-технические и кружки художественно-прикладного творчества. Основные цели предметно-технических кружков – расширение и углубление знаний и умений учащихся по школьным предметам, создание оснащения и наглядных пособий для учебных кабинетов, развитие на этой основе технического творчества и способностей учащихся. В предметно-технических кружках учащиеся выполняют следующие виды работ: - изготовление оснащения и наглядных пособий; - подготовка докладов и рефератов по разным отраслям науки, техники, производства; - выпуск научно-технических бюллетеней (стенгазет); - проведение опытов; - решение технико-технологических задач; - выполнение (в отдельных случаях) обязанностей лаборантов при подготовке и проведении занятий по предметам. Содержание работы кружков определяется программами, материальной базой и местными условиями. Тематика отдельных занятий разрабатывается руководителем кружка с учётом пожелания учащихся. Большая часть времени на занятиях кружка отводится на непосредственное выполнение практических работ учащимися. В некоторых условиях может организовываться и индивидуальная работа кружковцев в любое время, свободное от учебных занятий (после уроков, во время школьных каникул и др.). Перед началом работ по изготовлению приборов и наглядных пособий члены кружков должны многосторонне изучить те явления и процессы, для иллюстрации которых предназначены эти приборы. Итоги изучения обсуждаются на занятиях кружка, а затем уже изготавливаются сами приборы по образцу, описанию в литературе, согласно разработке руководителя или личного замысла. При необходимости создаются чертежи, эскизы, схемы, рисунки. Оценка выполненной работы должна проводиться не только руководителем, но и самими кружковцами. Изготовив прибор, учащиеся демонстрируют его на заседания кружка, объясняют принцип действия. В конце учебного года обычно проводится выставка работ кружковцев. Члены кружков часто являются активными участниками и организаторами других массовых мероприятий (олимпиад, конкурсов и др.). Таким образом, они являются первыми и основными помощниками учителя при проведении ВКР. В творческих конструкторских кружках учащиеся могут заниматься как совершенствованием учебных приборов, оборудования и наглядных пособий, так и разработкой, изготовлением действующих моделей разных машин, механизмов и приспособлений. На занятиях в кружках расширяются и углубляются научно-технические знания и трудовые умения учащихся, развивается их техническое мышление и творческие конструкторские способности, формируются умения рационализаторской деятельности. Школьники в кружках учатся самостоятельно решать конструкторские задачи как в теоретическом (расчёт, проектирование), так и в практическом плане (изготовление конструкции и её испытание). С этой целью руководитель кружка должен разработать систему конструкторских заданий с постепенным их усложнением, каждое из которых служит ступенью в обучении конструированию. В ходе работ он консультирует учащихся, контролирует правильность составления ими расчётов, схем, чертежей и изготовления задуманных конструкций. При этом разрабатываются рационализаторские предложения. Они могут быть самыми разнообразными: экономия материалов, повышение безопасности работы, организация учебного места и т.д. Творческие конструкторские кружки обычно создаются и работают на базе школьных учебных мастерских или станций юных техников. Учебно-технические кружки объединяют учащихся, которые интересуются которой-нибудь отраслью техники или труда. В их занимаются и те, кто желает получить определённую профессию. Такие кружки создаются не только в школе, но и в УПК, внешкольных заведениях, профессионально-технических училищах (колледжах). На занятиях этих кружков учащиеся знакомятся с работой и устройством отдельных машин, аппаратов и приборов, приобретают умения и навыки управления ими, осмотра и обслуживания. Учебно-технические кружки являются более специализированными, чем предметно-технические и творческие конструкторские. Они обычно работают по программам, утвержденным заведениями, которые отвечают за подготовку специалистов этого профиля. На занятиях кружковцы изучают теоретические вопросы по специальности и выполняют разные практические задания. Характер и содержание работы кружка требует, чтобы все его члены имели примерно одинаковый, минимально необходимый уровень подготовки. Занятия в них начинаются одновременно для всех учащихся и могут продолжаться несколько лет. Учебно-технические кружки готовят молодежь к занятиям техническими видами спорта (автомобильным, водномоторным, авиационным, мотоциклетным и др.). Также создаются и кружки с военно-техническим уклонам, которые способствуют подготовке учащихся к службе в Вооруженных Силах страны. Каждый из выше перечисленных кружков должен иметь программу и календарно-тематический план занятий. Когда нет типовых программ, то руководитель кружка должен разрабатывать их сам. Для развития самостоятельности учащихся необходимо организовывать самоуправление в кружках. Обычно выбирается