Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный кредит. Сущность и функции государственного кредита.

Поиск

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта. Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

· поиск финансовых ресурсов для финансирования гос-х расходов, увязки доходов и расходов;

· регулирование макро- и микроэкономических процессов;

· воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней. На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как по заимствованию средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, местные органы власти могут размещать займы, мобилизуя средства для строительства новой канализационной системы, дороги, парка, школы. Как финансовая категория государственный кредит выполня­ет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осущес­твляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздей­ствует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Существуют причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита: 1)наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2)дефицит госу-го бюджета.
26. Государственный (муниципальный) долг. Классификация государственных и муниципальных заимствований. Предельные объемы заимствований.

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физ. и юридическими лицами, субъектами РФ, муниц. образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, возникшие в результате гос. заимствований, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. (ст.6)

Гос. заимствования делятся на: Гос заимствования РФ - гос займ, осущ-мый путём выпуска гос цен бумаг и кредиты от др бюджетов бюджетной системы, кред орг-й, ин гос-в, по к-м возникают обяз-ва РФ.

Гос заимствования субъектов РФ – гос займы, осущ-мые путём выпуска цен. бумаг от имени мун образования и кредиты, привлекаемые от бюджетов др. уровней и кред орг-й. Также делятся на внутренние и внешние. Под муниц. заимствованиями понимаются муниц. займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниц. образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниц. долговые обязательства.

Для субъектов РФ установлены след требования по объёму и структуре гос долга: 1)Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета объема безвозмездных поступлений. 2)Расходы на обслуживание гос долга не должны превышать 15% расходной части регион. бюджета за искл. той части расходов, которая финансируется за счёт субвенций. 3)Объём дефицита бюджета субъекта федерации не превышает 15% доходной части бюджета без учёта безвозмездных поступлений.

Предельный объем муниц. долга также не должен превышать общий годовой объем доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по доп. нормативам отчислений. В зависимости от места размещения займы делят на: внутренние; внешние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние – перед резидентами.

-По сроку заимствования: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1-5 лет); долгосрочные (более 5 лет).

-По способу обращения:

• рыночные (оформляемые в виде ценных бумаг, свободно обращающихся на вторичном рынке);

• нерыночные (в виде инструментов, не имеющих хождения на вторичном рынке).

-По форме выплаты дохода:

• процентные (в виде фиксированного процента от номинала);

• дисконтные займы, при которых ценные бумаги приобретаются с дисконтом, а погашаются по номинальной стоимости;

• выигрышные займы, при которых доход осуществляется на основе тиражей выигрыша;

• индексационные займы (доход выплачивается посредствам индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг).

-По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе Рос­сии государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
27. Управление государственным (муниципальным) долгом. Реструктуризация и рефинансирование долга. Предельные объемы долга.

Под управлением государственным {муниципальным) долгом по­нимается совокупность мероприятий государства (органов местного самоуправления) по установлению предельных объемов заимство­ваний и разных видов долга, разработке программ по погашению займов и организации выплат денежных средств по ним, проведе­нию изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Одним из широко распространенных методов управления государственным и муниципальным долгом является рефинансирование государственного и муниципального долга, то есть погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами. В процессе исполнения бюджета нередко возникает потребность реструктурировать долг. Реструктуризация долга — это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. Реструктурирование основывается на соответствующем соглашении. Важной составляющей управления государственным долгом является установление его предельного объема и предельного объема государственных заимствований РФ. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной год утверждаются законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Установлено, что предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Бюджетный кодекс предусматривает случаи, когда Правительство РФ вправе осуществлять заимствования свыше установленного предельного их объема:

• по внешним заимствованиям — если при этом Правительство РФ осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга;

• по внутренним (внешним) заимствованиям вместо внешних заимствований — если это снижает расходы на обслуживание долга в рамках установленного объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен.

