Инвестиции как объект государственного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиции как объект государственного регулирования



 

В развитии экономики любой страны важную роль играют инвестиции. От их объема, состояния инвестиционного процесса зависит решение многих социально-экономических задач, связанных с обеспечением экономического роста, соответствия структуры капитала и производства изменяющейся конъюнктуре рынка, роста жизненного уровня населения, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и страны в целом, макроэкономической стабильности.

Обычно под инвестициями понимается авансирование денежных средств для получения дохода. В самом широком смысле слова инвестиции обеспечивают финансирование роста и развитие экономики страны. В Законе РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", изданном 26 июня 1991 г., инвестиции рассматриваются как "денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта".

В зависимости от объекта инвестирования инвестиции делятся на производственные и финансовые. Производственные инвестиции представляют собой вложения средств в материальные и нематериальные активы предприятий. С их помощью обновляется действующее оборудование, расширяется производство, осуществляется научно-технический прогресс, готовятся кадры и развивается человеческий капитал, выполняются государственные инвестиционные программы и заказы.

Финансовые инвестиции имеют целью капитализацию доходов, использование таких финансовых инструментов, как акции, облигации, банковские депозиты, сертификаты и т. д.

В международной статистической практике широко используется выделение в общем объеме инвестиций, предоставляемых государством или предприятиями одной страны другой, прямых и портфельных. Прямые инвестиции предполагают участие в их управлении или установление контроля над компанией за рубежом. Портфельными инвестициями называются вложения капиталов в иностранные облигации, ценные бумаги, акции зарубежных предприятий для получения дохода, а не установления контроля над хозяйственной деятельностью предприятия.

В условиях рыночной экономики проблема инвестиций рассматривается главным образом как проблема накопления частного капитала. Начало анализу законов накопления положила классическая буржуазная политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо), которая анализировала их преимущественно на базе процессов воспроизводства индивидуального капитала. В этом анализе ведущую роль играет механизм образования и капитализация прибыли, взаимодействие спроса и предложения. Этот подход был воспринят и продолжен теоретиками неолиберализма.

Важный этап развития теории накопления связан с работами К. Маркса. Главным в марксовой теории воспроизводства стало приложение законов воспроизводства индивидуального капитала к анализу воспроизводства общественного капитала. Марксова теория воспроизводства — первая попытка перейти от традиционного для классической школы анализа микроэкономики к исследованию макроэкономики.

Дальнейшее развитие макроэкономического анализа проблем накопления связано с работами Дж. Кейнса, опубликованными в 20—30-е гг. XX в. В них Дж. Кейнс рассматривал взаимосвязи главных макроэкономических показателей — национального дохода и долей использования его на потребление и инвестиции, денежной массы, заработной платы и прибыли, процента на капитал, общей суммы активов и обязательств. Используя динамику этих макроэкономических параметров, Дж. Кейнс обосновал механизм образования и использования сбережений и его влияния на процесс инвестирования. Категория сбережения и связанные с ней понятия мультипликатора и акселератора выполняют в кей-нсианской модели экономики примерно те же функции, что и прибавочный продукт и норма накопления в марксовых схемах расширенного воспроизводства.

Макроэкономическая модель Дж. Кейнса стала господствующей в послевоенный период. В том или ином виде она была воспринята всеми направлениями мировой экономической науки, включая неолиберализм. Отличия альтернативных кейнсианству направлений заключались главным образом в трактовке ими роли и места в экономике механизма рыночного саморегулирования, который у сторонников либерализма является определяющим, и мер государственного регулирования рынка, отстаиваемых представителями кейнсианской теории.

В последние десятилетия в инвестиционном процессе произошли большие изменения. Сегодня в инвестиционной деятельности активно участвуют государство, корпорации, финансовые посредники, иностранные инвесторы, население. С возрастанием многосубъектности инвестиционного процесса увеличивается число источников финансирования инвестиций. По мере углубления обобществления производства и повышения уровня демократизации и социализации экономики возрастает значение макроэкономического характера инвестиций.

