Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности методики трудового обучения в УПК
При организации и проведение занятий в старших классах могут применяться все ранее рассмотренные методы и приёмы обучения. Но при их выборе обычно исходят с целей трудового обучения, а также из содержания и конкретных задач каждых отдельных занятий. 1. Основная особенность применения методов обучения в старших классах заключается в том, что в учебно-воспитательной работе главный упор делается на активную самостоятельную практическую деятельность учащихся. Для правильного выбора методов обучения, чтобы они были направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, требуется точное знание характеристик каждого метода, определение границ их использования. Обычно используются как традиционные методы, уже рассмотренные нами, так и другие, которые тоже будут рассмотрены. 2. При проведении занятий методы трудового обучения должны использоваться, как правило, в сочетании один с другим. Например, при выполнении практических работ необходимы не только инструктажи, но и работа с литературой, различные упражнения и т.д. 3. Уроки труда в старших классах, как и в средних, могут быть разных типов, но в практике работы, что уже сложилась, наиболее часто встречаются два основных типа занятий: - теоретические, при проведении которых, прежде всего формируются технико-технологические знания; - практические или лабораторно-практические, где в основном формируются определённые умения и навыки. Сюда же можно отнести экскурсии и общественно полезный, производительный труд. 4. От специфики каждых занятий зависят особенности их проведения. Например, на практических занятиях центральное место отводится разным видам работ учащихся: - разборке, сборке и регулированию машин, механизмов и приборов; - обучению управлению машинами и приборами; - снятию характеристик машин и механизмов, показаний приборов; - отработке технологических операций по конкретному виду труда; - выполнению практических заданий, связанных с общественно полезным, производительным трудом. Если подсчитать распределение всего учебного времени на теоретические и практические занятия, то они соотносятся в пределах от 1:2 до 1:4. 5. Для осознанного и эффективного выполнения практических работ ученикам необходимо предварительно приобрести теоретические знания о принципах действия и устройстве машин, механизмов и приборов, ознакомиться со свойствами материалов, технологическими операциями и правилами безопасной работы.
6. Кроме того, все практические задания должны быть разработаны с опорой на знания учащихся по общеобразовательным предметам, а также на знания и умения, приобретённые в школьных учебных мастерских, в кабинетах обслуживающего труда и на пришкольном участке. 7. На теоретических занятиях широко применяются следующие методы обучения: устное изложения учебного материала, демонстрации натуральных объектов и наглядных пособий, демонстрации с использованием экранных средств, показ приёмов работы, выполнение технико-технологических расчётов, решение задач и др. 8. Часто проводятся беседы. В дополнение к ним для активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся применяется, например, составление технологических карт и кинематических схем, разработка заданий по рациональной организации рабочих мест и др. 9. При этом среди методов устного изложения особое внимание уделяется такому из них, как школьная лекция. Лекция, как и рассказ, – это повествовательное, словесное, устное, связанное по смыслу изложение преподавателем учебного материала. В отличие от рассказа, продолжительность которого обычно не превышает полчаса, лекция читается на протяжении 1,5–2 часов. Таким образом, охват учебного материала в лекции более широкий, чем в рассказе. Перед лекцией нужно дать ученикам её план, чтобы они могли видеть всю совокупность узловых вопросов изучаемого материала и следить за логикой его изложения. Необходимо, чтобы во время лекции учащиеся в своих рабочих тетрадях делали определенные записи. Но, безусловно, нецелесообразно диктовать весь материал, особенно, когда всё это есть в учебных пособиях (учебниках). Длительная диктовка утомляет учащихся, снижает их мысленную активность и может даже отрицательно влиять на эффективность усвоения нового материала. В записях должны отображаться только узловые вопросы изучаемого материала (суть явлений, понятий, определений и т.д.).
По содержанию лекции, которые применяются на занятиях, можно разделить на три вида: вводные, тематические и обобщающие. Вводные лекции проводятся в начала изучения больших разделов программы. В них раскрывается тот круг вопросов, которые необходимо рассмотреть, характеризуется общее содержание материала. Тематические лекции организуются по отдельным темам программы. Их, прежде всего, применяют в тех случаях, когда изучаемый материал носит описательный характер. Например, сведения об основах производства, экономики и организации труда, темы по планированию производства, охране окружающей среды и др. Обобщающие лекции включают в себе материал, отдельных разделов программы. В них подытоживаются и суммируются все сведения по пройденному материалу. 10. На теоретических занятиях рекомендуется следующая примерная последовательность рассмотрения (изучения) конструкций, механизмов и машин: - назначение их; - принцип работы; - общее устройство с демонстрацией общего вида и кинематических схем; - устройство основных частей; - работа их и характеристика; - взаимодействие отдельных частей (или механизмов); - возможные неполадки, их причины и способы ликвидации; - сравнение изучаемых объектов с подобными объектами в мастерских и определение общего в их конструкциях (реализация политехнического принципа); - показ отрасли применения и перспектив развития данного объекта техники. 11. Изучение теоретических сведений учениками может осуществляться и в процессе их самостоятельной работы с литературой на уроке. Для этого выбирается несложный материал, в процессе изучения которого они углубляют, расширяют и закрепляют приобретённые раньше знания. Чаще всего это материал, который содержит описание отрасли использования тех или других устройств, паспортных и справочных данных, профориентационную информацию и т.д. При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо точно определить содержание и объём материала, предназначенного для самостоятельного изучения, дать план работы с ним, указать перечень контрольных вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти в предложенной литературе. Работа с литературой имеет не только методическое, но и воспитательное значение, ведь в учащихся развивается самостоятельность, старательность, настойчивость, чувство ответственности и др. На основе изучения литературы им можно предлагать готовить дома рефераты, применительно к профилю их обучения, составлять аннотированные библиографические списки первоисточников. На теоретических занятиях могут использоваться и другие методы формирования технико-технологических знаний, классификация которых рассматривалась при организации учебного процесса в неполной средней школе. 12. Практические занятия в старших классах занимают очень важное место в учебном процессе, поскольку на них отводится в два-четыре раза больше времени, чем на теоретические занятия. Во время этих занятий учащиеся не только приобретают практические умения и навыки, но и закрепляют теоретические знания. При выполнении разных практических заданий могут применяться фронтальная, бригадно-звеньевая и индивидуальная формы организации труда учащихся (с их преимуществами и недостатками вы уже знакомы).
