Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика профессионально-педагогической деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учителя трудового обучения
Организатором учебно-воспитательного процесса в современной школе является учитель. Воспитательное влияние его на учащихся осуществляется как на занятиях, так и в процессе общения с ними вне занятий. Учитель воздействует на школьников своими мыслями, словами, поведением, отношением к делу и людям и т. д. Даже в преподавании учебных предметов, которое ведётся по утвержденным программам и учебникам, направленность и содержание работы всецело определяются учителем. Руководящая роль учителя заключается в том, что он подготавливает учебный процесс, определяет цель каждого занятия, его структуру и организацию. К занятию учитель отбирает по программе учебный материал, систематизирует его, дополняет новыми сведениями. Продумывает методы обучения, подбирает наглядные пособия, техническую документацию, инструменты, материалы и оборудование. Учитель организует и непосредственно осуществляет учебный процесс: вооружает школьников знаниями, учит применять эти знания на практике, руководит трудовой деятельностью, формированием трудовых навыков и умений. Он проводит работу по развитию у школьников самостоятельности, учит их планированию труда, осуществлению самоконтроля за его выполнением, рационализации и творчеству. В процессе обучения учитель воспитывает школьников, заботится о формировании научного мировоззрения, современных взглядов, убеждений и поведения, волевых черт характера. Он готовит молодёжь к участию в трудовой деятельности. Хорошие результаты приносят учителю радость и удовлетворение от своего труда. Вместе с тем педагогическая деятельность налагает на него большую моральную ответственность перед обществом, которое доверило ему своё будущее — подрастающее поколение. Руководящая роль учителя заключается также в умении предвидеть ход учебного процесса, выбирать наиболее успешные пути его реализации, знать возможные трудности и заранее готовить школьников к их преодолению.
Подготовка и повышение квалификации учителя трудового обучения В настоящее время в педагогических университетах открыты факультеты, которые дают будущему учителю теоретическую и практическую подготовку для ведения в школе технического труда и некоторых профилей трудового обучения в старших классах (факультет общетехнических дисциплин или технологии). На художественно-графических факультетах некоторых вузов осуществляется подготовка учителя черчения, рисования и труда. Учителей трудового обучения для V—ІХ классов готовят также в педагогических колледжах. Основной формой повышения квалификации учителей, не имеющих высшего образования или имеющих его по другой специальности, является заочное и вечернее обучение на соответствующих факультетах вузов. Большую роль в совершенствовании их подготовки, педагогического мастерства и для обмена опытом играет обучение учителей труда на различных курсах при областных институтах развития образования, а также работа в предметных и цикловых (совместно с учителями физики, черчения) методических комиссиях в школе, в кустовых и районных методических объединениях. В ряде школ созданы политехнические советы с участием представителей промышленных предприятий, где старшеклассники проходят производственное обучение. Для всех учителей основой совершенствования их научной подготовки и педагогического мастерства является индивидуальная самостоятельная работа. «Учитель – это вечный студент».
4. Учебно-методическая литература для учителей трудового обучения
1. Боровков, Ю.А. Технический справочник учителя труда: пособие для учителей IV–VIII кл. / Ю.А. Боровков, С.А. Легорнев, Б.А. Черепашенец.– Киев: Рад. шк., 1985.– 200 с. 2. Бронников, Н.Л. Методика обучения учащихся 5 класса технологии: кн. для учителя / Н.Л. Бронников, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.– Брянск: БрГУ, 2002.– 140 с. 3. Бронников, Н.Л. Методика обучения учащихся технологии: кн. для учителя / Н.Л. Бронников [и др.]; под ред. В.Д. Симоненко.– Брянск – Ишим: Изд. ИГПИ, НМЦ «Технология», 1998.– 296 с. 4. Деркачёв, А.А. Внеклассная работа по техническому труду: кн. для учителя / А.А. Деркачёв.– Минск: Нар. асвета, 1986.– 176 с. 5. Деркачёв, А.А. Повышение эффективности урока технического труда в школе: метод. рекоменд. / А.А. Деркачёв.– Гомель: Гомельский облсовет педобщества БССР, 1978.– 40 с. 6. Занятия по трудовому обучению, 5 / под ред. Д.А. Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1989.– 176 с. 7. Занятия по трудовому обучению, 6– 7: пособие для учителя труда / под ред. Д.А.Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1990.– 208 с. 8. Карабанаў, І.