Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование экспорта капитала

Поиск

Регулирование вывоза частного капитала из экономически развитых стран в современных условиях сводится главным образом к государственной поддержке национальных фирм и помощи в продвижении за рубеж. Проблема вывоза капитала из России в связи с его масштабами, причинами, особенностями нынешнего исторического этапа и насущными нуждами страны выглядит особенно острой и требует иного подхода.

 

Масштабы и формы вывоза капитала из России. Как уже отмечалось выше, Россия, как всякая страна с переходной экономикой, в застойном состоянии остро нуждается в инвестиционных ресурсах. В это время ставший новым феноменом регулярный отток национального капитала за границу, в значительной мере обусловленный неблагоприятной ситуацией для инвестиций в стране, достиг ощутимых масштабов, о которых можно судить, к сожалению, в основном на базе экспертных оценок, поскольку официальная статистика не отражает реального положения дел. Во всяком случае, речь однозначно идет о существенном превышении вывоза капитала из страны над поступлением инвестиций из-за рубежа.

Слабость статистической базы объясняется рядом обстоятельств. Бедна законодательная база всей сферы зарубежного инвестирования, тем более в области сбора информации. Государственная регистрационная палата обязана регистрировать российские инвестиции за рубежом. Но ведущий реестр охватывает ограниченное число информационных позиций о регистрирующихся за рубежом российских компаниях и не отражает последующих изменений, произошедших с ними. Многие регистрирующиеся за рубежом компании с российским капиталом стремятся избежать регистрации и внесения в реестр в России. Санкции против них до сих пор не применялись.

Главная форма вывоза капитала из России — вывоз в ссудной форме (в виде кредитов, вложений на счета в зарубежных кредитных организациях). Россияне также активно покупают иностранные ценные бумаги и недвижимость за рубежом. Накопленные зарубежные прямые инвестиции российских инвесторов оцениваются примерно в 15—20 млрд. долл. (не считая вложений в ценные бумаги[36] и недвижимость). Сейчас за рубежом, преимущественно в западных странах, действует несколько десятков тысяч компаний с российским капиталом. Часть из них была создана еще в советское время, но большинство возникли в последние годы. Основные сферы действия этих компаний — торговля, транспорт, финансовый рынок. Появляются первые отечественные ТНК (главным образом в топливно-энергетическом комплексе), осуществляющие зарубежные инвестиции по классическим мотивам. Открывают за границей свои филиалы и российские банки[37].

Следовательно, Россия, хотя и едва заметно, включается в процесс межстрановой миграции капитала. Особенно активно этот процесс идет в отношении стран СНГ, где всего за три года (1994—1996 гг.) российские кратко- и долгосрочные активы возросли в 9,3 раза. В целом этот процесс можно расценивать как положительный. Однако закономерное беспокойство вызывает тот факт, что подавляющая часть вывоза капитала осуществляется в форме так называемого бегства.

 

Бегство капитала. Термин "бегство капитала", его отличия от понятий "вывоз капитала", "отток капитала" в научной литературе трактуются неоднозначно. В узком понимании бегство капитала сводят к оттоку краткосрочных частных капиталов спекулятивного характера. При широкой трактовке термин применяется к ситуации массового оттока частных капиталов любого характера и любой срочности. Авторы обращают внимание на особенности причин и мотивов инвестирования за рубежом. Бегство капитала рассматривается как следствие неблагоприятного инвестиционного климата в стране, нарастания экономической либо политической нестабильности, опасения обесценения национальной валюты, ожидаемой межстрановой разницы в налогах и т. п. Одни считают, что бегство капитала осуществляется как в легальных, так и в нелегальных формах, другие сводят его только к нелегальному вывозу средств. Часто подчеркивается, что значительная часть этого капитала криминального происхождения. В российской практике обычно именно незарегистрированное приобретение резидентами иностранных активов, вложения в финансовые институты за рубежом рассматриваются как бегство капитала. К незаконным формам вывоза российского капитала относят невозврат в страну экспортной выручки, контрабанду товаров с оседанием денег на счетах зарубежных банков, тайный вывоз наличной валюты и т. п.

