Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное финансирование инвестицийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
До реформ управление инвестиционным процессом в России осуществлялось путем директивного централизованного планирования. Реформы привели к децентрализации управления инвестициями, демонтажу системы планирования, переходу к управлению на базе рыночных отношений. Но наряду с косвенным регулированием с помощью налоговых ставок, инвестиционных кредитов, бюджетных дотаций и ссуд государство обязано применять прямые методы управления государственными инвестициями. Государство проводит инвестиционную политику, непосредственно управляя государственными инвестициями через министерства и ведомства, специально определяет порядок инвестирования за счет средств бюджета на основании президентских и правительственных программ. Перечень федеральных целевых программ и объем их финансирования из бюджета предусматриваются Законом РФ о федеральном бюджете на очередной год. Крупные инвестиционные проекты подвергаются независимой экспертизе. В настоящее время инвестиционной деятельностью в России управляет ряд министерств, ведомств, государственных организаций: Минэкономразвития, Минимущество, отраслевые министерства и ведомства. Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация и др. Эти структуры участвуют в реализации инвестиционных проектов и подготавливают документацию для получения необходимых объемов инвестиций. Государственные инвестиции сегодня составляют около 1% ВВП, они направляются прежде всего на реализацию Федеральной инвестиционной программы: около 70% — в социальную сферу, 20% — на поддержку, стимулирование частных инвестиций, 10% — в важнейшие производственные отрасли. Централизованные инвестиции меняют форму безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Безвозвратное бюджетное финансирование сохраняется для объектов социальной направленности как не имеющих собственных источников финансирования. Прямые государственные инвестиции за счет средств федерального бюджета направляются на развитие социального комплекса (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, средства массовой информации), жилье для малообеспеченных семей, на конверсию оборонной промышленности, финансирование проектов на конкурсной основе, поддержку угольной промышленности, оздоровление убыточных производств, экспортно-ориентированных отраслей. По инвестиционным проектам под ценные бумаги эмитентов, средства от размещения которых направляются на реализацию проектов общегосударственного значения, предоставляются государственные гарантии. Из федерального бюджета выделяются средства на безвозвратной основе на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию негосударственным коммерческим организациям при условии увеличения доли собственности России в уставном капитале таких организаций путем передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительного пакета акций на сумму предоставленных средств, а также при наличии экономического обоснования и необходимой проектно-сметной документации. Ряд направлений инвестиций финансируется на условиях возвратности и платности. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов производится на конкурсной основе. При Минэкономразвития РФ образована Комиссия по инвестиционным конкурсам. При ухудшении ситуации в области государственных инвестиций применяется государственное стимулирование частных инвестиций — предоставление государственных гарантий инвесторам, участвующим в реализации инвестиционных проектов реального сектора экономики. На эти цели в 1999 г. было предусмотрено 50 млрд. руб., в счет которых государственная поддержка должна была быть сосредоточена в первую очередь на проектах, обеспечивающих производство жизненно необходимых товаров, а также импортозамещающей, высокотехнологичной и наиболее эффективной экспортно-ориентированной продукции, не имеющей зарубежных аналогов. Государство поддерживает инновационные проекты по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоение новых видов продукции. В этих целях создан Федеральный фонд производственных инноваций. Основные задачи Фонда — участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации инновационных проектов, подготовка и освоение производств принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства и технического перевооружения объектов, создания уникальных установок. В Федеральной инвестиционной программе для Фонда отдельной строкой выделяются государственные инвестиции в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений. Инвестиции Фонда направляются на поддержку тех проектов, которые не включены в состав федеральных целевых программ. Финансирование осуществляется как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Разработку и реализацию инновационных проектов, повышение наукоемкости производственной сферы обеспечивают инжиниринговые центры. В стране создается их межрегиональная и межотраслевая сеть. Утверждена федеральная целевая программа "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений". Из федерального бюджета выделяются средства на финансирование мероприятий "Инжиниринг-сеть России". Строительство объектов для федеральных государственных нужд осуществляется на основе заключения и исполнения государственных контрактов. При формировании государственной инвестиционной программы на очередной год Минэкономразвития РФ предусматривает капитальные вложения по вновь начинаемым стройкам и уточняет их по переходящим стройкам с учетом прогноза индекса цен на строительную продукцию. Минфин РФ выделяет средства на финансирование капитальных вложений, исходя из их плановых направлений. Государственные заказчики подают заявки на средства, выделяемые из федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе. Включение вновь начинаемых строек и объектов капитальных вложений по годам на весь период строительства — государственная гарантия непрерывности их финансирования до завершения строительства в установленные сроки. Основные функции Государственной инвестиционной корпорации — экспертиза, конкурсный отбор и реализация инвестиционных проектов за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых Правительством РФ, а также кредитов Центрального банка, привлеченных и собственных средств. Корпорация выступает гарантом иностранных и отечественных инвесторов, участников внешнеэкономической деятельности по торговле стратегическими материалами. Важная задача корпорации — делегирование государственных функций стратегического инвестора частному капиталу, размещение бюджетных средств на рыночных принципах по критериям высокой прибыльности вкладываемого капитала, рациональное сочетание бюджетных и частных источников финансирования. Программным документом, определяющим курс выхода из инвестиционного кризиса и условия для активной инвестиционной деятельности в стране, является Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России. Она характеризует сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере, содержит