Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьные учебные мастерские. Учебное место

Поиск

 

Школьные учебные мастерские должны отвечать ряду современных требований: санитарно-гигиенических, безопасности труда, организации учебного процесса.

Существуют различные типовые проекты школ. В связи с этим учебные мастерские школ могут отличаться друг от друга некоторыми особенностями. Так, мастерские могут находиться непосредственно в здании школы или в отдельном здании около школы. Те и другие бывают комбинированными или специализированными.

При размещении мастерских в отдельном здании достигаются некоторые преимущества: возникающий в мастерских производственный шум не мешает проведению занятий в классах; здесь, как правило, выделяется достаточное место для хранения материалов и готовой продукции, сосредоточивается в одном месте вся материальная база трудового обучения — мастерские для технического труда в V—IХ классах, кабинеты обслуживающего труда, учебные комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах.

Комбинированные мастерские занимают одно помещение размером до 90 м2 и предназначены для выполнения всех видов работ по техническому труду учащимися V—IХ классов (обработка древесины, металлов вручную и на станках, художественное и техническое творчество). Специализированные мастерские — слесарно-механическая и столярная – располагаются в отдельных помещениях.

В соответствии с Типовым положением об учебных мастерских общеобразовательной школы комбинированные мастерские создаются в школах, имеющих менее 20 классов-комплектов. При наличии 20 и более классов-комплектов создаются специализированные мастерские.

Рассмотрим один из возможных вариантов плана школьных мастерских. Рядом со слесарно-механической мастерской (отделением) находится инструментальная; еще лучше, если она расположена на одинаковом расстоянии от столярного и слесарно-механического отделений. В инструментальной хранятся инструменты, полуфабрикаты, готовая продукция. Здесь же размещается электрораспределитель­ный щит и понижающий трансформатор на 36 В для питания ламп местного освещения.

Площадь инструментальной может быть до 20 м2, а каждой из мастерских — до 70 м2. Нормативами предусмотрена площадь учебного места 3,5...4 м2 в слесарно-механическом отделении, 4...5 м2 — в столярном, 5...6 м2 – на один небольшой станок.

Комбинированные мастерские по сравнению со специализированными позволяют более рационально и, следовательно, экономически эффективно использовать учебные площади. Однако с точки зрения методики трудового обучения они менее удобны. Это объясняется, в частности, тем, что пока еще не создано учебное оборудование, приспособленное одновременно для выполнения ручной обработки всех видов материалов, предусмотренных программой по техническому труду в V—IХ классах.

Во многих школах, которые поддерживают тесные связи с базовыми предприятиями, постепенно создается прочная материальная база для трудового обучения. Учебные мастерские таких школ лучше приспособлены к выпуску определенной продукции по заказам предприятий, т. е. они являются учебно-производственными.

В некоторых случаях используется практика строительства общих для нескольких школ учебно-производственных мастерских – их называют межшкольными. В создании межшкольных мастерских активное участие принимают базовые предприятия. Обычно в таких мастерских занимаются учащиеся не только V – IХ, но и X – XI классов.

По сравнению с обычными межшкольными учебно-производственные мастерские имеют определенные преимущества: благодаря обучению в них значительного количества учащихся резко возрастает коэффициент использования оборудования, создаются условия для полной загрузки учителей, что позволяет привлечь в школы высококвалифицированные кадры. Окружающие предприятия охотно поручают межшкольным учебно-производственным мастерским выполнение определенных заказов.

Инструментом и инвентарем индивидуального пользования обеспечивается каждое учебное место в школьных мастерских. На учебном месте для выполнения слесарных работ должны быть штангенциркуль с точностью 0,1 мм, длина 150 мм; слесарная линейка длиной 500 мм; слесарный угольник; чертилка; кернер; слесарный циркуль; зубило с шириной лезвия 10 мм; зубило с шириной лезвия 20 мм; слесарная ножовка; ножницы по металлу ручные; слесарный молоток массой 250 г; слесарная отвертка; кусачки; киянка для работы по жести; напильник плоский драчёвый; напильник плоский личной.

Учебное место для выполнения станочных работ оснащается следующим: набор режущих инструментов — резцы проходные, подрезные, отрезные, расточные, фрезы цилиндрические, дисковые, отрезные; набор измерительного инструмента — линейка масштабная, штангенциркуль, микрометр; набор принадлежностей для токарного станка – патрон трехкулачковый и поводковый, ключ к патрону, центры, хомутики, переходные втулки, патрон сверлильный, подкладки для резца. Инструмент и инвентарь общего пользования желательно иметь в 2—3 экземплярах. Способы хранения инструмента могут быть различные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.006 с.)