Объем инвестиций, их динамика — важные индикаторы социально-экономического развития страны. Сегодня перераспределение инвестиционных ресурсов на уровне индивидуальных капиталов все больше дополняется и многократно усиливается межотраслевыми и межстрановыми переливами капиталов, осуществляемыми фирмами, финансовыми институтами, учреждениями государственного регулирования экономики. Этот перелив происходит за счет корпоративных, общенациональных и иностранных инвестиций. Такое движение капиталов сегодня — важнейшее условие функционирования и развития макроэкономического воспроизводства. Оно предполагает широкую и целенаправленную поддержку государства, обеспечение приоритетных стратегических направлений развития российской экономики.

Инвестирование — сложный, многофакторный процесс. С его осуществлением связано решение многих макроэкономических задач. Оно невозможно только на базе рыночного саморегулирования. Рынок допускает множество "провалов", которые можно ослабить или избежать, используя механизм государственного регулирования инвестиционного процесса.

В стабильной и развитой рыночной экономике, активно использующей инновационные и информационные технологии, многие проблемы инвестирования решаются на основе рынка как саморегулирующейся системы. Совсем по-другому дело обстоит в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. В них, как правило, еще отсутствуют многие условия для использования движущих сил рынка. Значительная часть экономических структур, возникших в ходе рыночной трансформации, находится в состоянии становления. В таких условиях опора только на рынок не обеспечивает необходимых возможностей для осуществления инвестиционного процесса. Необходимо сочетание рыночного механизма с макроэкономическим механизмом регулирования процесса формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов.

Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Государственное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Подчинение действий всех субъектов инвестиционного процесса общей цели государства, выражающей направленность социально-экономического развития страны, служит средством сочетания экономических интересов участников этого процесса, активизации их инвестиционной деятельности.

Положение об общей цели государственной инвестиционной политики как о системообразующем факторе предполагает разграничение стратегии и тактики в инвестиционном процессе. В стратегическом плане государственная инвестиционная политика призвана обеспечить устойчивый рост уровня жизни населения на основе мобилизации и рационального использования инвестиционных ресурсов. В краткосрочном периоде эта политика не исключает частных целей и задач, обусловленных конкретной текущей макроэкономической ситуацией, неотложностью решения возникших проблем.

Подмена цели государственной инвестиционной политики средствами ее реализации снижает эффективность такой политики, лишает ее созидательной направленности. Только на основе единой цели можно обеспечить согласование экономических интересов всех субъектов инвестиционного процесса, увеличить объем инвестиций при достигнутых возможностях экономики и повысить эффективность их использования.

В выработке национальной инвестиционной стратегии ключевую роль играет установление разумных отношений государства и бизнеса. Оно предполагает не прямое вмешательство государства в дела предприятий и предпринимателей, а координацию, содействие, формирование и наблюдение за правилами бизнеса. В рыночной экономике крупное, среднее, малое, в том числе и государственное, предпринимательство — движущая сила экономического роста. Государство должно создавать условия для эффективной работы предпринимателей, устанавливать и поддерживать единые для всех правила хозяйственной деятельности.

Активная поддержка и снятие административных оков с предпринимательства всех форм и видов, его развитие составляют сердцевину государственной инвестиционной политики. Этому должны быть подчинены правовая, налоговая, банковская, земельная реформы. Все они обеспечили бы существенное улучшение инвестиционного климата в стране, создание условий для притока инвестиционных ресурсов в экономику, активизацию инвестиционного процесса в национальном масштабе. Государство своим участием в инвестиционном процессе ставит целью создание такой системы условий и форм, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся инвестиционных ресурсов.

Важно при этом учитывать, что государственное участие в инвестиционной деятельности влечет за собой определенные расходы государства и органов управления различного уровня. Поэтому оно должно быть тщательно соразмерено с ожидаемыми результатами и подвергаться частому пересмотру для подтверждения его целесообразности и масштабов.

Экономическая роль государства в инвестиционном процессе определяется различными показателями. Среди них наиболее важны два — объем инвестиций в государственном секторе экономики и объем государственных инвестиций из федерального бюджета страны.

Возможность и реальность участия государства в инвестиционном процессе обеспечиваются не только тем, что государство является крупным собственником и распоряжается значительной частью ВВП и имуществом государственных предприятий, а также тем, что в руках государства сосредоточены правовые рычаги и структуры, реализующие его функцию собственника.

