В процессе трудового обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В процессе трудового обучения



 

Включение профориентационной работы в курс трудового обучения преследует две цели: информационную – ознакомление учащихся с различными профессиями, и воспитательную – воспитание у учащихся любви к труду, формирование высоких мотивов выбора профессий в соответствии с желанием, личными возможностями и потребностями общества. Опыт трудового обучения в школе показывает, что для реализации названных целей могут быть использованы разнообразные формы и методы, выработанные отечественной педагогической наукой и практикой. Выбирая формы и методы проведения профориентационной работы, следует учитывать, что эта работа должна быть органической частью всего учебно-воспитательного процесса, в котором и трудовое обучение и профориентация неотделимы друг от друга.

Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения является занятие с классом или группой учащихся в учебных школьных мастерских. На любом занятии можно и надо давать школьникам информационный материал, используя методы рассказа, школьной лекции, беседы, демонстрации диа- и кинофильмов, производственной иллюстрации (готовых объектов труда и различных промышленных изделий, инструментов, оборудования), решение задач и выполнение упражнений с производственным содержанием, сообщений учащихся и др. Выбор метода зависит от возрастных особенностей учащихся и от типа занятия, а также от наличия соответствующего материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с темой занятия, можно осуществлять на вводных занятиях, при изложении технико-технологических сведений на последующих занятиях или на заключительном уроке.

Наиболее распространенным методом сообщения профориентационных сведений является профориентационная беседа с учащимися. Важно, чтобы эта беседа была логически связана с изучаемым материалом. Учащимся можно заранее дать задание: собрать информацию о той или иной профессии, используя беседы со знакомыми, представителями конкретных профессий, литературные источники, выступления по радио и телевидению передовиков и новаторов производства и др. Это даст возможность живее провести беседу, так как в этом случае учащиеся будут не только слушателями, но и активными участниками, познавшими какие-то первые, маленькие секреты рабочей профессии.

Во время беседы школьники, получая общие сведения о профессии, должны как можно больше узнать об этой профессии, поэтому беседу нужно проводить доступным языком, образно, эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Во время беседы полезно продемонстрировать различное оборудование, инструменты, приспособления, изделия или соответствующие фотографии, показать приёмы работы, раскрывающие как наиболее привлекательные стороны данной профессии, так и её сложности и трудности. Надо всегда стремиться провести мысль о творческом характере труда представителей данной профессии. Убедительность беседе придают приводимые учителем высказывания известных ученых, изобретателей о том, что их жизненный путь начинался с учебы в ПТУ, работы на заводе, фабрике, в ремонтной мастерской. Используя местный материал, можно привести интересные сведения об участии рабочих данной профессии промышленных предприятий города, района или области в рационализаторской и изобретательской деятельности, назвать фамилии передовых рабочих, о трудовой жизни некоторых из них рассказать подробнее.

Такие беседы о профессиях целесообразно продолжить и на лабораторно-практических и практических занятиях в виде кратких информационных комментариев. При этом учитель может рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии в процессе производительного труда, какие знания, умения и навыки нужны рабочим, выполняющим эти операции в производственных условиях.

На заключительном занятии в конце учебного года, на котором проводится итоговая беседа, полезно пригласить бывших выпускников школы, успешно работающих рабочими на промышленных предприятиях, а также передовиков или новаторов базового предприятия – представителей данной профессии.

Таким образом, профориентационная беседа не является каким-то обособленным методом, а используется в сочетании с другими методами. При проведении беседы о конкретной профессии желательно использовать технические средства (телевидение, диафильмы, кинофильмы), а также профессиограмму этой профессии.

Большое внимание профориентации на уроках трудового обучения следует уделять в VIII–IХ классах, так как в это время учащиеся решают вопрос: куда дальше пойти учиться?

