Связь трудового обучения с основами наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь трудового обучения с основами наук



 

    Методика трудового обучения, которая изучает важную и сложную область человеческой деятельности – труд, тесно связана с другими науками, дисциплинами и учебными предметами. Решая задачу определения закономерностей трудового обучения, она, в первую очередь, опирается на философские науки (диалектический и исторический материализм, теорию познания), которые являются методологической основой всех педагогических дисциплин, основой современной дидактики, а, таким образом, и всех честных методик.

    Как отрасль педагогической науки, методика трудового обучения тесно связана с педагогикой, руководствуется общими принципами дидактики и теории воспитания (методы, формы и др.). Эта связь обоюдная: общие закономерности педагогики используются методикой трудового обучения при установлении частных закономерностей обучения школьников техническим знаниям и труду, в свою очередь, методика трудового обучения даёт педагогике конкретный материал для вывода общих закономерностей (например, обоснование практических методов обучения и др.).

    Методика трудового обучения опирается на закономерности психологии труда и физиологии трудовых процессов. Без знания этих закономерностей сложно разрабатывать научные вопросы методики. Например, закономерности психологии и физиологии используются при: 1) определении структуры занятий, 2) установлении соотношений теоретических и практических его элементов, 3) при конструировании школьных станков, 4) разработке средств наглядности, 5) тренажёров и др.

    Методика трудового обучения тесно связана с общетехническими дисциплинами: технологией конструкционных материалов, сопротивлением материалов, теорией механизмов и машин, деталями машин, инженерной графикой, со специальными техническими предметами, а также с предметами общеобразовательного цикла: физикой, химией, математикой и др. Из этих дисциплин методика использует наиболее существенные технико-технологические факты, понятия, теоретические обобщения, законы и закономерности, практическое применение общетехнических дисциплин к конкретным видам промышленного и сельскохозяйственного производства. Выбранный материал объединяется в стройную и единую систему учебного предмета трудовое обучение.

    Среди специальных, в первую очередь, педагогических дисциплин методика трудового обучения занимает важнейшее место при подготовке учителя трудового обучения. Конечно, этот предмет не дублирует педагогику или психологию, практикум в учебных мастерских. Он находится с ними в тесной взаимосвязи. Поэтому очень сложно в полной мере освоить, изучить курс методики трудового обучения, не овладев предварительно знаниями общих закономерностей психической деятельности человека, организации учебного процесса, а также основ техники, технологии, организации и экономики промышленного производства.

    Например, очень трудно вести речь о методике обучения учащихся обработке различных материалов, если студент не освоил хорошо слесарные или столярные операции, не умеет настроить рубанок или заточить зубило, не умеет правильно пользоваться штангенциркулем, рейсмусом и т.д.

    Таким образом, для осуществления успешного политехнического образования в школе, для правильной постановки учебного процесса по труду студентам, как будущим учителям, необходимо, прежде всего, усвоить технические знания по многим предметам, полностью овладеть практическими умениями и навыками по тем видам труда, которым следует обучать учащихся. Кроме того, учитель трудового обучения должен хорошо знать школьные программы, курсы физики, химии, математики, черчения и др., на основе которых должно осуществляться преподавание всех дисциплин по технике и труду.

 

Лекция 1.2. Роль учителя трудового обучения (технического труда) в учебном процессе

Вопросы:

1. Требования, предъявляемые к учителю трудового обучения.

2. Характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя трудового обучения.

3. Подготовка и повышение квалификации учителя трудового обучения.

4. Учебно-методическая литература для учителей трудового обучения.

 

Требования, предъявляемые к учителю трудового обучения

 

Одно из главных требований к учителю — высокая нравственность и убежденность. Учитель должен понимать значение работы по трудовому обучению и воспитанию подрастающего поколения, чувствовать ответственность за её проведение перед народом и страной.

Убежденность является основой формирования у школьников общественной активности, творческого отношения к труду, непримиримости ко всему чуждому и враждебному для общества в нашей стране. Все это тесно связано с воспитанием чувства патриотизма, любви к своему народу, преданности Родине.

Чтобы воспитывать других, учитель трудового обучения должен быть сам безукоризнен в поведении, работе, быту. Его нравственный облик должен соответствовать принципам морали.

