Разделы технического труда: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Техническое творчество», «Художественная обработка материалов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделы технического труда: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Техническое творчество», «Художественная обработка материалов»



 

Процесс трудового обучения по содержательной линии «Обработка конструкционных материалов» направлен на последовательное овладение учащимися гимназий и общеобразовательных школ отдельными технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов.

Перечень технологических операций по ручной и механической обработке древесины и металлов

ОБРАБОТКА КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ
Измерение заготовок из древесины Измерение заготовок из металлов
Разметка заготовок из древесины Правка металлов
Пиление древесины Разметка заготовок из металлов
Строгание древесины Резкаметаллов кусачками
Долбление древесины Резкаметалловножницами
Сверление древесины Рубка металлов
Точение древесины Резкаметалловножовкой
Шлифование древесины Опиливаниеметаллов
Отделка древесины Гибка металлов

Сборка деталей из древесины

на гвоздях

Сверлениеметаллов
Точениеметаллов

Сборка деталей из древесины

на шурупах

Шлифование металлов
Сборка деталей из металлов на заклепках
Сборка деталей из древесины на шипах Сборка деталей из металлов на резьбе

 

Процесс трудового обучения по содержательной линии «Техническое и художественное творчество» направлен на последовательное овладение учащимися комплексом технологических операций по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов в процессе творческой технической и художественной деятельности.

Виды творческой технической и художественной деятельности учащихся 5–9 классов

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

КЛАСС

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ (теоретические сведения)

Вариативная часть

(практические задания)

Вариативная часть (практические задания) Вариативная часть (практические задания) Вариативная часть (практические задания)
5 Начальное моделиро- вание

Начальное конструиро-

вание

Выжигание по древесине Аппликация из соломки
6 Автомодели- рование

Конструиро-

вание

Пропильная резьба по древесине Плетение из соломки
7 Авиамодели- рование

Конструиро-

вание

Контурная резьба по древесине Аппликация и плетение из бересты
8 Судомодели- рование

Конструиро-

вание

Геометрическая резьба по древесине Деревянная мозаика (интарсия)
9 Судомодели- рование

Конструиро-

вание

Геометрическая резьба по древесине Лесная скульптура
           

Изучение разделов“Техническое творчество” и “Художественная обработка материалов” осуществляется по инвариантной и вариативной частям с учётом уровня профессионально-педагогической и специальной подготовки учителя технического труда; состояния материально-технической базы школьных мастерских; местных условий и традиций региона; а также пожеланий учащихся.

К инвариантной части относится обязательное изучение учащимися теоретических сведений содержательной линии “Техническое и художественное творчество”. Это обусловлено тем, что ученики должны овладеть теоретическими знаниями по всей учебной программе.

Вместе с тем, формирование практических умений и навыков учащихся может осуществляться при выполнении ими практических заданий по выбранной вариативной части в рамках отдельного раздела данной содержательной линии.

В учебной программе раскрываются основные сведения о школьных учебных мастерских и организации учебных мест для ручной и механической обработки конструкционных и (или) природных материалов; изучаются виды и основные свойства используемых материалов, их экономное использование; определяются возможности применяемых инструментов, приспособлений и учебного оборудования; раскрываются содержание, последовательность и приёмы выполнения технологических операций; анализируются процессы чтения и оформления графической документации, а также чтения и разработки технологической документации; изучаются технологические процессы для изготовления изделий и творческих проектов; раскрываются основные правила безопасной работы; проверяется качество выполнения технологических операций и изделий (соответствие чертежам, точность сборки, качество отделки, возможность использования по назначению, надёжность в эксплуатации и др.); раскрываются основные профессии, связанные с лесной, деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленностями, а также с творческой деятельностью технического и художественного направления.

Вместе с тем, после каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые выделяют перечень основных знаний и умений, подлежащих контролю в процессе обучения на занятиях технического труда.

В зависимости от характера и видов деятельности учащихся учитель может использовать следующие системы обучения техническому труду: операционную, операционно-предметную, конструкторско-технологическую. При преподавании разделов “Обработка древесины” и “Обработка металлов” рекомендуется применять операционную систему обучения. В процессе последовательного овладения учащимися технологическими операциями учитель может подготавливать заготовки для изготовления деталей сквозных изделий, которые будут создаваться в дальнейшем при изучении содержательной линии “Техническое и художественное творчество”.

При изучении разделов “Техническое творчество” и “Художественная обработка материалов” первоначально используется операционно-предметная система обучения. Последующее применение конструкторско-технологической системы обучения объединяет репродуктивную и творческую деятельность учащихся, которые перед изготовлением изделия должны под руководством учителя предложить несколько вариантов и выбрать его оптимальную конструкцию и оригинальную композицию; материал, форму, цвет, способы обработки, инструменты, приспособления, оборудование и др.

В этой связи, в конце разделов содержательной линии “Техническое и художественное творчество” предлагается примерный перечень изделий, в том числе и сувенирных, которые ориентированы на создание существующих изделий, а также на разработку, изготовление, апробацию и внедрение в учебный процесс новых сквозных изделий и творческих проектов.