А. Методыка працоўнага навучання і тэхналагічнай адукацыі: вучэбны дапаможнік / І.А. Карабанаў, В.А. Юдзіцкі; пад рэд. І.А. Карабанава.– Мазыр: МазДПУ імя І.П. Шамякіна, 2009.– 181 с. 9. Карабанаў, І.А. Методыка працоўнага навучання: курс лекцый для студэнтаў / І.А. Карабанаў, В.А. Юдзіцкі.– 2–е выд., дапрац. і дапоўн.– Ч.1.– Мазыр: МДПІ, 1998.– 72 с. 10. Карабанаў, І.А. Методыка працоўнага навучання: курс лекцый для студэнтаў / І.А. Карабанаў, В.А. Юдзіцкі / пад рэд. І.А.Карабанава.–Ч.2.– Мазыр: МазДПІ, 1998.– 92 с. 11. Крючков А.Ф. Общественно полезный, производительный труд.– М.: Просвещение, 1984.– 192 с. 12. Ктиторов А.Ф. Организация производительного труда учащихся в УПК.– М.: Просвещение, 1986.– 159 с. 13. Массовые формы внеклассной работы по трудовому обучению: методические рекомендации / сост. А.А. Деркачёв.– Гродно, 1980.– 47 с. 14. Методика трудового обучения / под ред. Д.А. Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1981.– 268 с. 15. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин / под ред. Д.А. Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1982.– 286 с. 16. Методика трудового обучения с практикумом: учебное пособие для студ. пед. ин–тов / под ред. Д.А.Тхоржевского.– М.: Просвещение, 1987.– 447 с. 17. Мигур, П.Х. Обработка металлов в школьных мастерских: кн. для учителя / П.Х. Мигур, Э.В. Рихвк.– М.: Просвещение, 1991.– 175 с. 18. Муравьёв, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьёв, В.Д. Симоненко.– Брянск: БрГПУ им. И.Г. Петровского, 2000.– 235 с. 19. Перов, В.А. Лабораторно–практические работы по техническому труду / В.А. Перов.– М.: Просвещение, 1983.– 96 с. 20. Подготовка и проведение «Недели техники и труда»: методические рекомендации / сост. А.А. Деркачёв.– Гомель: ИУУ, 1985.– 22 с. 21. Поликанин С.И. Объекты общественно полезного, производительного труда учащихся: пособие для учителей: из опыта работы.– М.: Просвещение, 1987.– 160 с. 22. Производительный труд в учебных мастерских и кабинетах обслуживающего труда городских школ / сост. А.Ф.Крючков.– М.: Просвещение, 1980.– 174 с. 23. Производительный труд школьников / под ред. В.А.Полякова.– М.: Педагогика, 1986.– 120 с. 24. Ревуцкий, В.И. Дидактический материал по техническому труду, 5–6 кл.: пособие для учителя / В.И. Ревуцкий, А.А. Улога.– Минск: Нар. асвета, 1987.– 129 с. 25. Рихвк, Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителя / Э.В. Рихвк.– М.: Просвещение, 1984.– 175 с. 26. Рожнев, Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с. 27. Самородский, П.С. Дидактическая система конструкторско-технологической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства / П.С. Самородский.– Брянск: БрГПУ, 2000.– 230 с. 28. Справочник по трудовому обучению: обработка древесины и металла, электротехн. и рем. работы: пособие для учащихся 5–7 кл. / И.А. Карабанов [и др.]; под ред. И.А.Карабанова.– М.: Просвещение, 1991.– 239 с. 29. Юдзіцкі В.А. Лабараторныя работы па методыцы працоўнага навучання: Метадычныя ўказанні.– Ч.1.– Мазыр: МДПІ, 2008.– 36 с. 30. Юдзіцкі, В.А. Тэхнічныя чайнворды: вучэб.–метад. дапам. / В.А. Юдзіцкі.– Мазыр: МазДПІ, 1998.– 24 с. 31. Юдицкий, В.А. Технические загадки: учебно–методическое пособие.– Мозырь: МГПИ, 1998.– 96 с. 32. Юдицкий, В.А. Методика трудового обучения в вопросах и ответах: учебно–методическое пособие / В.А. Юдицкий; под ред. И.А. Карабанова.– Мозырь: МозГПИ, 1999.– 40 с. 33. Юдицкий, В.А. Технические загадки: учебно–методическое пособие. / В.А. Юдицкий.– Мозырь: МозГПИ, 1998.– 96 с. 34. Юдицкий, В.А. Ребусы и труд: учебно–методическое пособие / В.А. Юдицкий.– Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2001.– 24 с 35. Юдицкий, В.А. Технические кроссворды: учебно–методическое пособие / В.А. Юдицкий.– Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2000.– 32 с. 36. Юдицкий, В.А. Технические чайнворды: учебно–методическое пособие / В.А. Юдицкий.– Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2001.– 24 с. 37. Якубин, Н.Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения, 5 кл.: книга для учителя: из опыта работы / Н.Ф. Якубин.– М.: Просвещение, 1991.– 128 с. 38. Якубин, Н.Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения, 6 кл.: пособие для учителя: из опыта работы / Н.Ф. Якубин.– М.: Просвещение, 1991.– 174 с. 39. Якубин, Н.Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения, 7 кл.: книга для учителя: из опыта работы / Н.Ф. Якубин.– М.: Просвещение, 1993.– 160 с. 40. Яровой, И.Н. Сборник задач по техническому труду: пособие для учителей / И.Н. Яровой, Н.Т. Малюта, В.Н. Рыбенцев.– М.: Просвещение, 1976.– 135 с.
Лекция 1.3. Содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд»
