Инструменты регулирования ВЭД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты регулирования ВЭД



 

Все многообразие средств государственного регулирования ВЭД можно сгруппировать в три основных блока (или направления). Первый из них — это меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства, ведущие в конечном счете к повышению конкурентоспособности промышленности страны и ее продукции. Регулирование ВЭД — это регулирование всей национальной экономики, ее конъюнктурных состояний и качественно-структурного развития. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД.

Второй блок — это специальные инструменты и механизмы, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД. Рассмотрим более подробно механизм внешнеторгового регулирования, который включает несколько основных элементов: таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование (квоты и лицензирование), конвертируемость валюты и политику обменного курса.

 

Таможенно-тарифное регулирование. Таможенно-тарифное регулирование (установление экспортных и импортных пошлин) — главный инструмент внешнеторговой политики, призванный защитить отдельные отрасли от иностранной конкуренции и нейтрализовать преимущества иностранных фирм. Основной инструмент таможенно-тарифного регулирования — таможенные пошлины. Пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе (вывозе) товара. Разработка эффективной структуры таможенных пошлин — сложная задача, поскольку подразумевает достижение нескольких противоречивых целей. Потенциальный конфликт возникает из необходимости открыть отечественную экономику для иностранной конкуренции и одновременно обеспечить защиту "чувствительных" отраслей национальной экономики (протекционизм — защита-отечественныхлроизво-дателей — традиционно является главной функцией пошлин). При этом может возникнуть необходимость реализации фискальной функции, если имеется большой бюджетный дефицит.

В зависимости от направления движения товаров пошлина может быть ввозной (импортной), вывозной (экспортной) и транзитной и взимается за перемещение товара через таможенную территорию. Развитые страны в основном используют импортные пошлины. Экспортные пошлины в настоящее время встречаются в отдельных развивающихся странах и рассматриваются как временная мера для предотвращения нехватки товара внутри страны и истощения ресурсов, а также пополнения казны. В России экспортные пошлины — временная мера и взимаются при вывозе некоторых ведущих товаров российского экспорта (нефть, руды ряда металлов, углеводороды, пшеница, рыба, целлюлоза, удобрения).

 

Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. Для этого создан Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992 г. является и Россия.[Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, разработанной на основе так называемой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле, и Комбинированной тарифно-статистической номенклатурой Европейского сообщества (КН ЕС).

В зависимости от способа исчисления ставок пошлин выделяют: адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров, специфические, начисляемые в установленном денежном размере за физическую единицу облагаемого товара (за 1 кг, 1 л или 1 шт.), и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом "О таможенном тарифе" (1993 г.). На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой ставки) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), установленный законодательными органами. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.

В различных странах имеются существенные отличия в процедурах, режиме регулирования, уровне таможенных пошлин и т. п. Например, таможенные пошлины часто зависят от уровня экономического развития страны: чем он ниже, тем выше ставка пошлин. Так, в Австрии пошлины почти в три раза выше, чем в соседней Швейцарии. Особенно высокие пошлины устанавливаются в развивающихся странах. Существенно различаются таможенные пошлины и в зависимости от степени обработки товара. Наиболее высокие пошлины устанавливаются на готовые изделия. Например, в странах ЕС кожаное сырье и хлопок ввозятся беспошлинно, а обувь и ткани облагаются пошлиной в 20—22%.

Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяются различные тарифные льготы, так называемые тарифные преференции (возврат ранее уплаченных пошлин, освобождение от их оплаты, снижение ставки и др.). Например, льготы устанавливаются в отношении товаров из развивающихся стран, пользующихся системой преференций РФ. Система преференций пересматривается не реже одного раза в пять лет Правительством РФ. Для того чтобы воспользоваться правом на получение тарифных льгот, необходимо представить таможенным органам сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведен в соответствующей стране или подвергся существенной обработке на ее предприятиях.