Изображения в качестве рисунков и фотографий сувенирных изделий различного назначения имеются в специальной литературе и в сети интернет. С одной стороны, творческая техническая и художественная деятельность учащихся, направленная на разработку и изготовление сувенирных изделий, усилит их потребности, интересы и мотивы к занятиям технического труда. С другой стороны, это позволит учителю и учащимся усовершенствовать имеющиеся разработки и приобрести новые идеи для создания сквозных изделий (в рамках нескольких разделов), которые будут оригинальными выставочными экспонатами, декоративными и нестандартными украшениями разных по назначению помещений, а также хорошими подарками на память к празднику, юбилею, дню рождения и др.

   Необходимые теоретико-практические сведения по основам технической графики включены в содержание всех разделов программы в соответствии со спецификой и логикой изучаемого теоретического материала и выполнения графических и практических работ.

Основной целью учебного предмета “Трудовое обучение. Технический труд” является подготовка школьников к трудовой деятельности в условиях динамически развивающихся: общества, производства, науки, информационно-электронных и других технологий. Реализация этой цели предполагает решение обучающих, развивающих и воспитательных задач:

- обучение школьников правильному выполнению технологических операций в процессе работы над учебно-трудовыми заданиями; овладение общетрудовыми, политехническими и специальными знаниями, умениями и навыками, трудовым опытом на основе включения учащихся в разнообразные виды технической и художественной деятельности по созданию личностно и общественно значимых изделий; развития у них профессиональной ориентации на рынке труда;

- развитие познавательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, конструкторско-технологических, художественно-конструкторских и других умений; творческих способностей и способностей самостоятельно, осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из личных технических и художественных интересов, склонностей, способностей и результатов своей деятельности;

- воспитание трудолюбия и культуры труда; бережного и экономного отношения к материалам, окружающей среде, результатам трудовой деятельности человека; чувства ответственности и профессионализма при использовании инструментов, приспособлений и учебного оборудования в процессе ручной и механической обработки конструкционных и природных материалов.

Сообщение теоретических сведений осуществляется в процессе объяснения нового материала и в порядке инструктирования учащихся до выполнения практических заданий. На всё это должно отводиться не более 20–30% учебного времени на протяжении всего учебного года (табл. 3). Соотношение теории и практики на учебных занятиях может регулироваться учителем в процессе правильного отбора содержания, а также педагогически грамотного и дидактически оправданного выбора форм, методов и средств обучения учащихся техническому труду.

Все виды учебных занятий по техническому труду носят в основном практико-ориентированный характер. Программой предусмотрены практические задания в виде графических, лабораторных и практических работ, а также примерные перечни изделий, как для индивидуальных, так и для групповых практических работ. Перечень изделий уточняется в каждой школе с учётом местных возможностей и потребностей.

При изучении содержательной линии “Техническое и художественное творчество”, в целях оптимизации использования учебного времени, предусмотрены групповые практические работы, которые направлены на повышение эффективности выполнения сложных учебных заданий, организацию взаимопомощи, оценку собственного вклада каждого ученика и всей группы в целом.

С учётом процессуального и результативного аспектов деятельности учащихся оценка практических работ должна осуществляться по следующим критериям: организация учебного места; соблюдение правил безопасной работы; рациональность применения инструментов, приспособлений и оборудования; правильность выполнения технологических операций; уровень самостоятельности и творческий подход в процессе выполнения практической работы; время, затраченное на выполнение практической работы; соответствие изделия (заготовки) чертежу.

В целях повышения эффективности проведения как теоретических, так и практических занятий по техническому труду в каждом классе учитель может выделить до 15% учебного времени в качестве резервного за счёт частичного изменения количества часов и последовательности изложения материала по определённым темам (в рамках отдельного раздела учебной программы) с учётом местных условий и состояния материально-технической базы школьных мастерских.

   При изучении содержательной линии “Техническое и художественное творчество” лучшие учащиеся 7-9 классов включаются в творческое проектирование. Данная деятельность направлена на активное взаимодействие учителя технического труда с наиболее подготовленными учащимися с целью создания творческих проектов и их дальнейшей защиты на олимпиадах по трудовому обучению. Работа над выполнением творческих проектов может осуществляться на уроках и внеурочное время, при условии обязательного овладения учащимися всей учебной программой[1].

   Главное внимание в процессе трудового обучения следует обратить на соблюдение учащимися правил безопасной работы, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в школьных учебных мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, предусматриваются с обязательным контролем со стороны учителя технического труда.

   В школе учителю технического труда достаточно иметь рабочий разряд по механической обработке древесины или металлов, который даёт ему право обслуживать и работать на учебном станочном оборудовании, а также обучать учащихся приёмам работы на учебных станках.

   Исправность инструментов, приспособлений и учебного оборудования в школьных мастерских определяется соответствующими нормативными требованиями по охране труда, которые раскрывают безопасные условия трудового обучения учащихся и работы учителя.

   Теоретические знания и практические умения, полученные учащимися на уроках технического труда, рекомендуется углублять и развивать в системе внеклассной работы (факультативы, кружки и т. п.), а также в процессе общественно полезного труда в школе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.016 с.)