Вопросы: 1. Цель, задачи и содержание учебного предмета «Трудовое обучение». 2. Учебные программы и учебники по трудовому обучению. 3. Нормативная документация. 4. Разделы технического труда: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Техническое творчество», «Художественная обработка материалов».
1. Цель, задачи и содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» Проблема трудовой подготовки подрастающего поколения возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически её корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются социальными условиями. Из истории педагогики известно, как на различных ступенях развития общества решались вопросы использования труда для воспитания человека, какие возникали порой противоречия во взглядах многих представителей философии и педагогики на роль и место трудовой деятельности в жизни человека. И только прогрессивные мыслители последних столетий убедительно доказали, что труд – это вечное естественное условие человеческой жизни. Всё то, что необходимо для прогресса и развития человеческого общества, создаётся трудом. Только трудом создаются материальные и духовные ценности, приумножается национальное богатство государства. Общество может распределять и потреблять лишь то, что создано, произведено. Прогрессивные идеи о созидательной трудовой деятельности наших людей и о подготовке к ней подрастающего поколения служат важной основой большой работы по воспитанию труженика нового типа в условиях развитого современного общества. Во всех руководящих документах высших органов власти конца прошлого и начала нового века указывалось и указывается на необходимость решительного поворота школы к коренному улучшению трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Т.е. в них речь шла о дальнейшем совершенствовании трудовой подготовки в школе, об укреплении связи обучения с жизнью, о включении каждого молодого человека в полезный, нужный обществу труд. Трудовую подготовку учащихся в школе следует рассматривать как интегральный процесс и результат осуществления на политехнической основе трудового обучения, трудового воспитания, профессиональной ориентации, общественно полезного, производительного труда учащихся. Взаимосвязь между указанными отдельными процессами и трудовой подготовкой в целом имеет диалектический характер и отражает известное положение о соотношении целого и его частей. Трудовое обучение – процесс умственных и физических действий, совершаемых учащимися под руководством учителя, благодаря которым они приобретают знания о предметах, средствах и процессах труда, практические умения и навыки, необходимые для выполнения конкретных видов труда, развивают своё мышление, творческие способности и качества личности, способствующие сознательному выбору профессии и активному последующему включению в трудовую деятельность на личное благо и благо общества. Трудовое воспитание – формирование у учащихся необходимых для успешной трудовой деятельности качеств личности. Профессиональная ориентация – управление процессом профессионального самоопределения учащихся, нацеленное на оказание выпускникам школы действенной помощи в сознательном выборе профессии в соответствии с призванием, способностями и с учётом общественных потребностей. Трудовая подготовка в школе вносит наиболее существенный вклад во всестороннее и гармоническое развитие личности учащихся, оказывает помощь в выборе профессии, формирует у выпускников школы нравственную, психологическую и практическую готовность к труду в материальном производстве, в сфере обслуживания и в других видах трудовой деятельности. Формирование у подрастающего поколения потребности в труде, который в нашей стране должен стать обязанностью и делом чести каждого гражданина, стремления стать человеком созидателем – важное и ответственное дело школы. Цели трудовой подготовки в современной школе широкие. Так в самом общем виде цель трудовой подготовки учащихся – способствовать всестороннему и гармоническому развитию личности. Постановка этой цели обусловлена следующими двумя факторами: 1. Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд. Это положение говорит об определяющей роли трудового воспитания и формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Многофункциональный характер труда (способ удовлетворения человеческих потребностей, созидатель общественного богатства, фактор общественного прогресса, средство формирования человека и развития общества в целом и т.д.) обусловливает его многостороннее влияние на формирование личности. Таким образом, труд служит могущественным средством развития всех сил и способностей человека (духовных, нравственных, физических). 