Нетрадиционные средства трудового обучения. Особенности их разработки и использования на занятиях в школьных учебных мастерских 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетрадиционные средства трудового обучения. Особенности их разработки и использования на занятиях в школьных учебных мастерских



 

    Для развития творческих способностей учащихся в школе, повышения их интереса к обязательным занятиям и внеклассным (внешкольным) мероприятиям учителя, руководители кружков, классные руководители и другие педагоги, которых действительно волнуют проблемы совершенствования трудовой подготовки подрастающего поколения, постоянно ищут и находят новые или частично обновленные формы, приёмы и средства обучения. К сожалению, пока не все эти находки получили необходимое научно-теоретическое обоснование в педагогических трудах наших ведущих учёных.

    Поэтому рассматриваемые ниже материалы можно условно считать нетрадиционными, т.к. они являются достоянием отдельных педагогов и ещё не вошли в массовую школьную практику. А среди уже изданной и достаточно известной специалистам методической литературы отсутствуют пособия (книги, брошюры и т.п.) с соответствующим содержанием, которые можно было бы успешно использовать в процессе трудовой (технологической) подготовки учащихся.

    Как показывает школьная практика, нетрадиционным в работе с учащимися является использование различных занимательных, игровых материалов: технических загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов, омонимов, криптограмм, логогрифов, метаграмм и других оригинальных головоломок. Все они или большинство из них могут использоваться как на обязательных занятиях в школе или в учебном комбинате, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, во время самостоятельной работы дома. Например, на уроке они могут быть предложены учащимся при повторении пройденного материала, проверке домашнего задания, закреплении новых теоретических сведений и др. В зависимости от целей и задач, имеющегося времени учитель сам лично решает, как, где, когда и что использовать из заданий занимательного характера.

    Значительно большие возможности для применения нетрадиционных средств обучения в школе появляются при организации различных видов внеурочной работы с учащимися: технических утренников и вечеров, устных журналов, турниров, конкурсов, олимпиад, тематических классных часов, во время выпуска предметных настенных газет, бюллетеней и т.д. Отдельные примеры их использования приведены в трудах А.А. Деркачёва и других педагогов.

Чтобы достаточно эффективно внедрять нетрадиционные средства обучения в учебно-воспитательный процесс школы, учителю необходимо знать их сущность (содержание, особенности), уметь самостоятельно их разрабатывать и использовать в различных педагогических ситуациях. Создание подобных материалов требует активной творческой умственной деятельности от их разработчиков. Поэтому вначале нужно хорошо подготовить будущего учителя к работе с такими нетрадиционными средствами, чтобы потом он смог свои идеи и находки внедрить в учебно-воспитательный процесс школы и научить детей творить по заранее определённым законам, правилам и приёмам.

При подготовке будущих учителей труда (технологии) на занятиях по методике преподавания предмета все они в дополнение к основной программе должны обучаться разработке и использованию занимательных, игровых материалов в учебно-воспитательном процессе школы.

Термин “занимательный”, как отмечается в словаре русского языка, означает “увлекательный, возбуждающий, вызывающий интерес и внимание, развивающий воображение человека”. К таким занимательным материалам, что могут способствовать активизации учебной деятельности учащихся, совершенствованию их умственных способностей, как уже отмечалось, чаще всего относят загадки, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады и другие головоломки.

В качестве методической литературы студентам для работы можно предложить написанные нами и опубликованные в журналах “Тэхналагічная адукацыя” и “Школа и производство” соответствующие статьи, а также и специальные, изданные в институте, сборники технических загадок, технических кроссвордов, чайнвордов и ребусов. В этих пособиях даются конкретные рекомендации по разработке и использованию нетрадиционных средств.

    Опыт многих лет работы свидетельствует о том, что учитель, который сам хорошо знает виды и особенности нетрадиционных средств, может успешно использовать их не только в своей непосредственной работе с учащимися на уроках или внеклассных мероприятиях, но и обучить последних создавать что-то подобное. Для учащихся можно заранее подготовить специальные задания по разработке и использованию словесных и других головоломок и выдавать во время проведения различных мероприятий или при изучения соответствующих тем программы.

