Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В процессе трудового обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Включение профориентационной работы в курс трудового обучения преследует две цели: информационную – ознакомление учащихся с различными профессиями, и воспитательную – воспитание у учащихся любви к труду, формирование высоких мотивов выбора профессий в соответствии с желанием, личными возможностями и потребностями общества. Опыт трудового обучения в школе показывает, что для реализации названных целей могут быть использованы разнообразные формы и методы, выработанные отечественной педагогической наукой и практикой. Выбирая формы и методы проведения профориентационной работы, следует учитывать, что эта работа должна быть органической частью всего учебно-воспитательного процесса, в котором и трудовое обучение и профориентация неотделимы друг от друга. Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения является занятие с классом или группой учащихся в учебных школьных мастерских. На любом занятии можно и надо давать школьникам информационный материал, используя методы рассказа, школьной лекции, беседы, демонстрации диа- и кинофильмов, производственной иллюстрации (готовых объектов труда и различных промышленных изделий, инструментов, оборудования), решение задач и выполнение упражнений с производственным содержанием, сообщений учащихся и др. Выбор метода зависит от возрастных особенностей учащихся и от типа занятия, а также от наличия соответствующего материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с темой занятия, можно осуществлять на вводных занятиях, при изложении технико-технологических сведений на последующих занятиях или на заключительном уроке. Наиболее распространенным методом сообщения профориентационных сведений является профориентационная беседа с учащимися. Важно, чтобы эта беседа была логически связана с изучаемым материалом. Учащимся можно заранее дать задание: собрать информацию о той или иной профессии, используя беседы со знакомыми, представителями конкретных профессий, литературные источники, выступления по радио и телевидению передовиков и новаторов производства и др. Это даст возможность живее провести беседу, так как в этом случае учащиеся будут не только слушателями, но и активными участниками, познавшими какие-то первые, маленькие секреты рабочей профессии.
Во время беседы школьники, получая общие сведения о профессии, должны как можно больше узнать об этой профессии, поэтому беседу нужно проводить доступным языком, образно, эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Во время беседы полезно продемонстрировать различное оборудование, инструменты, приспособления, изделия или соответствующие фотографии, показать приёмы работы, раскрывающие как наиболее привлекательные стороны данной профессии, так и её сложности и трудности. Надо всегда стремиться провести мысль о творческом характере труда представителей данной профессии. Убедительность беседе придают приводимые учителем высказывания известных ученых, изобретателей о том, что их жизненный путь начинался с учебы в ПТУ, работы на заводе, фабрике, в ремонтной мастерской. Используя местный материал, можно привести интересные сведения об участии рабочих данной профессии промышленных предприятий города, района или области в рационализаторской и изобретательской деятельности, назвать фамилии передовых рабочих, о трудовой жизни некоторых из них рассказать подробнее. Такие беседы о профессиях целесообразно продолжить и на лабораторно-практических и практических занятиях в виде кратких информационных комментариев. При этом учитель может рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии в процессе производительного труда, какие знания, умения и навыки нужны рабочим, выполняющим эти операции в производственных условиях. На заключительном занятии в конце учебного года, на котором проводится итоговая беседа, полезно пригласить бывших выпускников школы, успешно работающих рабочими на промышленных предприятиях, а также передовиков или новаторов базового предприятия – представителей данной профессии. Таким образом, профориентационная беседа не является каким-то обособленным методом, а используется в сочетании с другими методами. При проведении беседы о конкретной профессии желательно использовать технические средства (телевидение, диафильмы, кинофильмы), а также профессиограмму этой профессии.
Большое внимание профориентации на уроках трудового обучения следует уделять в VIII–IХ классах, так как в это время учащиеся решают вопрос: куда дальше пойти учиться? После окончания IХ класса часть учащихся обычно продолжает учёбу в X–ХI классах и трудовую подготовку по определённому профилю трудового обучения, часть же выбирает ту или иную профессию и осваивает её в средних профессионально-технических училищах или средних специальных учебных заведениях. Таким образом, принять решение о выборе профессии или сферы будущей профессиональной деятельности ученик должен в IХ классе. Для этого его необходимо тщательно готовить. Большие возможности по содержанию в профориентационных целях содержатся в программах трудового обучения старших классов при изучении автомобиля, трактора и другой техники. Избирая тот или иной профиль трудового обучения в соответствии с личным желанием, старшеклассник зачастую уже связывает этот выбор со своей будущей профессией. Таким образом, содержание уроков трудового обучения в соответствии с действующими учебными программами является важнейшим условием профессиональной ориентации учащихся в школе.
Лекция 2.11. Трудовая подготовка учащихся старших классов
Вопросы: 1. Цель и задачи, виды и содержание трудовой подготовки учащихся старших классов. 2. Учебно-производственные комбинаты.