Неоднозначность трактовки термина, различие методик количественного определения приводят к большим расхождениям существующих оценок. Систематический официальный учет масштабов этого явления не ведется. Вместе с тем феномен бегства капитала, способный спровоцировать глубокие потрясения, в 90-е гг. стал предметом особого внимания со стороны МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых организаций, рассматривающих его как проблему глобальной значимости.

Достаточно масштабный и слабо контролируемый отток капитала из России, безусловно, противоречит ее национальным интересам, сокращая финансово-инвестиционный потенциал страны. Годовая утечка денег в 4 раза превышает ежегодные платежи страны по внешнему долгу и съедает более 25% ее экспортной выручки.

 

Подходы к решению проблемы бегства капитала. Среди подходов к решению рассматриваемой проблемы выделяются два крайних: либерально-рыночный и административно-государственный. Сторонники первого подхода считают, что проблема является следствием главным образом незрелости рыночной экономики и в будущем разрешится сама собой. Причем считается, что административные рычаги часто оказываются неэффективными, способными лишь несколько уменьшить отток капитала, но не остановить его. Усиление административного контроля повлечет более активные поиски обходных путей.

Административно-государственный подход предполагает в качестве первопричины бегства капитала общую криминализацию экономики и злоупотребления в сфере ВЭД. Сторонники этого подхода призывают

совершенствовать административно-государственный контроль во внешнеэкономической сфере, предпринять шаги по стимулированию репатриации капиталов. Определенный опыт в мировой практике имеется. В России получила распространение идея объявления амнистии капиталам, которые незаконно были вывезены за рубеж и будут возвращены обратно в течение определенного срока.

На деле оба подхода имеют основания и отражают разные стороны проблемы, которая, безусловно, чрезвычайно актуальна и сложна. Ее решение должно рассматриваться с позиции стратегии и тактики российских экономических реформ. Коренное решение ее возможно лишь в стратегическом плане в связи с общим оздоровлением экономической, политической, правовой ситуации в стране. В перспективе основной задачей государства в рассматриваемой области должна стать поддержка ведущих национальных производителей в их продвижении на мировые рынки в форме создания зарубежных подразделений. На данном этапе переходного периода целесообразны ужесточение контроля и ограничение вывоза отечественного капитала, прежде всего в форме его бегства.

Среди мер, способных сократить утечку капитала из страны, специалисты обычно называют следующие:

 

• противодействие спекулятивным перемещениям "горячих денег" на основе комплекса мер по устранению ожиданий возможной девальвации национальной валюты (в частности, мер по стабилизации банковской системы);

• предотвращение бегства капитала по легальным и полулегальным каналам в результате повышения эффективности использования механизмов внешнеторгового и валютного контроля, устранения сохраняющихся пробелов в соответствующем законодательстве (в частности, следует принять федеральный закон о регулировании экспорта российского капитала);

• перекрытие нелегальных каналов бегства капитала, связанных с незаконными внешнеэкономическими сделками (контрабанда, наркобизнес, торговля оружием и т. п.), как следствие комплексных мер, предполагающих широкое межстрановое взаимодействие и обмен информацией.

 

Государственными органами предпринимаются меры, направленные на решение назревшей проблемы. Для совершенствования системы регулирования и ужесточения контроля за российскими инвестициями за рубежом МВЭС России в конце 1997 г. утвердил Порядок подготовки заключений о целесообразности осуществления инвестиций за рубежом резидентами России. Подготовка заключений возлагается на специальную экспертную группу МВЭС России. Организационно-техническое обеспечение ее работы поручено Департаменту контроля и защиты государственных интересов МВЭС России. В состав группы входят представители и других подразделений министерства, а также ВНИКИ (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт).