староста или совет кружка во главе с председателем. При необходимости выбираются инструментальщики, редколлегия кружка и др. Особое внимание необходимо уделять комплектованию кружков и организации занятий в них. Лучше, чтобы кружок посещали учащиеся примерно одного возраста или уровня подготовки, с параллельных или смежных классов. Занятия должны проводиться регулярно. В конце учебной четверти количество занятий можно уменьшать, а во время каникул – увеличивать. Работу в кружках необходимо начинать при наличии хорошей материально-технической базы (инструментов, оснащения, материалов и др.), иначе кружок быстро распадётся. Недолговечным может стать и тот кружок, где вместо организации практических работ отдается передпочтение теоретическим вопросам (подготовка докладов и рефератов.). Но и практические работы не должны превращаться в самоцель. Во многих случаях работу кружка полезно начинать с научно-технического вечера, тематического сбора или экскурсии. На первых занятиях необходимо ознакомить кружковцев с предварительно составленным планам работы, перечнем и схемами будущих изделий. Целесообразно сделать это в форме интересной, захватывающей беседы, в время которой показать опыты, продемонстрировать дио- и кинофильмы, готовые изделия. Полезно для беседы пригласить старших воспитанников кружка, чтобы они продемонстрировали свои работы и ответили на возникшие вопросы. Важно с первых же занятий научить членов кружка правильно организовывать своего учебное место, пользоваться технической литературой и измерительными инструментами. У учащихся необходимо развивать и поддерживать чувство товарищества, взаимопомощи, приучать их действовать по правилу: научился сам – научи товарища. Надо помнить, что успехи учащихся в работе – очень важный стимул их дальнейшей творческой деятельности, а для этого необходимо правильно отбирать объекты их будущих работ. Последние должны быть интересными, посильными, разнообразными. Кроме выставки работ, желательно создать музей истории кружка, сделать стенд с фамилиями и фотоснимками его выпускников, с рассказом об их дальнейшей судьбе. Постоянная работа с кружковцами требует от руководителя большого педагогического такта. Руководитель должен выступать перед коллективом кружка как советчик и старший товарищ, опираться в своей работе на интерес членов кружка к технике и на общественное мнение коллектива. Выполняя на занятиях кружка разные технические работы, действуя в условиях, близких к условиям учебной мастерской или цеха предприятия, каждый кружковец должен узнать от руководителя о правилах производственной санитарии и безопасности работы. Руководителю необходимо предусмотреть разные мероприятия, что обеспечивают нормальный санитарно-гигиенический режим и безопасные условия. Нужно объяснять кружковцам правила обхождения с разным оснащением и конструкционными материалами, правила личной аккуратности и точности в работе. Целесообразно каждому кружковцу иметь спецодежду и другие защитные средства. Перед началом практических занятий руководитель должен проводить инструктаж по технике безопасности с регистрацией в специальном журнале. В кружке должны быть инвентарь и медикаменты для оказания первой медицинской помощи, тушения пожара. Кроме кружковых занятий в школе могут быть организованы и факультативные занятия для учащихся. Факультативные занятия в учебных заведениях осуществляются по программам, утвержденным Министерством образования и опубликованным в сборниках программ факультативных занятий, а также размещенным на сайте НИО. Национальным институтом образования разработаны учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий, включающие программу, учебно-методическое пособие для учителя и учебное пособие для учащихся, по темам: ”Пропильная резьба и выжигание по древесине“, V-VI классы; ”Плетение из соломки“, VIІ класс; ”Художественная обработка металлов: просечка по металлу. Чеканка по металлу“,VII–IX классы; ”Плетение из ивового прута“,VIII класс; ”Художественное точение древесины“, VIII–IX классы; ”Основы художественного конструирования“, VIII–IX классы; ”Занимательное графическое моделирование“, IX класс. Кроме того, Министерством образования предложены утверждённые программы следующих факультативов: 1. Резьба по древесине. 2. Технология резьбы по древесине. VII–IX класс. С учащимися ІХ классов могут проводиться занятия по факультативному курсу «Основы выбора профессии» (в объёме 1 учебный час в неделю) за счёт часов, выделяемых на проведение факультативных занятий. При проведении занятий используются: 1) Программа «Мое профессиональное будущее». – Минск: НИО, 2007; 2) учебное пособие: Прощицкая, Е.Н. Мое профессиональное будущее / Е.Н. Прощицкая. – Минск: НИО, 2007.
Лекция 2.7. Внеаудиторная учебная работа студентов по методике трудового обучения
Вопросы: 1. Методика проведения курсовых исследований. 2. Методическая подготовка студентов к прохождению педагогической практики. 3. Методика проведения дипломных исследований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.011 с.) |