Правила безопасности труда в школьных мастерских 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила безопасности труда в школьных мастерских



Действующие в настоящее время правила безопасности труда учащихся в мастерских утверждены Министерством образования РБ.

Указанными правилами учителя трудового обучения и руководители кружков обязаны; принимать необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий;

обеспечивать выполнение действующих правил и инструкций по безопасности труда и производственной санитарии;

проводить практические работы при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами и нормами по безопасности труда;

обеспечивать безопасное состояние учебных мест, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещений;

проводить инструктаж учащихся по безопасности труда с соответствующим оформлением инструктажа в журнале;

разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасных условий труда;

не допускать учащихся к работе без предусмотренной спецодежды и защитных приспособлений;

приостанавливать проведение работы или занятий, сопряженных с опасностью для жизни, и докладывать об этом директору школы;

немедленно извещать директора школы о каждом несчастном случае;

отвечать за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими своих обязанностей.

При проведении инструктажей и других мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий для работы учащихся в мастерских, учителя руководствуются «Правилами по технике безопасности», утвержденными Министерством образования РБ.

 

Лекция 2.2. Планирование, подготовка и проведение учителем учебных занятий по трудовому обучению

 

Вопросы:

1. Структура и содержание тематического плана по трудовому обучению.

2. Календарно-тематическое планирование.

3. Подготовка учителя к отдельному уроку трудового обучения.

4. План-конспект урока трудового обучения.

 

1. Структура и содержание тематического плана по трудовому обучению

 

    Предварительная подготовка к учебному году обычно завершается составлением тематического (или календарно-тематического) плана занятий для каждого класса на год (или полугодие). Когда имеется готовый примерный тематический план, то учитель может пользоваться им полностью либо частично после внесения соответствующих поправок или уточнений.

    Стандартной формы тематического плана не существует, он может быть сокращенным или развернутым. Потому учитель в зависимости от опыта своей работы может включать в его структуру разное количество пунктов.

    Предлагается следующая примерная структурная схема и содержание развёрнутого тематического плана: 1) номера занятий, 2) темы, 3) продолжительность (время), 4) цели и задачи, 5) теоретические сведения, 6) практические работы, 7) объекты труда, 8) необходимые материалы, 9) оснащение, 10) инструменты и приспособления, 11) наглядные пособия и технические средства обучения, 12) опорные знания, 13) профориентационные сведения, 14) примечания и др.

    Чем тематический план более подробный, тем легче учителю готовиться затем к урокам, но, безусловно, составление подробного развернутого плана требует дополнительных затрат времени.

    Тематический план может оформляться обычным текстом с подчёркиванием (выделением) отдельных его разделов или в виде таблицы, что значительно удобнее для пользования им.

 

2. Календарно-тематическое планирование

 

    Календарно-тематический план отличается от тематического плана тем, что в нём дополнительно указываются конкретные даты занятий. Поэтому структурная схема развёрнутого календарно-тематического плана может быть следующей:

1) номера занятий, 2) даты, 3) темы, 4) продолжительность (время), 5) цели и задачи, 6) теоретические сведения, 7) практические работы, 8) объекты труда, 9) необходимые материалы, 10) оснащение, 11) инструменты и приспособления, 11) наглядные пособия и технические средства обучения, 13) опорные знания, 14) профориентационные сведения, 15) примечания и др.

    Учитель проводит поурочную разбивку материала с учётом количества времени, отведённого на каждую тему, определяет место и значение каждого урока в общей системе уроков по теме, продумывает связь каждого урока с предыдущими и последующими, намечает последовательность освоения учащимися знаний, умений и навыков, воспитания тех или иных качеств личности и др.

    При разработке системы уроков нужно учитывать задачи каждого этапа обучения и его значение для последующего обучения. Например, в начале первой четверти желательно повторить трудовые операции, усвоенные в прошедшем году. Вводные занятия при этом по обработке древесины, например, (когда обучение начинается с этого раздела) должны быть более продолжительными, чем следующие вводные занятия по обработке металлов и т.д.

    При подготовке материальной базы учитель решает следующие вопросы:

    - проверка, приведение в порядок, ремонт и обновление всего оснащения;

    - определение потребности и приобретение нового оснащения, а также того, которого не хватает;

    - определение порядка учёта, хранения и выдачи инструментов, приспособлений, материалов и т.д.;

    - разработка и составление графических материалов (эскизов, чертежей, технических рисунков, технологических карт и др.).

    Окончив изучение и анализ программы и литературы, продумав вопросы подготовки материально-технической базы, учитель приступает к выбору изделий, которые будут служить объектами труда учащихся. Таким образом, он составляет и вносит в календарно-тематический план перечень объектов труда.

    Составление перечня объектов труда проводится с учётом содержания программы, наличия оснащения, конструкционных материалов и возможностей их приобретения, необходимости в тех или иных изделиях, дидактических и методических требований и т.д.

    Выбор объектов труда – очень ответственный этап в подготовке учителя к проведению занятий в мастерских. Поэтому при отборе объектов труда должны учитываться следующие требования к ним:

    - общественно полезная значимость,

    - соответствие школьной программе,

    - посильность для выполнения,

    - доступность для понимания учащимися особенностей технологического процесса и др.

