Теоретические основы деятельности государства в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы деятельности государства в рыночной экономике



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНОЧНОЙ

ЭКОНОМИКИ

РЕКОМЕНДОВАНО УЧЕНЫМ СОВЕТОМ ФАКУЛЬТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

МГУ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации

Москва

Издательство "ДЕЛО" 2002


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Глава 1. Эволюция экономической роли государства

1.1. Этапы изменения роли государства в развитии экономики

1.2. От политики "социального государства" к политике "эффективного государства

1.3. Глобализация и формирование "баланса интересов"

Глава 2. Объективные основы государственного регулирования экономики

2.1. Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики

2.2. Экономические функции государства

2.3. Эволюция методов государственного регулирования

2.4. Тенденции изменения государственного воздействия на экономику

Глава 3. Эффективность государственного регулирования переходной экономики

3.1. Понятие эффективности государственного регулирования

3.2. Факторы, влияющие на эффективность государственного регулирования

3.3. Изъяны государства

Раздел II ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Глава 4. Бюджетно-налоговая политика

4.1. Бюджет, его функциональная роль в регулировании экономики

4.2. Налоговая система как инструмент государственной политики

4.3. Дефицитное финансирование государственной деятельности

4.4. Бюджетно-налоговая политика России в условиях становления рыночной экономики

Глава 5. Денежно-кредитная политика

5.1. Теоретические основы денежно-кредитной политики

5.2. Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике

5.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики

5.4. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России.

Глава 6. Антимонопольная политика государства

6.1. Содержание и виды антимонопольной политики

6.2. Специфика антимонопольного регулирования экономики в России

Глава 7. Регулирование инвестиционной деятельности

7.1. Инвестиции как объект государственного регулирования

7.2. Государственное финансирование инвестиций

7.3. Основные направления государственного регулирования инвестиций

7.4. Система поддержки благоприятного инвестиционного климата

Глава 8. Система поддержки малого предпринимательства

8.1. Малое предпринимательство как объект государственного регулирования

8.2. Система государственного регулирования малого предпринимательства

8.3. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса

Глава 9. Регулирование рынка труда в России

9.1. Понятие рынка труда и механизм его регулирования

9.2. Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда

9.3. Содействие занятости социально уязвимых групп населения в рамках общих мероприятий политики занятости

Глава 10. Государственное регулирование сферы научных исследований

10.1. Роль научной сферы в национальной экономике

10.2. Особенности хозяйственного механизма сферы НИОКР

10.3. Основные направления государственного регулирования научной сферы

Глава 11. Макроэкономическое регулирование и система национального счетоводства

11.1. История развития системы национального счетоводства

11.2. Методологические основы СНС

11.3. Переход на СНС и МСФО в России

11.4. Контроль финансовой отчетности

Глава 12. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды

12.1. Необходимость регулирования

12.2. Цель, задачи и эффективность государственного регулирования

12.3. Инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Глава 13. Ослабление экономической роли государства и коррупция

Раздел III РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ

Глава 14. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

14.1. Цели регулирования ВЭД

14.2. Инструменты регулирования ВЭД

14.3. Стимулирование ВЭД

Глава 15. Государственное регулирование иностранных инвестиций в России

15.1. Необходимость, основные направления и цели государственного регулирования иностранных инвестиций

15.2. Государственное регулирование импорта капитала

15.3. Государственное регулирование экспорта капитала

Глава 16. Особая роль государства в мирохозяйственном взаимодействии

16.1. Основные тенденции развития мирохозяйственной среды в конце XX — начале XXI в

16.2. Государственное регулирование процесса включения российской экономики в мировую

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Изучение экономической роли государства — неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство не осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем. Государство оказывает существенное воздействие как на экономическое, так и на социальное развитие почти во всех странах. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвященные этой важной и многогранной проблеме.

Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они достаточно критически, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы хозяйствования, учитывая как негативные, так и позитивные ее стороны, пытаются определить, какую роль государство должно играть в условиях трансформируемой (переходной) экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в XXI в.