28.Межбюджетные отношения. Межбюджетные трансферты. Формы межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями(органами гос власти РФ, органами гос власти субъектов РФ и органами местного самоуправления) по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные трансферты являются составной частью межбюджет-х отн-й, которые представляют собой сред-ва, предоставляемые одним бюд-ом бюд сист РФ другому бюд-ту бюд сист РФ. Действующим в настоящее время Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов: 1) дотации – межбюд трансферты, предоставляемые на безвозмезд и безвозврат основе без установления напрвлений и условий их использования. 2) субсидии – это трансф, предоставляемые бюд-ту др Ур-ня на безвозврат и безвозмезд основах на условиях целевого фин-ия расходов преимущественно в рамках софин-ия. 3) субвенции – трансф, передаваемые из бюд-та 1-го Ур-ня бюд-ту др ур-ня на безвозмезд и безвозврат основах для фин-ия целевых расходов по передаваемым полномочиям. Ср-ва субвенций не принадлежат собствен-ым доходам бюд-та.

 

29. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации и муниципальных образований. Дотация:

1. В российском законодательстве - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. (Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 6)

2. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей.

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой - не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Статья 131. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК.

 

30. Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам. Целевое назначение субвенций и субсидий.

Субве́нция — трансф, передаваемые из бюд-та 1-го Ур-ня бюд-ту др ур-ня на безвозмезд и безвозврат основах для фин-ия целевых расходов по передаваемым полномочиям.

Статья 133. Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субсидия -это трансф, предоставляемые бюд-ту др Ур-ня на безвозврат и безвозмезд основах на условиях целевого фин-ия расходов преимущественно в рамках софин-ия.

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия. Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях. Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

Статья 132. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Статья 138.1. Субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ

Статья 139

31. Межбюджетное регулирование как форма перераспределения финансовых ресурсов бюджетной системы государства, его необходимость и формы.

Механизм бюджетного регулирования представляет собой процесс распределения и перераспределения средств между бюджетами разного уровня, результат которого оказывает непосредственное влияние на социальную и экономическую ситуацию в обществе. В Теории управления известны две модели регулирования: оперативного управления и нормативного регулирования. Оперативное управление представляет собой текущее воздействие на объект с целью достижения локального результата, не опирающееся, как правило, на нормы права. Нормативное регулирование ориентировано на достижение стратегических целей и основано на правовых нормах, определяющих правила поведения субъектов правоотношений. Сфера бюджетных отношений, субъектами которых являются органы власти, регламентируется исключительно нормативно-правовыми документами.

Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований является исходным пунктом системы бюджетного регулирования. В основе политики государства в сфере регулирования межбюджетных отношений на субфедеральном уровне лежит принцип сбалансированности бюджета каждого уровня власти, согласно которому объем доходов должен быть достаточен для решения первостепенных задач. Средством его реализации служит перераспределение ресурсов между бюджетами для выравнивания доходной части нижестоящих бюджетов до необходимого уровня, предполагающего достижение минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов.

Механизм бюджетного регулирования: ЦЕЛЬ: Обеспечение всем гражданам страны равного доступа к государственным слугам вне зависимости от места их проживания

ИНСТРУМЕНТЫ:

1. целевые программы развития;

2. закрепление налогов за определенным уровнем бюджетной системы;

3. распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы по единым нормативам;

4. субвенции из вышестоящего бюджета на исполнение отдельных расходных обязательств

5. Дотации, субвенции, субсидии

С точки зрения целей и инструментов бюджетного регулирования различают:

Вертикальное выравнивание трактуется как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных источников, среди которых акцент делается на налоговые поступления. Основным способом вертикального выравнивания бюджетной системы является законодательное закрепление за каждым бюджетным уровнем финансирования конкретных сфер деятельности, соответствующих разграничению предметов ведения и полномочий.

Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации по определенной формуле для устранения или снижения неравенства в налоговых потенциалах территорий субъектов Федерации и муниципалитетов. Целью горизонтального бюджетного выравнивания является обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.007 с.)