Возможен и беспошлинный ввоз. Так, от пошлины освобождаются транспортные средства, выполняющие международные перевозки, и имущество, необходимое для их эксплуатации; товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для служебного пользования иностранцами или из нее вывозимые; валюта РФ, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами РФ; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности, и т. п. Освобождается от обложения таможенной пошлиной экспорт товаров для государственных нужд (включая поставки нефти, газового конденсата и продуктов их переработки, осуществляемые предприятиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству).

В отдельных случаях устанавливаются так называемые специальные пошлины, призванные защитить отечественные товары от конкуренции с дешевыми импортными товарами. Например, антидемпинговая пошлина применяется в случае ввоза в Россию иностранных товаров по ценам более низким, чем их стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины вводятся в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

 

Нетарифные меры регулирования. Помимо таможенных пошлин в мире существует более 50 различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путем ее количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические проволочки и т. п.

Внешнеторговая квота — это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет четко ограничить объем импорта (экспорта). Повышение, например, импортных пошлин может увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объема импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь положительный эффект лишь при наличии конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара.

В противном случае предприятие, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать дефицит данной продукции. Это одна из причин, по которым квотирование импорта в России практически не применяется.

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены какого-либо товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. При неограниченных масштабах экспорта может возникнуть нехватка данного товара на внутреннем рынке. В России квотирование экспорта обусловлено международными обязательствами страны. Мировая торговля некоторыми видами товаров (например, текстилем) регулируется специальными международными соглашениями, которые предусматривают ограничение вывоза определенных товаров странами-экспортерами, что позволяет сохранить соответствующую отрасль в странах-импортерах. Для выполнения международных обязательств России осуществляется квотирование экспорта карбида кремния, нитрата аммония, нитей и пряжи, тканей, одежды, одеял, пледов, кухонного и постельного белья, прочих готовых текстильных изделий, необработанного алюминия.

Внешнеторговые операции с отдельными видами товаров (например, вывоз квотируемых товаров, товаров мирного и военного назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов) осуществляется на основе лицензии — письменного разрешения на вывоз (ввоз) указанного товара в установленный срок. Поскольку торговые операции с этими товарами затрагивают не только экономические, но и другие национальные интересы (безопасность, зашита окружающей среды, сохранение культурного достояния и т. д.), торговая сделка нуждается в одобрении соответствующих государственных органов. Лицензия выдается на определенное время и оформляется только на один вид товаров.

К нетарифным ограничениям импорта относятся и технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов (по санитарным, радиационным и другим показателям), отраслевых норм и технических предписаний. Подобные процедуры могут серьезно осложнить сбыт ряда товаров. Барьером на пути импорта товаров могут стать различные обязательные требования к маркировке и этикетированию товара. В последнее время одним из новых требований, предъявляемым к импортируемым товарам, становится возможность облегченной утилизации последних, в частности путем вторичной переработки. В связи с этим возникла и получает распространение специальная экомаркировка на упаковке так называемых "экологически дружественных" товаров в виде определенных символов (зеленый дельфин, голубой ангел, белый лебедь и др.), играющая к тому же роль рекламы. В последнее время экомаркировка в большинстве стран стала влиять на определение импортных пошлин, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности аналогичных немаркированных товаров.

 

Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса. Это важные составляющие регулирования внешней торговли. Так, значительное понижение обменного курса стимулирует расширение экспортного сектора, ограничивает импорт и может позволить избежать трудностей с платежным балансом.

 

Стимулирование ВЭД

 

Третий блок — прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. Например, поддержка экспортных производств — составная часть общеэкономической стратегии государств, добившихся социально-экономического успеха во второй половине XX в. Активно стимулируя экспорт, государство решает несколько задач. Во-первых, содействие экспорту способствует расширению спроса на продукцию национального производства. Во-вторых, экспорт обеспечивает поступление валюты, чтобы импортировать необходимые товары, новые технологии и информацию, которые не производятся в данной стране. В-третьих, увеличение валютных поступлений обеспечивает погашение национального долга, стабилизацию национальной валюты.