    При организации в школьных мастерских производительного труда нужно подробно знакомить учащихся не только с теми заказами (деталями, узлами), которые они будут изготавливать, но и с местом и назначением выпускаемой продукции, в производственном процессе предприятия.

    Каждое требование к объекту труда должно быть обосновано и разъяснено учащимся. Они должны понять, что каждое требование вытекает из тех функций, которые изготавливаемые детали выполняют в машинах. Работа учащихся при этом становится больше осмысленной, что положительно влияет на итоги всей учебно-воспитательной работы школы.

    Когда в мастерских изготавливаются объекты производительного труда, то при их выборе должны учитываться дополнительные следующие требования:

    - ярко выраженное производственное назначение;

    - комплексность операций, которые входят в технологический процесс;

    - возможность использования различных форм организации труда учащихся;

    - серийность (количество) изделий в заказе;

    - технологичность обработки (возможность получения продукции посредством той материально-технической базы, что имеется в школе);

    - безопасность труда учащихся и др.

    Особое внимание нужно уделять сохранению безопасных условий труда учащихся в мастерских.

    Составленный примерный перечень объектов труда учащихся при необходимости может пересматриваться и уточняться в зависимости от материально-технического обеспечения, потребности мастерских, школьных кабинетов в тех или иных изделиях и др.

 

Подготовка учителя к отдельному уроку трудового обучения

 

    Эффективность занятий по трудовому обучению, их качество зависит прежде за всего от личной подготовки учителя к их проведению. Ему нужно готовиться к каждому учебному году, теме, уроку.

    Подготовка учителя к занятиям условно состоит с двух основных этапов:

    - предыдущей подготовки, которая завершается разработкой календарно-тематического плана на год или полугодие;

    - непосредственной подготовки к каждому уроку, которая завершается составлением плана или плана-конспекта урока.

    При подготовке учителя к занятиям важное место занимает планирование учебного процесса. Благодаря планированию учитель может предусмотреть как все свои действия, да и действия учащихся в соответствия с целями и задачами трудового обучения, его принципами и другими требованиями, что предъявляются к работе с учащимися. На основе планирования учебного процесса решаются следующие основные задачи:

    - создаются условия для своевременного материального его обеспечения;

    - раскрываются связи между содержанием занятий по трудовому обучению и основами наук (устанавливаются межпредметные связи);

    - достигается согласованность в работе всех школьных мастерских;

    - намечается связь и преемственность в работе разных классов;

    - осуществляется контроль и самоконтроль за его ходом.

    Планирование учебного процесса условно разделяется на два вида: перспективное и текущее. Перспективное планирование может осуществляться на полгода, год или на несколько лет. Чаще всего используется планирование на год. При текущем планировании определяются конкретное содержание, цели и задачи, формы организации и методы проведению каждых следующих занятий, их материальное обеспечение. Таким образом, эти два вида планирования примерно соответствуют выше названым этапам подготовки учителя, которые тесно взаимосвязаны между собой.

    Нужно отметить, что отдельные авторы (Д.А. Тхоржевский и др.) подготовку учителя к занятиям условно разделяют на три этапа:

    - подготовка к учебному году;

    - подготовка к занятиям по очередной теме;

    - подготовка к каждому уроку.

    Предварительную подготовку к занятиям нужно начинать заранее. Лучше всего, когда она осуществляется, проводится в конце предыдущего учебного года или во время летних школьных каникул. Предварительная подготовка учителя включает в себя следующие элементы (виды работ):

    - изучение школьной программы по трудовому обучению для определения содержания и объёма знаний, умений и навыков по каждой теме;

    - изучение и анализ более новой методической и специальной литературы и обобщение собственного опыта;

    - проверка, ремонт, определение потребности, пополнение, учёт и хранение материальной базы (оснащения, инструментов, приспособлений, материалов, наглядных пособий, технических средств обучения и др.);

    - подбор объектов труда или видов практических работ по каждой теме и разработка технологических процессов;

    - продумывание системы уроков и календарно-тематическое планирование.

    Например, при изучении и анализе программы и литературы учитель устанавливает, определяет для себя:

    - основные идеи, которые необходимо раскрыть при изучении каждой темы;

    - теоретические знания, практические умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся;

    - воспитательные моменты во время проведения занятий;

    - связь своего предмета с основами наук;

    - материальное обеспечение занятий;

    - методы и приёмы обучения;

    - общие вопросы организации занятий.

    Во время учебного года при непосредственной подготовке учителя к уроку на основе календарно-тематического плана ему необходимо осуществить мероприятия организационно-методического характера и решить проблемы повышения своей личной квалификации. Безусловно, что знания учителя должны быть значительно более широкими и более глубокими, чем это требуется от учащихся. Он должен быть готовым к ответу на любой их вопрос по теме, который может даже выходить за рамки школьной программы. Кроме того, учитель должен отлично владеть многочисленными профессиональными практическими умениями и навыками, иметь, как говорят, "золотые руки".