    Таким образом, практика использования занимательных, игровых материалов в работе с учащимися всё более приобретает целенаправленный технико-технологический смысл, готовит их к будущей самостоятельной творческой деятельности. Она свидетельствует об их достаточно значительной учебно-воспитательной эффективности и позволяет пополнить перечень известных форм, методов и средств обучения технологии новыми, нетрадиционными.

Кто из нас в своей жизни не сталкивался с хитроумными головоломками?! Кому не приходилось "ломать" голову, разгрызая трудные "орешки"?! Поэтому маловероятно, что человек останется равнодушным, если ему будет предложена удачно и оригинально составленная загадка.

Сам процесс их составления — это своеобразное творчество, которое доступно людям различного возраста (студентам, школьникам). Но любое творчество имеет свои определённые законы и правила. Поэтому, чтобы человек не шёл путём проб и ошибок, нужно помочь ему научиться самостоятельно разрабатывать (составлять) различные технические загадки (или загадки с техническим содержанием, которые включают разнообразные технико-технологические сведения, термины и понятия, связанные с трудовой деятельностью человека).

Необходимость создания технических загадок обусловлена: во-первых, полным отсутствием опубликованных соответствующих сборников технических загадок; во-вторых, тем, что иногда встречающиеся в литературе технические загадки чаще носят хозяйственно-бытовой характер и не всегда отвечают целям и задачам проводимых мероприятий и особенностям трудовой подготовки учащихся в школе. Научившись самостоятельно составлять загадки, педагоги смогут использовать их не только в своей непосредственной работе с учащимися, но и научить последних этому виду творческой деятельности. Опытом установлено, что включение технических загадок в учебно-воспитательный процесс школы расширяет политехнический кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учёбе, помогает лучшему усвоению материала, стимулирует внеклассную и внешкольную работу по техническому творчеству и труду, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость и др.

Конечно, очень важно знать, где и как подобрать загадки, уметь правильно составлять их, знать основные правила их использования. Процесс составления технических загадок можно значительно облегчить и упростить, если для этого использовать специальные приёмы работы с ними (алгоритмы, подсказки и др.), а также отдельные элементы теории решения изобретательских задач, рекомендованные в литературе.

    Предлагаемые ниже и апробированные в учебно-воспитательном процессе приёмы составления технических загадок, несомненно, смогут оказать определённую методическую помощь человеку, который приступает к такой работе.

    Приём 1. Использование названий новых похожих предметов и отличий объекта загадки от них.

    Определяем предмет (явление или технический термин), который будет объектом загадки (загадываемым словом). Например, пусть это будет зубило. Подбираем названия новых (любых иных) предметов, на которые внешне похож объект загадки (зубило). Например, оно похоже на стержень, резец, брусок. Количество новых предметов может быть различным. Лучше взять от двух до четырёх. Затем устанавливаем отличия объекта загадки от новых предметов. Для удобства в работе по составлению загадки всё это запишем (оформим) в виде таблицы.

Объект загадки Новые предметы, похожие на объект загадки Отличия объекта загадки от новых предметов
Зубило Стержень Резец Брусок Не длинный Не токарный Не деревянный

    Объединяем вместе названия новых похожих предметов и отличия объекта загадки от них при помощи различных дополнительных соединяющих слов (союзов, предлогов, частиц и т.д.): "а не", "да не", "но не", "как" и др. Получаем загадку:

              Стержень, но не длинный;

              Резец, да не токарный;

              Брусок, а не деревянный. (Зубило)

    Приём 2. Использование свойств объекта загадки и новых похожих предметов.

Определяем объект загадки. Например, кернер. Перечисляем (называем) некоторые отдельные свойства объекта загадки (кернера). Например, он острый, твёрдый, длинный и т.д. Подбираем новые похожие предметы (пусть зубило, напильник, сверло), у которых есть эти же свойства. Составляем таблицу.