Во всех делах и поступках учитель должен быть примером моральной чистоты, отличаться честностью, принципиальностью, добросовестным отношением к выполнению своих обязанностей, обладать твёрдым характером, быть настойчивым в доведении до конца начатого дела.

В то же время он должен иметь большую выдержку и терпение, быть внимательным и чутким в обращении сучащимися.

Для квалифицированного выполнения своей деятельности учителю трудового обучения необходимо иметь педагогическую и специальную подготовку.

Требования к педагогической подготовке учителя

Любовь к детям, к своей педагогической профессии — важнейшее условие успешной деятельности учителя.

Педагогическая работа основывается на знании возрастных особенностей детей и закономерностей их развития. Учителю необходимо хорошо знать возрастные особенности не только учащихся средних и старших классов, с которыми он работает, но и младших школьников. Лишь в этом случае будет соблюдаться преемственность в их обучении и воспитании. Учитель должен систематически изучать индивидуальные особенности учащихся, следить за их ростом и учитывать все это при организации учебного процесса. Ему необходимо также владеть психологией трудового процесса.

В учебно-воспитательной работе с учащимися следует строго следить за соблюдением правил школьной гигиены. На занятиях по труду к ним добавляются требования производственной санитарии и гигиены, требования безопасности труда. Учитель должен знать эти правила и строго следить за их соблюдением при организации и проведении занятий.

Учитель труда должен знать сущность и закономерности процессов обучения и воспитания. На основе их он овладевает общей и частной методикой трудового обучения, изучает задачи, объём, структуру и содержание всех разделов учебного материала.

От учителя требуется, чтобы он владел педагогическим мастерством: умел ясно, убедительно, грамотно объяснить теоретический материал, владел методикой всех видов инструктирования учащихся, умел показать трудовые действия и приёмы, организовать самостоятельную работу учащихся, уверенно чувствовал себя на уроке. Уве­ренность учителя в своих силах передается учащимся, способствует повышению их интереса к работе, дисциплинирует, вызывает стремление больше знать, лучше сделать.

Учителю необходимо владеть педагогическим тактом, умело сочетать высокую требовательность к учащимся с чуткостью, всегда сохранять выдержку и самообладание. В основе педагогического такта лежит доверие к ученику, уверенность в успешном достижении конечного результата учебно-воспитательной работы.

Учителю труда приходится выполнять большую организационную работу. Она проводится не только на уроке, но в еще большем объёме до урока. Можно с уверенностью сказать, что успешное проведение занятий по любому разделу трудового обучения зависит от качества предварительного выполнения учителем организационной работы. Поэтому учитель трудового обучения должен быть хорошим организатором.

Трудовое обучение нельзя проводить изолированно от преподавания других школьных предметов, особенно таких, как физика, химия, биология, черчение. Оно должно быть тесно связано со всей системой учебно-воспитательной работы в школе. Поэтому от учителя требуется, чтобы он умел осуществлять связь занятий по труду с изучением школьниками основ наук. Для этого он должен хорошо знать содержание курсов школьных предметов, последовательность их изучения и при обосновании трудовых действий или объяснении принципов работы технических устройств опираться на знания учащихся по основам наук, подкреплять их, показывая применение на практике тех или иных ранее изученных учащимися закономер­ностей.

Педагогическую подготовку учитель труда получает в вузе в процессе изучения общей и возрастной психологии, теории и истории педагогики, школьной гигиены, методики трудового обучения и прохождения педагогической практики. Однако в вузе закладываются лишь основы этой подготовки, которые затем развиваются и углубляются во время практической работы учителя в школе. При этом ряд качеств учителя (педагогическое мастерство, творческое отношение к работе и др.) может сформироваться лишь на основе накопленного опыта.

Учитель должен уметь анализировать личный опыт и опыт товарищей, отбирать лучшее и затем использовать в своей работе.

Ему надо научиться экспериментировать с целью проверки тех или иных методических положений, отыскания новых путей и методов трудового обучения.

Таким образом, педагогическое образование учителя труда продолжается и после окончания вуза. Основными его формами являются самостоятельное изучение педагогических статей, книг, журналов, участие в работе методических объединений, предметных комиссий, педагогических семинаров и чтений, различных совещаний, конференций.