Цель изучения курса "Государственное регулирование рыночной экономики" состоит в том, чтобы дать его изучающим целостное представление о теоретических основах трансформации государственных функций на макро- и микроуровнях функционирования переходной экономики.

Основными задачами изучения курса в соответствии с требованиями, предусмотренными государственным стандартом высшего профессионального образования, являются:

• формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;

• приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций изменения форм, методов и механизмов воздействия государства;

• уяснение многогранной роли государства, а не только функции "ночного сторожа";

• уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;

• изучение проблем динамики и тенденций становления новых форм государственного регулирования и факторов, ускоряющих, тормозящих и модифицирующих их развитие;

• формирование взгляда, свободного как от абсолютизации государственного регулирования, так и от предубеждений, понимания неоднозначного и противоречивого влияния государства на хозяйственное взаимодействие;

• ознакомление с сущностью и методами экономической политики государства, а также с принципами ее реализации.

В представленной книге рассматриваются разные аспекты государственного регулирования экономики, начиная с самых общих проблем осуществления регулирующих функций, эволюции экономических форм государства и заканчивая конкретными направлениями государственного регулирования таких сфер, как социальная, сфера научных исследований, охрана окружающей среды, внешнеэкономическая деятельность и др. Коль скоро речь идет не о плановой, а о рыночной экономике, прежде чем определять предпочтительные формы и способы участия государства в решении той или иной конкретной проблемы, следует обосновать принципиальную правомерность и необходимость его вмешательства. Так, если обсуждаются возможные меры содействия непроизводственной сфере, сначала требуется дать четкий ответ на вопрос, почему именно государство призвано нести ответственность за развитие данного сектора экономики и в какой степени оно может разделить эту ответственность с другими участниками экономической жизни. Затем необходимо оценить минимальную потребность в ресурсах, с помощью которых государство способно выполнить свои задачи. И только потом можно обоснованно решать вопрос о конкретных формах государственного воздействия (раздел I).

Не умаляя особой роли государственной собственности, важно вместе с тем сознавать, что она представляет собой лишь один из инструментов, находящихся в распоряжении государства. Причем наиболее универсальным из этих инструментов является все же не собственность, а бюджет. По существу, любые действия государства в рыночной экономике опосредуются финансовыми инструментами. Даже предприятия и организации, находящиеся в собственности государства, экономически связаны с ним, прежде всего через бюджет. Поэтому в книге большое место занимают вопросы государственных финансов (гл. 11). В книге затронуты как малоисследованные проблемы (например, экономические основы коррупции), так и спорные вопросы, касающиеся оценки некоторых тенденций в развитии современного государства.

Хотя книга в первую очередь рассчитана на то, чтобы помочь студентам и аспирантам в освоении курса экономической теории, однако она не может быть оценена только как учебное пособие. Это скорее и учебная, и научная работа, которая может быть полезна всем, кто интересуется современной экономической мыслью.

Авторы старались уделять внимание не столько изложению фактов, сколько разъяснению сути обсуждаемых проблем и демонстрируемых подходов к их решению. Существенно, что в России формы и инструменты, в которых реализуется экономическая роль государства, находятся в процессе интенсивных перемен. Главное в данной ситуации — не статика, а динамика, тенденции становления новых форм и факторы, ускоряющие, тормозящие и модифицирующие их развитие.

Изучение проблем государственного регулирования экономики призвано конкретизировать и углубить знания, полученные в процессе освоения общеэкономической теории, а также конкретизировать ключевые моменты, составляющие содержание дисциплины "Экономика общественного сектора".

При этом важно исходить не только из того, каким должно быть государство, какие оно должно выполнять экономические функции. В странах с развитой рыночной экономикой эволюционно сформировалось оптимальное взаимодополняющее соотношение рынка как саморегулирующейся системы и механизмов макроэкономического регулирования экономики.

В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются беспрецедентная натурализация хозяйственных связей, чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.