После окончания IХ класса часть учащихся обычно продолжает учёбу в X–ХI классах и трудовую подготовку по определённому профилю трудового обучения, часть же выбирает ту или иную профессию и осваивает её в средних профессионально-технических училищах или средних специальных учебных заведениях. Таким образом, принять решение о выборе профессии или сферы будущей профессиональной деятельности ученик должен в IХ классе. Для этого его необходимо тщательно готовить.

Большие возможности по содержанию в профориентационных целях содержатся в программах трудового обучения старших классов при изучении автомобиля, трактора и другой техники. Избирая тот или иной профиль трудового обучения в соответствии с личным желанием, старшеклассник зачастую уже связывает этот выбор со своей будущей профессией.

Таким образом, содержание уроков трудового обучения в соответствии с действующими учебными программами является важнейшим условием профессиональной ориентации учащихся в школе.

 

Лекция 2.11. Трудовая подготовка учащихся старших классов

 

Вопросы:

1. Цель и задачи, виды и содержание трудовой подготовки учащихся старших классов.

2. Учебно-производственные комбинаты.

 

1. Цель и задачи, виды и содержание трудовой подготовки

Учащихся старших классов

 

    Трудовое обучение в старших классах – завершающий этап политехнической трудовой подготовки учащихся средней общеобразовательной школы. Оно осуществляется на основе тех знаний, умений и навыков, которые получены на занятиях по труду в школьных учебных мастерских, в кабинетах обслуживающего труда, на пришкольном участке и по общеобразовательным предметам в неполной средней школе.

    Раньше мы достаточно подробно рассмотрели трудовую подготовку учащихся 5–9 классов, а сейчас будем рассматривать вопросы трудовой подготовки учащихся старших (10–11) классов. Многие из вас, кто оканчивал до поступления в университет среднюю общеобразовательную школу, обучались в УПК. Поэтому представление об УПК вы уже имеете. В нашей республике занятия в УПК в последние десятилетия были основной формой и пока ещё и остаются ей трудовой подготовки старшеклассников. Но есть и другие пути трудовой подготовки, когда учащиеся после окончания неполной средней школы (после 9-го класса) продолжают образование в средних профессионально-технических или специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, колледжах, лицеях и др.).

    Мы же рассмотрим вопросы трудовой подготовки учащихся, которые продолжают заниматься в средней общеобразовательной школе. При этом следует обратить ваше внимание на те существенные изменения, которые происходили в трудовой подготовке учащихся в конце прошлого и начале нынешнего века. До 1 сентября 1986 года учащиеся 4–8 классов (по предыдущей нумерации) занимались по предмету «Трудовое обучение» в школьных учебных мастерских, а учащиеся старших (9–10) классов – преимущественно в УПК, где получали допрофессиональную подготовку. В связи с реформой школы в период с 1 сентября 1986 года до 1 сентября 1988 года для учащихся 8–9 классов (по уже изменённой нумерации) была организована профильная профессиональная подготовка, а для учащихся 10–11 классов профессиональная подготовка.

    Профильная профессиональная подготовка – это изучение вопросов, общих для группы родственных профессий одной отрасли производства. Например, для освоения «станочных» профессий необходимо было изучать следующие предметы: материаловедение, допуски и посадки, технические измерения, электротехнику и др. Практическая часть обучения предусматривала выполнение простейших работ по профессиям данной группы.

    Но, как оказалось, такой подход к организации учебного процесса оказался неэффективным и с 1 сентября 1988 года перешли к такой структуре трудовой подготовки, когда учащиеся 5–9 классов занимались в школьных учебных мастерских, а учащиеся 10–11 классов обучались определённой профессии. Таким образом, за 2 года профессионального обучения необходимо было подготовить учащихся на уровень получения первоначального (а иногда и более высокого) профессионального разряда по определённой профессии в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника и других нормативных документов.

    Трудовая подготовка в старших классах имеет следующие основные цели:

1. Обучение учащихся определённым профессиям.

