Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назначение и сущность портфельного анализаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время одним из наиболее часто применяемых западными корпорациями инструментов стратегического менеджмента является портфельный анализ. Портфель предприятия, или корпоративный портфель — это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному и тому же владельцу. Портфельный анализ — это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков. Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т. е. должно быть обеспечено правильное сочетание подразделений или продуктов, испытывающих потребность в капитале для обеспечения роста, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала. Учеными и практиками разработано ряд портфельных матриц, которые могут быть полезными при принятии стратегических решений. Наиболее известны среди них матрица Бостонской консультационной группы (БКГ), матрица МакКинси, матрица Ансоффа. Кроме того, особо следует выделить проект PIMS (Profit Impact of Market Strategies). Предназначение методов портфельного анализа заключается в том, чтобы помочь менеджерам понять бизнес, создать ясную картину формирования затрат и прибылей в диверсифицированной компании. Это в свою очередь требует тщательного анализа возможностей и угроз для каждого хозяйственного подразделения (бизнес-единицы). Портфельный анализ получил свое развитие в 1960-е годы. Теоретической базой портфельного анализа является концепция жизненного цикла товара, опытная кривая и база данных PIMS. При этом портфельный анализ рекомендует, чтобы для целей разработки стратегии каждый продукт предприятия, его хозяйственные подразделения рассматривались независимо, что позволяет сравнивать их между собой и с конкурентами. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью них бизнес-единицы или продукты могут сравниваться друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. Следует отметить, что хотя в матрицах разных консультационных фирм используются различные наборы переменных, это все равно двухмерные матрицы, у которых по одной оси определяется оценка перспектив развития рынка, по другой — оценка конкурентоспособности хозяйственных подразделений предприятия. Портфельный анализ предназначен для решения следующих проблем на предприятии: - согласование стратегий хозяйственных подразделений предприятия (т.е. обеспечение равновесия между хозяйственными подразделениями и направлениями, подготавливающими будущее); - распределение кадровых и финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями; - анализ портфельного баланса; - установление исполнительных задач; - проведение реструктуризации предприятия (слияние, поглощение, ликвидация и другие действия по изменению управленческой структуры предприятия, расширению или сокращению бизнеса). Достоинствами портфельного анализа являются: - обобщение результатов разработки стратегии и представление их в наглядной форме, - относительная простота представления результатов, - акцент на качественные стороны анализа. Однако кажущаяся простота этих методов обманчива, так как они требуют полной и надежной информации о состоянии рынка, о сильных и слабых сторонах предприятия и его основных конкурентах. Построение портфельных матриц предполагает проведение большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая может отсутствовать в явном виде. Недостатки портфельного анализа: 1) использование данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее; 2) в любой портфельной матрице различные виды бизнеса оцениваются только по двум критериям, при этом множество других факторов (качество продукции, инвестиции и т. д.) остается без внимания. Обычно процесс портфельного анализа проходит по следующей схеме: 1. Все виды деятельности предприятия разбиваются на стратегические единицы бизнеса. 2. Определяется относительная конкурентоспособность этих бизнес-единиц и перспективы развития соответствующих рынков. При этом разные консультационные фирмы предлагают различные критерии оценки перспектив развития рынка и деятельности бизнес-единиц на этих рынках. 3. Разрабатывается стратегия каждой бизнес-единицы, и бизнес-единицы со схожими стратегиями объединяются в однородные группы. 4. Руководство оценивает бизнес-стратегии всех подразделений предприятия с точки зрения их соответствия корпоративной стратегии, соизмеряя прибыль и ресурсы, потребные каждому подразделению. На основе такого сравнительного анализа возможно принятие решений о корректировке бизнес-стратегий. Это самый сложный этап стратегического менеджмента, где велико влияние субъективного опыта менеджеров, их умения прогнозировать и предвидеть развитие событий внешней среды, своеобразного «чутья рынка». Прохождение всех стадий портфельного анализа дает возможность менеджерам сформировать картину корпоративного портфеля с учетом конкретных стратегий, выработанных для каждого вида бизнеса. Бостонская матрица В основе Бостонской матрицы, или матрицы роста-доли рынка, лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-«дикая кошка»), рост (товар-«звезда»), зрелость (товар-«дойная корова») и спад (товар-«собака»). При этом денежные потоки и прибыль предприятия также меняются: отрицательная прибыль сменяется ее ростом и затем постепенным снижением. Номенклатура выпускаемой предприятием продукции анализируется на основе данной матрицы, т. е. определяется, к какой позиции указанной матрицы можно отнести каждый вид продукции предприятия. Для этого бизнес-единицы предприятия классифицируются по показателям относительной доли рынка (ОДР) и темпов роста отраслевого рынка (ТРР). Показатель ОДР определяется как доля рынка бизнес-единицы, деленная на долю рынка крупнейшего конкурента. Если показатель ОДР больше единицы, это означает, что доля рынка бизнес-единицы больше, чем у ближайшего конкурента. И наоборот, если показатель ОДР меньше единицы, это означает, что доля рынка бизнес-единицы меньше, чем у рыночного лидера. Показатель ТРР основан на прогнозах продаж продукции отрасли и связан с анализом жизненного цикла отрасли. В отраслях с высоким темпом роста необходимы существенные вложения в исследования и разработку новой продукции, в рекламу, чтобы попытаться достичь доминирующего положения на рынке и соответственно положительных денежных потоков. Для построения матрицы БКГ фиксируют по горизонтальной оси значения относительной доли рынка, по вертикальной оси — темпов роста рынка. Далее делят полученную плоскость на четыре части, и получают искомую матрицу (рис. 13).
