Виды производительного труда школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды производительного труда школьников



 

    Содержание производительного труда должно иметь прямое отношение, как к нуждам школы, так и предприятий, организаций и заведений, что окружают школу. Производительный труд должен сочетаться с работами по самообслуживанию, самоснабжению. В практике организации производительного труда наиболее ярко выделяются три основные его вида:

    - труд по изготовлению материальных ценностей для школ и других заведений системы образования;

    - труд с поставкой готовых изделий непосредственно в торговую сеть;

    - труд по выполнению заказов предприятий и заведений.

    При использовании первого вида труда школьники изготавливают и ремонтируют оснащение, мебель, игрушки для групп продленного дня и детских садиков, создают и оснащают детские площадки, работают в уголках живой природы и на пришкольном участке. Производительный труд для нужд других школ и детских садов отличается от работ по самообслуживанию большей требовательностью к качеству изделий, которые должны быть материальной ценностью. Кроме того, использование этих изделий самими школьниками приучает их ценить труд товарищей, бережно относиться к вещам, а их получение создаёт хорошие возможности для изучения основ экономики.

    Однако даже производство материальных ценностей для нужд заведений системы образования, преимущественно для детских садов, не решает основных задач производительного труда. Этот вид его слабее других содействует целям профессиональной ориентации учеников, хуже решает также вопросы обеспечения учебных мастерских необходимыми материалами и инструментами. Потому изготовление предметов для заведений системы образования может быть рекомендовано в качества первых шагов осуществления связи трудового обучения с трудом школьников.

    Изготовление в процессе трудового обучения разных предметов непосредственно для торговой сети предусматривает сравнительно высокие требования к внешнему виду этих предметов. Такая постановка вопроса, хотя и усложняет производительный труд, но позволяет проводить более эффективную работу по эстетическому воспитанию учеников, по повышению требовательности к качеству труда.

    Наиболее распространенными изделиями для торговой сети являются многочисленные предметы из древесины и металла: вешалки, плечики, полки, коробки, ручки для лопат, детская мебель, игрушки, завесы, уголки, защёлки и др. Эти изделия носят хозяйственно-бытовой характер.

 

Связь школы с предприятиями

 

    Большое внимание трудовой подготовке школьников уделяет наша общественность. Производственные коллективы устанавливают шефство над школами, оказывают им помощь в организации материальной базы, принимают участие в нравственно-трудовом просвещении школьников, в организации общественно полезного, производительного труда.

    Сотрудничество школ с предприятиями является очень перспективным делом, а организация производительного труда по выполнению заказов производства – наиболее выгодной её формой. Преимущества этого вида производительного труда в следующем:

    - значительно расширяется номенклатура изделий при работе в учебных мастерских, поскольку появляется возможность получать не только предметы хозяйственного, но и производственного назначения;

    - такой производительный труд представляет собой определенную производственную кооперацию, ведь ученики выполняют совместно с взрослыми часть работы по выпуску товарной продукции;

    - усиливается связь трудовой подготовки учеников с жизнью общества;

    - при выполнении заказов предприятий для оценки рабочих успехов учеников используются, как и для взрослых, производственные показатели: план, качество, объём продукции и др.;

    - выполняя заказы, ученики лучше знакомятся с производством, организацией труда, что содействует развитию политехнического кругозора, становится главным источником формирования представлений о современном производстве;

    - в ходе выполнения заказов ученики знакомятся со многими профессиями, постигают труд разных специалистов;

    - процесс выполнения заказов более успешно решает вопросы обеспечения учебных мастерских необходимыми материалами, инструментами, полуфабрикатами;

    - производительный труд по выполнению заказов лучше способствует экономическому воспитанию учеников.

    Для успешной организации производительного труда учеников важное значение имеет правильный подбор заказов или видов работ. Уже отобранные объекты труда (виды работ) должны отвечать следующим основным требованиям:

    - ярко выражать общественно полезное, прежде за все – производственное назначение;

    - соответствовать учебной программе;

    - иметь типичность операций, комплексность их;

    - соответствовать уровню подготовки учеников;

    - иметь возможность использования разных форм организации

труда учеников;

    - владеть необходимой сложностью и трудоёмкостью объектов труда;

    - быть серийными;

    - быть доступными и технологическими для изготовления на имеющейся материальной базе;

    - соответствовать школьным правилам техники безопасности.

    Производительный труд по заказам предприятий можно условно разделить на три подвида:

    - комплектование деталей (изделий);

    - сборка изделий из готовых деталей;

    - изготовление деталей из материалов (полуфабрикатов).

    Наибольшее распространение из них получили работы по сборке бытовой и промышленной электрической арматуры и аппаратуры. Например, ученики могут собирать установочную арматуру, выключатели, реле, контакторы, магнитные пускатели, распределительные щиты, электрические машины и др.

    Изготовление деталей из материалов (полуфабрикатов) – это вид производительного труда, который может использоваться отдельно или сочетаться со сборкой многодетальных изделий. Более простые работы этого вида связаны со снятием заусенцев, приливов, остатков материалов на деталях после прокатки, штамповки, литья, резания механическими ножницами и т.д.

    Труд по изготовлению деталей и сборке их требует от учеников навыков ручной и механической обработки материалов, владения слесарно-сборочными и электротехническими инструментами. Уровень их должен быть довольно высоким, потому что отклонение технических параметров изделий от требуемых может привести к выпуску продукции с браком, что не будет содействовать успешному воспитанию учеников.

    Выполнение в школьных мастерских работ по заказам предприятий и учреждений должно строиться на договорной основе. Договор позволяет школе перспективно планировать как организацию производительного труда учеников, так и их трудовую подготовку в целом. В свою очередь, предприятия и организации точно ориентируются, в каком объеме школьники выпустят продукцию, в какие сроки нужно поставить материалы и инструменты. Договор повышает взаимную ответственность заказчика и исполнителя. В текст договора обычно включаются следующие сведения: перечень изделий, их количество, сроки поставки, технические требования, условия контроля, перевозки и сдачи продукции, порядок расчетов и оплаты труда, адреса сторон, срок действия договора и др.

    Организация трудовой подготовки школьников на основе производительного труда требует обязательного нормирования работ. Оно является важным условием и средством воспитания. Нормы труда (нормы времени или нормы выработки), которые устанавливаются для детей, должны быть технически обоснованными и учитывать необходимые затраты времени непосредственно на работу, подготовку к ней, возможные перерывы, обслуживание рабочих мест и др.

    Настоящий производительный труд должен не только нормироваться, но и оплачиваться. Заработная плата, которая является основным материальным стимулом труда школьников, должна соответствовать его количеству и качеству. Труд должен вовремя планироваться и учитываться. При его планировании можно использовать разные показатели, но главными среди них будут сроки поставки материалов, инструментов, оснащения и сдачи готовой продукции, на основе чего производится оплата. Учёт работ (выпуска готовой продукции) может вестись в соответствующих журналах или на специальных бланках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.006 с.)