Особенности методики трудового обучения в УПК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики трудового обучения в УПК



При организации и проведение занятий в старших классах могут применяться все ранее рассмотренные методы и приёмы обучения. Но при их выборе обычно исходят с целей трудового обучения, а также из содержания и конкретных задач каждых отдельных занятий.

1. Основная особенность применения методов обучения в старших классах заключается в том, что в учебно-воспитательной работе главный упор делается на активную самостоятельную практическую деятельность учащихся.

Для правильного выбора методов обучения, чтобы они были направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, требуется точное знание характеристик каждого метода, определение границ их использования. Обычно используются как традиционные методы, уже рассмотренные нами, так и другие, которые тоже будут рассмотрены.

2. При проведении занятий методы трудового обучения должны использоваться, как правило, в сочетании один с другим. Например, при выполнении практических работ необходимы не только инструктажи, но и работа с литературой, различные упражнения и т.д.

    3. Уроки труда в старших классах, как и в средних, могут быть разных типов, но в практике работы, что уже сложилась, наиболее часто встречаются два основных типа занятий:

    - теоретические, при проведении которых, прежде всего формируются технико-технологические знания;

    - практические или лабораторно-практические, где в основном формируются определённые умения и навыки. Сюда же можно отнести экскурсии и общественно полезный, производительный труд.

    4. От специфики каждых занятий зависят особенности их проведения. Например, на практических занятиях центральное место отводится разным видам работ учащихся:

    - разборке, сборке и регулированию машин, механизмов и приборов;

    - обучению управлению машинами и приборами;

    - снятию характеристик машин и механизмов, показаний приборов;

    - отработке технологических операций по конкретному виду труда;

    - выполнению практических заданий, связанных с общественно полезным, производительным трудом.

    Если подсчитать распределение всего учебного времени на теоретические и практические занятия, то они соотносятся в пределах от 1:2 до 1:4.

5. Для осознанного и эффективного выполнения практических работ ученикам необходимо предварительно приобрести теоретические знания о принципах действия и устройстве машин, механизмов и приборов, ознакомиться со свойствами материалов, технологическими операциями и правилами безопасной работы.

6. Кроме того, все практические задания должны быть разработаны с опорой на знания учащихся по общеобразовательным предметам, а также на знания и умения, приобретённые в школьных учебных мастерских, в кабинетах обслуживающего труда и на пришкольном участке.

    7. На теоретических занятиях широко применяются следующие методы обучения: устное изложения учебного материала, демонстрации натуральных объектов и наглядных пособий, демонстрации с использованием экранных средств, показ приёмов работы, выполнение технико-технологических расчётов, решение задач и др.

8. Часто проводятся беседы. В дополнение к ним для активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся применяется, например, составление технологических карт и кинематических схем, разработка заданий по рациональной организации рабочих мест и др.

9. При этом среди методов устного изложения особое внимание уделяется такому из них, как школьная лекция.

Лекция, как и рассказ, – это повествовательное, словесное, устное, связанное по смыслу изложение преподавателем учебного материала. В отличие от рассказа, продолжительность которого обычно не превышает полчаса, лекция читается на протяжении 1,5–2 часов. Таким образом, охват учебного материала в лекции более широкий, чем в рассказе.

    Перед лекцией нужно дать ученикам её план, чтобы они могли видеть всю совокупность узловых вопросов изучаемого материала и следить за логикой его изложения.

    Необходимо, чтобы во время лекции учащиеся в своих рабочих тетрадях делали определенные записи. Но, безусловно, нецелесообразно диктовать весь материал, особенно, когда всё это есть в учебных пособиях (учебниках). Длительная диктовка утомляет учащихся, снижает их мысленную активность и может даже отрицательно влиять на эффективность усвоения нового материала. В записях должны отображаться только узловые вопросы изучаемого материала (суть явлений, понятий, определений и т.д.).

    По содержанию лекции, которые применяются на занятиях, можно разделить на три вида: вводные, тематические и обобщающие.

    Вводные лекции проводятся в начала изучения больших разделов программы. В них раскрывается тот круг вопросов, которые необходимо рассмотреть, характеризуется общее содержание материала.

    Тематические лекции организуются по отдельным темам программы. Их, прежде всего, применяют в тех случаях, когда изучаемый материал носит описательный характер. Например, сведения об основах производства, экономики и организации труда, темы по планированию производства, охране окружающей среды и др.

    Обобщающие лекции включают в себе материал, отдельных разделов программы. В них подытоживаются и суммируются все сведения по пройденному материалу.

    10. На теоретических занятиях рекомендуется следующая примерная последовательность рассмотрения (изучения) конструкций, механизмов и машин:

    - назначение их;

    - принцип работы;

    - общее устройство с демонстрацией общего вида и кинематических схем;

    - устройство основных частей;

    - работа их и характеристика;

    - взаимодействие отдельных частей (или механизмов);

    - возможные неполадки, их причины и способы ликвидации;

    - сравнение изучаемых объектов с подобными объектами в мастерских и определение общего в их конструкциях (реализация политехнического принципа);

    - показ отрасли применения и перспектив развития данного объекта техники.

    11. Изучение теоретических сведений учениками может осуществляться и в процессе их самостоятельной работы с литературой на уроке. Для этого выбирается несложный материал, в процессе изучения которого они углубляют, расширяют и закрепляют приобретённые раньше знания. Чаще всего это материал, который содержит описание отрасли использования тех или других устройств, паспортных и справочных данных, профориентационную информацию и т.д.