Объект  загадки Свойства объекта загадки Новые похожие предметы с этими же свойствами
Кернер Острый Твёрдый Длинный Зубило Напильник Сверло

    Используя дополнительные слова, объединяем вместе свойства объекта загадки с названиями новых похожих предметов с этими же свойствами. Получаем загадку:

              Острый, как зубило;

              Твёрдый, но не напильник;

              Длинный, но не сверло. (Кернер)

    Приём 3. Использование противоположных свойств объекта загадки (холодный - горячий, высокий - низкий, большой - маленький и др.) и новых похожих предметов.

    Этот приём является разновидностью второго приёма. Определяем объект загадки. Например, термос. Называем противоположные его свойства: холодный и горячий. Подбираем новые объекты (предметы, явления, вещества и др.) с похожими свойствами. Составляем таблицу.

Объект загадки Противоположные свойства объекта загадки Новые предметы (вещества) с похожими свойствами
Термос   Холодный Горячий Снег Кипяток

    Используя дополнительные слова, объединяем вместе свойства объекта загадки с названиями похожих объектов (веществ). Получаем загадку:

        Холодный, как снег,

              Но горячий, как кипяток. (Термос)

    Примеры использования других противоположных свойств объектов загадок:

    Встанет — выше лошади, ляжет — ниже кошки. (Дуга).

    Бывает меньше точки и больше тучки. (Тень).

    Зимой твёрдая, а летом жидкая. (Вода).

    Приём 4. Использование действий объекта загадки и новых предметов с похожими действиями.

    Определяем объект загадки. Например, лампочка (электрическая). Перечисляем те действия (или функции), которые может выполнять объект загадки. Например, она светит, горит, греет и т.д. Подбираем новые предметы с похожими (или такими же) действиями. Составляем таблицу.

Объект загадки Действия объекта загадки Новые объекты с похожими действиями
Лампочка Светит Горит Греет Солнце Костёр Камин

    Используя дополнительные слова, объединяем вместе действия объекта загадки и названия новых объектов (предметов) с похожими действиями. Получаем загадку:

              Светит, но не солнце;

              Горит, а не костёр;

              Греет, да не камин. (Лампочка)

    Можно упростить этот приём, используя только новые объекты или их действия. Определяем объект загадки. Например, карандаш. Перечисляем отдельные действия, которые может выполнять объект загадки. Например, карандаш может (карандашом можно) писать, рисовать, чертить и т.п. Подбираем новые объекты (лица, предметы), которые могут выполнять похожие действия. Составляем таблицу.

Объект загадки Действия объекта загадки Новые объекты с похожими действиями
Карандаш Пишет Рисует Чертит Писатель Художник Чертёжник

    Используя дополнительные слова, перечисляем новые объекты или их действия. Получаем загадки:

    Я и писатель, и художник, и чертёжник. (Карандаш).

    Я и писалка, и рисовалка, и чертилка. (Карандаш).

    Приём 5. Использование действий объекта загадки и новых похожих мест его расположения.

    Определяем объект загадки. Например, сверло. Перечисляем отдельные действия, которые может выполнять объект загадки. Например, сверло может висеть, лежать, визжать. Определяем те места расположения (обитания), где могут выполняться названные действия. Например, сверло висит в патроне, лежит в пенале, визжит в отверстии. Затем подбираем новые названия мест расположения, которые внешне похожи на эти уже перечисленные места расположения. Например, на патрон похожа рука, на пенал — шкатулка, на отверстие — ямка. Составляем таблицу.

Объект загадки Действия объекта загадки Возможные места расположения объекта загадки Новые похожие места расположения объекта загадки
Сверло Висит Лежит Визжит Патрон Пенал Отверстие Рука Шкатулка Ямка

    Используя дополнительные слова, объединяем вместе названия новых похожих мест его расположения и действия объекта загадки. Получаем загадку:

              В руке висит,

              В шкатулке лежит,

              А в ямке визжит. (Сверло)

    Приём 6. Использование действий объекта загадки и свойств мест его расположения.

