Методики преподавания разделов технического труда: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики преподавания разделов технического труда:



«Обработка древесины», «Обработка металлов»

 

На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлические и древесные материалы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо, прежде всего, показать их место и применение в различных отраслях экономики страны. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создаётся впечатление, что металлы и их сплавы утратили свое значение в связи с применением пластмасс. Конечно, пластмассы как конструкционные материалы приобретают всё большее значение, которое будет непрерывно возрастать, однако нельзя недооценивать и значение металлов и их сплавов для современного и будущего производства.

Знакомя учащихся со свойствами материалов, учитель подчеркивает, что они имеют решающее значение при выборе заготовки в зависимости от назначения обрабатываемой детали. Когда учащиеся усвоят свойства основных конструкционных материалов, их привлекают к самостоятельному выбору заготовки в соответствии с техническими требованиями к изделию.

Важно не забывать о том, что учащиеся уже в младших классах познакомились со свойствами ряда материалов. Поэтому занятия в мастерских целесообразно начать вступительной беседой, в которой показать учащимся преемственность между занятиями в мастерских и уроками ручного труда в 1—4 классах.

0 свойствах материалов учащиеся узнают во время непосредственной обработки заготовок и технологических испытаний образцов и ходе лабораторных работ. Изучение свойств обрабатываемых материалов осуществляется в процессе реализации всех разделов учебной программы. При этом, переходя от одного раздела программы к другому, учитель должен поддерживать дидактическую связь между ними, чтобы в итоге у учащихся создалось правильное представление о свойствах материалов, с которыми они имеют дело на занятиях в мастерских.

Изучение основных свойств древесины начинается с краткой беседы о свойствах бумаги и ткани. Учитель подводит учащихся к выводу, что бумага и ткань отвечают далеко не всем требованиям, которые могут предъявляться к конструкционным материалам, поэтому применение их ограничено. Должны применяться и другие материалы. Таким материалом является, в частности, древесина.

Изучение древесины связывается с изучением листового металла и проволоки. Учитель начинает с напоминания недостатков, характерных для древесины как строительного материала. Так, детали из древесины не выдерживают повышенных температур, они разрушаются насекомыми и др. Таких недостатков не имеют детали, изготовленные из металлов. После этого учитель объясняет, что свойства металлов будут раскрываться перед учениками постепенно на протяжении всех уроков технического труда в 5–9 классах.

Знакомство с листовой сталью даёт возможность сравнить основные её виды. Учитель, переходя от одного вида металла к другому, сопоставляет их и предлагает учащимся определить назначение данного листового металла, проволоки.

Ознакомление с листовым металлом начинается с черной жести. Учитель рассказывает о её свойствах, применении. После этого он демонстрирует белую жесть и даёт пояснение, какими она обладаёт преимуществами. Учащиеся могут сами назвать изделия, выполняемые из белой жести, так как она широко применяется в быту. После этого следует рассмотреть кровельную жесть. Охарактеризовав её свойства, учитель предлагает учащимся привести примеры использования кровельной жести (крыши домов, совки и т.д.). Кровельная жесть боится влаги, поэтому её покрывают краской. Учитель спрашивает, не приходилось ли учащимся видеть такую сталь, которая не покрыта краской, но не боится влаги. Учащиеся должны привести примеры изделий из такой стали (ко­рыто, бак и др.). Учитель показывает кусочек жести, покрытой цинком, и спрашивает, не из такого ли материала изготовлены названные учащимися вещи. Учащиеся подтверждают это. Тогда учитель рассказывает про оцинкованную жесть, расширяя знания учащихся в этой области.

На уроках учащихся знакомят с тем, как изготавливаются листовой металл и проволока. Это можно сделать с помощью простой схемы. Достаточно начертить на доске два валика в двух проекциях и объяснить, что между ними проходит заготовка. Под давлением валков она становится тоньше. Благодаря этому из слитка получается лист. Более наглядно это можно показать на упрощенной модели рабочей клети прокатного стана, которую легко изготовить. Такая модель состоит из двух деревянных валков, закреплённых в деревянных стойках, расстояние между которыми можно изменять. Затем учитель с помощью модели волочильного стана объясняет процесс получения проволоки.

Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений

На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у учащихся при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения стали обобщенными и использовались для формирования таких важных для современного производства качеств личности работающих, как творческое отношение к труду, умение критически анализировать существующие условия труда и т. д.

Политехнический принцип требует, чтобы учащиеся каждый инструмент, приспособление изучали в сравнении с другими инструментами и приспособлениями. Приведем пример. При обучении операции строгания достаточно познакомить учащихся с приёмами работы рубанком и шерхебелем. Однако известно, что для строгания применяются и другие инструменты в зависимости от того, какого профиля и какой точности требуется получить поверхность обрабатываемой детали. Сопоставление конструкций рубанка, шерхебеля и других инструментов содействует развитию технического мышления учащихся, показывает им, что, изменяя конструкцию инструментов, можно лучше и быстрее выполнить работу.

Если такое сопоставление проводить на протяжении всего времени обучения в мастерских, то у учащихся воспитывается творческий подход к конструкции существующего режущего инструмента и рождаётся стремление усовершенствовать его. Не беда, если попытки учащихся не завершаются на этом этапе успехом. Главное – заложить основу. Результаты станут заметными в последующих классах.

Чтобы анализ конструкции тех или иных инструментов проходил при активном участии учащихся, учитель проводит его в виде беседы. Сначала он рассказывает об операции строгания и знакомит учащихся с устройством рубанка. При этом режущую часть ножа сравнивает с зубом пилы, чтобы учащиеся ещё раз убеди­лись, что все режущие инструменты имеют одинаковую форму режущей части. После этого учитель приводит примеры, когда рубанок нельзя использовать. «Как быть?» — спрашивает учитель и помогает учащимся прийти к выводу, что необходимо изменить конструкцию рубанка, приспособив его к условиям работы.

Используя такой приём ознакомления с инструментом, можно добиться, чтобы учащиеся, работая только рубанком и шерхебелем, имели представление об операции строгания в целом. Если встретят когда-нибудь незнакомый инструмент, который применяется для строгания, они поймут, что это разновидность рубанка.

Рассматривая процесс резки металлов, учитель обобщает знания и умения, полученные учащимися в 1–4 классах, когда им приходилось резать ножницами бумагу, картон, ткань. Поэтому учитель, показывая ножницы для резки металлов, предлагает учащимся определить, чем они отличаются от уже известного им подобного инструмента. Обычно учащиеся обращают внимание на то, что эти ножницы более массивны, что ручки у них длиннее. Учитель спрашивает, чем это обусловлено. Многие учащиеся объясняют это тем, что металл труднее резать. Мнение учащихся подтверждаётся, когда они начинают работать.

Объясняя различные работы с проволокой, учащимся можно дать несложное задание для развития технического мышления. Показав плоскогубцы, учитель рассказывает об их назначении и устройстве либо предлагает сделать это учащимся. После практической работы с применением плоскогубцев учитель даёт учащимся круглогубцы и предлагает самостоятельно изучить их конструкцию, сравнить с конструкцией плоскогубцев и сказать, для выполнения каких операций они предназначены. Такие задания поощряют учащихся к использованию своих знаний и содействуют развитию их технического мышления.

Чрезвычайно большое значение для выполнения задач политехнического образования имеет ознакомление учащихся с приспособлениями для обработки древесины и металлов.

С простейшими приспособлениями учащиеся встречаются, начиная с V класса. Так, в процессе работы с проволокой учащиеся используют оправки. Эти приспособления дают возможность ознакомить учащихся с конкретным примером облегчения труда людей с помощью простых механизмов. Вместе с тем эти приспособления настолько просты, что внимание учащихся удаётся сосредоточить на самом процессе гибки. На этом этапе обучения основная задача состоит в том, чтобы дать учащимся представление о влиянии приспособлений на производительность труда.

Начиная работы с жестью и проволокой, учитель во всех случаях, когда это возможно, демонстрирует учащимся применение приспособлений.

На занятиях в мастерских учащиеся встречаются с различными приспособлениями: шаблонами для разметки, оправками для изготовления деталей из проволоки, стуслом, рамками и т. д. Следует обобщать опыт учащихся, обновляя в их памяти преимущества использования того или иного приспособления.

Учащиеся должны, например, усвоить, что при использовании шаблонов значительно упрощается разметка, а применяя стусло, можно обеспечить более точное разрезание заготовки и т. д.