1. Цель и задачи, виды и содержание трудовой подготовки Учащихся старших классов
Трудовое обучение в старших классах – завершающий этап политехнической трудовой подготовки учащихся средней общеобразовательной школы. Оно осуществляется на основе тех знаний, умений и навыков, которые получены на занятиях по труду в школьных учебных мастерских, в кабинетах обслуживающего труда, на пришкольном участке и по общеобразовательным предметам в неполной средней школе. Раньше мы достаточно подробно рассмотрели трудовую подготовку учащихся 5–9 классов, а сейчас будем рассматривать вопросы трудовой подготовки учащихся старших (10–11) классов. Многие из вас, кто оканчивал до поступления в университет среднюю общеобразовательную школу, обучались в УПК. Поэтому представление об УПК вы уже имеете. В нашей республике занятия в УПК в последние десятилетия были основной формой и пока ещё и остаются ей трудовой подготовки старшеклассников. Но есть и другие пути трудовой подготовки, когда учащиеся после окончания неполной средней школы (после 9-го класса) продолжают образование в средних профессионально-технических или специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, колледжах, лицеях и др.). Мы же рассмотрим вопросы трудовой подготовки учащихся, которые продолжают заниматься в средней общеобразовательной школе. При этом следует обратить ваше внимание на те существенные изменения, которые происходили в трудовой подготовке учащихся в конце прошлого и начале нынешнего века. До 1 сентября 1986 года учащиеся 4–8 классов (по предыдущей нумерации) занимались по предмету «Трудовое обучение» в школьных учебных мастерских, а учащиеся старших (9–10) классов – преимущественно в УПК, где получали допрофессиональную подготовку. В связи с реформой школы в период с 1 сентября 1986 года до 1 сентября 1988 года для учащихся 8–9 классов (по уже изменённой нумерации) была организована профильная профессиональная подготовка, а для учащихся 10–11 классов профессиональная подготовка.
Профильная профессиональная подготовка – это изучение вопросов, общих для группы родственных профессий одной отрасли производства. Например, для освоения «станочных» профессий необходимо было изучать следующие предметы: материаловедение, допуски и посадки, технические измерения, электротехнику и др. Практическая часть обучения предусматривала выполнение простейших работ по профессиям данной группы. Но, как оказалось, такой подход к организации учебного процесса оказался неэффективным и с 1 сентября 1988 года перешли к такой структуре трудовой подготовки, когда учащиеся 5–9 классов занимались в школьных учебных мастерских, а учащиеся 10–11 классов обучались определённой профессии. Таким образом, за 2 года профессионального обучения необходимо было подготовить учащихся на уровень получения первоначального (а иногда и более высокого) профессионального разряда по определённой профессии в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника и других нормативных документов. Трудовая подготовка в старших классах имеет следующие основные цели: 1. Обучение учащихся определённым профессиям. 2. Дальнейшее развитие у них общих и специальных способностей к труду и формирование у них готовности работать в материальном производстве. 3. Трудовое воспитание и развитие учащихся. В настоящее время в процессе трудового обучения старшеклассников решаются (расширяются, усложняются) далее те же основные учебно-воспитательные задачи, которые стояли в предыдущих классах. Одновременно при этом учитываются особенности, которые обусловлены возрастом учащихся и уровнем их подготовки. Таким образом, основные задачи трудовой подготовки в старших классах следующие: 1. Дальнейшее расширение политехнического кругозора учащихся, закрепление знаний, умений и навыков, полученных в неполной средней школе. 2. Формирование научно-технических знаний, практических умений и навыков, необходимых для включения учащихся в общественно полезный, производительный труд и овладения ими определённой профессией (в соответствия с их личными или их родителей пожеланиями). 3. Воспитание качеств личности, необходимых для включения учащихся в общественное производство (трудолюбия, добросовестного отношения к труду, бережного отношения к общественной собственности и др.).
4. Всестороннее умственное и физическое развитие личности человека-труженика; 5. Формирование профессиональных интересов к выбранным видам трудовой деятельности. Для получения трудовой подготовки в старших классах предусмотрены различные виды занятий: теоретические, лабораторно-практические, практические, а также – производственная практика и участие в общественно полезном, производительном труде. Трудовая подготовка старшеклассников может осуществляться по разным профессиям. В соответствия с документами предыдущей реформы школы (1984 г.) был разработан и предложен временный перечень профессий (свыше 750), по которым в основном можно было организовывать подготовку учащихся в общеобразовательной школе. С этим перечнем можно ознакомиться в статье: Временный перечень профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах // Школа и производство. – 1985. – №1. – С. 52–64. При отборе этих профессий учитывались следующие требования: 1. Массовость (распространенность в экономике страны, в отдельных отраслях и регионах). 2. Целесообразность (соответствие уровню общей политехнической подготовки, получаемой в средней школе). 3. Доступность (достаточность отведенного на обучение времени, безопасность для жизни и здоровья учащихся). Для многих профессий разработаны и утверждены типовые программы, на основе которых может осуществляться обучение. На сегодняшний день наиболее распространёнными направлениями подготовки учащихся в УПК являются следующие: металлообработка, деревообработка, обработка тканей, строительное дело, машинопись и основы делопроизводства, автодело, механизация сельского хозяйства, общественное питание и др. По основным, наиболее распространённым профессиям, включенным в перечень, подготовка обычно оканчивается сдачей квалификационных экзаменов и присвоением рабочих разрядов. Если время, отведённое и необходимое для освоения профессии меньше, чем количество часов в учебном плане, то учащихся можно готовить по двум родственным профессиям в пределах установленного времени на трудовое обучение. Таким образом, при организации профессиональной подготовки на основе перечня профессий отбирают наиболее нужные профессии и начинают учебный процесс. Безусловно, при выборе профессий прежде всего учитываются потребности на местах в кадрах, возможности создания учебно-материальной базы, интересы детей и их родителей и другие факторы. Но при выборе профессий есть, конечно, некоторые ограничения: – не по всем профессиям может осуществляться подготовка лиц женского пола; – нельзя осуществлять подготовку по профессиям с тяжёлыми и вредными условиями труда; – нельзя организовывать занятия по профессиям, связанным с подъёмом и перемещением грузов свыше норм, установленных для подростков. Программы по всем направлениям профессиональной подготовки в УПК подобны между собой по своей структуре, т. е. их содержанием предусмотрено получение учащимися следующих четырёх видов подготовки: общетрудовой, общепроизводственной, общетехнической и специальной.
