Кружки, факультативы, общества и их виды, характер деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кружки, факультативы, общества и их виды, характер деятельности



 

    Среди всех форм ВКР основной, ведущей и постоянно действующей групповой формой ВКР по техническому творчеству и техническому труду являются кружки. Занятия в кружках характеризуются регулярностью, длительностью сроков, определенным профилем работы. Основными целями кружковых занятий являются: воспитание у учащихся интереса и любви к технике и труду, развитие технического творчества, формирование умений рационализаторской деятельности. Кружки бывают разного профиля. Для наиболее распространённых кружков существуют типовые рабочие программы.

    Все кружки по характеру деятельности можно разделить на три группы:

    - предметно-технические (физические, физико-технические, химические, химико-технологические, математические, чертёжные, экологические и др.);

    - творческие конструкторские (рационализаторов и изобретателей, конструкторские, радиотехнические, авиамодельные, судомодельные, автомодельные, производственно-модельные);

    - учебно-технические, кружки-курсы (автомобилистов, мотоциклистов, картингистов, киномехаников, телеграфистов и др.).

    Такая классификация кружков довольно условная, некоторые авторы, например, предлагают все кружки разделить на пять групп: подготовительные технические, предметные, спортивно-технические, производственно-технические и кружки художественно-прикладного творчества.

    Основные цели предметно-технических кружков – расширение и углубление знаний и умений учащихся по школьным предметам, создание оснащения и наглядных пособий для учебных кабинетов, развитие на этой основе технического творчества и способностей учащихся.

    В предметно-технических кружках учащиеся выполняют следующие виды работ:

    - изготовление оснащения и наглядных пособий;

    - подготовка докладов и рефератов по разным отраслям науки, техники, производства;

    - выпуск научно-технических бюллетеней (стенгазет);

    - проведение опытов;

    - решение технико-технологических задач;

    - выполнение (в отдельных случаях) обязанностей лаборантов при подготовке и проведении занятий по предметам.

    Содержание работы кружков определяется программами, материальной базой и местными условиями. Тематика отдельных занятий разрабатывается руководителем кружка с учётом пожелания учащихся. Большая часть времени на занятиях кружка отводится на непосредственное выполнение практических работ учащимися. В некоторых условиях может организовываться и индивидуальная работа кружковцев в любое время, свободное от учебных занятий (после уроков, во время школьных каникул и др.).

    Перед началом работ по изготовлению приборов и наглядных пособий члены кружков должны многосторонне изучить те явления и процессы, для иллюстрации которых предназначены эти приборы. Итоги изучения обсуждаются на занятиях кружка, а затем уже изготавливаются сами приборы по образцу, описанию в литературе, согласно разработке руководителя или личного замысла. При необходимости создаются чертежи, эскизы, схемы, рисунки.

    Оценка выполненной работы должна проводиться не только руководителем, но и самими кружковцами. Изготовив прибор, учащиеся демонстрируют его на заседания кружка, объясняют принцип действия. В конце учебного года обычно проводится выставка работ кружковцев. Члены кружков часто являются активными участниками и организаторами других массовых мероприятий (олимпиад, конкурсов и др.). Таким образом, они являются первыми и основными помощниками учителя при проведении ВКР.

    В творческих конструкторских кружках учащиеся могут заниматься как совершенствованием учебных приборов, оборудования и наглядных пособий, так и разработкой, изготовлением действующих моделей разных машин, механизмов и приспособлений. На занятиях в кружках расширяются и углубляются научно-технические знания и трудовые умения учащихся, развивается их техническое мышление и творческие конструкторские способности, формируются умения рационализаторской деятельности.

    Школьники в кружках учатся самостоятельно решать конструкторские задачи как в теоретическом (расчёт, проектирование), так и в практическом плане (изготовление конструкции и её испытание). С этой целью руководитель кружка должен разработать систему конструкторских заданий с постепенным их усложнением, каждое из которых служит ступенью в обучении конструированию. В ходе работ он консультирует учащихся, контролирует правильность составления ими расчётов, схем, чертежей и изготовления задуманных конструкций. При этом разрабатываются рационализаторские предложения. Они могут быть самыми разнообразными: экономия материалов, повышение безопасности работы, организация учебного места и т.д. Творческие конструкторские кружки обычно создаются и работают на базе школьных учебных мастерских или станций юных техников.

    Учебно-технические кружки объединяют учащихся, которые интересуются которой-нибудь отраслью техники или труда. В их занимаются и те, кто желает получить определённую профессию. Такие кружки создаются не только в школе, но и в УПК, внешкольных заведениях, профессионально-технических училищах (колледжах). На занятиях этих кружков учащиеся знакомятся с работой и устройством отдельных машин, аппаратов и приборов, приобретают умения и навыки управления ими, осмотра и обслуживания.

    Учебно-технические кружки являются более специализированными, чем предметно-технические и творческие конструкторские. Они обычно работают по программам, утвержденным заведениями, которые отвечают за подготовку специалистов этого профиля. На занятиях кружковцы изучают теоретические вопросы по специальности и выполняют разные практические задания. Характер и содержание работы кружка требует, чтобы все его члены имели примерно одинаковый, минимально необходимый уровень подготовки. Занятия в них начинаются одновременно для всех учащихся и могут продолжаться несколько лет.