Благоприятные условия для расширения представлений учащихся о приспособлениях создаются во время экскурсий, особенно на предприятия серийного и массового производства. Готовясь к экскурсии, учитель подбирает наиболее показательные примеры с тем, чтобы во время ознакомления с технологическим процессом показать их учащимся. Кроме того, каждому учащемуся он даёт задание описать устройство одного из приспособлений, выяснить, какие преимущества в работе оно обеспечивает, либо продумать, какие из приспособлений можно было бы применять в школьных мастерских.

Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов

Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, правки, гибки и других операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, учитель исходит из единых требований и руководствуется рядом общих дидактических положений.

Так при подготовке к урокам, связанным с формированием умений и навыков по выполнению какой-либо операции ручной обработки материалов, учитель решает следующие общие вопросы:

1) подбирает объекты работы, посильные для учащихся;

2) определяет методику изложения нового материала;

3) организует самостоятельную работу учащихся.

Решать указанные вопросы приходится каждый раз на базе конкретного учебного материала. Охарактеризовать на одном занятии все возможные варианты методики обучения трудовым операциям сложно. Поэтому рассмотрим лишь отдельные примеры, опираясь на которые, учитель может найти правильный подход к построению урока в каждом конкретном случае.

Подбор работы, посильной для учащихся. Этот вопрос частично уже рассматривался. Объект работы должен, прежде всего, отвечать учебной программе и быть посильным для учащихся с точки зрения их интеллектуальной и физической подготовки. К изделиям школьников необходимо предъявлять определенные технические требования, в частности относительно точности обра­ботки. Если к качеству изделий предъявлять определенные требования, то учащиеся работают внимательнее и достигают лучших результатов. Однако, ставя перед учащимися требования к точности работы, надо помнить, что возможности учащихся ограничиваются их способностью управлять рабочими движениями.

Объект работы должен быть посильным для учащихся и в связи с физической нагрузкой. Установлено, например, что, разрезая металл ножницами, не закрепленными в тисках, учащимся приходится прикладывать значительные усилия, чтобы удерживать инструмент в нужном положении. Возникающее при этом нервно-мышечное напряжение сохраняется на протяжении всей работы. Если ножницы закреплены в слесарных тисках, то прикладываемое усилие невелико, и учащиеся могут резать более толстый и твердый листовой материал.

Организация самостоятельной работы учащихся

В школьных мастерских применяется главным образом традиционная методика формирования умений и навыков, которая складывалась десятилетиями. В последнее время стало заметным стремление повысить эффективность трудового обучения за счёт усиления роли самоконтроля в процессе формирования умений и навыков. В связи с тем, что программой на изучение обработки древесины либо металлов отводится мало часов, возникает необходимость создавать на уроках технического труда такие условия для тренировки и самоконтроля, которые не выступали бы как самоцель и не отвлекали внимание учащихся от изготовления общественно полезных вещей.

Основные вопросы методики обучения операциям столярной

Обработки древесины

Столярная обработка древесины включает в себя следующую группу операций: разметка, пиление, строгание и др. Каждая из указанных операций состоит из ряда приёмов, которые выполняются предназначенными для этого инструментами и, следовательно, требуют специальных умений. В связи с этим операции осваиваются учащимися постепенно, по мере того как они встречаются с различными приёмами в процессе изготовления изделий.

Разметка.С этой операции обычно начинается обработка деталей из древесины. Чтобы учащиеся со всей серьезностью отнеслись к овладению приёмами разметки, необходимо рассказать им, какое значение имеет эта операция для точности будущего изделия.

Точность разметки зависит от точности применяемого инструмента, поэтому учащихся нужно приучить тщательно проверять, не повреждены ли кромки пера столярного угольника или ерунка, не затуплены ли концы ножек циркуля и разметочного шила, нет ли вмятин на кромках линейки.

Качество разметки зависит также от правильности приёмов работы. Учащиеся довольно часто проводят риски неточно, так как карандаш или шило уходит в сторону по волокнам, риски, проведенные карандашом, иногда получаются широкими, если карандаш заточен неправильно либо ученик неправильно держит его в процессе работы. Если подобные ошибки наблюдаются у многих учащихся, учитель проводит текущий фронтальный инструктаж.

