Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и методы государственного регулирования малого бизнесаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Инструменты поддержки малого бизнеса. В настоящее время существует стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования, используемый при поддержке малого бизнеса. Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др. В системе государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую. Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и услуг и т. п. Управленческая составляющая связана с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Эта составляющая призвана быть ведущей, поскольку она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие "поддержка малого предпринимательства" обозначает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы. В целом механизм государственной поддержки малого предпринимательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку МП; информационное обеспечение и содействие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств. В области законодательства выделим:
• упрощение процедур и установление льготного регистрационного сбора при государственной регистрации физических лиц, осу-К; ществляющих предпринимательскую деятельность без образова-': ния юридического лица, и субъектов малого предпринимательства; г, • сокращение числа разрешительных и согласующих административных процедур и правил; • внедрение принципов комплексности при проведении разрешительных и контролирующих действий по отношению к предприятиям малого бизнеса; • введение норм ответственности государственной администрации за препятствование деятельности, связанной с выходом на рынок новых и развитием действующих МП[22]; • принятие нормативных документов, способствующих легализации так называемого "серого" предпринимательства ("челночного" бизнеса)[23].
В области кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие направления:
• развитие обществ взаимного страхования и взаимного кредитования малого бизнеса для расширения кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства; • предоставление государственных гарантий для МП на конкурсной основе за счет средств бюджета развития, упрощение процедуры прохождения конкурса; • выделение денежных средств в форме предоставления предпринимателям на льготных условиях государственной собственности в долгосрочную аренду (лизинг)[24]; • установление максимального уровня налоговых изъятий у МП, например не превышающего 10% совокупного дохода, и др. Переход к единому налогу на вмененный доход, осуществляемый в соответствии с принятым Законом о вмененном налоге, не способствует сегодня развитию малого предпринимательства. К сожалению, появляются новые административные барьеры, имеет место произвол чиновников; • формирование патентной системы, при которой единовременно уплачивается стоимость годового патента исходя не только из дохода предпринимателя, но и из сферы его деятельности и др.
Существенный аспект поддержки малого предпринимательства — информационное обеспечение. Информация используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе стратегии и тактики развития, оформлении конкретных сделок, получении кредитов, освоении рынков. Информационная поддержка проводится путем содействия созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах по обмену опытом, помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти, подыскивают партнеров по бизнесу. В комплекс мер в области информационного обеспечения малого предпринимательства входят:
формирование эффективной системы статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства; ведение муниципальных реестров нежилых помещений и другого имущества, предоставляемого МП на условиях конкурса; создание в экономических центрах и крупных городах России консультационно-диспетчерских структур (консультационных бюро) по защите предпринимателей; проведение мониторинга состояния и развития малого бизнеса и др.
Основная политика по поддержке малого предпринимательства постепенно перемещается непосредственно в регионы. Соответственно необходимо создать социально-экономический и правовой механизм, сочетающий государственное регулирование и региональное самоуправление с учетом мнения деловой общественности. Подобный трехсторонний механизм предполагает совместное использование методов экономического регулирования в интересах содействия развитию малого предпринимательства, в том числе по формированию нормативно-правовой базы, распределению льгот и субвенций, участию в бюджетном процессе, предоставлению различных гарантий инвесторам, ограничению бюрократического произвола и т. п. Например, для усиления инвестиционной активности в регионах необходимо содействовать получению МП льгот при сооружении промышленных объектов, практиковать гарантии по ссудам, оказывать помощь в приобретении земель под строительные площадки, способствовать созданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, ассоциаций и т. п.
