Дефицитное финансирование государственной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефицитное финансирование государственной деятельности



 

Государственный долг, его формы. Один из источников финансирования государственной деятельности (наряду с налогами) — правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование, широко используемое правительством всех стран.

Государственный долг связан с перераспределением ВНП и части национального богатства для формирования дополнительных ресурсов государства путем займов денежных средств у частных лиц и институтов, а также за счет кредитов иностранных государств. Структурно государственный долг включает: финансовую задолженность — денежные обязательства государства в связи с займом кредитных средств и административную задолженность — долги по платежам (например, задолженность по выплате заработной платы). Иногда в состав государственного долга могут также включаться долговые обязательства государства при поручительствах (например, финансовые гарантии для содействия экспортно-импортной деятельности). Происхождение кредитных средств позволяет рассматривать их как внутренний и внешний долг государства. В качестве кредиторов государства выступают банковская система, небанковский сектор (например, система социального страхования), а также зарубежные государственные и частные организации.

Государственный долг выступает в двух основных формах — государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

 

Государственный долг как инструмент регулирования экономики. Основное назначение государственного долга — быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач: фискальной — получить финансовые средства для нужд государства и регулирующей — использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.

Стабилизационное воздействие на экономику осуществляется посредством изменения либо объема государственной задолженности, либо ее структуры, что позволяет влиять на основные макроэкономические показатели. Если основные государственные обязательства сосредоточены в небанковском секторе, то влияние государства на уровень потребления, сбережений и инвестиций будет более прогнозируемым: в период экономического спада путем займов государство мобилизует накопление денежных средств, с помощью которых государственные мероприятия будут стимулировать конъюнктуру. В период оживления и подъема государство размещает свои займы в частном секторе за счет уменьшения уровня потребления и сбережений. Если же кредитование государства осуществляется за счет банковской системы, то воздействие государственного долга на экономическую конъюнктуру сложнее, так как изменение потребления, сбережений и инвестиций осуществляется опосредованно, через банковскую систему.

Воздействие государственной задолженности на экономический рост всегда упирается в целевое назначение мероприятий правительства, профинансированных за счет кредитов государства. Так, практика государственного регулирования в 70—80-е гг. свидетельствует, что позитивное влияние дефицитного финансирования на уровень занятости связано с циклической безработицей. В условиях же структурной безработицы, типичной в последнее время для многих развитых стран, стимулирующая бюджетная политика государства приводит к стагфляции.

Таким образом, государственный долг связан с государственным регулированием экономики, с необходимостью смягчения противоречия между экономическими и социальными потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет бюджетных средств. Государственный долг зависит от состояния экономики. Поэтому очень важно целевое назначение государственных кредитных ресурсов: на какие нужды идут государственные средства — на удовлетворение экономических и социальных нужд общества или на увеличение административных расходов государства, на обеспечение структурных сдвигов в общественном производстве или на обогащение отдельных групп населения. Во втором случае государственный долг не является средством государственного регулирования экономики, а отражает кризисные процессы в хозяйстве и потому требует активных стабилизационных мер государства.

 

Регулирование государственного долга. Двойственная природа государственного долга, определяемая его целевым назначением, обусловливает противоречивое воздействие государственной задолженности на экономику — стимулирующее и дестабилизирующее. Отсюда возникает необходимость регулирования государственного долга (чтобы снять дестабилизирующее его воздействие на экономику), определение его границ. От методов регулирования государственного долга во многом зависит, будет ли государственная задолженность бременем или стимулом для экономического развития. Основное направление регулирования государственного долга — это регулирование объема, состава и структуры государственной задолженности. Методы регулирования государственного долга многообразны: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга. Реальное бремя государственной задолженности можно уменьшить с помощью повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву доверия к государству как заемщику. Важный канал регулирования государственного долга — приватизация государственной собственности, с помощью которой можно сбалансировать бюджетный дефицит, добиться превышения доходов над расходами, т. е. уменьшить государственный долг. Использование приватизации как средства регулирования государственного долга также сопряжено с рядом проблем, среди которых неустойчивость поступлений финансовых средств от приватизации и их сильная зависимость от политической конъюнктуры. Следовательно, методы регулирования государственного долга имеют свои границы.

В последнее время в практике развитых стран широкое распространение получили институциональные методы регулирования государственного долга. Это выразилось в разработке особых статей и отдельных положений о регулировании государственной задолженности в Конституции, в Законе о федеральном бюджете, о Центральном банке и банковской системе, а также в специальных законах о регулировании возможностей займов денежных средств государством и постановлениях о регулировании рынка капитала. Однако институциональные методы регулирования государственной задолженности пока не вполне действенны.

В целом же возможность использования государственного долга определяется уровнем экономического развития страны. "Репутация державы, — говорил У. Черчилль, — точнее всего определяется той суммой, какую она способна взять в долг". Чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем менее обременительным для государства является использование займов для финансирования расходов. Вместе с тем определенные границы для государственных займов ставят рынок капитала, наличие средств у участников рынка капитала для инвестирования в государственную задолженность и инвестиционная привлекательность государственных обязательств для кредитов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.90.21 (0.005 с.)