Обучая разметке, очень важно создать у учащихся представление о том, как можно добиться экономного расходования материала. Поэтому целесообразно формулировать трудовые задания гак, чтобы учащиеся были вынуждены искать возможности наиболее экономного раскроя заготовки.

Задания по разметке могут быть различными по уровню сложности. Начинают разметку с того, что проводят прямые риски параллельно или перпендикулярно заданной кромке, затем переходят к более сложным заданиям.

В последующем при изготовлении любого изделия разметка как один из этапов технологического процесса должна находиться в центре внимания учащихся и учителя.

Пиление.С операцией пиления учащиеся встречаются на протяжении всего периода обучения в мастерских. Несмотря на это, названная операция не надоедает учащимся. Конечно, такое утверждение справедливо лишь в том случае, если учитель постепенно ставит перед учащимися все более сложные трудовые задачи.

В соответствии с программой учащиеся работают лобзиком и ножовкой.

Большого внимания со стороны учителя требует обучение правильной рабочей позе при пилении, ибо опыт показывает, что учащиеся довольно часто в процессе работы перемещают вместе с инструментом верхнюю часть тела, так как им кажется, что при этом работать становится легче. Для школьных мастерских необходимо иметь пилы, отвечающие физическому развитию детей.

При работе лобзиком важно следить за тем, чтобы учащиеся не горбились, при изменении направления пиления поворачивали фанеру, а не лобзик, при движении пилки вверх (холостой ход) несколько отводили её от края разреза.

Работа лобзиком обычно увлекает учащихся. При этом предоставляется возможность учесть их пожелания, так как разнообразие объектов не нарушает фронтальности работы. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся тщательно отделывали выпиленные изделия (с помощью напильников и мелкой наждачной бумаги), – это дисциплинирует их, прививает навыки культуры труда, способствует эстетическому воспитанию.

Многие учащиеся выполняют качественные изделия, имеющие привлекательный внешний вид. Такие изделия можно передавать детям, чтобы они показали их родителям. Это имеет большое воспитательное значение для подростков.

Работа ножовкой начинается с запиливания. Чтобы не допустить травмирования учащихся, учитель долженстрого следить за выполнением правил безопасности труда. На первых порах запрещается направлять полотно пилы пальцами. Лучше всего накладывать на заготовку брусок, который служит направителем. Углубив пилу на несколько миллиметров, брусок убирают

Работая ножовкой, учащимся приходится выполнять пиление древесины поперек волокон. При поперечном пилении рекомендуется широко использовать стусло. Это облегчает работу учащихся и позволяет добиться более высокого качества изделий, а кроме того, способствует формированию правильных умений, так как стусло выполняет роль тренажера, придавая пиле правильное положение.

Поперечное пиление крупных заготовок осуществляется по разметке, так как в этом случае использовать стусло неудобно. Такую более сложную трудовую задачу не следует ставить на первом этапе обучения.

Учащиеся часто забывают, что отрезаемая часть доски или бруска обычно откалывается и что поэтому её необходимо придерживать рукой, а также уменьшать нажим на пилу в конце работы. Забывают учащиеся и о том, что линия разметки должна оставаться на заготовке, так как иначе может не хватить припуска для дальнейшей обработки. Им следует напоминать об этом в ходе работы.

Если учитель видит, что, несмотря на детальный инструктаж, учащиеся выполняют приёмы пиления неправильно, он может положить свои руки на руки ребенка и таким образом поупражнять его в координации движений и прилагаемых усилиях.

Задача учителя состоит в том, чтобы предупредить ошибки учащихся, которые приводят к неисправимому браку в работе. Для этого учитель должен хорошо знать причины брака и познакомить с ними учащихся.

Строгание.Операция строгания является одной из наиболее часто применяемых при ручной обработке древесины. Поэтому она заслуживает самого серьезного внимания на занятиях в школьной мастерской. Она требует пристального внимания также и потому, что является довольно сложной для учащихся и осваивается ими, как правило, с большим трудом.

Известно, что строгание древесины вручную выполняется с помощью различных стругов. Пожалуй, именно с этой операцией связано наибольшее количество разнообразных инструментов, приспособленных для различных условий работы. Однако учащимся приходится иметь дело главным образом с рубанком и шерхебелем.

