Переход на снс и мсфо в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход на снс и мсфо в России



 

Трансформационные преобразования в нашей стране потребовали перехода от системы статистических показателей, приспособленных для обслуживания централизованно планируемой экономики, к СНС. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения экономических субъектов.

Как известно, в СССР для решения задач народнохозяйственного планирования применялся баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежат концепции А. Смита и К. Маркса о трудовой теории стоимости, о сфере материального производства, в рамках которой создается национальный доход, и др. Таким образом, БНХ базируется на других концепциях политэкономического характера, и поэтому его основные показатели (валовой продукт, национальный доход и др.) не соответствуют основным показателям СНС.

Следует учитывать, что переход на СНС предполагает не просто замену одной статистической системы другой, а серьезную перестройку всей работы по макроэкономическому прогнозированию и регулированию, так как основы ее принципиально отличаются от методологии, воплощенной в БНХ.

Для внедрения СНС в практику экономических расчетов надо значительно изменить действующую систему статистической информации, в частности бухгалтерской отчетности, особенно на уровне предприятий, фирм. Новая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, как и контроль за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат.

Проблем, связанных с переходом на СНС, много, и они достаточно разноплановые. Прежде всего это методологические проблемы приспособления рекомендаций ООН к особенностям организации экономики стран в переходном периоде. Дело в том, что СНС ориентированы в первую очередь на страны с рыночной экономикой. Вместе с тем по ряду вопросов рекомендации изложены в достаточно общей форме и возможна их адаптация к местным условиям и особенностям. Например, организация деятельности финансовых учреждений в нашей стране все еще заметно отличается от той, которая сложилась в странах с развитой рыночной экономикой.

Поэтому общие принципы СНС относительно классификации финансовых посредников, методов оценки их продукции, отнесение ее к различным категориям использования (промежуточное или конечное потребление и т. п.) требуют конкретизации и, возможно, адаптации. Для экономики переходного периода РФ, в которой сохраняется значительное число убыточных государственных предприятий, высокая степень субсидирования, монополизации производства, необходима также конкретизация принципов разграничения рыночных и нерыночных видов деятельности. Решение вопросов, связанных с переходом на СНС, предполагает существенные финансовые затраты.

Переход на СНС позволяет:

 

• обеспечить более широкую и ориентированную на рыночную экономику систему макроэкономической информации, необходимую прежде всего для разработки экономической политики органами государственного управления;

• содействовать налаживанию международного экономического сотрудничества стран СНГ, так как обеспечивает универсальный статистический язык, понятный экономистам, бизнесменам, менеджерам во всем мире;

• решить проблему представления данных в международные экономические организации;

• повысить общий уровень статистической и экономической работы.

 

Вместе с тем процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно для изменения такого положения разработана программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Эта реформа проводится по следующим направлениям:

 

• совершенствование нормативного правового регулирования;

• формирование нормативной базы (стандартов);

• методическое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

• международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях).

 

Ключевой элемент реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами — разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Обычно выделяют четыре принципа бухгалтерского учета: истинность, беспристрастность, адаптация и последовательность. В первом принципе бухгалтерского учета предполагается, что бухгалтерская отчетность не содержит серьезных ошибок, которые могут повлиять на решения ее внешних пользователей. Картина финансового положения должна быть убедительной.

Что же касается второго принципа — беспристрастности, то бухгалтерская отчетность должна быть составлена нейтрально по отношению к интересам тех или иных участников хозяйственного процесса. Эти два принципа легли в основу формулировки известного положения "true and fa ire" — истинное и объективное (беспристрастное) отражение, согласно которому бухгалтер может отклоняться в учете от требований нормативных документов, если считает, что эти требования не позволяют представить объективно и в истинном свете финансовое положение фирмы.

Третий принцип бухгалтерского учета — это адаптация. Он говорит о том, что все правила и приемы бухгалтерского учета должны время от времени пересматриваться, приспосабливаться к меняющимся условиям социально-экономической среды.