Предпринимательские сети. Гибкая специализация, являясь главным источником повышения эффективности современного производства, требует принципиально иной системы внешних связей, адекватных его внутренней структуре. Система внешних связей предприятия призвана обеспечить его максимальную устойчивость. В качестве таковой выступает предпринимательская сеть, являющаяся особой формой организации совместной деятельности многих фирм по распределению и использованию разнообразных ресурсов, готовой продукции (услуг) и т. п. Существуют различные виды предпринимательских сетей. Профессиональные сети объединяют на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой сходных проблем. Формируются так называемые квазифирмы, отличительной чертой которых является постоянство контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в строительстве). Устанавливаются стратегические альянсы и партнерства, например в сфере дорогостоящих научных разработок. Существуют сетевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами. Формирование во многих сферах производства предпринимательских сетей представляется закономерным этапом эволюции системы рыночного хозяйствования, что обусловлено ускорением научно-технического прогресса, появлением новых техники и технологии, облегчающих коммуникацию между отдельными членами сети, ростом интегрированности экономической среды, доступности самых разнообразных ресурсов, глубокими изменениями в социально-психологическом климате, развитием предпринимательской культуры, повышением роли деловой этики, формированием отношений доверия и взаимных обязательств, неспособностью хозяйственных структур во многих случаях справиться с задачами оптимального распределения и использования ресурсов. Предпринимательские сети как специфическая форма межфирменного взаимодействия независимо от их конкретного вида обладают рядом устойчивых признаков: специфической системой ценностей, складывающейся в рамках сетей; особой системой организационно-управленческих взаимодействий; комплексом преимуществ, обеспечиваемых сетями и делающих последние во многих случаях более привлекательными, чем другие формы взаимодействия. Система ценностей — это особая атмосфера взаимного доверия, являющаяся необходимым условием существования и стабильности сети, значительно облегчающая процедуры межфирменного взаимодействия; система взаимных обязательств (как закрепленных контрактами и договорами, так и неформальная, основанная на специфических для каждой данной сети нормах и стереотипах поведения); атмосфера взаимной поддержки; взаимное согласие участников сети отказаться от преследования собственных целей в ущерб интересам всех других фирм. В процессе взаимодействия всех структурных элементов сетевой модели выделяется руководящее звено. Выдвижение в лидеры происходит как бы единственным путем, на основе консенсуса. При этом ответственность, хотя и в неодинаковой мере, распределяется между всеми звеньями. При сетевых соглашениях границы между структурными элементами не являются столь жесткими, как при других формах взаимодействия. Ключевым элементом, объединяющим группу компаний в единую сеть, часто является совместное использование информации. Сети, формирование которых началось во многом спонтанно, стихийно, превращаются в инструмент целенаправленной координации усилий участников процесса воспроизводства. Предприятия "паутиной" различных отношений (производственных, сбытовых, кредитно-финансовых, инновационных).связаны между собой. Это контрактные отношения, совместные проекты, переплетающиеся директораты, субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг и др. В результате возрастает стабильность и предсказуемость внешней среды МП, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов. Значительная роль в становлении этих форм принадлежит мерам государственной поддержки малого предпринимательства. Это могут быть целевые кредитные программы, оказание финансовой помощи МП через частные инвестиционные компании, специальные программы управленческой подготовки и консультирования и др. Например, в ФРГ с 1979 г. осуществляется специальная программа по стимулированию накоплений для основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы в размере до 100 тыс. марок сроком до 20 лет. В течение 10 лет они свободны от погашения. В первые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы[25]. Будущее российского малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что содействие сотрудничеству малых и крупных предприятий — важное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МП между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики. В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов активное подключение МП к предпринимательским сетям будет способствовать созданию гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, повышению эффективности их деятельности, социальной стабилизации, а также развитию данной сферы экономики. Программы поддержки малого бизнеса. Составная часть государственного регулирования сферы малого предпринимательства — разработка и принятие государственных программ поддержки малого предпринимательства (федеральных, региональных, местных). В России в соответствии с программно-целевым подходом на федеральном и региональном уровнях разрабатываются комплексные программы поддержки малого предпринимательства, рассчитанные, как правило, на два года. Например, основной целью Федеральной программы на 1994— 1995 гг. являлось создание экономических, правовых и организационных условий для формирования инфраструктуры малого предпринимательства. В Программе была предпринята попытка создания нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства, финансовой, информационной и технологической поддержки, подготовки кадров. Блок так называемых пилотных проектов включал мероприятия по созданию новых и поддержке действующих бизнес-инкубаторов, бизнес-парков, лизинговых компаний, центров поддержки малого бизнеса. Наиболее приоритетными задачами инвестиционных программ являются, как правило, выявление новых деловых возможностей ("окон" для проникновения на новые рынки); установление хозяйственных связей, дополняющих уже существующие виды бизнеса; оказание консультационной, маркетинговой, научно-технической помощи и т. п. При реализации принятых программ важное значение имеет контроль за ходом их исполнения, эффективностью применяемых методов, а также поведением отдельных МП, в частности контроль за правильностью использования полученных государственных средств (ресурсов). Отсутствие подобного контроля приводит к тому, что программы реализуются не в полном объеме. Например, к концу 1995 г., по данным Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, из 42 запланированных мероприятий общефедеральной части Программы малого бизнеса по 7 направлениям лишь 20 мероприятий в целом были выполнены. Нынешний этап социально-экономического развития страны должен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого бизнеса на качественно новую ступень развития. Ключевым моментом здесь должна быть не только государственная законодательная и материальная поддержка МП, но и более тесная интеграция малого бизнеса и других российских предпринимательских структур. Прежде всего необходима устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Это, в свою очередь, должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.229 (0.01 с.) |