В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает искаженный характер, далекий от того, каким он должен быть в условиях цивилизованного рынка. Это усложняет изучение проблем государственного регулирования экономики России. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредоточиваться на усилении роли рынка, на смягчении его "провалов", на более полной реализации неуклонно возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

Изучение проблем государственного регулирования экономики без отрыва от сложившейся социально-экономической российской реальности требует учета общих представлений и закономерностей эволюции экономической роли государства и специфики реализации этой роли в условиях переходной экономики, той действительности, которая сложилась в России в ходе рыночной трансформации экономики.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Она оказалась неэффективной. Ее слабость и порочность связаны с утверждением криминально-бюрократического режима, недемократического по существу и нуждающегося в реформировании в направлении, отвечающем стоящим перед обществом задачам и особенностям положения, сложившегося в России.

Необходимость реформирования неправомерно связывать с неудачами применения либеральных принципов. Дело в том, что в российских условиях сложился квазилиберализм, существенно отличающийся от апробированного мировой практикой либерализма.

Неверно было бы в процессе усиления экономической роли противопоставлять либерализм и демократию. Мировая история свидетельствует о том, что либерализм и демократия долгое время развивались параллельно, прежде сложилась либеральная демократия. Индустриальные страны Запада в 70—80-е гг. сумели интегрировать многие социал-демократические ценности в идеологию либерализма, обеспечив автономию граждан по отношению к государству на основе законов и широкой демократии.

Либерализация, освобождение людей для рынка, на котором все равны, означает свободу обогащения. Свободно приобретенное благодаря прежде всего трудовому участию богатство служит справедливым критерием реализации личных интересов и достоинств граждан страны. Смысл либерального равенства состоит в том, что каждому индивиду предоставляется равное право, на участие в жизненной игре, если он принимает ее правила. Государство в таких условиях призвано лишь следить за тем, чтобы эти правила не нарушались.

Чтобы полнее понять характер реформирования сложившегося в ходе рыночных преобразований экономического статуса российского государства, необходимо учитывать условия его формирования. На протяжении всей истории Россия развивалась в направлении, диаметрально противоположном ходу эволюции государств Западной Европы и США. В течение длительного времени для России был характерен мобилизационный тип развития как способ разрешения противоречий между задачами государства или требованиями выживания социума и возможностями их решения.

Мобилизационный тип развития формируется в условиях дефицита необходимых для него ресурсов. Для этого типа присущи противоречия между интересами государства и хозяйственных структур, приоритетная роль государства во взаимоотношениях его с обществом, определяющее значение политических, а не экономических факторов развития. В этих условиях массированное использование мер принуждения и насилия служило компенсаторным механизмом, восполняющим недостаток ресурсов. Инструментом организации систематического принуждения выступали авторитарные и тоталитарные политические системы и режимы.

Совсем по иному пути развивались государства Западной Европы и США. Они не испытывали острого дефицита необходимых для развития ресурсов. При наличии в распоряжении социума необходимых для развития ресурсов и жизненных средств в этих странах доминирует инновационный тип развития. Для него характерны определяющее значение экономических факторов, совпадение интересов государства и экономических интересов хозяйствующих субъектов, внутренние экономические потребности как импульс развития, велика роль элементов саморегуляции в социальном регулировании. Это предопределяет главенство гражданского общества по сравнению с государством. Политическим выражением инновационного типа развития является демократическая система.

Мобилизационный тип развития принципиально отличается от инновационного системой отношений между государством и обществом. При первом имеет место приоритет государства над обществом, а при втором — государство и общество выступают как равноправные партнеры. Кроме того, в последнем случае государство призвано обслуживать не капитал, а общество.

В процессе рыночных преобразований в России мобилизационный тип развития был заменен олигархическим. Для него характерно формирование политико-финансовой олигархии, роль которой становится экономически доминирующей в выработке экономического и политического курса. При олигархическом типе развития государство превратилось в сообщество самодостаточных политико-финансовых кланов, обладающих финансово-промышленным капиталом, собственными службами безопасности, своими креатурами в органах власти различного уровня, в силовых и правоохранительных структурах и претендующих на принятие ключевых экономических и политических решений.

