Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1.5. Системы трудового обучения
Вопросы: 1. Операционная система. 2. Операционно-предметная система. 3. Конструкторско-технологическая система.
Операционная система
Система – это множество разных элементов, которые находятся в определённых отношениях и связях друг с другом. Они создают какую-то целостность, единство. Под системами трудового обучения понимают разные варианты планирования и организации процесса формирования у учащихся знаний, умений и навыков. Правильный выбор системы обучения с учётом характера педагогических ситуаций позволяет учителю достигать наибольшего эффекта в своей деятельности. Для этого необходимо знание сути наиболее известных систем трудового обучения и их педагогических возможностей. Используя понятие "трудовое обучение", мы будем понимать под ним не только занятия в школьных мастерских и другие виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательной школы, но и профессиональное обучение. Последнее складывается с двух частей: теоретического обучения и производственного обучения. Производственное обучение и практические занятия в школьных мастерских имеют много подобного, хотя и отличаются своими задачами. Оба эти вида связаны с необходимостью разделения содержания обучения, группировкой его частей и установлением последовательности овладения ими. Среди известных систем трудового обучения наиболее важное место занимают следующие шесть: предметная, операционная, моторно-тренировочная, операционно-предметная, операционно-комплексная, проблемно-аналитическая. Операционная система. Она была создана в последней четверти 19-го столетия группой лиц под руководством русских инженеров Д.К. Советкина и В.П. Маркова. Первые три программы, подготовленные ими, были созданы для обучения слесарным, столярным и токарным работам. Операционная система предусматривала два этапа обучения: овладение основными операциями в процессе изготовления учебных объектов (тренировка) и использование полученных умений и навыков при изготовлении товарной продукции. Для первого из их подбирались специальные учебные объекты, при изготовлении которых предусматривалось поочередное выполнение строго определённых технологических операций. На втором этапе обучения приёмы и навыки выполнения работы совершенствовались непосредственно в процессе производства объектов труда.
При обучении по операционной системе учащиеся усваивали трудовые операции, которые составляли содержание профессии. Благодаря этому, они получали представление о том, что процесс изготовления любого предмета складывается в основном из одних и тех же операций. Разница заключалась в той последовательности, в какой операции следовали одна за второй, а также в требованиях к точности обработки. Таким образом, операционная система не "привязывала" учащихся к определенному ряду конкретных изделий, а вооружала их (в рамках данной профессии) универсальными знаниями и умениями, облегчала контроль и коррекцию при их формировании. В этом – главное преимущество рассматриваемой системы по сравнению с предметной. Она имела распространение не только в России, но и в других странах, где называлась "русской", и использовалась в профессиональной подготовке рабочих. Операционная система имеет определенные недостатки. Во-первых, труд учащихся в начале обучения не носил производительного характера. Во-вторых, существовал определенный разрыв между изученными операциями и теми, которые ученикам приходилась выполнять при изготовлении товарной продукции, операционная система отрывала выполнение операций от изготовления продукции. В-третьих, при выполнении отдельных операций учащиеся не могли приобрести некоторые дополнительные знания и умения (по организации труда, планированию и др.). В-четвертых, не всегда можно было соотнести усвоенные операции на учебных объектах с операциями на промышленных изделиях. Поэтому операционная система в практике производственного обучения в настоящее время используется ограничено. В трудовом обучении учащихся организация процесса формирования умений и навыков по операционной системе целесообразна в том случае, когда требуется повысить уровень подготовки учащихся в заданной отрасли деятельности. Такая необходимость возникает, например, перед выполнением производственных работ, связанных с изготовлением предметов по заказам предприятий или перед допуском к управлению сложной техникой (токарным станком, автомобилем и др.). При обучении выполнению отдельных операций по этой системе часто используются тренажеры.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.005 с.) |