Кроме прямого участия в инвестиционной деятельности государство может регулировать инвестиционный процесс. Государственное регулирование инвестиционного процесса — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Сегодня инвестиции — неотъемлемый атрибут макроэкономического механизма регулирования экономики. Причем число и разнообразие форм и методов использования инвестиций как инструментов воздействия на макроэкономическую ситуацию за последние годы существенно возросли.

Государственный механизм регулирования инвестиционного процесса должен стать постоянным функционирующим механизмом в национальной экономике. Системы свободного рынка и директивного управления инвестиционным процессом изжили себя, и на смену им приходит система управления инвестициями, сочетающая рыночные и государственные методы регулирования. Поэтому задачи государственного регулирования инвестиционной деятельности — объединение преимуществ государственного регулирования инвестиций и рыночных преимуществ. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение инвестиционных ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование инвестиционного процесса должно быть дополнено различными формами государственного участия. И наоборот, неэффективность государственных предприятий в инвестиционной сфере требует использования более гибких частных и смешанных форм инвестирования.

Концентрация производства и капитала,.наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп (ФПГ), успехи прогнозирования, компьютеризация и информатика усиливают необходимость и расширяют возможности государственного регулирования инвестиционной деятельности вплоть до учета размеров инвестиционного рынка, планомерного его регулирования в национальном масштабе.

В инвестиционной деятельности обе стороны — рынок и государство — значимыми поэтому важно их оптимальное сочетание: нельзя абсолютизировать роль государства в инвестиционном процессе и недооценивать роль рыночных инструментов. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности государства, не признавая роль саморегуляции и активизации инвестиционной деятельности. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные, инвестиционные задачи. Масштабы государственного участия в инвестиционном процессе не могут быть чрезмерны. Они зависят кис от экономического порядка (уровни экономического развития, инвестиционной активности), так и от национальной специфики (традиционная роль государства в обществе). Точно определить приоритет того или иного невозможно. С уверенностью можно сказать, что государственной регулирование рыночного механизма в инвестиционной деятельности оправданно и допустимо в таких масштабах, которые способствуют повышению ее активности. В любом случае государственное регулирование инвестиционной деятельности должно быть ограничено; и поэтому одна из основных задач в инвестиционной сфере — добиться оптимального соотношения государственного механизма регулирования и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к негативным результатам.

Не менее важна проблема активизации инвестиционной деятельности государства. Системой определенных мер в области бюджетной, финансовой, кредитной и фискальной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма в инвестиционной сфере, преодолеть последствия инвестиционного кризиса, обеспечить условия повышения инвестиционной активности. Для этого оно стимулирует совокупный спрос на инвестиции, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и денежно-кредитный механизм. Например, для стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Вся деятельность государства в инвестиционной сфере в конечном счете должна быть направлена на обеспечение экономического роста, который осуществляется в интересах членов общества. Сфера государственного инвестирования достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки.

Проведение государственной инвестиционной политики требует согласованных действий всех участников — Правительства РФ, Федерального Собрания, субъектов Федерации, предприятий, инвестиционных и финансовых институтов, общественных организаций. Но на сегодняшний день такой согласованности нет.

Инвестиционная политика государства проводится властными структурами, подчинена достижению установленной на прочной научной базе цели и рассчитана на определенное время. Она предусматривает направление финансовых средств на воспроизводство в соответствии с интересами государства в данных социально-экономических условиях. За интересами государства стоят концентрированные интересы всего общества. Государство выступает от его имени, будучи наделенным политической властью, и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, приоритетном финансировании и прочих средствах регулирования инвестиционного процесса. Государство должно являться субъектом первого уровня управления, тогда как инвестиционным фондам, банкам, корпорациям, концернам, акционерным обществам и прочим участникам инвестиционного процесса надлежит играть роль субъектов второго уровня, что, впрочем, отнюдь эту роль не принижает. Вторичность здесь касается, разумеется, лишь генеральной направленности действий, а не их масштаба, эффективности. Подобное распределение ролей следует к тому же обеспечивать не столько прямыми властными акциями* государства (хотя они, конечно, не могут не приниматься во внимание), сколько действенностью устанавливаемых им правил экономического поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.013 с.)