    Определяем объект загадки. Пусть опять это будет сверло. Как и в приёме 5, называем возможные его действия, определяем места расположения, а затем перечисляем их свойства. Составляем таблицу.

Объект загадки Действия объекта загадки Возможные места расположения объекта загадки Свойства мест расположения объекта загадки
Сверло Висит Лежит Визжит Патрон Пенал Отверстие Чёрный Тёмный Глубокое

    Используя дополнительные слова, объединяем вместе свойства мест расположения и действия объекта загадки. Получаем загадку:

              В чёрном висит,

              В тёмном лежит,

              А в глубоком визжит. (Сверло)

    Приём 7. Использование названий частей объекта загадки и их количества.

    Определяем объект загадки. Например, пила (ручная). Условно разделяем объект загадки на отдельные части, перечисляем их названия и количество.

Составляем таблицу.

Объект загадки Названия отдельных частей объекта загадки Количество отдельных частей объекта загадки
Пила Ручка Полотно Зубья Две Одно Сорок шесть (примерно)

    Используя дополнительные слова, объединяем количество отдельных частей объекта загадки и их названия. Получаем загадку:

              Две ручки да полотно одно есть,

              А на нём зубьев сорок шесть. (Пила)

    Приём 8. Использование новых названий частей объекта загадки и их количества.

    Определяем объект загадки. Например, грабли (для уборки сена). Условно разделяем объект загадки на отдельные части.

Называем эти части и их количество. Затем находим новые предметы, на которые похожи части объекта загадки.

Составляем таблицу.

Объект загадки Названия отдельных частей объекта загадки Количество отдельных частей объекта загадки Названия новых предметов, похожих на объект
Грабли Ручка Зубья Одна Десять Рука Пальцы

    Используя дополнительные слова, объединяем вместе новые названия частей объекта загадки и их количество. Получаем загадку:

              Рука одна, а пальцев десять. (Грабли)

    Приём 9. Использование комбинации названий частей, свойств объекта загадки, его действий, названий подобных предметов и т.п. (соединение предыдущих восьми приёмов).

    Определяем объект загадки. Например, лампа (настольная). Перечисляем названия отдельных частей объекта загадки, их свойства, действия, названия подобных предметов.

Составляем таблицу.

Объект загадки Названия частей объекта загадки Свойства частей объекта загадки Действия частей объекта загадки Новые предметы, похожие на объект
Лампа Основание Стойка Абажур Лампочка Спираль Гладкое Деревянная Тонкий Прозрачная Скрученная Блестит Торчит Сидит Висит Горит Пол Рука Колпак Сосулька Волос 

    Используя дополнительные слова, объединяем вместе части, свойства, действия частей объекта и названия новых похожих предметов. Получаем загадку:

              Внизу гладкий пол блестит,

              На полу деревянная рука торчит,

              В руке тонкий колпак сидит,

              В колпаке прозрачная сосулька висит,

              А в сосульке скрученный волос горит. (Лампа)

    Приём 10. Подбор слов с созвучными окончаниями и размещение (расположение) их в конце строк загадки.

    Определяем объект загадки. Например, телефон. Составляем несколько (2-4) строк таким образом, чтобы их окончания были попарно созвучны между собой. Если последнее слово в последней строке является объектом загадки, то его в тексте заменяем многоточием. Получаем два варианта загадок:

              1.На полке ящичек стоит,

              А на нём трубка всё лежит.

              Ты её скорее поднимай

              И беседу с другом начинай. (Телефон)

              2.На столе коробочка стоит,

              И всех к себе манит.

              А когда слышен её звон,

              То тебя зовёт........ (телефон)

    Этот приём дополняет все предыдущие. Его использование усиливает интерес к загадкам, придаёт им определённую оригинальность и занимательность.

