Стратегические решения: понятие, особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегические решения: понятие, особенности



Основу стратегического менеджмента составляют стратегические решения. К числу стратегических решений на предприятии относят:

• реконструкцию (переустройство, переоборудование);

• внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

• расширение рынков сбыта;

• организационные изменения (изменения организационно-пра­вовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с постав­щиками и потребителями);

• приобретение, слияние предприятий и т. д.

Стратегические решения – это управленческие решения, которые:

- ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

- сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учиты­вают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на пред­приятие;

- связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрез­вычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

Отличительные особенности стратегических решений:

• инновационны по своей природе;

• направлены на перспективные цели предприятия, на возмож­ности, на будущее;

• связаны с неопределенностью и риском;

• требуют знаний: результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его приня­тия;

• для таких решений нет жестких временных рамок;

• субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;

В качестве примера стратегического решения можно привести «Выход на новые рынки сбыта». Особенности этого решения:

- направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями;

- имеется несколько аль­тернативных вариантов реализации этого решения (работать с по­средниками или самостоятельно, с какими именно посредниками, совмещать эти две альтернативы);

- у этого решения достаточно высок риск;

- успех в его реализации во многом будет зависеть от качественной проработки всех взаимосвя­занных вопросов;

- вместе с тем, объективно оценить целесообразность данного решения до его реализации не представляется возможным.

 

Стратегическая единица бизнеса и стратегическая

Зона хозяйствования

Понятие «стратегическая единица бизнеса» пришло к нам из-за рубежа. В 1970-е годы многие иностранные компании оказались в сложной ситуации: с расширением хозяйственных операций, ростом размеров фирмы, с выпуском разнородной продукции возросла нагрузка на систему управления компани­ей.

Одной из первых крупных компаний, которая попыталась решить возникшую проблему, явилась General Electric. Ее руководство пошло на радикальную реорганизацию, разделив весь бизнес на несколько частей, которые могли функционировать независимо, обслуживая отдельные сегменты товарного рынка. Такие самостоятельные хозяйственные подразделения компании и получи­ли название стратегических единиц бизнеса.

Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратеги предприятия в одной или нескольких зонах хозяйствования. Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) представляет собой отдельный сегмент окружения, на который предприятие имеет (или хочет получить) выход.

После выбора СЗХ предприятие должно разработать соответствующую номенклатуру изделий. Ответственность за выбор области деятельности, разработку конкурентоспособных изделий и сбытовых стратегий лежит на СЕБ. Концепция СЗХ и СЕБ– необходимый инструмент, обеспечивающий предприятию ясное представление о том, каким может стать в будущем ее окружение, что чрезвычайно важно для принятия эффективных стратегических решений.

В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концеп­ция сегментации рынка. Сегмент — это определенным образом выде­ленная часть рынка, его фрагмент. Чаще всего выделяют сегменты, ориентированные на определенные группы покупателей. В каче­стве критериев сегментации выделяют: географические критерии (мировой рынок, российский, местный); социально-демографические критерии (пол, возраст, уровень дохода, семейное положение, социальный статус и т. д.); поведенческие (образ жизни, специфические занятия — садово­ды, автолюбители, туристы и т. д.).

Рынок можно также сегментировать по размеру, форме собственности, отраслям деятельности предприятий-потребителей.

Сегментация при определенииСЗХпредставляет собой трудную задачу для менеджеров:

1. Во-первых, потому, что многим людям бывает нелегко изменить угол зрения, так как они привыкли видеть внешнюю среду с позиций традиционного набора продуктов, выпускаемых предприятием, а им приходится смотреть на среду как на сферу рождения новых потребностей, которые могут привлечь любого конкурента.

2. Во-вторых, СЗХ описывается множеством переменных, к числу которых относят:

- перспективы роста (выражающиеся не только темпами роста, но и характеристикой жизненного цикла спроса);

- перспективы рентабельности;

- ожидаемый уровень нестабильности, при котором перспективы теряют определенность и могут измениться;

- факторы конкуренции в будущем, определяющие успех в СЗХ.

Фирма General Electricсформулировала ряд критериев выделения СЕБ:

1. Определенный круг кли­ентов и заказчиков.

2. Самостоятельное планирование и осуществление произ­водственно-сбытовой деятельности, материально-технического снаб­жения.

3. Оценка деятельности на основе учета при­былей и убытков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.005 с.)