Рис. 13. Модель Бостонской консультационной группы: 1 – новатор, 2 – последователь, 3 – неудача, 4 – посредственность Матрица БКГ предполагает следующий набор стратегических решений: - «дикие кошки» — изучать: могут ли данные единицы бизнеса (или товары) при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»; - «звезды» — защищать и укреплять позиции; - «дойные коровы» — жесткий контроль капиталовложений, передача избытка выручки под контроль высшего руководства; - «собаки» — по возможности избавляться от этих единиц бизнеса, если нет веских причин их сохранять. Графически позиции продукта или бизнес-единицы обычно отображаются кругом, площадь которого отражает относительную значимость данной структуры или продукта для предприятия, оцениваемую по величине используемых активов или генерируемой прибыли. Такой анализ рекомендуется проводить в динамике, прослеживая развитие каждого бизнеса во времени. Новые продукты чаще появляются в растущих отраслях и имеют статус товара «дикая кошка». Такие продукты могут оказаться очень перспективными, но они нуждаются в существенной финансовой поддержке центра. Пока эти продукты ассоциируются с большими отрицательными финансовыми потоками, остается опасность, что они не смогут стать товарами-«звездами». Главный стратегический вопрос, представляющий известную сложность, — когда прекратить финансирование этих продуктов и исключить их из корпоративного портфеля? Если это сделать слишком рано, то можно потерять потенциальный товар-«звезду». В категорию товаров-«звезд» могут попасть как новые продукты, так и новые товарные марки продукции предприятия. Риск финансовых вложений в эту группу наиболее велик. Товары-«звезды» — это рыночные лидеры, находящиеся, как правило, на пике своего продуктового цикла. Они сами приносят достаточно средств, для того чтобы поддерживать высокую долю динамично развивающегося рынка. Но, несмотря на стратегически привлекательную позицию данного продукта, его чистый денежный доход достаточно низок, так как требуются существенные инвестиции для обеспечения высоких темпов роста, чтобы воспользоваться опытной кривой. Когда темп роста рынка замедляется, товары-«звезды» становятся «дойными коровами». Это продукты, или бизнес-единицы, занимающие лидирующие позиции на рынке с низким темпом роста. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют больших инвестиций и обеспечивают значительные положительные денежные потоки. Такие бизнес-единицы не только окупают себя, но и обеспечивают фонды для инвестирования в новые проекты, от которых зависит будущий рост предприятия. Конкуренция в стагнирующих отраслях очень жесткая. Поэтому необходимы постоянные усилия, направленные на поддержание доли рынка и поиск новых рыночных ниш. Товары-«собаки» — это продукты, которые имеют низкую долю рынка и не имеют возможностей роста, так как находятся в непривлекательных отраслях. Чистые денежные потоки у таких бизнес-единиц нулевые или отрицательные. Если нет особых обстоятельств (например, данный продукт является дополняющим для товара — «дойной коровы» или «звезды»), то от этих бизнес-единиц следует избавляться. Однако иногда корпорации сохраняют в своей номенклатуре такие продукты, если они относятся к «зрелым» отраслям. Таким образом, желаемая последовательность развития продуктов следующая: «Дикая кошка» —> «Звезда» —>«Дойная корова» [и если неизбежно] —> «Собака» Реализация такой последовательности зависит от усилий, направленных на достижение сбалансированного портфеля, которое предполагает, в том числе решительный отказ от неперспективных продуктов. В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2—3 товара-«коровы», 1—2 «звезды», несколько «диких кошек» в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров-«собак». Избыток стареющих товаров («собак») указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям. В динамичном корпоративном портфеле могут быть различные траектории движения (рис. 14): - «траектория новатора» — инвестируя в НИОКР средства, получаемые от продажи товаров – «дойных коров», предприятие выходит на рынок с принципиально новым товаром, который занимает место «звезды»; - «траектория последователя» — средства от продажи товаров – «дойных коров» инвестируются в товар — «дикая кошка», на рынке которого доминирует лидер. В данной ситуации фирма выбирает агрессивную стратегию наращивания доли рынка, и товар «дикая кошка» превращается в «звезду»; - «траектория неудачи» — вследствие недостаточного инвестирования товар-«звезда» утрачивает лидирующие позиции на рынке и становится товаром «дикая кошка»; - «траектория перманентной посредственности» — товару «дикая кошка» не удается увеличить свою долю рынка, и он вступает в следующую стадию – товар «собака». К недостаткам матрицы БКГ можно отнести следующие: • в матрице предусмотрены только два измерения - рост рынка и относительная доля рынка, не рассматриваются многие другие факторы роста; • позиция стратегической единицы бизнеса существенно зависит от определения границ и масштабов рынка; • на практике не всегда ясно, как рост рынка/доли рынка влияет на прибыльность бизнеса. Гипотеза о зависимости между относительной долей рынка и потенциалом прибыльности применима лишь при наличии опытной кривой, т. е. в основном в отраслях массового производства; • игнорируется взаимозависимость хозяйственных единиц; • игнорируется определенная цикличность развития товарных рынков.