Каким бы инструментом ни приходилось работать учащимся, их деятельность включает такие основные этапы: выбор заготовки, разметка заготовки под строгание, строгание, сопровождающееся контролем качества обрабатываемой поверхности.

Когда мы говорим о выборе заготовки, то имеем в виду соответствие её размеров размерам изделия, заданным на чертеже. Этому предшествует выбор заготовок самим учителем. Приступая к работе, учащимся приходится сталкиваться со многими трудностями. Прежде всего, с тем, что они не умеют занимать правильную рабочую позу, координировать рабочие движения. На преодолении указанных трудностей и следует, прежде всего, сосредоточить внимание учащихся, а для этого на первых порах им следует выдать налаженный инструмент, обеспечить заготовками из мягкого, сухого, прямослойного материала с минимальным количеством сучков, т. е. устранить по возможности трудности, связанные с непосредственной обработкой древесины.

Демонстрируя учащимся рабочую позу, учитель подчеркивает, что инструмент перемещают только руками, а корпус остается неподвижным, и объясняет почему. Опыт показывает, что, несмотря на это, учащиеся непроизвольно нарушают указания учителя. За этим приходится следить и неоднократно делать замечания отдельным учащимся или группе в целом.

При строгании древесины важно научиться правильно подбирать рабочие усилия, чтобы не «заваливать» поверхность в начале и конце рабочего прохода. Учащимся показывают, как этого добиться.

Учащиеся, все внимание которых поглощено непосредственным процессом снятия стружки с поверхности заготовки, часто забывают, что шерхебелем строгают преимущественно под острым углом к направлению волокон, а рубанком – вдоль волокон. Это приводит к тому, что, работая шерхебелем, они снимают больше материала, чем это намечено. Об этом необходимо помнить учителю.

В процессе строгания важное место занимают контрольно-измерительные операции. Учитель демонстрирует приёмы пользования линейкой при проверке обработанной поверхности, а также приёмы пользования угольником для проверки поверхностей, сопряженных под прямым углом.

Пользуясь угольником, учащиеся часто допускают ошибки. Так, они по невнимательности прижимают колодку угольника к необработанной поверхности либо неплотно прижимают её к отстроганной грани.

Сверление. Рассмотрим методику обучения сверлению вручную.

Важно, чтобы учащиеся поняли, что процесс сверления может проходить в различных условиях (вдоль волокон, поперек волокон; мягкая древесина, твердая древесина; глубокие и неглубокие отверстия и др.) и что к этим условиям приспосабливают инструмент.

В процессе работы необходимо следить за тем, чтобы учащиеся принимали правильную позу, чтобы инструмент располагался перпендикулярно к обрабатываемой поверхности, а его ось совпадала с осью будущего отверстия.

В заготовках большой толщины, как известно, отверстие сверлят с двух противоположных сторон. В связи с этим необходимо подчеркнуть значение точности разметки для качества отверстия. Правильность разметки целесообразно проверять у каждого учащегося и только после этого разрешать сверление.

При сверлении отверстий в тонких заготовках учащиеся должны подкладывать под них обрезки доски, чтобы не испортить крышку верстака. Они об этом часто забывают. Поэтому в инструктаже следует напомнить это правило.

Опыт показывает, что, приступая к работе, учащиеся испытывают трудности, так как им приходится одновременно придавать правильное положение коловороту, вращать его и контролировать направление движения сверла. В связи с этим рекомендуется начинать с кратковременных упражнений на материале из отходов.

Необходимо предупреждать учащихся об особой осторожности при работе сверлами малого диаметра, так как они ломаются даже при небольших ошибках в работе.

Соединение деталей. На занятиях в мастерских учащиеся выполняют соединение деталей различными способами. Наиболее простой из них (и он идет первым по программе) — соединение с помощью гвоздей и шурупов.

Обучая учащихся правилам выполнения этого соединения, важно изменить сложившееся у многих из них представление, что забить гвоздь – дело немудреное. Выбирать надо гвозди, которые отвечают размерам заготовки с учетом требований к прочности соединения и эстетичности внешнего вида изделия.

В процессе работы у многих учащихся гнутся гвозди. Следует анализировать каждый конкретный случай для выяснения причины (молоток попадаёт не по центру головки гвоздя и др.) и давать учащимся советы по предупреждению подобных явлений.