Важнейшей особенностью стремительно осуществленных реформ в 90-е гг. является "растворение" государственных интересов в интересах политико-финансовых групп, высокая степень "приватизации" институтов государства и общества кланово-корпоративными структурами, претендующими на выполнение функций государства. Существенное ослабление роли государства в ходе рыночной трансформации постсоциалистической экономики и российского общества не было простой случайностью, побочным продуктом этого процесса. Оно явилось неизбежным результатом быстрого разрушения адекватных плановому хозяйству институтов и деформированного становления рыночных структур и институтов.

Система отношений государства с кланово-корпоративными структурами, которая сложилась в России в ходе экономических реформ, существенно отличается от современной западной модели, для которой характерно сохранение автономности государства по отношению к корпоративным структурам. Напротив, в России сформировалась высокая степень самодостаточности корпоративных структур и "приватизация" ими прерогатив государственной власти, финансовых, административных, политических и иных государственных ресурсов и превращение их в источник влияния крупнейших политико-финансовых групп.

Для олигархического типа развития, сформировавшегося в ходе реформ 90-х гг., характерны сращивание собственности и власти, приоритет капитала над трудом и потребителем. Источником политического влияния стала собственность и прежде всего собственность на институты государства и общества.

Большая масштабность "приватизации" политико-финансовыми структурами институтов и функций общества и государства на фоне тотальной десубъективизации остальных участников экономического и политического процессов является главной причиной неудач экономических реформ, деформаций сформировавшихся рыночных структур. Неизбежным результатом слабости государства стала чрезмерная коррупция и криминализация экономики. Тотальное перемещение собственности и доходов от массового потребителя и государства к немногочисленной экономической элите, финансовой олигархии лишило производство внутреннего импульса развития и обрекло экономику на стагнацию.

После почти 10 лет радикальных рыночных преобразований стала признаваться необходимость усиления экономической роли государства. Но это усиление должно идти не в направлении продолжения прежнего экономического курса и усиления деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной корректировки рыночных преобразований, выбора такого вектора развития, который обеспечил бы гармонизацию экономических интересов всех участников экономического процесса, сделал возможным обслуживание государством общества, а не капитала.

Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет все общество, а не интересы отдельной, пусть даже весьма инициативной части представителей частного бизнеса.

Новое экономическое, социальное качество российского государства сформируется с возникновением гражданского общества, которое сможет надежно контролировать государственную бюрократию, вынуждая ее работать в интересах общества. Но, к сожалению, в России гражданское общество отсутствует, и государственным чиновникам предоставлена возможность контролировать самих себя. Если не учитывать этого обстоятельства и предлагать усилить роль государства в условиях современной России, то в отсутствие структур гражданского общества это неизбежно означает лишь дальнейшее экономическое и политическое укрепление позиций политико-финансовых групп и государственной бюрократии со всеми возможными негативными последствиями. Из вышесказанного следует, что признак силы или слабости применительно к государственным институтам России не совсем корректен. Российское государство — слабое, беспомощное, когда речь идет об интересах общества, но оно сильное, эффективное, когда реализует интересы правящей элиты, обеспечивая ей возможность баснословного обогащения. Суть проблемы не в признаках, а в том, чьи интересы реально обслуживают органы государственного управления: общества или бюрократии, олигархии. В реальной жизни государство выполняет одновременно обе функции, только оно реализует их в разной пропорции.

В России беспомощно не государство, а общество. В то же время Россия является сильным государством бюрократии, удовлетворяющим сверх меры ее алчные интересы.

Поэтому основная проблема состоит не столько в усилении государственных начал, сколько в формировании структур гражданского общества и правового государства, приоритета труда над капиталом.

Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно подорвать базу для коррупции, взяточничества, криминала.

Изучая экономическую деятельность государства, его роль в регулировании экономики, важно иметь в виду еще одно обстоятельство, связанное с экономической практикой и результатами экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, входивших в мировую социалистическую систему.

Десять лет системной трансформации экономики этих стран показали уязвимость широко распространенного представления об устойчивой причинно-следственной связи между сокращением участия государства в регулировании экономики и перераспределении валового национального продукта (ВНТТ) и увеличением темпов экономического роста. Сравнение удельного веса государственных расходов в ВНП в странах с положительной (Польша, Венгрия, Словакия) и отрицательной (Болгария, Румыния) хозяйственной динамикой показывает ложность указанного представления. В странах с положительными темпами экономического роста доля государственных расходов составляет 45— 50% в ВНП, а в странах с отрицательной хозяйственной динамикой она едва достигает 25—35%.