Администрация фирмы должна придерживаться однажды принятых учетных приемов и не менять их часто, что нашло отражение в четвертом принципе — последовательности. С одной стороны, этот принцип противоречит предыдущему, но, в сущности, это не так. Методология учета может и должна меняться под влиянием объективных причин, но не сиюминутных желаний администрации. Предприятие должно последовательно отражать идентичные позиции как в течение отчетного периода, так и в будущих периодах. При изменении учетной политики предприятие должно уведомить пользователей финансовой отчетности. Такова сущность четвертого принципа бухгалтерского учета. Следование этому принципу позволит проводить более точный анализ и делать более обоснованные выводы по финансовой отчетности.

В связи с этим был разработан план мероприятий по реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Трансформация бухгалтерского учета должна осуществляться в несколько этапов.

В марте 1998 г. Правительство РФ приняло программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Согласно этой программе будут решаться следующие задачи: формирование системы стандартов учета и отчетности, которая обеспечивала бы полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказание методической

помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета, которая включает следующие направления и мероприятия: разработку проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в том числе по аттестации бухгалтеров; разработку новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету; разработку инструкций, методических указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету в разрезе отдельных положений (стандартов); проведение аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов) в соответствии с законодательством РФ; разработку программы подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и др.

Трансформация бухгалтерского учета должна осуществляться в несколько этапов.

На первом этапе проводится сопоставление основных положений российских принципов бухгалтерского учета (РПБУ) и ГААП (GААР — сокращение от англ. Generally Accepted Accounting Principles — Общепринятые бухгалтерские принципы). На территории нашей страны регулирование бухгалтерского учета осуществляется Минфином РФ, Центральным банком России и др. Учет должен полностью соответствовать действующей нормативной базе.

Увязка отечественного Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности со счетами, рекомендуемыми GААР, проводится на втором этапе. В отличие от Плана счетов GААР, который строится, исходя из потребностей организации, компании, российский План счетов обязателен к применению всеми компаниями и организациями. Наш План включает 90 синтетических счетов, каждый из которых имеет двузначный код. Поэтому каждый счет российского Плана счетов должен корреспондироваться с соответствующим счетом GААР.

На третьем этапе разрабатываются схемы взаимосвязи бухгалтерских счетов. Необходимо с помощью правильно разработанной схемы взаимосвязи достичь полного соответствия записей в российском учете и GААР.

Сущность четвертого этапа состоит в корреспонденции счетов (т. е. составлении проводок). Исходя из содержания хозяйственных операций указываются корреспондирующие счета. В России законодательные акты, положения, правила определяют, на каких счетах и каким образом могут быть отражены эти хозяйственные операции. Однако на практике они часто интерпретируются по-разному. Поэтому принятая корреспонденция счетов и соответствующие им бухгалтерские записи не всегда отвечают GААР. Для этого необходимо свести к минимуму различия между бухгалтерской обработкой проводок в российском учете и GAAP.

На пятом этапе предполагается объединить все бухгалтерские проводки в общий регистр, соответствующий GAAP.

Использование МСФО во многом зависит от наличия квалифицированных бухгалтеров и аудиторов. Однако знания бухгалтеров часто ограничиваются национальными стандартами. Квалифицированные бухгалтеры и аудиторы должны быть готовы не только работать в условиях рыночного хозяйства, но и обеспечивать их эффективное функционирование. Процесс глобализации порождает и необходимость того, чтобы как минимум один из дипломов бухгалтера признавался за пределами национальных границ.

При этом переход к международным стандартам нельзя сводить только к изменению системы учета и отчетности в стране. Речь идет, по существу, о приведении всей системы комплексного анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов в соответствие с избранной моделью трансформации экономики, последовательном переводе ее на рыночные методы регулирования.

Принципы бухгалтерского учета к концу века получили признание, что привело к разработке стандартов бухгалтерского (финансового) учета, хорошо известных у нас как ГААП. Все это представляет огромную ценность для нашего времени и наших дел, ибо наука в отличие от практики интернациональна. Стремление к стандартизации методологии бухгалтерского учета и его процедур уже привело к огромным изменениям в практике учета почти всех стран. При этом процесс формирования таких стандартов непрерывен, поскольку непрерывна вечно меняющаяся хозяйственная жизнь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.014 с.)