Матрица МакКинси Другая разновидность портфельной матрицы, получившая название «экран бизнеса», была разработана консультационной группой МакКинси совместно с корпорацией General Electric. Она состоит из девяти частей и основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и конкурентной позиции стратегической единицы бизнеса (рис. 14). Модель МакКинси включает в рассмотрение существенно больше данных, чем Бостонская матрица. Фактор роста рынка трансформировался в данной модели в многофакторное понятие «привлекательность рынка (отрасли)», а фактор доли рынка — в стратегическое положение (конкурентные позиции) бизнес-единиц. Причем специалисты МакКинси считают, что факторы, определяющие привлекательность отрасли и позиции бизнеса на отдельных рынках, различны. Поэтому при анализе каждого рынка следует вначале выделить факторы, в наибольшей степени отвечающие специфике данного рынка, а затем постараться объективно оценить их, используя три уровня: низкий, средний, высокий.
Рис. 14. Матрица портфельного анализа McKincey-General Electric
Наиболее характерные положения находятся в угловых квадрантах матрицы. Промежуточные позиции часто трудно интерпретировать, так как высокая оценка одного параметра может сочетаться с низкой оценкой другого либо имеются средние оценки по всем критериям. Основные стратегические альтернативы матрицы таковы: - инвестировать, чтобы удерживать занятую позицию и следовать за развитием рынка; - инвестировать в целях улучшения занимаемой позиции, смещаясь по матрице вправо, в сторону повышения конкурентоспособности; - инвестировать, чтобы восстановить утерянную позицию (такая стратегия трудно реализуема, если привлекательность рынка слабая или средняя); - снизить уровень инвестиций с намерением «собрать урожай»; - деинвестировать и уйти с рынка с низкой привлекательностью, где предприятие не может добиться существенного конкурентного преимущества. Для построения матрицы рекомендуется выполнить следующие шаги. 1. Оценить привлекательность отрасли, выполнив ряд процедур: а) выбрать существенные критерии оценки (ключевые факторы успеха исследуемого отраслевого рынка); б) присвоить вес каждому фактору, который отражает его значимость в свете корпоративных целей (сумма весов равна единице); в) дать оценку рынка по каждому из выбранных критериевотединицы (непривлекательный) до пяти (очень привлекательный); г) умножив вес на оценку и просуммировав полученные значения по всем факторам, получим взвешенную оценку/рейтинг привлекательности рынка данной СЕБ (табл. 5). Таблица 5 Оценка привлекательности кондитерской отрасли
2. Оценить «силу» бизнеса/конкурентную позицию с использованием процедуры, аналогичной описанной на предыдущем этапе. В результате получается взвешенная оценка или рейтинг конкурентной позиции анализируемой стратегической единицы бизнеса. Рейтинги конкурентной позиции СЕБ ранжируются также от единицы (конкурентные позиции слабые) до пяти (очень сильная конкурентная позиция бизнеса), оценка «три» выставляется для средних значений ключевых параметров. 3. Все подразделения корпоративного портфеля, проранжированные на предыдущих этапах, позиционируются, и их параметры вносятся в матрицу. При этом координаты центров каждой окружности совпадают с вычисленными на этапах 1 и 2 параметрами соответствующих бизнес-единиц. Построенная таким образом матрица характеризует текущее состояние корпоративного портфеля. 