Требования к специальной подготовке учителя

Специальная подготовка учителя труда слагается из общенаучной, общетехнической, теоретической и практической подготовки по специальности, связанной с тем разделом труда, которому он будет обучать школьников, хорошего знания современного производства, его техники, технологии и организации.

Условия работы девятилетней школы требуют, чтобы учитель труда был специалистом широкого профиля. Он должен быть подготовлен к проведению занятий с учащимися по столярному и слесарному делу, механической обработке металлов, по основам электротехники и некоторым другим разделам, руководить общественно полезным трудом учащихся во внеклассное время.

    Общенаучную подготовку учитель труда получает при изучении общей физики, теоретической механики и начертательной геометрии. Эти знания являются научной основой, на которой строится общетехническая и специальная подготовка. Они нужны учителю и для осуществления квалифицированной, научно обоснованной связи занятий в мастерских с преподаванием основ наук.

Общетехническая подготовка позволит учителю труда свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применения технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных отраслях производства. Для этого учитель должен основательно овладеть такими предметами, как общая электротехника, черчение, теплотехника и тепловые машины, гидравлика и гидравлические машины, технология конструкционных материалов и др. Без знания этих предметов он не сможет квалифицированно обучать школьников, воспитывать у них интерес к технике и труду, руководить техническим творчеством.

Знания общетехнических дисциплин являются базой, на которой строится теоретическая и практическая подготовка учителя по специальности. Содержание этой подготовки определяется целями и программными требованиями обучения школьников.

Так, школьная программа по техническому труду требует ознакомить учащихся с элементами технологии обработки древесины и металлов, их свойствами и применением. Школьники должны изучить устройство инструментов по обработке древесины и металлов, токарного станка по дереву, металлорежущих станков, приёмы работы инструментами и на станках, овладеть умениями и навыками по уходу за инструментами, содержанию их в исправности, а также наладке. Ставится также задача вооружить школьников умениями по обработке древесины и металлов с помощью ручных инструментов и станков в процессе изготовления общественно полезных предметов и производить термическую обработку изделий. Требуется учить школьников планированию трудовых процессов, организации рабочего места, соблюдению точности в выполнении работы, экономному расходованию времени и материалов, пользованию эскизами, рисунками, чертежами и технологическими картами.

    Программа предусматривает, чтобы в ходе экскурсий ученики ознакомились с деревообрабатывающими и металлообрабатывающими предприятиями и получили понятия об организации производственного процесса на них.

    Для квалифицированного обучения школьников учитель должен знать технологию конструкционных материалов, теорию резания, станки и инструменты, технологию машиностроения, основы организации и экономики производства. Он должен хорошо знать производство и пройти практику на нем, владеть прочными навыками по столярному, слесарному, токарному делу, ознакомиться со сваркой металлов, литьем, кузнечным делом.

Подготовка учителя к проведению занятий по элементам машиноведения и электротехническим работам обеспечивается знаниями по указанным выше общетехническим и специальным дисциплинам.

В дополнение к ним учителю необходимо иметь хорошую подготовку по электромонтажному делу, а для работы в сельской школе также хорошо знать сельскохозяйственные машины и уметь управлять трактором.

По всем разделам занятий в мастерских программа требует ознакомить учащихся с правилами безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, сформировать у них прочные навыки соблюдения этих правил. Для выполнения этого требования учитель сам должен хорошо знать и строго выполнять все требования безопасности труда.

Учителю любой специальности, в том числе и ведущему занятия по труду, необходимо знать и уметь использовать в учебном процессе кино- и другую проекционную аппаратуру, телевидение, магнитофон, а также различные тренажеры и контролирующие устройства.

Благодаря специальной подготовке, учитель трудового обучения должен уметь реализовывать в своей деятельности политехнический принцип.

Реализация политехнического принципа в трудовом обучении обусловливает соответствующую политехническую деятельность учителя. Ю.К. Васильев охарактеризовал политехническую деятельность учителя четырьмя параметрами:

    - проблемами (задачами) – набором наиболее существенных проблем, которые решает учитель в связи с политехническим обучением;

    - функциями – обобщенной характеристикой основных профессиональных обязанностей учителя;

    - видами деятельности, при помощи которых учитель решает задачи и реализует функции;

    - способами и средствами осуществления политехнической деятельности.