    При подготовке к проведению занятий учителю необходимо использовать и в совершенстве знать содержание не только всех учебных пособий для учащихся, но и материалы из специальной литературы по столярному и слесарному делу, по техническому и художественному творчеству.

    Примерное содержание подготовки учителя к каждому конкретному уроку может быть следующим:

    1. Изучение литературы по теме урока и передового опыта. Учитель просматривает методическую и специальную литературу, пособия по основам наук, знакомится с литературой, которая содержит обобщение опыта лучших учителей. При возможности учитель посещает соответствующие уроки у более опытных учителей, учителей-методистов.

    2. Анализ аналогичных предыдущих уроков. При этом обращается внимание на цели и задачи уроков, которые ставились, на то, как они были достигнуты, какие были находки и недостатки. На основе анализа уточняются цели и задачи будущего урока.

    3. Определение структуры урока и методики его проведения. Известно, что структура урока зависит от поставленных целей и задач, содержания изучаемого материала, материального обеспечения, типа урока и иных факторов. Учитель сам лично определяет содержание, последовательность и методы изложения нового материала, готовит наглядные пособия, ТСО и демонстрации. Он намечает вопросы для контроля, устанавливает их последовательность, определяет учащихся для опроса. Особое внимание уделяется методике проведению инструктажей. Учитель планирует виды будущих инструктажей, их содержание, последовательность проведения и т.д.

    4. Проверка исправности и подготовка материальной базы по теме урока. Случаи выхода со строя оснащения на уроке вызывают у учащихся недоверие к технике, скептическое отношение к учителю и даже нарушение дисциплины. При подготовке к уроку изготавливаются необходимые пособия, готовятся ТСО, инструменты, материалы, оснащение, приспособления и т.д.

    5. Контрольное изготовление объекта труда. Желательно, чтобы учитель лично сам сначала изготовил будущий объект труда учащихся, который послужит образцом для подражания и хорошим наглядным пособием при разъяснении нового трудового задания. При изготовлении нового объекта труда учитель имеет возможность отработать технологический процесс, определить примерные затраты времени.

    6. Составление плана и плана-конспекта урока.

 

План-конспект урока трудового обучения

 

Опытные учителя могут ограничиваться составлением плана урока, а начинающие – обычно готовят план-конспект урока. Его структура зависит от типа урока. Чем подробнее составленный план-конспект урока, тем лучшим пособием он служит учителю в его работе. Степень подробности плана-конспекта урока зависит от опыта учителя, его личной подготовленности, материального оснащения и иных факторов.

    Стандартизированной формы плана-конспекта не существует, но, как свидетельствует опыт работы, учителю может быть предложена его следующая структурная схема:

    1. Дата проведения урока.

    2. Класс.

    3. Номер урока и тема.

    4. Цели и задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные).

    5. Тип урока.

    6. Объекты труда или практические работы.

    7. Оснащение, приспособления, инструменты и материалы.

    8. Средства наглядности и ТСО.

    9. Использованная литература.

    10. Ход урока (его отдельные этапы).

    Основное отличие плана-конспекта от плана урока заключается в том, что в первом достаточно подробно раскрывается ход урока, все действия учителя и учащихся, методические приёмы и средства, содержание теоретических сведений, практических работ и т.д.

    Ход урока в плане-конспекте лучше оформить в виде таблицы на две страницы ученической тетради.

Примерная схема плана-конспекта хода урока

 

ДАТА:

КЛАСС:

ТЕМА:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1. Обучающие (перечислить).

2. Развивающие (перечислить).

3. Воспитательные (перечислить).

ТИП УРОКА:

ОБЪЕКТЫ ТРУДА:

ОСНАЩЕНИЕ (оборудование и инструменты, приспособления и материалы, средства наглядности и др.):

ЛИТЕРАТУРА (не менее трёх):

Ход урока

Этап урока и время Решаемые задачи Способы решения (методы и содержание обучения) Оснащение (на каждом этапе) Опорные знания

    При составлении плана-конспекта урока учитель должен учитывать все дидактические и общие методические требования к его проведению (связь нового материала с уже изученным материалом, побуждение учащихся к активной мысленной деятельности, разнообразное сочетание методов и приёмов обучения, выполнение принципов обучения и т.д.).

    Во время проведения урока учитель должен руководствоваться своими записями. Однако в отдельных случаях происходят отклонения от намеченного плана по разным непредвиденным обстоятельствам (неподготовленность учащихся, выход со строя оснащения, перерасход времени на отдельные этапы урока и т.д.). Потому учителю необходимо срочно вносить соответствующие коррективы и изменять план. Например, исключить или несколько сократить отдельные этапы урока, часть материала перенести на другие занятия и т.д.

    Когда продвижение отдельных учащихся в работе на уроке будет более быстрым, чем ожидалась, то учитель должен это предусмотреть и дать им заранее подготовленные резервные задания. Перед началом урока всегда нужно обязательно проверять наличие и состояние объектов труда учащихся.

    При наличии вовремя и хорошо подготовленного плана-конспекта урока он проходит больше точно, а учитель ощущает себя довольно уверенно. Кроме того, наличие плана-конспекта служит доказательствам подготовленности учителя к уроку при его проверке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.043 с.)