    Все предложенные выше приёмы составления технических загадок, конечно же, не исчерпывают возможностей дальнейшего творческого поиска иных способов решения подобных задач. Овладев методикой составления технических загадок, учитель может заранее подготовить целый их банк для использования в учебно-воспитательном процессе школы. Например, после изучения нового материала загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

    Более широкие возможности для использования технических загадок создаются при организации массовых форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися (турниров, конкурсов, устных журналов, утренников и вечеров, недель техники и труда и др.). Командам или отдельным участникам мероприятий для проверки сообразительности, быстроты мышления можно предложить разгадывать загадки определённой тематической направленности или самостоятельно составлять загадки, используя заранее подготовленные термины. Когда соревнующиеся команды заняты выполнением практических заданий, то ведущий мероприятия в это время может предложить отгадывать загадки болельщикам. Успешно использовать загадки учащиеся могут и дома, в часы своего досуга.

    Следующим интересным видом занимательных материалов является чайнворд. Мы рассмотрим только технические чайнворды или чайнворды с техническим содержанием, так как другие их виды уже нашли своё отражение в соответствующих учебно-методических изданиях.

    Чайнворд (англ. “chain” — цепь и “word” — слово) — это игра-задача (головоломка) по разгадыванию слов (названий, определений, терминов и т.п.), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой (началом) следующего. Для технических чайнвордов соответственно подбираются слова, главным образом отражающие специфику школьного предмета “Трудовое обучение”. Например, СтаноКернеРезеЦентРубаноКлиНапильниКонуС....

    Количество используемых в чайнвордах терминов и их содержание зависят от решаемых учебно-воспитательных задач, а также от вида проводимого мероприятия и времени, которым располагает учитель. Работа с чайнвордами не должна быть самоцелью. Она должна органически сочетаться с другими видами деятельности учащихся как на уроке, так и в свободное от занятий время.

    Для успеха в работе по составлению и разгадыванию чайнвордов необходимо придерживаться определённых правил, которые сложились за многие годы их использования. Начинать следует с определения возможного объёма, количества слов, которые будут включены в чайнворд. Как свидетельствует опыт работы с подобными материалами, чаще всего используются чайнворды, которые включают в себя до 10 слов. Увеличение их объёма соответственно потребует дополнительных затрат времени на составление и разгадывание.

    Все используемые чайнворды по своему содержанию могут быть как общего типа, так и тематическими. В последние включаются термины, отражающие специфику той или иной темы программы или раздела, вида обработки конструкционных материалов и т.п.

    При составлении чайнвордов, нужно подбирать только имена существительные в именительном падеже и в единственном числе. Исключением из этого правила могут быть только те слова, которые в единственном числе вообще не используются. Например, клещи, ножницы, опилки, тиски и др.

    Легче всего складываются в цепь те слова, которые оканчиваются согласными буквами (к, л, н, р, с,...), сложнее “связать” слова с гласными буквами на конце (а, е, и, о, э,...) и совсем невозможно продолжить чайнворд после некоторых слов с окончаниями “й”, “ь”. Например, алюминий, дрель, камбий, рашпиль и др. Такими словами в случае необходимости следует заканчивать разрабатываемую головоломку.

    Чтобы превратить сложенную цепь слов в головоломку, нужно вместо букв нарисовать ряд пустых клеток и отметить порядковыми номерами те из них, в которые должны попасть начальные буквы всех загаданных слов. Человеку, который разгадывает чайнворд, необходимо знать, что начало и конец каждого слова должны находиться в пронумерованных клетках. Тогда ему будет легко установить, из скольких букв сложены все основные слова цепи.

    Если загадывается достаточно много слов, то их бывает сложно разместить в один ровный клеточный ряд, так как на одном листе бумаги может просто не хватить места. Чтобы этого избежать, клеточный ряд-цепь лучше свернуть спиралью, сложить гармошкой или придать форму прямоугольника, квадрата или

иной фигуры. Тогда клетки расположатся плотнее, и ёмкость чайнворда значительно возрастёт.