    В этой модели политехнической деятельности учителя выделяется две группы проблем: социально-экономические и педагогические. К первой группы относятся:

    - формирование в учащихся познавательной, трудовой и гражданской активности;

    - формирование психологической, моральной и практической готовности учащихся к труду в сфере материального производства;

    - формирование умений ориентироваться в быстро растущем потоке информации и самостоятельно добывать знания.

    Ко второй группе относятся:

    - организация развивающего и воспитывающего обучения;

    - сочетание обучения с производительным трудом;

    - органическое единство учебных и внеучебных видов познавательной и трудовой деятельности;

    - комплексный подход к трудовому и моральному воспитанию.

    Что касается функций политехнической деятельности учителя, то среди их Ю.К. Васильев выделил следующие: 1) конструкционную, 2) организаторскую, 3) коммуникативную; 4) информационную, 5) развивающую, 6) ориентационную, 7) мобилизующую, 8) исследовательскую, 9) технико-технологическую.

    Рассмотрим кратко суть каждой с этих функций учителя.

    1. Под реализацией конструкционной функции имеется в виду отбор и дидактическая переработка технического и агропромышленного материала в материал школьный, учебно-воспитательный. Учитель обосновывает подбор объектов труда, "конструирует" технологию получения изделий, выращивания растений. В целях реализации этой функции учитель постоянно разрабатывает и выдаёт учащимся политехнические задания, которые имеют связь с основами наук. Например, перед учащимся ставится вопрос: отчего при выключении токарного станка патрон (планшайба) продолжает вертеться?

    2. Для реализации организаторской функции учителя в политехническом обучении школьники включаются в разнообразные виды учебно-производственной деятельности, технического творчества, опытнической работы. Учитель организует ученический коллектив на выполнение учебно-трудовых заданий, подведение итогов, определение лучших учащихся. По мере возможности он организует деловые контакты с семьёй и производственными коллективами, где работают родители.

    3. Коммуникативная функция учителя (от латинского слова "коммуникацио" – связь) предусматривает установление педагогически эффективных взаимоотношений с учащимися и их родителями. Эта функция не исключает установления профессиональных, дружеских отношений учителя трудового обучения со своими коллегами, сотрудниками предприятий-шефов по морально-психологической и практической подготовке учащихся к будущей работе.

    4. Информационная функция учителя в политехническом обучении реализуется через глубокое и свободное овладение (через информацию) программным материалом, методами и приёмами его преподавания. Учитель трудового обучения должен владеть способами показа и объяснения правил труда в мастерских и на пришкольном участке, уметь донести до учащихся информацию при помощи технических средств обучения, плакатов, рисунков и т. д.

    5. Для реализации развивающей функции учитель должен постоянно развивать познавательно-творческую и трудовую активность учащихся, их технико-технологическое мышление, политехнический кругозор. Эта деятельность учителя сочетается с поощрением и развитием у учащихся интереса к основам наук, трудовой деятельности, умения переносить политехнические знания в разнообразные учебно-производственные ситуации.

    6. Для реализации ориентационной функции учитель ориентирует учащихся на общественно значимые мотивы будущей трудовой деятельности, выявляет и способствует формированию у учащихся нужных обществу направлений ценностных ориентаций.

    7. Мобилизующая функция учителя (от латинского слова "мобилис" – подвижный) заключается в динамической деятельности его по обучению учащихся применению полученных знаний для решения практических задач в труде и жизни. Учитель направляет свои усилия на становление и развитие школьного коллектива для выполнения общего дела.

    8. Исследовательская функция учителя заключается в определении, исследовании выборе наиболее оптимальных путей политехнического обучения. Учитель исследует, анализирует передовой педагогический опыт политехнического обучения в целях обобщения и использования наиболее действенных его форм в преподавании. При этом он сопоставляет свой опыт с достижениями педагогической теории и практики политехнического обучения. На основании таких исследований учитель прогнозирует возможные направления и трудности в последующей работе по политехнизации учебного процесса.

    9. Для реализации технико-технологической функции учитель постоянно совершенствует свою научную терминологию, повышает специальную квалификацию в расчетно-графическом плане, технико-технологической и сборочно-наладочной деятельности. Он изучает новые технологии промышленного и сельскохозяйственного производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.032 с.)