4. Анализ корпоративного портфеля можно считать завершенным, только когда его текущее состояние проецируется в будущее. Для этого следует оценить влияние прогнозируемых изменений внешней среды на будущую привлекательность отрасли и конкурентную позицию стратегической единицы бизнеса. Менеджеры должны понять, произойдет ли в будущем улучшение или ухудшение корпоративного портфеля? Существует ли разрыв между его прогнозируемым и желаемым состоянием? Если ответ положителен, то ожидаемый разрыв должен служить стимулом для пересмотра корпоративной миссии, целей и стратегий. В целом данная матрица является более совершенной, так как в ней рассматривается существенно большее число факторов. Исходя из этого она не приводит к столь упрощенным выводам, как Бостонская матрица. Матрица МакКинси более гибкая, так как показатели выбираются исходя из конкретной ситуации. Однако в отличие от матрицы БКГ в ней отсутствует логическая связь между показателями конкурентоспособности и денежными потоками. Недостатки матрицы МакКинси: - трудности учета рыночных отношений (границ и масштаба рынка) из-за большого количества критериев. По мере роста числа факторов более сложной проблемой становится их измерение; - субъективность оценок позиций СЕБ; - статичный характер модели; - слишком общий характер рекомендаций; - трудности выбора стратегий из множества вариантов. 6.4. Матрица Ансоффа Разновидностью портфельных матриц является матрица американского специалиста И. Ансоффа, предназначенная для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. Согласно матрице, считается, что при выборе направлений роста у предприятия есть несколько стратегических альтернатив: стратегия совершенствования деятельности, товарной экспансии, развития рынка и диверсификации (рис. 15). При выборе стратегии «Совершенствование деятельности» рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка предприятия, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности
Рис. 15. Возможные стратегии роста по товарам/рынкам
на существующем рынке. Эта стратегия направлена на улучшение деятельности предприятия. Она эффективна при растущем или ненасыщенном рынке. Имеются следующие альтернативы интенсивного роста: - развитие первичного спроса путем привлечения новых пользователей товара, побуждения покупателей к более частому использованию или к большему разовому потреблению, поиск новых возможностей использования товара; - увеличение доли рынка за счет привлечения покупателей предприятий-конкурентов посредством активных маркетинговых мероприятий: развития сбытовой сети, использования стимулирующих факторов, гибкой ценовой политики, развития сервисных услуг и т. д. Обычно эта стратегия используется на стадии зрелости жизненного цикла товара; - приобретение рынков путем слияния или поглощения предприятий-конкурентов; - защита своего положения на рынке посредством развития функционального маркетинга; - рационализация рынка — фокусирование на рентабельных рыночных сегментах, уход из некоторых сегментов рынка, повышение эффективности продаж. Товарная экспансия – это стратегия разработки новых, а также совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Предприятие может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке, определяя и заполняя рыночные ниши. Доход в этом случае обеспечивается за счет сохранения доли рынка в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку предприятие действует на знакомом рынке. Важными инструментами товарной экспансии являются товарная политика предприятия и сегментация рынка. Имеются следующие альтернативные варианты реализации стратегии: - добавление потребительских характеристик товара (например, сотовые телефоны со встроенными функциями, которые постоянно добавляются и обновляются); - расширение товарной номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции (например, производитель напитков выпускает их в различной упаковке и разных по объему емкостях. Наряду с этим он может приобрести производство дополняющих товаров, скажем чипсов, или получать их по договору и перепродавать под своей маркой). Стратегия развития рынка, или рыночная экспансия, направлена на поиск новых рынков/новых сегментов рынка для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта как в пределах географического региона, так и вне его. Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискована, чем обе предыдущие, но в перспективе более доходна. Однако выйти напрямую на новые географические рынки довольно трудно, так как они «чужие», заняты другими фирмами. Здесь также имеется ряд альтернатив: - освоение новых сегментов на том же рынке; - выход на новые рынки внутри страны и в других странах. Стратегия развития рынка опирается в основном на систему сбыта продукции и ноу-хау в области маркетинга. Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех предприятий, работающих на целевом рынке, или только для данного предприятия. Такая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость предприятия в отдаленном будущем. Она является наиболее рискованной и дорогостоящей. По аналогии с другими матрицами портфельного анализа достоинствами матрицы Ансоффа являются простота и наглядность представления возможных стратегий, а недостатками – односторонняя ориентация на рост, учет всего двух, хотя и важнейших, факторов (товар и рынок).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.014 с.) |