Общетрудовая подготовка учащихся включает в себя приобретение знаний, умений и навыков по планированию, организации и самоконтролю ими своего труда. В содержание общепроизводственной подготовки входят следующие единые для всех программ темы: - общие сведения о производстве; - основы экономики, организации труда и производства на предприятии; - охрана природы (окружающей среды); - научно-технический прогресс и перспективы развития производства (на примере соответствующей отрасли). Общетехническая подготовка включает темы по материаловедению, деталям машин, технической документации, измерениям и т. д. и строится с учётом специфики изучаемой отрасли производства. Специальная подготовка предусматривает формирование у старшеклассников специальных умений и навыков труда по избранной профессии (профилю). Кроме того, эта подготовка нужна для участия их в общественно полезном, производительном труде. Большое внимание в программах уделяется чертёжно-графической подготовке учащихся. При сообщении им теоретических сведений осуществляется ознакомление с единой системой конструкторской документации (ЕСКД), с основами единой системы технологической документации (ЕСТД), со способами и приёмами чтения и составления чертежей, эскизов и схем. На практических занятиях и в процессе производительного труда учащиеся знакомятся и применяют разные виды технической документации, которая необходима работникам соответствующей отрасли производства. Программами обучения по всем направлениям подготовки предусмотрено проведение ряда экскурсий на предприятия и заведения в целях ознакомления учащихся с организацией труда на производстве, а также отдельных подразделений, цехов и участков, с применением новой техники, с механизацией и автоматизацией производства, с приёмами труда новаторов и передовиков, с массовыми рабочими профессиями. Значительное место в трудовой подготовке старшеклассников отводится их экономическому образованию. Сведения экономического характера в определённой мере входят почти в каждую тему программ. Большое внимание уделяется изучению вопросов охраны труда, ознакомлению учащихся с правилами техники безопасности, с противопожарными мероприятиями, с производственной санитарией и гигиеной. Перед выполнением практических работ, началом производительного труда, при организации экскурсий и производственной практики обязательно проводятся соответствующие инструктажи по технике безопасности. При этом регулярно проверяется знание учениками безопасных приёмов труда, а итоги проверки отмечаются в специальном журнале. Кроме обязательных часов, отведённых на трудовое обучение, в старших классах могут применяться и другие дополнительные пути добровольного приобщения учащихся к общественно полезному, производительному труду, например, участие в работе лагерей труда и отдыха, в ученических производственных бригадах, школьных лесничествах, школьных строительных и ремонтных бригадах и др. Таким образом, в практике работы общеобразовательной школы существуют следующие основные структурные формы организации трудового обучения в старших классах: - школьные или межшкольные учебно-производственные мастерские; - учебные участки, цехи, заводы; - межшкольные учебно-производственные комбинаты и др. Школы имеют возможность самостоятельно выбирать направления трудового обучения в старших классах в соответствии с местными условиями. При этом необходимо учитывать: - характер производственного окружения; - возможность хорошего материально-технического оснащения учебного процесса и перспективы дальнейшего расширения имеющейся базы; - наличие квалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения; - интересы и здоровье учащихся; - потребности местных предприятий и учреждений в кадрах и др. При определении содержания обучения в действующие утвержденные программы могут вноситься определенные изменения и дополнения, но основные цели и задачи, структура курсов должны сохраняться. При создании совсем новых программ необходимо придерживаться основных принципов отбора их содержания, распределения учебного времени и других требований. Таким образом, решением этих вопросов занимаются преимущественно сами коллективы УПК, согласуя свои решения с руководством отделов образования и другими структурами. Например, в Мозырском городском УПК осуществляется подготовка старшеклассников по следующим направлениям: автодело, токарное дело, машинопись, кулинария, идёт обучение операторов электронно-вычислительных машин, столяров, слесарей контрольно измерительных приборов и автоматики и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.01 с.) |