2. Весь учебно-воспитательный процесс в отечественной школе направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности учащихся, а трудовая подготовка – необходимая составная часть этого процесса. Чтобы помочь вам, будущим учителям, лучше осознать роль трудовой подготовки в формировании всесторонне и гармонически развитой личности сформулируем общие цели трудовой подготовки в школе в виде четырёх составных компонентов (или частных целей): 1. Трудовое воспитание учащихся. 2. Развитие общих и специальных интересов и способностей учащихся к труду. 3. Подготовка учащихся к практической, созидательной деятельности. 4. Ориентация учащихся на выбор массовых профессий материального производства, сферы обслуживания и др. Первый компонент общей цели вытекает из важнейшего принципа отечественной дидактики: единства обучения, воспитания и развития учащихся. На необходимость достижения этой цели постоянно обращалось внимание во всех нормативных документах, касающихся вопросов трудовой подготовки в школе. Практика работы школы и всей нашей жизни убедительно свидетельствует о том, что трудовое обучение должно использоваться, прежде всего, как средство воспитания и развития. Второй компонент цели трудовой подготовки обусловлен тем положением отечественной педагогики и психологии, что содержание и характер интересов личности и её способности не остаются неизменными, а развиваются по мере обучения и воспитания. Как известно, в труде ярче всего проявляются интересы и способности человека. Поэтому необходимо использовать большие возможности трудовой подготовки для формирования как общих интересов и способностей (к учению, производительному труду, общению друг с другом и т.п.), так и специальных интересов и способностей (например, профессиональных). В связи с требованиями политехнического образования у учащихся необходимо развивать способность ориентироваться во всей системе общественного производства. Третий компонент цели трудовой подготовки, прежде всего, вытекает из важнейшего условия современного образования: связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью. Необходимо на деле укреплять эту связь, улучшать подготовку учащихся к общественно полезному труду. Приобретая трудовые умения и навыки, учащиеся не только психологически, нравственно, но и практически готовятся к труду во взрослой жизни. Реализация этой цели будет возможна только при соединении процесса обучения с производительным трудом учащихся. Четвёртый компонент общей цели трудовой подготовки выдвигается потому, что она является важным средством ознакомления учащихся с различными видами профессионального труда. В процессе трудового обучения учащимся предоставляются широкие возможности для практической проверки своих интересов, склонностей, способностей к определённым видам труда, для испытания своих сил при выполнении работ, относящихся к ряду различных профессий. В соответствии с этим компонентом общей цели трудовое обучение должно быть организовано так, чтобы оно способствовало воспитанию учащихся устойчивых профессиональных интересов, правильных мотивов выбора профессии. Названные здесь компоненты общей цели трудовой подготовки учащихся указывают на её воспитывающую, развивающую, политехническую, практическую, созидательную и профориентационную направленность. Из поставленных целей, естественно, вытекают все задачи трудовой подготовки учащихся в общеобразовательной школе. Несомненно, что современное общество должно быть обществом людей труда. Всё, что необходимо для жизни человека, создаётся трудом, и только труд должен быть главным критерием распределения материальных и духовных благ в стране. Кроме того, наше государство заинтересовано, чтобы труд каждого человека был не только более производительным, но и содержательным, интересным, творческим. Эта задача успешно решается благодаря осуществлению ряда мер, направленных на ликвидацию ручного, малоквалифицированного и тяжёлого физического труда. А также на формирование и развитие творческого отношения к труду. Творческая направленность усиливается в программах по многим учебным предметам, в том числе и по трудовому обучению. Всё это в целом создаёт хорошую основу для пропаганды массовых профессий с точки зрения показа их возможностей для творческого роста тружеников, активного участия их в рационализаторской и изобретательской деятельности, а также опытнической работе, что в сознании учащихся повышает престижность многих профессий, в которых нуждается страна. Социально-экономический аспект работы по подготовке учащихся к общественно полезному труду и выбору профессии тесно переплетается с психолого-педагогической направленностью работы школы: воспитание у учащихся с ранних лет потребности трудиться на благо общества; формирование готовности к любому труду, который нужен обществу; повышение воспитательной эффективности производительного руда, соединённого с обучением; усиление трудовой, политехнической и