Еще более характерно, что доля бюджетных ассигнований в ВНП в странах с растущими темпами экономического развития не только не уменьшилась, но в некоторых странах увеличилась именно в трансформационный период. В 1990—1993 гг. эта доля возросла в Венгрии до 63%, а в Польше и Словении оставалась стабильной — около 50%.

Сравнительный анализ хода реформ и социально-экономического развития стран Центральной и Восточной Европы показал ущербность представления о пользе неравенства в доходах населения для повышения хозяйственной активности при переходе к рыночной экономике. Опыт этих стран показал, что чрезмерная дифференциация доходов не только не стимулирует экономический рост, но и препятствует ему. Так, в настоящее время в Венгрии, Польше, Словакии, Словении среднедушевые доходы 10% самых богатых семей превышают соответствующие доходы самых бедных семей в 4,5—5,5 раза. В этих странах рост промышленного производства составил в 1998 г. 101,4% по сравнению с 1989 г. Напротив, в Болгарии и Румынии доходы 10% самых богатых семей превышали в 10 раз доходы 10% самых бедных семей. Производство промышленной продукции в них сократилось за тот же период более чем на 50%.

Исключительно важный вывод из сравнительного анализа десятилетней практики рыночной трансформации в постсоциалистических странах и России состоит в том, что в отличие от нашего государства в них весьма осмотрительно подошли к либерализации внешнеэкономической деятельности, обратимости национальных валют, приватизации государственной собственности и другим рыночным преобразованиям. С самого начала реформ в "успешных" странах Центральной и Восточной Европы придавалось большое значение реализации общественных интересов, формированию причастности всех граждан к рыночным преобразованиям и участию их в результатах этих преобразований. Государства этих стран последовательно формировали приоритет труда над капиталом, использовали комплекс взаимодополняющих мер по регулированию денежного обращения, части цен, личных доходов, валютного курса, соотношения промышленного и финансового капиталов.

Вышеуказанные результаты рыночной трансформации экономик постсоциалистических стран приведены для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность взаимообусловливающей и взаимодополняющей связи характера регулирующей роли государства и типа, модели формирующегося рыночного хозяйства.

В России сложился во многих чертах частный предпринимательский тип хозяйства. В его основе лежит либеральная корпоративная стратегия, ориентированная на обслуживание преимущественно правящей элиты. В результате относительная величина государственных расходов в ВНП за годы экономических реформ сократилась до беспрецедентно низкой отметки, на что с тревогой обращают внимание даже деятели МВФ и иностранные эксперты. Они указывают на растущую угрозу, связанную с неспособностью российского государства предоставлять населению минимальный необходимый объем базовых социальных услуг.

В отличие от России в большинстве стран Центральной и Восточной Европы основу рыночной трансформации постсоциалистических экономик составила социально эффективная стратегия, обеспечивающая реализацию общественных интересов, последовательную социализацию и демократизацию экономической жизни. При таком формировании рыночной экономики усилия государства направляются на обслуживание общества, на создание условий работы национального капитала на благо всей страны.

Выше лишь в самой общей форме отмечены некоторые моменты складывающейся системы государственного регулирования российской экономики. Более подробно эта система изложена в предлагаемой читателю книге. Авторы преднамеренно не стали уделять первостепенное внимание логике и методологической стройности изложения, а постарались достаточно сбалансированно осветить важнейшие направления экономической роли государства, опираясь на теоретическое осмысление и обобщение отечественного и зарубежного опыта макроэкономического регулирования экономики.

Хотелось бы выразить уверенность в том, что читатель получит основу знаний о государственном регулировании экономики, познакомится как с решенными, так и с требующими дальнейшего решения проблемами экономической деятельности государства. Это подготовит читателя к более глубокому изучению отдельных инструментов экономической политики государства, непрерывно усложняющегося механизма макроэкономического регулирования экономики.