предпосылки роста инвестиций и задачи по их стимулированию, пути создания благоприятного инвестиционного климата, направления поддержки инвестиционной деятельности, организационно-правовые условия инвестирования. Важно также, что в программе выделен специальный раздел по снижению трансакционных издержек инвесторов, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. Такой подход к использованию ограниченных государственных средств на финансирование инвестиций рационален. Он не противоречит государственной поддержке частных инвесторов, которые рискуют собственным капиталом и не могут допустить его неэффективное использование. В настоящее время реализуется прежде всего подход, предусматривающий государственное участие (до 20%) в финансировании инвестиций по проектам, прошедшим конкурсный отбор. Условия участия в конкурсе предусматривают сроки окупаемости вложений до двух лет, при этом должно быть доказано, что выпускаемая продукция обеспечена платежеспособным спросом. Средства частного инвестора-собственника должны составлять не менее 20% (остальное может покрываться за счет кредита). Государственные гарантии рассматриваются многими инвесторами как наиболее предпочтительная форма государственной поддержки. Они пока не получили реализации, кроме отдельных случаев, связанных с международными соглашениями. В соответствии с разработанными условиями эти гарантии не будут охватывать всей суммы риска, но в отношении определенной части его предусматривается возврат ресурсов в случае срыва высокоэффективного инвестиционного проекта, прошедшего сертификацию, по независящим от инвестора причинам. При этом инвестор, в свою очередь, должен представить встречные гарантии обязательства, включая залоговые. За счет бюджетных и внебюджетных источников намечается создание Фонда государственных гарантий высокоэффективных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня. Важное значение имеет такой инструмент государственной поддержки инвесторов, как бюджет развития. В нем сосредоточена только часть ресурсов, выделяемых государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы, необходимые для выполнения государством социальных обязательств, — строительство социально значимых и дорогостоящих инфраструктурных объектов, обслуживание технически сложных систем (атомные электростанции, аэронавигация и т. п.) — обеспечиваются по обычной схеме через текущий бюджет. Построение бюджета развития базируется на следующих основных положениях:
• использование заемных средств для финансирования инвестиционных проектов, эффективность которых гарантирует возврат заемных средств; • отделение финансирования исполнения бюджета развития от текущего бюджета; • гарантирование непрерывности финансирования; • создание механизма реализации бюджета развития, позволяющего индуцировать инвестиции через механизм гарантий, предоставляемых на конкурсной основе инвестором в пользу кредитующих банков, и путем наделения органа управления Бюджетом развития собственными средствами. Источники формирования бюджета развития — связанные иностранные инвестиционные кредиты под гарантии Правительства РФ (при связанном кредитовании государство не переводит заемщику бюджетные средства, а оплачивает товары и услуги, требуемые для реализации проекта, на условиях тендера среди поставщиков), инвестиционные кредиты Мирового банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития, средства из источников внутреннего заимствования на инвестиционные цели. Ключевым моментом является то, что за бюджетом развития в законодательном порядке закрепляется определенная возрастающая по годам доля источников финансирования дефицита федерального бюджета. Другой источник доходов бюджета развития — возврат в него с процентами ранее предоставленных средств. Эффективность средств бюджета развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых проектов и надежностью вложения финансовых средств. Реализация бюджета развития осуществляется на основе принципа проектного финансирования. Государство за счет средств бюджета развития дает гарантии коммерческому банку на финансирование инвестиционного проекта в размере до 40% ссужаемых инвестору средств. Такое ограничение предопределяется необходимостью адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта. Проводимая государством политика по внедрению бюджета развития и последовательное снижение ставки банковского кредита позволяют обеспечить рост инвестиций в реальном секторе экономики. Бюджет развития — это финансовая система государства, построенная на привлечении внешних и внутренних ресурсов для финансирования инвестиционных программ. Он представляет собой экономическую систему постоянного действия, построенную на систематическом возобновлении кредитных ресурсов. Бюджет развития предполагает объемы и направления инвестиций, обеспечивающие стабильное формирование и расходование федерального бюджета без превышения долговых обязательств над финансовыми возможностями страны. Объемы бюджета развития определяются Правительством РФ исходя из потребностей в инвестициях. Бюджет развития и инвестиционная программа рассматриваются Федеральной инвестиционной комиссией и утверждаются ежегодно. Поддержка со стороны государства может быть оказана российским инвесторам, каждый из которых вкладывает в свой проект собственные средства в денежной форме в размере как минимум 20% стоимости проекта. Государство может либо предоставить такому инвестору (по его выбору) кредит по льготной процентной ставке, либо выкупить у него соответствующую часть пакета акций. Размер такой поддержки — от 50% для проектов, реализующих патенты российского происхождения, правом пользования которых обладают российские инвесторы, до 20% для обычных проектов. Принципиальная особенность бюджета развития как источника финансирования капиталовложений состоит прежде всего в том, что формирование его доходной части не зависит от сбора налогов в силу ее привязки к долговым инструментам правительства. Такого рода займы будут выплачены с доходов от проектов, на финансирование которых они пойдут, и не станут бременем для будущих поколений. Закрепление за бюджетом развития строго определенных источников доходов позволяет сделать независимым поступление средств в бюджет развития от успеха или неуспеха в сборе налогов и обязательных платежей, а также исключить расходную часть бюджета развития из секвестра, что значительно повышает надежность непрерывного финансирования проектов, отобранных по конкурсу. Существенное новшество бюджета развития — механизм гарантий, устраняющий одно из серьезных препятствий для получения долгосрочных кредитов — отсутствие высоколиквидного обеспечения. Для резкого снижения инвестиционных рисков, связанных с вложением крупных средств на длительный срок, государство предоставляет кредитору, вкладывающему в инвестиционный проект 20% средств в денежной форме, гарантию возврата кредитору до 40% невыплаченного ему основного долга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.01 с.) |