На первых порах случается, что учащиеся ударяют по пальцам левой руки, которой держат и направляют гвоздь. Чтобы этого избежать, необходимо рекомендовать учащимся нанести вначале несколько легких ударов, чтобы гвоздь слегка вошел в древесину, а затем убрать левую руку и ударять с большой силой. С этой же целью первые изделия следует изготавливать из мягких пород древесины.

Шурупы применяются для соединения деталей, которые могут подвергаться разборке. Такие изделия предусматриваются учебной программой.

Соединение деталей шурупами имеет свои особенности. В частности, под шурупы необходимо делать отверстия. Многие учащиеся недооценивают важности данного требования. Поэтому учителю следует дать соответствующие обоснования необходимости выполнения этого правила.

Окончательная обработка (отделка) изделий. В условиях современного деревообрабатывающего производства операции окончательной отделки обеспечивают не только красивый внешний вид продукции, но и повышают её механические свойства, способность противостоять влиянию внешней среды.

Ознакомление учащихся с операциями окончательной обработки древесины необходимо для того, чтобы создать у них политехническое представление о современном деревообрабатывающем производстве и содействовать эстетическому воспитанию.

Во время окончательной обработки изделий особо необходимо поддерживать чистоту на рабочем месте и быть аккуратным в работе.

Основные вопросы методики обучения операциям слесарной обработки металла

Разметка.Операция разметки довольно часто стоит на первом месте в технологическом процессе слесарной обработки деталей. Существует несколько способов разметки: по шаблону, по образцу детали, по чертежу. Первые два обеспечивают большую производительность, однако применяются только при из­готовлении партии одинаковых деталей. В условиях трудового обучения в школе разметка чаще всего выполняется по шаблону или по чертежу.

При этом учащимся приходится выполнять построение различных геометрических фигур. Начинать следует с простейшего задания, которое выполняется как учебное упражнение. Ознакомив учащихся с содержанием операции разметки, применяемым инструментом и вспомогательными материалами, им предлагают подготовить поверхность под разметку, а затем нанести ряд прямых произвольных рисок, ряд параллельных рисок, проходящих через данные точки.

С самого начала внимание учащихся обращается на необходимость правильно держать линейку, угольник, чертилку и правильно проводить риски. Учащимся рассказывают, к каким последствиям в процессе обработки детали приводят ошибки в разметке – волнистые линии, проведение рисок за несколько проходов.

    На первых порах учащиеся допускают ошибки при откладывании размеров по линейке, начиная отсчёт не от нуля, а от единицы. Поэтому необходим тщательный контроль за качеством работы учащихся (уже на первом этапе овладения ими операцией разметки).

    Овладев начальными умениями разметки, учащиеся переходят к применению указанной операции при изготовлении изделий. Поэтому объекты работы следует подбирать так, чтобы сложность задания по разметке постепенно возрастала.

Практикой установлено, что начинать следует с разметки от кромки заготовки, а затем переходить к разметке от осевых линий. Научившись построению простых геометрических фигур, учащиеся переходят к нанесению прямых рисок, сопряженных с криволинейными.

При разметке сложных контуров применяют шаблоны. При всей кажущейся простоте приёмов разметки по шаблону приходится констатировать, что учащиеся часто допускают ошибки. Обычно они плохо прижимают шаблон к заготовке, и он смещается во время разметки. На это следует обращать внимание учащихся.

Сложные контуры разметки бывает необходимо накернить. При этом учащиеся тоже довольно часто допускают типичную ошибку: неправильно устанавливают кернер, делают одно углубление за несколько ударов, а не за один, как это положено.

Правка и гибка. Перечисленные операции выполняются с помощью молотка. Поэтому их называют ударными.

Важно установить целесообразную последовательность изучения ударных операций. Так, операция правки требует умения наносить точные удары молотком (обычно локтевые и кистевые), гибка сопровождаётся более сложными условиями труда, чем простая правка, так как приходится пользоваться оправками.

Изготовление детали довольно часто начинается с правки заготовки. Нередко учащиеся склонны рассматривать правку как вспомогательную операцию, не играющую важной роли в технологическом процессе. Поэтому следует убедить их, что от правильности выполнения правки во многом зависит качество будущего изделия.