Для прохождения экспертизы инвестиционных проектов (создание за границей предприятий с участием российского капитала, покупка акций или доли зарубежной компании) инвесторы представляют в экспертную группу комплект документов, содержащих общую информацию о заявителе и будущем инвестиционном проекте, характеризующих "чистоту" заявителя перед налоговыми органами на предмет отсутствия задолженности по платежам в бюджет и перед органами валютного контроля (отсутствие задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продаже ее части); технико-экономическое обоснование целесообразности осуществления российских инвестиций за рубежом либо заверенный аудиторами годовой балансовый отчет или другие документы финансово-хозяйственной деятельности ранее созданного за рубежом предприятия; "внешнюю" документацию, характеризующую возможного иностранного партнера. В случае предполагаемого приобретения пакета акций (доли) зарубежной компании необходимо представить копию решения о продаже акций (доли) российскому участнику и копию запарафированного проекта договора купли-продажи между российским и иностранным партнерами.

Для российских резидентов появилась возможность получения реальной поддержки и помощи со стороны подразделений МВЭС и организаций, работающих в тесном контакте с ними. Эту поддержку и помощь призваны оказывать торговые представительства за рубежом, обладающие необходимой информацией о конъюнктуре местного рынка, потенциальных партнерах, инвестиционном климате страны-реципиента; сотрудники аппарата уполномоченных МВЭС в регионах, способные предоставить консультационные услуги; ВНИКИ, являющийся экспертным органом и официальным консультантом МВЭС.

Российское государство должно всячески поддерживать отечественные финансово-промышленные группы в тех областях производства, в которых наши производители имеют хотя бы отдаленные перспективы отвоевания мирового рынка, превращения в мощные ТНК, сравнимые с ведущими западными компаниями.

Дефолт и его последствия существенно изменили экономическую ситуацию в России, создали новые условия инвестирования в различные секторы экономики как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Исследователи выделяют как позитивные, так и негативные факторы, сказавшиеся на инвестиционной активности. В стране наблюдались развал финансового рынка, снижение вследствие резкого обесценения рубля конкурентоспособности импортных товаров, активизация импортозамещающего роста в ряде отраслей, некоторое финансовое оздоровление российских предприятий. В то же время возросли риски инвестирования, сузился платежеспособный спрос и как следствие — резкий спад иностранных инвестиций, наблюдавшийся с третьего квартала 1998 г., замораживание многими зарубежными фирмами инвестиционных проектов, новая волна оттока капитала из страны.

Ситуация в инвестиционной сфере говорит о первостепенной важности рассмотренных вопросов.

Изучение российской практики регулирования иностранных инвестиций показывает, что в целом оно еще далеко от совершенства. Оно недостаточно проработано как в концептуальном, так и в правовом отношении. Эта область государственной деятельности нуждается в серьезной корректировке. Российское государство должно всерьез озаботиться радикальным изменением инвестиционного климата в стране. Некоторые его условия могут быть созданы лишь постепенно, в течение длительного времени. В этом случае необходима продуманная, нацеленная на поэтапное улучшение ситуации политика. Ряд шагов можно и должно осуществить в самое ближайшее время. Один из первых шагов — наведение порядка в статистическом учете, поскольку данные официальных и неофициальных источников расходятся в несколько раз. Без этого невозможно претендовать на разработку и осуществление адекватной потребностям и эффективной политики.

Обострение проблемы, запаздывание в принятии необходимых решений и документов могут нанести огромный вред реформам в стране, подорвать ее экономическую безопасность и независимость. Российская политика в отношении участия в международной миграции капитала, учитывая специфику переходного трансформационного периода, должна оптимально сочетать либерализм и разумный протекционизм. Она должна быть органично встроенной в общую экономическую политику государства, соответствовать целям последней.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.20.129 (0.008 с.)