    Чтобы отгадать зашифрованные слова, необходимо хотя бы примерно знать, что они означают. Поэтому к рисунку чайнворда всегда дополнительно составляется пояснительный текст, раскрывается смысл каждого слова-термина. Объяснять слова нужно стремиться так, чтобы не подсказывать прямых ответов, а называть отдельные приметы или краткие определения терминов и путём организации умственных поисков постепенно подводить учащихся к правильной мысли о том, какое же слово здесь необходимо.

    В соответствии с принципом научности в обучении слова для чайнвордов и определения к ним должны обязательно соответствовать стандартам, техническим справочникам и словарям. Чтобы повысить интерес к выполняемым заданиям, вместо определений терминов, взятых со словаря, для их зашифровки могут использоваться загадки, ребусы, отдельные рисунки, слова-анаграммы, синонимы, омонимы и т.п.

    При разгадывании чайнворда, в случае затруднений, можно дать учащимся следующую подсказку: посмотреть, возможно, первая буква слова-отгадки совпадает с первой буквой названия предмета (детали, инструмента), который изображён на рисунке.

    Среди игровых, занимательных материалов, которые могут использоваться в работе с учащимися, несомненно, одно из важнейших мест по своей популярности и значимости занимают кроссворды.

    Термин “кроссворд” имеет английское происхождение (от “сross” – крест, пересечение и “word” – слово). Он используется как название интеллектуальной игры-задачи, для решения которой необходимо заполнить пересекающиеся ряды клеток отдельными словами, разгадываемыми по специально составленным их определениям.

    В литературе содержится много легенд и преданий о происхождении этой широко распространённой игры XX и XXI веков. По предположениям учёных, она своими корнями уходит в глубокую древность, в античные времена. Но официальной датой рождения первого газетного кроссворда принято считать 21 декабря 1913 года, о чём записано в “Книге рекордов Гиннесса”.

    Кроссворды, которые предлагаются различными авторами для использования в школе, могут быть как общего характера, так и иметь ярко выраженную предметную (по литературе, биологии, географии, химии, физике и др.) или тематическую (писатели, проза, птицы, города, минералы, машины и др.) направленность. Для учителей трудового обучения, конечно, наибольший интерес представляют технические кроссворды, рассчитанные на работу с учащимися различного возраста в соответствии с действующими программами по предмету.

Несмотря на то, что в наше время создано большое число всевозможных кроссвордов, написаны сотни книг об этой увлекательной игре, всё же ещё недостаточно специальных сборников, которые были бы целенаправленно рассчитаны для работы с учащимися по трудовому обучению.

    При работе с кроссвордами: их составлении и разгадывании существуют определённые правила, которые необходимо соблюдать. Прежде всего, нужно определить общее количество слов, которые будут использоваться. Как свидетельствует опыт работы с учащимися, для создания технического кроссворда достаточно взять до 20 слов, что впоследствии сэкономит время работы с ним.

    Важное значение имеет правильно составленный рисунок кроссворда. Слова в нём могут располагаться как по горизонталям и вертикалям, так и по радиусам, дугам, кольцевым линиям и т.п. Лучше всего, когда фигуры кроссвордов симметричны по осям, но из-за сложности подбора технических терминов иногда допускается располагать слова несимметрично, придавая рисункам формы геометрических фигур, инструментов, деталей машин и т.д. Если создаётся технический кроссворд общего типа, то лучше вначале подготовить рисунок-сетку, а затем подбирать к нему слова с требуемым количеством букв. При составлении тематического кроссворда следует поступить наоборот, т.е. вначале определить загадываемые слова, а затем скомпоновать из них подходящую фигуру (рисунок).

    Оптимальным будет тот вариант расположения слов, когда они пересекаются между собой, как минимум, в двух точках, но чем пересечений больше, тем кроссворд оригинальнее и сложнее. Нужно стремиться фигуру кроссворда делать более компактной по наполнению. Рекомендуется, чтобы соотношение количества пересекающихся клеток к их общему количеству находилось в пределах от 1:3 до 1:5.