2. Дальнейшее развитие у них общих и специальных способностей к труду и формирование у них готовности работать в материальном производстве.

3. Трудовое воспитание и развитие учащихся.

    В настоящее время в процессе трудового обучения старшеклассников решаются (расширяются, усложняются) далее те же основные учебно-воспитательные задачи, которые стояли в предыдущих классах. Одновременно при этом учитываются особенности, которые обусловлены возрастом учащихся и уровнем их подготовки. Таким образом, основные задачи трудовой подготовки в старших классах следующие:

    1. Дальнейшее расширение политехнического кругозора учащихся, закрепление знаний, умений и навыков, полученных в неполной средней школе.

    2. Формирование научно-технических знаний, практических умений и навыков, необходимых для включения учащихся в общественно полезный, производительный труд и овладения ими определённой профессией (в соответствия с их личными или их родителей пожеланиями).

    3. Воспитание качеств личности, необходимых для включения учащихся в общественное производство (трудолюбия, добросовестного отношения к труду, бережного отношения к общественной собственности и др.).

    4. Всестороннее умственное и физическое развитие личности человека-труженика;

    5. Формирование профессиональных интересов к выбранным видам трудовой деятельности.

    Для получения трудовой подготовки в старших классах предусмотрены различные виды занятий: теоретические, лабораторно-практические, практические, а также – производственная практика и участие в общественно полезном, производительном труде.

    Трудовая подготовка старшеклассников может осуществляться по разным профессиям. В соответствия с документами предыдущей реформы школы (1984 г.) был разработан и предложен временный перечень профессий (свыше 750), по которым в основном можно было организовывать подготовку учащихся в общеобразовательной школе. С этим перечнем можно ознакомиться в статье: Временный перечень профессий, по которым организуется подготовка учащихся в общеобразовательных школах // Школа и производство. – 1985. – №1. – С. 52–64. При отборе этих профессий учитывались следующие требования:

    1. Массовость (распространенность в экономике страны, в отдельных отраслях и регионах).

    2. Целесообразность (соответствие уровню общей политехнической подготовки, получаемой в средней школе).

    3. Доступность (достаточность отведенного на обучение времени, безопасность для жизни и здоровья учащихся).

    Для многих профессий разработаны и утверждены типовые программы, на основе которых может осуществляться обучение. На сегодняшний день наиболее распространёнными направлениями подготовки учащихся в УПК являются следующие: металлообработка, деревообработка, обработка тканей, строительное дело, машинопись и основы делопроизводства, автодело, механизация сельского хозяйства, общественное питание и др. По основным, наиболее распространённым профессиям, включенным в перечень, подготовка обычно оканчивается сдачей квалификационных экзаменов и присвоением рабочих разрядов. Если время, отведённое и необходимое для освоения профессии меньше, чем количество часов в учебном плане, то учащихся можно готовить по двум родственным профессиям в пределах установленного времени на трудовое обучение.

Таким образом, при организации профессиональной подготовки на основе перечня профессий отбирают наиболее нужные профессии и начинают учебный процесс. Безусловно, при выборе профессий прежде всего учитываются потребности на местах в кадрах, возможности создания учебно-материальной базы, интересы детей и их родителей и другие факторы. Но при выборе профессий есть, конечно, некоторые ограничения:

– не по всем профессиям может осуществляться подготовка лиц женского пола;

– нельзя осуществлять подготовку по профессиям с тяжёлыми и вредными условиями труда;

– нельзя организовывать занятия по профессиям, связанным с подъёмом и перемещением грузов свыше норм, установленных для подростков.

Программы по всем направлениям профессиональной подготовки в УПК подобны между собой по своей структуре, т. е. их содержанием предусмотрено получение учащимися следующих четырёх видов подготовки: общетрудовой, общепроизводственной, общетехнической и специальной.

    Общетрудовая подготовка учащихся включает в себя приобретение знаний, умений и навыков по планированию, организации и самоконтролю ими своего труда.