Несмотря на отдельные недостатки, довольно часто на практических занятиях применяют бригадно-звеньевую форму организации труда учащихся, потому что многие задания в старших классах требуют взаимной помощи, совместных усилий 2–3 человек. В первую очередь, это касается монтажно-демонтажных и регулировочных работ, которые проводятся на сложных объектах техники, что изучается. При этом учебная группа разделяется на отдельные микрогруппы (звенья или бригады), которые создаются обычно на первых занятиях и сохраняются в течение всего процесса обучения. Старшим в таком коллективе является звеньевой или бригадир, который получает и потом сдаёт объекты труда, материалы, инструменты, инструкционно-технологическую документацию, распределяет обязанности внутри звена или бригады. Заранее все учащиеся знакомятся с темами практических работ и с графиком последовательности их выполнения. 13. На практических занятиях важное внимание уделяется проведению разных видов инструктажа. Обычно устный инструктаж сочетается с письменным, при проведении которого используются инструкционные или технологические карты. Примерное содержание инструкционных карт может быть следующим: - номер и название работы; - цель её выполнения; - информационная часть (краткие теоретические сведения); - инструкционная часть, где перечисляются вопросы и задания ученикам, даются указания по их выполнению. - перечень оснащения и инструментов, которые будут применяться при выполнении работы; - указания по составлению отчёта. С приобретением учениками опыта выполнения практических работ по инструкционным картам подробность их можно постепенно сокращать. Это касается, прежде всего, информационной части. В отдельных случаях, когда теоретический материал уже изучен, она может сниматься совсем. Возможно также сокращение подробности указаний о порядке выполнения заданий, об инструментах и приспособлениях. Такие вопросы учащиеся должны стараться решать уже самостоятельно. В ходе выполнения практических работ при необходимости проводится текущий инструктаж, а после их завершения обязательно подводятся итоги с разбором ошибок, недостатков и показом путей их устранения, т.е. заключительный инструктаж.
14. Очень эффективным средством связи теории с практикой, расширения политехнического кругозора учащихся, подготовки их к выполнению производительного труда являются лабораторно-практические занятия. В процессе их выполнения старшеклассники знакомятся с назначением, устройством и принципами действия машин и механизмов, методами и приёмами контроля и анализа качества работ, методами применения измерительных приборов и инструментов, проведением технико-технологических расчётов, чтением и составлением разной технической документации и другими вопросами, которые отыгрывают важную роль в труде квалифицированного работника современного производства. 15. В опыте работы по трудовому обучению и технологическому образованию в старших классах сложились две основные формы проведения лабораторно-практических работ: фронтальная форма и по графику. В первом случае все учащиеся одновременно выполняют одну и тую же работу, а на каждом очередном уроке они получают последовательно следующее задание. С точки зрения методики, эта форма более рациональная, ведь она содействует постепенному возрастанию сложности, а также развитию преемственности заданий. Основная трудность, которая возникает при этом, – материальное оснащение учебного процесса. Потому в старших классах получили наибольшее распространение лабораторно-практические работы, которые выполняются в соответствии с графиком. Таким образом, учащиеся последовательно в течение обучения выполняют все запланированные работы. Когда количество звеньев больше, чем количество вариантов работ, то некоторые из них могут дублироваться. Проведение лабораторно-практических работ по графику требует большей самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий, поскольку преподавателю тяжело дать одновременно устные указания всем звеньям, которые работают. Потому очень важно правильно, точно и ясно составлять описания (инструкции) к лабораторно-практическим работам. При их выполнении учащиеся должны записывать итоги своих наблюдений, делать необходимые зарисовки и расчёты. Всё это необходимо включать в отчёт к работе. Учащихся нужно систематически приучать к самостоятельности, аккуратности при выполнении нужных записей, рисунков, схем и т.д., чтобы не терять даром времени на их переоформление. Отчёт может составляться в произвольной форме, но в нём желательно отражать следующие моменты: - номер и название работы, её цели; - краткую характеристику учебного объекта работы; - краткое описание хода работы; - итоги измерений, наблюдений и др.; - схемы, эскизы, расчёты; - ответы на поставленные вопросы. В концы лабораторно-практических занятий преподаватель должен собрать отчёты учащихся для последующей проверки. Качество оформления отчёта должно учитываться при выставлении итоговой отметки за работу. Такие основные моменты организации и методики проведения занятий по трудовому обучению и технологическому образованию в старших классах.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.02 с.) |