Меры, принимаемые государственными органами по стимулированию экспорта и его национальных производителей, носят самый разнообразный характер. В их число входят прямое и косвенное субсидирование экспортеров, кредитование и страхование экспорта, предоставление налоговых льгот экспортерам отдельных видов продукции (прежде всего машинотехнической), содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры, обеспечение экспортеров необходимой информацией, создание максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках, моральное стимулирование экспортеров и др. Рассмотрим некоторые из них.

Прямое субсидирование экспорта — наиболее простой и традиционно используемый способ материального стимулирования внешних поставок национальными производителями и повышения ценовой конкурентоспособности их товаров. Оно осуществляется в виде выплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Ныне оно применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции. При этом Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) призывает страны-участницы ограничивать субсидирование экспорта, чтобы не вызывать дестабилизации международной торговли, принятия контрмер другими странами. Соглашение разрешает стране-импортеру вводить компенсационную пошлину на ввоз товара, экспорт которого субсидируется, если ее экономика несет от этого ущерб.

Помимо прямых дотаций из бюджета применяются средства косвенного стимулирования экспорта. Косвенное субсидирование экспортеров осуществляется через сеть коммерческих банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным субсидированием принято считать налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов (или возврат им уже уплаченных пошлин), снижение тарифов государственными компаниями (транспортными, энергетическими и др.), а также передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Часто налоговые льготы предоставляются посредническим организациям. Например, в соответствии с американским законодательством так называемые национальные корпорации для сбыта за границей, вывозящие товары из США в любой пункт назначения, минуя страну, где учреждена такая корпорация, получают налоговые скидки в размере 15%. При этом за границей не должна вестись финансовая отчетность, а главы этих корпораций не должны быть резидентами США. К концу 80-х гг. действовало свыше 3000 таких корпораций, размещенных в основном на Виргинских островах, на островах Гуам и Барбадос. Весьма действенным является и другой вид поддержки экспортеров — их непосредственное кредитование. Кредитование экспортеров может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственный банк предоставлением среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20—30 лет) кредитов на развитие экспортного производства в национальной и в свободно конвертируемой валюте. Кредит предоставляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов. Государство субсидирует из бюджета как фирменные, так и банковские кредиты, которые являются целевыми и должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы — поставщика экспортной продукции. Например, в США и Японии кредитованием внешней торговли занимаются экспортно-импортные банки (ЭИБ), во Франции — Французский банк для внешней торговли, в Германии — "Аусфуркредитаг" (АКА). Например, ЭИБ США предоставляет долгосрочные кредиты зарубежным покупателям или торговым посредникам для приобретения американских инвестиционных товаров (услуг) долгосрочного характера на срок от 5 до 10 лет и на сумму не менее 5 млн. долл. ЭИБ Японии предоставляет кредиты совместно с коммерческими банками. Практикуются кредиты как поставщикам (доля ЭИБ обычно 70%), так и покупателям (60%). Процентные ставки, как правило, ниже рыночных. Сроки кредитования от 6 мес. до 15 лет.

Традиционное средство государственной поддержки экспорта — страхование и гарантирование экспортных кредитов для защиты экспортеров от различных рисков. Страхование экспорта имеет два направления: внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством за счет бюджетных средств при крупных капиталовложениях в экспортное производство для уменьшения потерь от производственных рисков. Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы затрудняют или срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах.

Страхование экспортных операций осуществляют государственные организации или фирмы и корпорации, получающие дотации из бюджета. Например, ЭИБ США осуществляет подобную деятельность в сотрудничестве с Ассоциацией страхования экспортных кредитов, объединяющей частные страховые компании. Они совместно страхуют кредиты, предоставленные для экспорта товаров, полностью произведенных в США. ЭИБ вправе страховать долгосрочный кредит от коммерческих и политических рисков на 100% стоимости. Среднесрочный кредит может страховаться до 90% стоимости контракта по промышленной и до 98% — по сельскохозяйственной продукции. Страховые государственные организации, как правило, устанавливают ставки значительно более низкие, чем частные страховые фирмы. Например, в США они составляют 1—2% суммы контракта, в Японии — 0,3%.

