Методика преподавания раздела технического труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания раздела технического труда



«Художественная обработка материалов»

Структура и содержание раздела «Художественная обработка материалов» в программе по трудовому обучению

    В соответствии с программой по трудовому обучению раздел «Художественная обработка материалов» изучается учащимися и в 7– 9 классах. На его изучение отводится соответственно: в 7–8 классах – 11 (22) ч., в 9 классе – 11 ч. Структура разделов во всех 7–9 классах одинаковая и включает в себя:

1. Технико-технологические сведения.

2. Графические работы.

3. Практические работы.

4. Примерный перечень изделий.

    Следует отметить, что этот раздел в каждом классе может изучаться учащимися по одному из двух вариантов, которые можно условно назвать: 1) художественная обработка древесины и 2) художественная обработка природных материалов. Конкретизируя первый вариант, можно видеть, что в него входят с 7 по 9 класс следующие темы: «Контурная резьба по древесине» (7 кл.), «Геометрическая резьба по древесине» (8–9 кл.). Во второй вариант включены темы: «Аппликация и плетение из берёсты» (7 кл.), «Деревянная мозаика (интарсия)» (8 кл.), «Лесная скульптура» (9 кл.). Исходя из этого, учитель выбирает более важный, по его мнению, вариант «Художественной обработки материалов» для изучения учащимися. Но к выбранному варианту добавляется 2 или 4 часа занятий из неиспользуемого варианта для сообщения учащимся всех сведений, требуемых программой. Как показывает практика, чаще выбирается первый вариант в программе. Он удобнее в плане материального оснащения учебного процесса.

    В конце раздела «Художественная обработка материалов» в каждом классе приводится перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся. Как правило, он соответствует содержанию материала в программе.

Ознакомление с видами используемых материалов

    При освоении первого варианта программы учащиеся используют преимущественно пиломатериалы толщиной 20–30 мм и фанеру толщиной 5 мм. С ними (их видами и свойствами) они уже ознакомились при изучении раздела «Обработка древесины». Поэтому учащиеся должны не только закрепить полученные теоретические сведения, но и научиться специфическим приёмам их обработки, с которыми они ранее не встречались.

    При обучении учащихся по второму варианту программы они впервые встречаются с такими природными материалами, как берёста и др. Они должны освоить не только их виды, свойства и особенности применения, но и научиться заранее их заготавливать, хранить и готовить к использованию.

Берёста является прочным природным материалом, который наши предки применяли в строительстве жилища, а также для изготовления предметов быта. Особенно часто берёсту использовали при плетении корзин и лукошек. Из цельных кусков берёсты делали сосуды для хранения жидкостей и сыпучих продуктов.

Прочность берёсты обусловлена её многослойностью. Берёста – это покровная (защитная) ткань коры берёзы, состоящая из годичных слоёв белого или розового цвета. Каждый годичный слой состоит из слоёв узких и широких клеток. Именно чередование этих клеток придаёт берёсте прочность.

Пласт берёсты, снятый с коры берёзы, протирают сухим куском ткани и кладут на стол белой стороной вверх. Затем берёсту разделяют (разрезают) на несколько пластов. Сначала отделяют верхний шероховатый белый слой. Пласты снимают с помощью ножа ли просто руками. Толщина берестяного пласта может колебаться от 0,5 мм до 2–3 мм и более. Чем меньше будущее изделие, тем тоньше нужен пласт. Тонкую берёсту, снятую с молодых деревьев или с верхней части ствола, не делят на пласты, а оставляют цельной. Её можно использовать полностью с белой или тёмной сторон.

Обработанную берёсту сушат в тени отдельными пластами. При этом следят, чтобы она не пересохла, иначе материал станет жёстким и хрупким.

Когда пласты берёсты начинают скручиваться, то их протирают смоченным в растительном масле куском ткани, а затем собирают в рулоны. Подготовленную берёсту можно хранить и пластами, уложив их на ровную поверхность тёмной стороной вниз. Пласты прижимают доской так, чтобы она полностью их закрывала. Так берёста «ждёт» своего применения.

При выполнении деревянной мозаики (интарсии) в 8 классе учащиеся просто используют кусочки (обрезки) от пиломатериалов или шпона различных пород деревьев, а, следовательно, разной формы и оттенков.

В 9 классе для выполнения лесной скульптуры также необходима предварительная заготовка исходных материалов. Например, таким материалами могут стать древесина, ветки и корни дикорастущих кустов, которых немало можно найти в лесу или на берегах рек и озёр, на прилегающей к дому или школе местности. Их можно заготовить заранее во время школьных каникул или в любое другое свободное от учёбы время.

Ознакомление с инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием

для художественной обработки материалов

    При выполнении работ по художественной обработке материалов учащиеся могут использовать не только типовые инструменты, приспособления и оборудование, необходимые для обработки древесины, но и специально изготовленные в школьных мастерских или приобретённые промышленные. С их помощью можно выполнять самые разнообразные операции

Для контурной резьбы по древесине в 7 классе и геометрической резьбы по древесине в 8–9 классах учащиеся применяют ножи-косяки и специальные стамески (уголковые, полукруглые и др.).

    При организации занятий по второму варианту программы (работа с природными материалами) также нужны специальные инструменты. Например, основными инструментами для аппликации являются ножницы и ножи-косяки.

Формирование умений и навыков по художественной обработке материалов

    Формирование тех или иных умений и навыков по художественной обработке материалов зависит от вида выполняемых работ (операций).

    При выполнении деревянной мозаики в 7 классе учащиеся вначале выбирают заготовки из пиломатериалов и листовых древесных материалов. Затем готовят поверхности к нанесению рисунка и наносят рисунок. Выпилив и вырезав нужные детали–элементы мозаики, отделывают их, а затем наклеивают на заготовку.

    Ряд подобных операций должны проделать учащиеся, выполняя резьбу по древесине. Вначале им необходимо выбрать заготовки из пиломатериалов (или фанеры). Затем подготовить поверхность к нанесению рисунка и нанести сам рисунок. После начинается основная часть работы – непосредственно сама резьба (контурная или геометрическая) с использованием описанных выше инструментов и приспособлений. Готовое изделие шлифуется, а затем выполняется его отделка.

    Изготовление лесной скульптуры. При выполнении этой работы части заранее подготовленной древесины, её веток и корней, их отдельные фрагменты (кусочки) могут стать деталями для будущих изделий, например, игрушек. С их помощью, путём сборки, соединения различных элементов можно создавать фигурки животных, птиц, людей и т.п.

    Все детали фигурок животных можно соединять между собой с помощью кусочков круглых веток. При выполнении столярных работ такие соединения обычно называют шиповыми на шкантах. В деталях каждого изделия заранее делаются отверстия, в которые при сборке вставляются шканты смазанные клеем. Чтобы готовые изделия выглядели более красивыми и привлекательными, их можно окрасить в соответствующий (природный) цвет, например, крокодила – в зелёный, собаку – в чёрный, а жирафа – в коричневый.

    Изготовление учащимися изделий из природных материалов, несомненно, будет способствовать их физическому и умственному развитию, формированию и закреплению трудовых умений и навыков, полученных на занятиях, воспитанию бережливости, аккуратности, эстетических чувств и вкусов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.005 с.)