Поскольку заготовки могут быть разнообразными, постольку и приёмы правки применяются различные. Учащихся знакомят с приёмами правки жести и проволоки. Конечно, с этим учащихся знакомят, когда возникает необходимость выправлять заготовку. Специально же деформировать заготовки, чтобы познакомить учащихся со всеми возможными видами правки, не следует.

Выполняя правку, учащиеся должны, прежде всего, научиться правильно держать молоток. На первый взгляд, это очень простое требование, однако, как показывает практика, выполнить его бывает довольно сложно. Многие учащиеся склонны держать молоток у самой головки. Иногда это, правда, объясняется тем, что им дают слишком тяжелый инструмент. Потому необходимо придерживаться нормативов, установленных на размеры инструментов. Иногда учащиеся приходят в мастерские уже с неправильным навыком работы молотком, и их приходится переучивать.

В процессе правки очень важно уметь правильно располагать заготовку. Весьма часто её приходится держать (придерживать) левой рукой. И если заготовка расположена неправильно, удар отдаёт в руку.

Работая с жестью и проволокой, учащиеся овладевают операцией гибки металла. При этом желательно применять различные оправки и приспособления, чтобы изделия получались красивыми и производительность труда была достаточно высокой. Выполнение приёмов гибки металлов требует значительного внимания и старательности.

Приёмов гибки известно много. Учащихся следует познакомить с наиболее распространенными из них. Овладение приёмами гибки происходит в процессе изготовления полезных предметов. Опыт показывает, что учащихся следует научить гнуть кольца в тисках с помощью молотка и круглой оправки, гнуть из листового металла изделия цилиндрической формы, сгибать листовой металл под углом с помощью оправки, познакомить с устройством и работой приспособлений для гибки листового металла и толстой проволоки.

В процессе овладения приёмами гибки учащиеся должны научиться соразмерять силу удара с размерами заготовки и механическими свойствами материала, из которого она изготовлена; правильно располагать заготовку относительно оправки; надежно и правильно закреплять заготовку с оправкой в тисках.

Резка металлов. В группе нажимных операций не имеет места такая прямая преемственность между операциями, как в группе ударных операций, но по сложности применяемых трудовых приёмов их можно расположить в ряд. Наиболее простой при обучении является операция резки кусачками и ножницами. Правой рукой выполняют при этом однообразные движения разведения и сведения половинок ножниц (кусачек), а левой поддерживают заготовку. Следовательно, здесь имеет место координация движений обеих рук.

Резка металлов вручную в зависимости от профиля материала можно выполнять различными способами: кусачками или ножницами.

Начиная обучение резке металлов ножницами, необходимо объяснить учащимся, что резать следует средней частью режущих кромок и что разрезаемая заготовка должна располагаться под прямым углом к ножам ножниц. Упражнения начинают с помощью ножниц, закреплённых одной ручкой в тисках по произвольно проведенной линии разметки. После кратковременных упражнений учащиеся вырезают заготовки по размеченному контуру.

    В школьных мастерских часто встречаются рычажные ножницы. Учитель привлекает учащихся к работе на них. Это допускается, но необходимо особенно точно выполнять правила безопасности труда.

Ознакомление учащихся с приёмами работы кусачками не вызывает особых трудностей, если подобрать для резки достаточно мягкую сталь.

Изготавливая изделия, учащиеся совершенствуют умения и навыки по выполнению трудовых операций, приобретенные ранее, применяют их, учитывая свойства обрабатываемого материала, требуемую точность, конфигурацию изделия и некоторые другие факторы. Важное место в процессе изготовления изделий занимает планирование работы.

Привлечение учащихся к планированию своей работы активизирует их умственную деятельность, содействует использованию знаний по общеобразовательным предметам при выполнении практических заданий, создаёт условия для развития навыков самоконтроля, рационализаторских умений и творческого отношения к труду, воспитывает самостоятельность в труде и общую трудовую культуру, Умение планировать свою работу не возникает само собой. Этому нужно учить.

Сведения, необходимые учащимся для овладения правилами планирования своей работы, даются им на протяжении всего периода обучения в школьных мастерских. Опираясь на эти знания, учащиеся постепенно переходят к самостоятельному планированию, т. е. к выбору заготовки, составлению технологии, организации рабочего места и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.063 с.)