В Великобритании соответствующую функцию выполняет Департамент гарантирования экспортных кредитов, подчиненный министру торговли и промышленности, а во Франции — Французская компания по страхованию внешней торговли (КОФАСЕ) — акционерное общество, контролируемое государством. КОФАСЕ страхует от коммерческих рисков за собственный счет краткосрочные (до 2 лет) экспортные кредиты и за государственный счет средне- и долгосрочные кредиты. В Германии экспортные кредиты страхуются государственной страховой компанией "Гермес". Страховые премии "Гермеса" выплачиваются за счет государственных средств. Потери от производственных и политических факторов покрываются на 90%, от экспортных рисков — на 85%.

Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения экспорта Правительству РФ было рекомендовано разработать Федеральную программу комплексного развития экспорта. Как приоритетное направление в ней выделяется расширение производства и вывоза готовых промышленных товаров, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия и др.). Программа должна включать мероприятия по развитию институциональной, финансовой и информационной инфраструктуры экспорта. Предусматривается комплекс мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау, например возврат отечественным производителям уплаченного НДС после пересечения товаром границы, а также снижение на 50% налога на прибыль, полученную от реализации экспортной продукции. Ставится вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов, в первую очередь машиностроительного экспорта, и предоставлении коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов. Из средств, выделяемых на государственную поддержку экспорта, предполагается '/4 направить на прямые субсидии и 3/4 — на страхование, государственные гарантии возврата экспортных кредитов. Одно из непременных условий конкурентоспособности изготовителей промышленных изделий — их информированность о рынке, возможностях и поведении конкурентов, нововведениях и о многих других характеристиках, позволяющих им иметь полное представление о внешней среде, тенденциях ее развития в текущий момент и в перспективе. Только при таком условии компания-производитель может быть гарантирована от неприятных неожиданностей и осознанно формировать и осуществлять научно-техническую, производственную, сбытовую политику, умело противостоять конкурентам.

Дополнительно к административным и экономическим методам государственного регулирования ВЭД проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Государственные органы (а также полугосударственные организации) оказывают экспортерам информационные и консультативные услуги. Государственные органы осуществляют сбор статистических материалов, анализ состояния и оценку перспектив ВЭД, издают справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. К примеру, французский центр внешней торговли оказывает экспортерам помощь в получении разного рода информации (экономической, коммерческой, отраслевой, о внешних рынках и т. д.); помогает в изучении рынка (организация деловых контактов, тестирование продукции); оказывает помощь конкретным фирмам в выборе перспективного целевого рынка, ознакомлении с ним, проведении его углубленного исследования. Такого рода услуги оказываются бесплатно.

Государственные учреждения осуществляют также активное продвижение национальных товаров на внешние рынки путем проведения выставок, международных симпозиумов, конференций и других форм ознакомления представителей деловых кругов разных стран с отечественными достижениями в экономике, науке, технике, а также путем создания за границей торговых, торгово-информационных центров. Под патронажем государственных учреждений регулярно организуются зарубежные поездки бизнесменов. Например, Министерство торговли США, имея примерно 150 представительств более чем в 70 странах — основных торговых партнерах США, регулярно организует поездки за границу торговых делегаций, проводит показы каталогов американских фирм. Оно осуществляет программы "Сваха", способствующие установлению контактов американских экспортеров с иностранными импортерами. С конца 80-х гг. Министерство торговли США приступило к реализации программы содействия экспорту под девизом "Экспортирую сейчас", основное назначение которой — информирование американских компаний о возможностях экспорта их продукции. Благодаря этой программе на экспортные рынки вышли тысячи малых и средних компаний страны.

Развита за рубежом и система морального поощрения экспортеров. Она включает организацию национальных конкурсов с награждением победителей медалями, призами, дипломами и т. д. Обладание такими наградами повышает престиж компании, укрепляет ее деловую репутацию, служит дополнительным средством повышения конкурентоспособности ее продукции. Таким образом, государство в условиях рыночной экономики располагает широким набором средств воздействия на ВЭД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.151.93 (0.027 с.)