профориентационной направленности в преподавании основ наук; совершенствование школьных учебно-методических кабинетов профессиональной ориентации; развитие ученического самоуправления; более эффективное использование внеклассных и внешкольных форм включения учащихся в творческую трудовую деятельность. Нельзя упускать из виду и медицинский аспект подготовки учащихся к общественно полезному труду и выбору профессии, чтобы добиваться требуемых обществом результатов в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков. Таким образом, задачи, как и цели, трудовой подготовки широкие. Для уяснения всех этих задач объединим их в несколько групп. К первой группе отнесём задачи, вытекающие из целей воспитания учащихся и развития у них интересов и способностей к труду: 1. Воспитание добросовестного отношения к труду и общественной собственности. 2. Идеологическое, нравственное, умственное, физическое, эстетическое и экономическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения и общественно полезного руда. 3. Воспитание у учащихся бережного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание). Трудовую подготовку учащихся, начиная с младших классов, необходимо осуществлять таким образом, чтобы они всё больше проникались мыслью о труде как обязанности каждого человека нашей страны, его первой жизненной потребности, потребности здорового организма. Известно, что труд – важнейший фактор нравственного воспитания, т.е. процесса формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Поэтому учащимся в процессе обучения необходимо показывать примеры высоконравственного поведения, разъяснять общественную значимость труда, формировать нравственные понятия, чувства и убеждения. В ходе трудового обучения необходимо приучать учащихся к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружать умением планировать и выполнять общественно полезные дела, работать коллективно, помогать товарищам, бережно относиться к общественной собственности и окружающей среде. Роль трудового обучения для умственного воспитания обусловливается тем, что в труде у человека расширяется круг восприятий и представлений, складываются и совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция), вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. Двигательные упражнения, посильный общественно полезный труд при правильной их организации способствуют физическому развитию учащихся. Например, пиление древесины, опиливание металла, сверление заготовок и другие виды работ развивают мышцы рук, плеч и ног, придают телу правильную осанку; обработочные и сборочные работы способствуют улучшению кровообращения, дыхания, укрепляют физически организм учащегося в целом, приводят к его оздоровлению. Для осуществления эстетического воспитания в процессе трудовой подготовки необходимо развивать у учащихся способность воспринимать и чувствовать красоту и преобразующую силу труда, умение создавать красивые вещи. Формирование умений общей культуры труда, изготовление изделий, отвечающих эстетическим нормам, – непременные факторы эстетического воспитания. Постоянное побуждение учащихся в процессе трудового обучения и общественно полезного труда к бережному отношению к природе, её сохранению и умножению, ознакомление с вопросами охраны окружающей среды способствуют экологическому воспитанию учащихся. Вторая группа задач трудовой подготовки главным образом указывает на необходимость осуществления в единстве политехнического принципа и принципа соединения обучения с производительным трудом, что будет рассмотрено в дальнейшем более подробно. В эту группу включаются следующие основные задачи: 1. Формирование у учащихся целостных понятий и представлений о современном производстве (технике, технологии, организации, экономике, производственных отношениях). 2. Формирование у учащихся общетрудовых, общепроизводственных, общетехнических и специальных умений и навыков, необходимых для участия в общественно полезном труде. 3. Сообщение учащимся системы обобщённых и некоторых специальных знаний о предметах и процессах труда (на примере конкретного вида труда). Указанные задачи носят и дидактический характер, так как определяют специфику предмета «Трудовое обучение», призванного давать учащимся знания о предметах, средствах и процессах труда и вооружать умениями и навыками выполнения трудовых процессов. Третья группа задач трудовой подготовки связана главным образом с профессиональной ориентацией учащихся. Эти задачи можно сформулировать в следующем виде: 1. Ознакомление учащихся с содержанием и условиями труда по ряду массовых рабочих профессий. 2. Консультация учащихся по выбору профессий материального производства и сферы обслуживания. 