    В кроссвордах, как и чайнвордах, нужно использовать только термины (имена существительные) в единственном числе и в именительном падеже, а также те, которые не имеют единственного числа: кусачки, опилки, тиски и др. Учитывая принцип научности в обучении, слова и определения к ним должны соответствовать стандартам, техническим словарям и справочникам. В тематических кроссвордах (в отличие от общих) определения терминов могут быть более детальными с использованием дополнительных характерных признаков. Например, чтобы “развести, разделить” инструменты для рубки (зубило и молоток), следует писать: режущий инструмент для рубки (зубило) и ударный инструмент для рубки (молоток).

    Иногда вместо определений терминов, взятых со словаря, для их зашифровки используют ребусы, отдельные рисунки, слова-анаграммы, синонимы, антонимы, технические загадки и другие средства. Сами же кроссворды могут объединяться, например, с чайнвордами, образуя кроссчайнворды или чайнкроссворды с разнообразным пересечением цепочек слов.

    Разработка учителем технических кроссвордов для учащихся – это достаточно сложный и продолжительный процесс. Поэтому при наличии хорошей материальной базы для их создания можно использовать электронно-вычислительную технику, компьютеры. Этот путь является достаточно перспективным. Например, голландская фирма “Филлипс” создала специальную видеоигру для любителей кроссвордов.

При наличии большого банка кроссвордов они могут использоваться для закрепления или повторения пройденного материала на уроках, а также при проведении массовых форм внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству и труду (во время турниров, вечеров и утренников, конкурсов и т.п.). Учащихся следует привлекать не только к разгадыванию кроссвордов, но и к их составлению. Например, одним из видов домашнего задания может быть разработка тематического кроссворда по одному из разделов школьной программы предмета “Трудовое обучение”. Конечно, для этого нужно предварительно ознакомить учащихся с правилами работы с кроссвордами.

Для уравнивания шансов участников отдельные часто используемые термины в некоторых вариантах заданий могут повторяться. Например, крона, молоток, патрон, станок и др. Определения к таким терминам используются как одинаковые, так и несколько отличающиеся, что позволяет развивать воображение, представления учащихся о свойствах предметов, явлений и т.п. Например, станок — технологическая машина для обработки конструкционных материалов и станок — устройство для обработки изделий точением; токарь — рабочий, специалист по токарному делу и токарь — профессия человека, занимающегося механической обработкой материалов.

Некоторые кроссворды могут содержать задания повышенной сложности, требующие для своего решения как знаний многих школьных предметов: физики (колорифер, кулон, электрон и др.), химии (аргон, каучук, резина и др.), истории (карета, таран и др.), так и общего развития учащихся (термины: рупор, тачка, шифер и др.). Это позволяет не только разнообразить кроссворды, но и проводить мероприятия комбинированного типа. Например, физико-технические турниры, химико-технические вечера с привлечением к участию в них не только юношей, но и девушек.

Для мероприятий, связанных с использованием кроссвордов, необходимо заранее подготовить увеличенные размеры сеток-рисунков. Сделать это можно на плакате, доске или специальном стенде (щите). Определения терминов для заполнения кроссвордов можно сообщать учащимся вслух, записывать непосредственно под рисунками или размножать на отдельных бланках и раздавать на руки.

Для работы с большой аудиторией участников мероприятия лучше всего изготовить кроссвордный щит. Нужно взять большой (до 2 м2) лист фанеры или ДВП, окрасить его в чёрный или белый цвет и разбить (разделить) всё поле на квадраты со стороной от 50 до 100 мм. Для создания рисунка кроссворда и его заполнения необходимо изготовить комплекты контрастных квадратных фанерных фишек как чистых, так и с нанесёнными на них буквами и цифрами. Фишки лучше всего хранить в специальных ящиках или пеналах и устанавливать на щите по мере необходимости. Использование щитов сделает мероприятие более интересным и облегчит его проведение.