В учебном пособии не все направления государственного регулирования освещены с одинаковой полнотой и глубиной. Изложение отдельных тем не всегда увязано с российской спецификой. Авторы учебного пособия исходили из того, что в нем речь должна идти всего лишь об основах, важнейших направлениях государственного регулирования рыночной экономики.

Хотелось бы надеяться на то, что данное учебное пособие поможет освоить новые знания, нужные не только управленцам, но и всем, кто интересуется экономикой, кто хочет понять, что представляет собой механизм функционирования современного рыночного хозяйства.


РАЗДЕЛ I

Изъяны государства

Государственное регулирование, рассматриваемое в статическом плане, есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы, инструменты, мультипликаторы и т. п. Чем удачнее сочетание разнородных элементов системы, а также чем больше она и ее структура соответствуют сложившейся экономической среде, тем эффективнее решаются социально-экономические проблемы, неподвластные рынку.

В то же время активное государственное вмешательство сопровождается побочными негативными эффектами. Появляются так называемые изъяны или "провалы" государства. Изъян государства — это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

В соответствии с теорией общественного выбора на выработке и реализации управленческих решений негативно сказываются ограниченность доступной информации, неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на свои действия, несовершенство политического процесса, ограниченность контроля над государственным аппаратом и др. На практике выбор оптимальных форм и методов государственного регулирования оказывается не таким простым, как могло показаться на первый взгляд.

Например, принятие решений государственными институтами часто сопровождается соображениями о личной выгоде. Среди множества факторов, влияющих на эффективность государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные внутриполитические обстоятельства. Стабильно чередуются определенные формы экономической политики, обусловленные движением рейтинга правительства и тем, на какой стадии находится борьба за политическую власть (выборы). Колебания объема производства и занятости, связанные с изменением экономической политики для победы на выборах, назвали политико-экономическим циклом (или политическим циклом деловой активности).

Качество принимаемых решений зависит от квалификации, профессионализма и компетентности государственных чиновников, их восприимчивости к инновациям. Важную роль при этом играют относительная автономия аппарата экономического управления, изоляция его от воздействия чисто политических факторов, преемственность управленческих кадров и эффективная система их материального стимулирования.

В результате негативных эффектов правительственные программы не столько устраняют недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению ресурсов и неравенству доходов. На практике редко встречаются идеальные решения. Однако наличие изъянов государства само по себе не предполагает однозначного выбора в пользу ничем не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существуют изъяны рынка.

Система — цели, методы, инструменты, мультипликаторы — лежит в основе государственного регулирования. Это теоретическая платформа, концепция формирования экономической политики. Она помогает, насколько возможно, избежать как изъянов рынка, так и изъянов государства.


Содержание и виды антимонопольной политики

 

Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

Что следует понимать под конкуренцией и монополией?

Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращения на соответствующем рынке. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика не существует.

Антипод конкуренции — монополия. В узком, строгом смысле монополия — это отрасль, состоящая из одной фирмы, когда продукт производится единственной фирмой. Однако на практике чаще используется понятие монополии в более широком смысле. В этом смысле под монополией подразумевают такую рыночную ситуацию, когда одна или незначительное число фирм отрасли производят и продают основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монопольную власть на рынке, что означает осуществление ими контроля за ценой, объемом производства и направлениями продаж производимых ими товаров и услуг.

В роли монополии не обязательно выступает крупная фирма. Главное — удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкретного вида продукции. Иными словами, более важен относительный, а не абсолютный размер фирмы, хотя, как показывает опыт, абсолютный и относительный размеры фирмы довольно часто "идут рука об руку".

В зависимости от степени монопольной власти, которой располагают хозяйствующие субъекты в своей отрасли, выделяют следующие рыночные структуры: 1) совершенная конкуренция; 2) монополистическая конкуренция; 3) олигополия; 4) чистая монополия. Если в первой из названных структур фирмы не имеют никакой монопольной власти, то в последней — одна фирма осуществляет абсолютную монопольную власть на рынке. Но в реальной жизни эти структуры почти не встречаются, а преобладают промежуточные структуры: монополистическая конкуренция как более конкурентная рыночная структура и олигополия как монополистическая структура (в широком понимании этого термина).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.052 с.)