    При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо точно определить содержание и объём материала, предназначенного для самостоятельного изучения, дать план работы с ним, указать перечень контрольных вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти в предложенной литературе.

    Работа с литературой имеет не только методическое, но и воспитательное значение, ведь в учащихся развивается самостоятельность, старательность, настойчивость, чувство ответственности и др. На основе изучения литературы им можно предлагать готовить дома рефераты, применительно к профилю их обучения, составлять аннотированные библиографические списки первоисточников.

На теоретических занятиях могут использоваться и другие методы формирования технико-технологических знаний, классификация которых рассматривалась при организации учебного процесса в неполной средней школе.

    12. Практические занятия в старших классах занимают очень важное место в учебном процессе, поскольку на них отводится в два-четыре раза больше времени, чем на теоретические занятия. Во время этих занятий учащиеся не только приобретают практические умения и навыки, но и закрепляют теоретические знания. При выполнении разных практических заданий могут применяться фронтальная, бригадно-звеньевая и индивидуальная формы организации труда учащихся (с их преимуществами и недостатками вы уже знакомы).

    Несмотря на отдельные недостатки, довольно часто на практических занятиях применяют бригадно-звеньевую форму организации труда учащихся, потому что многие задания в старших классах требуют взаимной помощи, совместных усилий 2–3 человек. В первую очередь, это касается монтажно-демонтажных и регулировочных работ, которые проводятся на сложных объектах техники, что изучается. При этом учебная группа разделяется на отдельные микрогруппы (звенья или бригады), которые создаются обычно на первых занятиях и сохраняются в течение всего процесса обучения. Старшим в таком коллективе является звеньевой или бригадир, который получает и потом сдаёт объекты труда, материалы, инструменты, инструкционно-технологическую документацию, распределяет обязанности внутри звена или бригады. Заранее все учащиеся знакомятся с темами практических работ и с графиком последовательности их выполнения.

    13. На практических занятиях важное внимание уделяется проведению разных видов инструктажа. Обычно устный инструктаж сочетается с письменным, при проведении которого используются инструкционные или технологические карты.

    Примерное содержание инструкционных карт может быть следующим:

    - номер и название работы;

    - цель её выполнения;

    - информационная часть (краткие теоретические сведения);

    - инструкционная часть, где перечисляются вопросы и задания ученикам, даются указания по их выполнению.

    - перечень оснащения и инструментов, которые будут применяться при выполнении работы;

    - указания по составлению отчёта.

    С приобретением учениками опыта выполнения практических работ по инструкционным картам подробность их можно постепенно сокращать. Это касается, прежде всего, информационной части. В отдельных случаях, когда теоретический материал уже изучен, она может сниматься совсем. Возможно также сокращение подробности указаний о порядке выполнения заданий, об инструментах и приспособлениях. Такие вопросы учащиеся должны стараться решать уже самостоятельно.

    В ходе выполнения практических работ при необходимости проводится текущий инструктаж, а после их завершения обязательно подводятся итоги с разбором ошибок, недостатков и показом путей их устранения, т.е. заключительный инструктаж.

    14. Очень эффективным средством связи теории с практикой, расширения политехнического кругозора учащихся, подготовки их к выполнению производительного труда являются лабораторно-практические занятия. В процессе их выполнения старшеклассники знакомятся с назначением, устройством и принципами действия машин и механизмов, методами и приёмами контроля и анализа качества работ, методами применения измерительных приборов и инструментов, проведением технико-технологических расчётов, чтением и составлением разной технической документации и другими вопросами, которые отыгрывают важную роль в труде квалифицированного работника современного производства.

    15. В опыте работы по трудовому обучению и технологическому образованию в старших классах сложились две основные формы проведения лабораторно-практических работ: фронтальная форма и по графику. В первом случае все учащиеся одновременно выполняют одну и тую же работу, а на каждом очередном уроке они получают последовательно следующее задание. С точки зрения методики, эта форма более рациональная, ведь она содействует постепенному возрастанию сложности, а также развитию преемственности заданий. Основная трудность, которая возникает при этом, – материальное оснащение учебного процесса. Потому в старших классах получили наибольшее распространение лабораторно-практические работы, которые выполняются в соответствии с графиком. Таким образом, учащиеся последовательно в течение обучения выполняют все запланированные работы. Когда количество звеньев больше, чем количество вариантов работ, то некоторые из них могут дублироваться.

    Проведение лабораторно-практических работ по графику требует большей самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий, поскольку преподавателю тяжело дать одновременно устные указания всем звеньям, которые работают. Потому очень важно правильно, точно и ясно составлять описания (инструкции) к лабораторно-практическим работам. При их выполнении учащиеся должны записывать итоги своих наблюдений, делать необходимые зарисовки и расчёты. Всё это необходимо включать в отчёт к работе. Учащихся нужно систематически приучать к самостоятельности, аккуратности при выполнении нужных записей, рисунков, схем и т.д., чтобы не терять даром времени на их переоформление.

    Отчёт может составляться в произвольной форме, но в нём желательно отражать следующие моменты:

    - номер и название работы, её цели;

    - краткую характеристику учебного объекта работы;

    - краткое описание хода работы;

    - итоги измерений, наблюдений и др.;

    - схемы, эскизы, расчёты;

    - ответы на поставленные вопросы.

    В концы лабораторно-практических занятий преподаватель должен собрать отчёты учащихся для последующей проверки.

    Качество оформления отчёта должно учитываться при выставлении итоговой отметки за работу.

    Такие основные моменты организации и методики проведения занятий по трудовому обучению и технологическому образованию в старших классах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.02 с.)