3. Формирование у учащихся устойчивых профессиональных интересов и развитие способностей к определённым видам труда. Все перечисленные выше задачи трудовой подготовки требуется решать комплексно, т.к. с курса педагогики известно, что в нашей школе трудовое обучение и воспитание – это единый и целостный процесс. Он является составной частью общей системы воспитания молодёжи, формирования всесторонне и гармонически развитой личности, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. Задачи трудовой подготовки в школе, как уже отмечалось, во все последние времена определялись и определяются конкретным этапом развития нашего общества. И они должны соответствовать его потребностям. Таким образом, так же как и цели трудовой подготовки, его задачи указывают на необходимость осуществления в единстве воспитывающей, развивающей, политехнической, практической и профориентационной функций трудовой подготовки. Подводя итог рассмотрению задач трудовой подготовки, следует отметить, что их может быть сформулировано много, но из них в настоящее время нужно выделить пять основных или важнейших. 1. Психологическая подготовка учащихся к труду. Она заключается в воспитании у них добросовестного отношения к учёбе и выполняемой работе, стремления и желания трудиться; в осмыслении того, что труд должен стать (превратиться) в естественную потребность каждого человека. 2. Практическая подготовка учащихся к труду. Она предусматривает формирование у них технико-технологических знаний, практических умений и навыков для выполнения конкретных видов труда, овладение на момент окончания школы или другого учебного заведения определённой профессией. 3. Воспитание у учащихся качеств личности, которые необходимы для успешной трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда. 4. Развитие у учащихся умственных и физических способностей, в том числе стремления к рационализации и техническому творчеству. 5. Осуществление профессиональной ориентации учащихся в процессе трудового обучения, помощь им в выборе профессии с учётом требований общества, личных интересов, возможностей и способностей каждого. Задачи трудовой подготовки учащихся, так же как и содержание школьных программ, изменяются и конкретизируются на каждом историческом этапе в процессе поступательного развития нашего общества. И, прежде всего, они изменяются в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса. Все изменения задач трудовой подготовки происходят на основании директивных документов, принимаемых руководящими органами государства. Успешность решения задач трудовой подготовки в школах зависит главным образом от трёх основных факторов: 1) качества организации учебного процесса по предмету; 2) наличия и состояния учебно-материальной базы; 3) уровня подготовки учителей трудового обучения, от их энтузиазма и активности и др. Широта и многоплановость целей и задач трудовой подготовки учащихся требуют использования разнообразных путей подготовки их к труду. И эти пути могут быть объединены в цельную систему. Рассмотрим вначале те пути трудовой подготовки, которые относятся ко всем учащимся в школе: это – преподавание основ наук, предмета “Трудовое обучение” и общественно полезный труд во внеурочное время. Учитель трудового обучения должен быть хорошо осведомлён не только о роли изучаемых учащимися общеобразовательных предметов в их трудовой подготовке, но и конкретных содержании, формах и методах проводимой в данном направлении работы учителями-предметниками. Это позволит ему правильно определить пути установления межпредметных связей, исключить на своих уроках дублирование учебного материала, изучаемого по основам наук, согласовать со всем педагогическим колективом школы свои действия по подготовке учащихся к труду и выбору профессии. В системе трудовой подготовки учащихся в школе важное место занимает их общественно полезный труд во внеурочное время. В соответствии с указаниями Министерства образования в настоящее время общественно полезный труд организуется за счет часов, выделяемых на проведение факультативных занятий там, где созданы необходимые условия, из расчета 1 учебный час в неделю в ІІІ-VІІІ классах и 2 учебных часа в неделю – в ІХ-ХІ классах. Рассмотренные выше пути трудовой подготовки – преподавание основ наук, трудовое обучение, общественно полезный труд во внеурочное время – относятся ко всем учащимся. Кроме этих путей, для трудовой подготовки широко используются факультативные и кружковые занятия, трудовые объединения учащихся, различные мероприятия трудового и профориентационного характера – выставки работ учащихся, олимпиады и конкурсы по труду, праздники труда, встречи с ветеранами труда, передовиками и новаторами производства и др. Всё это будет рассмотрено на отдельных лекциях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.022 с.) |