Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На уроках трудового обучения

Поиск

    Наибольшее распространение в трудовой подготовке учащихся получили следующие формы организации практической работы: фронтальная (массовая, одновременная), бригадно-звеньевая, индивидуальная.

    При фронтальной форме работы все учащиеся работают одновременно и выполняют одно и то же задание (фронтом, массово, "в одну линию"). Так бывает, например, при обучении новому приёму работы: опиливанию или строганию заготовок. Преимуществами (ценностями) фронтальной формы являются:

1.Можно одновременно для всех проводить вводный инструктаж (более эффективная организация и проведение вводного инструктажа, ведь его не надо дробить, конкретизировать для разных групп учащихся и отдельных заданий). 2.Легче предусмотреть и ликвидировать типичные ошибки в работе. 3.Можно организовать работу с постепенным усложнением заданий. 4.Проще подготовить материальную базу (облегчение подготовки учителя к уроку, ведь используются одни и те же объекты работы, наглядные пособия, средства обучения). 5.Каждый учащийся изготавливает все изделие сам и видит результаты своей работы. 6.Учащиеся приобретают одинаковые ЗУН и им легче производить взаимоконтроль.

Недостатками этой формы работы следует назвать:

1.Изготовление только простых изделий. 2.Снижение интереса к заданию при продолжительной работе. 3.Нарушение фронтальности с течением времени. 4.Ориентация на “среднего” учащегося (в какой-то степени фронтальная форма работы нарушает дидактический принцип доступности и посильности в трудовом обучении, поскольку все учащиеся, независимо от их физического развития, выполняют одно и то же задание). 5.Торможение активности более способных учащихся. 6.Усложнение реализации индивидуального подхода к учащимся (трудности с учётом индивидуальных различий, как в процессе выполнения заданий, так и в физическом, психомоторном развитии каждого учащихся).

    При бригадно-звеньевой форме работы учащиеся работают небольшими группками (звеньями) по 3-4 человека. Все звенья могут выполнять как одно и то же задание, так и разные. Преимущества (достоинства) этой формы следующие:

1.Можно изготавливать более сложные объекты и выполнять творческие конструкторские работы. 2.У учащихся лучше формируются положительные качества личности: коллективизм, взаимопомощь и др. (выполняя задание маленьким коллективом (звеном), учащиеся советуются между собой, как лучше сделать работу, рационально осуществить каждую технологическую операцию, у них формируется чувство взаимопомощи и коллективной ответственности). 3.Лучше учитываются индивидуальные возможности учащихся (возможность для выявления учителям индивидуальных творческих способностей учащихся).

    Недостатки звеньевой формы:

1.Не все учащиеся в бригаде или звене работают с одинаковым напряжением сил. 2.Члены бригад (звеньев) получают различную подготовку (этот недостаток может быть сведён к минимуму, если хорошо организовать состав звеньев и звеньевых, правильно учесть индивидуальные способности при распределении обязанностей внутри звена). 3.Увеличивается время инструктажей. 4.Усложняется подготовка материальной базы (сложность для учителя подобрать объекты труда, инструменты, приспособления, материалы, проследить за качеством работы).

В старших возрастных группах средних классов (8-9) недостатки звеньевой формы работы можно свести к нулю и даже превратить их в преимущества организацией подвижности звеньев. Им можно условно придать производственную форму названий – участки по аналогии с заводским производством.

    В приведенном примере при получении изделий из металла можно организовать 5 таких участков, которые все подчинены "отделу" технического контроля. На определенном этапе работы функции каждого участка учитель изменяет по кругу. За учебный год (или полугодие) каждый ученик каждого класса пройдёт полный цикл смены функций по участкам (звеньям). Обучение приобретёт сходство "деловой игры".

    При индивидуальной форме организации работы ученикам выдаются индивидуальные, отдельные задания. Для учителя это создает некоторые сложности, поэтому индивидуальная форма трудовой деятельности учащихся применяется в сочетании с фронтальной и звеньевой: класс (подгруппа) работает, скажем, в звеньях, а 2-3 учащиеся – индивидуально. Переключение класса (подгруппы) на выполнение индивидуальной работы допускается обычно при выполнении заказов предприятий (организаций) для получения однотипных изделий. Это уже будет производственная работа на основе индивидуального её разделения. Так бывает, например, при точении большого количества болтов, изготовлении коробок и др.

Основные преимущества индивидуальной формы организации работы учащихся:

    1.Можно изготавливать разнообразные и более сложные объекты труда. 2.Лучше учитываются индивидуальные интересы учащихся, уровень их подготовки и возможности.

    Недостатки индивидуальной формы организации работы учащихся:

    1.Очень много времени уходит на инструктирование. 2.Сильно усложняется подготовка материальной базы. 3.Все учащиеся получают различную подготовку.

    При выполнении практических заданий можно организовать работу с разделением труда. Такое разделение может применяться между классами, звеньями или отдельными учащимися. Разделение труда может достигать высокой степени специализации, вплоть до внедрения в учебный процесс поточного метода, при котором каждый ученик специализируется на одной, узкой, профильной операции.

Основные преимущества разделения труда:

1.Увеличение производительности и качества труда и быстрое выполнение больших заказов. 2.Воспитание взаимной ответственности за порученное дело. 3.Сближение характера труда в учебных мастерских и на производстве.

Недостатки разделения труда: 1.Изучение учащимися только отдельных операций. 2.Односторонность (суженность) трудовой подготовки. 3.Необходимость дополнительных затрат времени, усилий и материальных средств на изготовление соответствующей технологической оснастки (приспособлений).

    По какой бы форме ни работали учащиеся на уроке, они всё время находятся в поле зрения учителя, который осуществляет текущий инструктаж, проводит целевые обходы рабочих мест, при необходимости останавливает работу и делает необходимые замечания. В специальном журнале или журнале многофакторного учёта учитель фиксирует необходимые сведения по ходу урока.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.006 с.)