Щиты, фишки и ящики можно изготовить с учащимися на учебных занятиях в мастерских при изучении раздела “Технология обработки древесины” в 5 классе, в котором по программе рассматриваются такие темы, как разметка, сверление, выпиливание лобзиком и др., а также в кружках.

Разработка и использование кроссвордов, создание соответствующей материальной базы для проведения мероприятий позволят активизировать учебно-воспитательный процесс в школе, сформировать и закрепить у учащихся новые технико-технологические знания, практические умения и навыки, развить целый ряд положительных качеств личности: любовь к труду, аккуратность, ответственность за порученное дело и др.

    Cреди игровых, занимательных материалов, которые могут использоваться в работе с учащимися, важное место принадлежит ребусам. Ребус – это своеобразная загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией различных рисунков предметов, фигур, букв, цифр и знаков.

    Название этой популярной головоломки произошло от старинного латинского выражения “rebus”, которое в переводе на русский язык означает: не словами, а при помощи “вещей”, “предметов”.

    Известно, что первый печатный сборник ребусов, который составил Этьен Табуро, вышел во Франции в 1582 году. В России этот вид головоломки появился в 1845 году на страницах журнала “Иллюстрация”.

    Несмотря на то, что в настоящее время создано большое количество таких занимательных материалов, как ребус, написаны десятки и сотни книг об этой увлекательной игре, всё же ещё недостаточно специальной литературы подобного типа, предназначенной для непосредственной работы с учащимися по предмету “Трудовое обучение (технология)”, а также при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Поэтому учителя, руководители кружков, классные руководители порой испытывают некоторые затруднения при разработке (подборе) и использовании фактического материала.

При работе с ребусами (составлении и “чтении”) необходимо придерживаться некоторых правил, которые сложились за многие годы их использования. Чтобы составить ребус, нужно вначале подобрать те технические термины или выражения, которые будут зашифровываться. В качестве технических терминов можно взять названия различных видов оборудования, станков, приспособлений, инструментов и материалов, которые применяются в школьных учебных мастерских или на производстве. А выражениями для ребусов могут быть всевозможные пословицы, поговорки, афоризмы или высказывания известных людей (писателей, педагогов, учёных и конструкторов) о технике и труде. Например: “Без труда не вынешь и рыбку из пруда”, “Чертёж — язык техники”, “Землю солнце красит, а человека — труд”.

    После определения содержания ребуса можно приступить к шифровке. Необходимо внимательно изучить каждое слово, определить его значение (смысл), наличие в его структуре тех или иных слогов и букв. После этого нужно заняться подбором способа его изображения с помощью фигур, знаков и т.п. Слово может зашифровываться целиком или по частям.

    Если в названии подобранного рисунка есть лишние буквы (в начале или конце) и их нужно отбросить, то используются специальные знаки в виде одной или двух кавычек (запятых), которые располагаются перед рисунком и (или) после него. Например, на рисунке изображено домашнее животное (кролик), а перед ним стоит одна кавычка. Значит, в слове отбрасывается первая буква “К” (кролик — ролик). Нарисован предмет (молоток), а перед ним есть две кавычки, то в слове уже отбрасываются две первые буквы (молоток – лоток). Изображён стог и кавычка после него, слово читается без последней буквы (стог – сто). После рисунка шпонки стоят две кавычки — две последние буквы отбрасываются (шпонка — шпон). Таково первое правило при составлении или разгадывании ребусов.

    Никогда не следует злоупотреблять применением кавычек. Лучше их количество свести до минимума (не более двух).

    Если изображение на рисунке перевёрнуто на 180° (“вверх тормашками”), то зашифрованное слово читается в обратном порядке, справа – налево. Например, домашнее животное (кот) нарисовано кверху лапами, слово читается: “ток”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.231.221 (0.067 с.)