    В содержание общепроизводственной подготовки входят следующие единые для всех программ темы:

    - общие сведения о производстве;

    - основы экономики, организации труда и производства на предприятии;

    - охрана природы (окружающей среды);

    - научно-технический прогресс и перспективы развития производства (на примере соответствующей отрасли).

    Общетехническая подготовка включает темы по материаловедению, деталям машин, технической документации, измерениям и т. д. и строится с учётом специфики изучаемой отрасли производства.

    Специальная подготовка предусматривает формирование у старшеклассников специальных умений и навыков труда по избранной профессии (профилю). Кроме того, эта подготовка нужна для участия их в общественно полезном, производительном труде.

    Большое внимание в программах уделяется чертёжно-графической подготовке учащихся. При сообщении им теоретических сведений осуществляется ознакомление с единой системой конструкторской документации (ЕСКД), с основами единой системы технологической документации (ЕСТД), со способами и приёмами чтения и составления чертежей, эскизов и схем. На практических занятиях и в процессе производительного труда учащиеся знакомятся и применяют разные виды технической документации, которая необходима работникам соответствующей отрасли производства.

    Программами обучения по всем направлениям подготовки предусмотрено проведение ряда экскурсий на предприятия и заведения в целях ознакомления учащихся с организацией труда на производстве, а также отдельных подразделений, цехов и участков, с применением новой техники, с механизацией и автоматизацией производства, с приёмами труда новаторов и передовиков, с массовыми рабочими профессиями.

    Значительное место в трудовой подготовке старшеклассников отводится их экономическому образованию. Сведения экономического характера в определённой мере входят почти в каждую тему программ.

    Большое внимание уделяется изучению вопросов охраны труда, ознакомлению учащихся с правилами техники безопасности, с противопожарными мероприятиями, с производственной санитарией и гигиеной. Перед выполнением практических работ, началом производительного труда, при организации экскурсий и производственной практики обязательно проводятся соответствующие инструктажи по технике безопасности. При этом регулярно проверяется знание учениками безопасных приёмов труда, а итоги проверки отмечаются в специальном журнале.

    Кроме обязательных часов, отведённых на трудовое обучение, в старших классах могут применяться и другие дополнительные пути добровольного приобщения учащихся к общественно полезному, производительному труду, например, участие в работе лагерей труда и отдыха, в ученических производственных бригадах, школьных лесничествах, школьных строительных и ремонтных бригадах и др.

    Таким образом, в практике работы общеобразовательной школы существуют следующие основные структурные формы организации трудового обучения в старших классах:

    - школьные или межшкольные учебно-производственные мастерские;

    - учебные участки, цехи, заводы;

    - межшкольные учебно-производственные комбинаты и др.

    Школы имеют возможность самостоятельно выбирать направления трудового обучения в старших классах в соответствии с местными условиями. При этом необходимо учитывать:

    - характер производственного окружения;

    - возможность хорошего материально-технического оснащения учебного процесса и перспективы дальнейшего расширения имеющейся базы;

    - наличие квалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения;

    - интересы и здоровье учащихся;

    - потребности местных предприятий и учреждений в кадрах и др.

    При определении содержания обучения в действующие утвержденные программы могут вноситься определенные изменения и дополнения, но основные цели и задачи, структура курсов должны сохраняться. При создании совсем новых программ необходимо придерживаться основных принципов отбора их содержания, распределения учебного времени и других требований. Таким образом, решением этих вопросов занимаются преимущественно сами коллективы УПК, согласуя свои решения с руководством отделов образования и другими структурами.

    Например, в Мозырском городском УПК осуществляется подготовка старшеклассников по следующим направлениям: автодело, токарное дело, машинопись, кулинария, идёт обучение операторов электронно-вычислительных машин, столяров, слесарей контрольно измерительных приборов и автоматики и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.03 с.)