Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технические средства трудового обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Технические средства обучения (ТСО) – это комплекс технических устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков и повышения эффективности труда учителя по осуществлению учебного процесса и контролю за его результатами. К основным современным техническим средствам обучения техническому труду можно отнести: аудиальные (магнитофоны, радио и др.); аудиовизуальные (телевизоры, видеоаппаратура и др.); виртуальные (компьютеры, мультимедийная аппаратура и др.). К этой группе относятся также средства новых информационных технологий – компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. Использование учителем технических средств обучения требует предварительной подготовки. При первом знакомстве с техникой учащиеся обычно обращают внимание не на учебную информацию, а на саму технику и второстепенные детали. Поэтому необходимо специально учить их работать с новым средством, проводить инструктаж, готовить к восприятию информации, давать познавательные задания, четко определять цели работы и формы контроля. На эффективность обучения техническому труду оказывает влияние периодичность использования ТСО. Если оно применяется редко, то каждое его использование создает у учащихся повышенное эмоциональное состояние, которое затрудняет восприятие и освоение учебного материала. Наоборот, частое использование ТСО приводит к потере учащимися интереса к нему. Количество времени и частота применения ТСО зависят от сложности изучаемого учебного материала. В школьной учебной мастерской должны быть обеспечены условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление и затемнение, проекционная аппаратура, экран и т. д. В мастерской должны висеть портреты выдающихся деятелей науки и техники по изучаемому учебному предмету, периодические и постоянно действующие наглядные пособия, укреплена видеоаппаратура и проекторы, находиться компьютер. Опыт создания в школах компьютерных кабинетов показал, что ученики считают компьютеры лишь средством обучения информатике и не используют их возможностей в общеобразовательном процессе отдельных учебных предметов. Поэтому рекомендуется в каждой учебной мастерской иметь хотя бы один компьютер, подключенный к локальной школьной сети для доступа к базам данных, а также к сети Интернет. Технические средства обучения техническому труду решают множество дидактических задач. Например, аудиовизуальные или мультимедийные средства обучения способны моделировать реальные факты и события. С помощью экранных средств можно показать изучаемый объект в естественной для него среде. Специализированные съемки могут замедлить или ускорить изучаемый процесс, показать микроскопические объекты. Прием мультипликации помогает показать строение и динамику действия сложных объектов. Независимо от вида технического средства обучения существуют общие дидактические требования для учителя технического труда по подготовке уроков с их использованием: а) проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала; б) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися (факты, явления, свойства), выделить те из них, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображения; в) установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование технических средств обучения; г) отобрать оптимальные технические средства обучения, установить их соответствие целям урока; д) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена учебно-познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания. Например, учебная работа педагога с любым аудиовизуальным средством обучения техническому труду предполагает определенную методику его использования. На первом этапе, еще до занятия, учитель продумывает цели и структуру занятия, отбирает для показа те видеофрагменты, которые наилучшим образом позволяют достигать поставленные цели. Любое средство должно органично сочетаться с формой и содержанием занятия, соответствовать его целям и общей дидактической системе педагога. На втором этапе создается эмоциональное и деловое настроение учеников для просмотра видеофрагмента. Дается установка на восприятие отдельных элементов и всего видеофрагмента в целом. Учитель кратко поясняет видеофрагмент, формулирует задание, организующее положительное восприятие учебного материала учениками Третий этап формирует зрительскую культуру детей, учит их реагированию на увиденное, позволяет соотнести целевые установки с восприятием информации и собственной мыслительной работой. Возможно использование следующих приемов: а) стоп-кадр, во время которого даются комментарии учителя, формулируется и обсуждается вместе с учениками проблемный вопрос; б) повторное воспроизведение фрагмента с возвращением к поставленному вопросу; в) синхронный комментарий учителем или учеником демонстрируемого средства (например, одному из учеников при выключенном звуке предлагается «озвучить» видеоряд). Четвертый, завершающий этап проходит как обсуждение, дискуссия, ответы на поставленные вопросы. Возможно индивидуальное или групповое выполнение заданий с последующим представлением и обсуждением результатов. Дополнительные учебно-методические возможности по сравнению с видеомагнитофоном и телевизором предоставляют видеофильмы, выполненные на мультимедийной основе в форме CD или DVD и демонстрируемые с помощью компьютера и соответствующего проекционного аппарата. В этом случае учитель технического труда может быстро возвращаться к любой части фильма; останавливать кадр для более детального рассмотрения и комментариев; использовать одновременно другие средства обучения; копировать видеоряд или звуковое сопровождение фильма для печати, размещения в электронных базах данных; использовать видеоматериалы для подготовки и защиты учениками творческих проектов и др. В настоящее время получили распространение лазерные компакт-диски (CD, DVD) с материалами по различным учебным курсам. На данных носителях информации размещаются различные виды экранно-звуковых средств, приспособленных для использования с помощью компьютера. Подобные средства обучения рекомендуется использовать на уроках технического труда для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы с учениками, для самостоятельной работы учащихся. Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, индивидуальную программу его освоения, активизировать обратную связь «ученик–учитель».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.007 с.) |