Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III Подсистема информационного обеспечения

Поиск

 

Рис. 2. Система стратегического менеджмента

Реализуя функцию стратегического анализа, менеджер определяет, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Комплексно проведенный стратегический анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия, а также конкурентного окружения дает реальную оценку его ресурсов и возможностей и служит отправной точкой разработки стратегии.

На стратегический выбор воздействуют самые разнообразные факторы: риск, учет опыта применения разных стратегий в прошлом, реакция на положения владельцев предприятия, учет фактора времени, мотивация служащих. Окончательная стратегическая альтернатива выбирается в результате коллективного обсуждения менеджеров.

Обоснованная и сформулированная стратегия используется для разработки проекта выполнения стратегии (стратегического проекта) (рис. 3). Принятая стратегия позволяет сосредоточить внимание на наиболее значимых участках, параметрах и возможностях, отбросив несовместимые с ней варианты.

 

Неполная информация   Уточнение стратегии
ОРИЕНТИР СТРАТЕГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Уточнение ориентира Более полная информация
           

Рис. 3. Алгоритм разработки стратегического проекта

 

В ходе выполнения стратегии, как отмечает И. Ансофф, могут возникнуть противоречия между тремя группа­ми ориентиров: между долгосрочными и краткосрочными показате­лями рентабельности и объема продаж; между рентабельностью и гибкостью управления; гибкостью управления и синергизмом.

Функция стратегического контроля представляет собой часть общей системы стратегического менеджмента, между элементами которой имеются обратные связи и возможность изменения ранее заданных показателей. При любом нарушении хода выполнения стратегии формируется ответное воздействие, направленное на уменьшение возникшего отклонения от плана с учетом изменений в окружающей среде. То есть, в стратегическом менеджменте ничто не является окончательным, и все предварительные действия корректируются в зависимости от изменения окружающей среды или появления новых возможностей, способных улучшить стратегию.

3.4 Понятие и содержание стратегии предприятия

Слово стратегия произошло от греческого strategos – «искусство генерала». Согласно фельдмаршалу Мольтке, стратегия всегда должна направлять свои стремления лишь на самую высокую цель, которую вообще только можно достигнуть при имеющихся средствах.

В общем виде стратегию можно определить как эффективную деловую концепцию (концепция бизнеса), дополненную набором реальных действий, который способен привести ее к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Она в большей степени формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее практическая реализация опирается на активное участие менеджеров всех уровней управления. Стратегия предприятия динамична и обновляется по мере развития предприятия.

Стратегия предприятия – это генеральная программа действий, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических целей. Она формирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единственное направление действий.

Стратегия предприятия состоит из множества ответов на вопрос «как?»:

- как развито дело?

- как удовлетворить своих клиентов?

- как обогнать конкурентов?

- как ответить на изменяющиеся рыночные условия? и т.д.

Вопрос «как?» в стратегии предприятия специфичен для различных предприятий и связан исключительно с ситуацией на предприятии и целями его деятельности.

На сегодняшний день существует множество определений стратегии, среди которых можно выделить два наиболее обобщающих подхода: «пять П» («5Р») стратегии Минцберга и «три компонента» стратегии Чандлера.

Минцберг выдвинул идею о том, что термин «стратегия» практикуется неоднозначно и включает: план (plan); прием как тактический ход (ploy); поведенческую модель (pattern of behavior); позицию по отношению к другим (position in respect to others); перспективу (perspective). Очень важно рассматривать каждую из этих составляющих во взаимосвязи. Однако в рамках предприятия возможно одновременное использование нескольких компонентов.

Определение Чандлера представляет более упрощенную модель, но, на наш взгляд, в нем определена суть «хорошей» стратегии. Стратегия должна содержать три существенных компонента: определение основных долгосрочных целей; принятие курса действий; размещение ресурсов.

Таким образом, стратегия должна:

- синтезировать в себе технические, технологические, экологические, экономические, управленческие и другие аспекты развития объекта управления;

- интегрировать различные стороны управляемого объекта;

- ориентировать на достижение не сиюминутных задач, а стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение стратегических общественных, корпоративных и личных интересов;

- воплощать в себе научные достижения в области экономики, техники, управления и других наук;

- быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в пространстве и во времени;

- концентрировать стратегические и тактические конкурентные преимущества субъектов и объектов управления, внешней среды, знания, умения и опыт всего коллектива;

- быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические преимущества конкурентов и не завышающей свои преимущества.

Стратегия предприятия состоит из двух частей: запланированной и случайной. Исходя из этого реальная стратегия – это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к новым достижениям промышленности и новой диспозиции на поле конкурентной борьбы.

Удачная стратегия и ее умелая реализация – признаки эффективного управления, которые неотделимы друг от друга. И это действительно так: одни менеджеры развивают сильные стратегии, но не могут претворить их в жизнь, другие – создают посредственные стратегии, но с блеском осуществляют их. Для того чтобы предприятие приобрело максимальный потенциал, менеджеры должны совмещать хорошую разработку стратегии с удачным ее осуществлением.

Суть стратегического процесса раскрывается на основе представления стратегии как образа действий, обуславливающего определенную и относительно устойчивую линию поведения предприятия на достаточно продолжительном историческом интервале. Причем такой образ действий может сложиться только в рамках соответствующей системы принципов, правил и приоритетов, устанавливающих обстоятельства места (где?), времени (когда?), причины (почему?), способа (как?) и цели (для чего?) действия организации.

В современной литературе существует два взгляда на понимание сущности стратегии.

Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе:

1. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени.

2. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния.

3. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам, реализация которого должна привести к достижению конечной, четкой определенной цели.

При таком понимании стратегия – конечный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии – это нахождение цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна в условиях рыночной экономики. Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксирован объем производства в каждом конкретном временном промежутке и в конечном периоде.

Второе понимание стратегии базируется на том факте, что стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы взаимоотношений внутри предприятия, а также позиции предприятия в окружающей среде, приводящие его к достижению целей.

Такое понимание исключает детерминизм в поведении предприятия, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести предприятие к достижению стоящих перед ним целей. Примерами стратегии второго типа могут служить следующие: увеличение доли объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены; производство нового продукта при одновременном сокращении другого продукта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.006 с.)