    Учебно-технические кружки готовят молодежь к занятиям техническими видами спорта (автомобильным, водномоторным, авиационным, мотоциклетным и др.). Также создаются и кружки с военно-техническим уклонам, которые способствуют подготовке учащихся к службе в Вооруженных Силах страны.

    Каждый из выше перечисленных кружков должен иметь программу и календарно-тематический план занятий. Когда нет типовых программ, то руководитель кружка должен разрабатывать их сам. Для развития самостоятельности учащихся необходимо организовывать самоуправление в кружках. Обычно выбирается староста или совет кружка во главе с председателем. При необходимости выбираются инструментальщики, редколлегия кружка и др. Особое внимание необходимо уделять комплектованию кружков и организации занятий в них. Лучше, чтобы кружок посещали учащиеся примерно одного возраста или уровня подготовки, с параллельных или смежных классов. Занятия должны проводиться регулярно. В конце учебной четверти количество занятий можно уменьшать, а во время каникул – увеличивать.

    Работу в кружках необходимо начинать при наличии хорошей материально-технической базы (инструментов, оснащения, материалов и др.), иначе кружок быстро распадётся. Недолговечным может стать и тот кружок, где вместо организации практических работ отдается передпочтение теоретическим вопросам (подготовка докладов и рефератов.). Но и практические работы не должны превращаться в самоцель.

    Во многих случаях работу кружка полезно начинать с научно-технического вечера, тематического сбора или экскурсии. На первых занятиях необходимо ознакомить кружковцев с предварительно составленным планам работы, перечнем и схемами будущих изделий. Целесообразно сделать это в форме интересной, захватывающей беседы, в время которой показать опыты, продемонстрировать дио- и кинофильмы, готовые изделия. Полезно для беседы пригласить старших воспитанников кружка, чтобы они продемонстрировали свои работы и ответили на возникшие вопросы.

    Важно с первых же занятий научить членов кружка правильно организовывать своего учебное место, пользоваться технической литературой и измерительными инструментами. У учащихся необходимо развивать и поддерживать чувство товарищества, взаимопомощи, приучать их действовать по правилу: научился сам – научи товарища. Надо помнить, что успехи учащихся в работе – очень важный стимул их дальнейшей творческой деятельности, а для этого необходимо правильно отбирать объекты их будущих работ. Последние должны быть интересными, посильными, разнообразными.

    Кроме выставки работ, желательно создать музей истории кружка, сделать стенд с фамилиями и фотоснимками его выпускников, с рассказом об их дальнейшей судьбе.

    Постоянная работа с кружковцами требует от руководителя большого педагогического такта. Руководитель должен выступать перед коллективом кружка как советчик и старший товарищ, опираться в своей работе на интерес членов кружка к технике и на общественное мнение коллектива.

    Выполняя на занятиях кружка разные технические работы, действуя в условиях, близких к условиям учебной мастерской или цеха предприятия, каждый кружковец должен узнать от руководителя о правилах производственной санитарии и безопасности работы. Руководителю необходимо предусмотреть разные мероприятия, что обеспечивают нормальный санитарно-гигиенический режим и безопасные условия. Нужно объяснять кружковцам правила обхождения с разным оснащением и конструкционными материалами, правила личной аккуратности и точности в работе. Целесообразно каждому кружковцу иметь спецодежду и другие защитные средства.

    Перед началом практических занятий руководитель должен проводить инструктаж по технике безопасности с регистрацией в специальном журнале. В кружке должны быть инвентарь и медикаменты для оказания первой медицинской помощи, тушения пожара.

    Кроме кружковых занятий в школе могут быть организованы и факультативные занятия для учащихся.

Факультативные занятия в учебных заведениях осуществляются по программам, утвержденным Министерством образования и опубликованным в сборниках программ факультативных занятий, а также размещенным на сайте НИО.

Национальным институтом образования разработаны учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий, включающие программу, учебно-методическое пособие для учителя и учебное пособие для учащихся, по темам:

”Пропильная резьба и выжигание по древесине“, V-VI классы;

”Плетение из соломки“, VIІ класс;

”Художественная обработка металлов: просечка по металлу. Чеканка по металлу“,VII–IX классы;

”Плетение из ивового прута“,VIII класс;

”Художественное точение древесины“, VIII–IX классы;

”Основы художественного конструирования“, VIII–IX классы;

”Занимательное графическое моделирование“, IX класс.

    Кроме того, Министерством образования предложены утверждённые программы следующих факультативов:

1. Резьба по древесине.

2. Технология резьбы по древесине. VII–IX класс.

С учащимися ІХ классов могут проводиться занятия по факультативному курсу «Основы выбора профессии» (в объёме 1 учебный час в неделю) за счёт часов, выделяемых на проведение факультативных занятий. При проведении занятий используются: 1) Программа «Мое профессиональное будущее». – Минск: НИО, 2007; 2) учебное пособие: Прощицкая, Е.Н. Мое профессиональное будущее / Е.Н. Прощицкая. – Минск: НИО, 2007.

 

Лекция 2.7. Внеаудиторная учебная работа студентов по методике трудового обучения

 

Вопросы:

1. Методика проведения курсовых исследований.

2. Методическая подготовка студентов к прохождению педагогической практики.

3. Методика проведения дипломных исследований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.019 с.)