Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса



Инструменты поддержки малого бизнеса. В настоящее время существует стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования, используемый при поддержке малого бизнеса. Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др.

В системе государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую. Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и услуг и т. п.

Управленческая составляющая связана с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Эта составляющая призвана быть ведущей, поскольку она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие "поддержка малого предпринимательства" обозначает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.

В целом механизм государственной поддержки малого предпринимательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку МП; информационное обеспечение и содействие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств.

В области законодательства выделим:

 

• упрощение процедур и установление льготного регистрационного сбора при государственной регистрации физических лиц, осу-К; ществляющих предпринимательскую деятельность без образова-': ния юридического лица, и субъектов малого предпринимательства; г, • сокращение числа разрешительных и согласующих административных процедур и правил;

• внедрение принципов комплексности при проведении разрешительных и контролирующих действий по отношению к предприятиям малого бизнеса;

• введение норм ответственности государственной администрации за препятствование деятельности, связанной с выходом на рынок новых и развитием действующих МП[22];

• принятие нормативных документов, способствующих легализации так называемого "серого" предпринимательства ("челночного" бизнеса)[23].

 

В области кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие направления:

 

• развитие обществ взаимного страхования и взаимного кредитования малого бизнеса для расширения кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства;

• предоставление государственных гарантий для МП на конкурсной основе за счет средств бюджета развития, упрощение процедуры прохождения конкурса;

• выделение денежных средств в форме предоставления предпринимателям на льготных условиях государственной собственности в долгосрочную аренду (лизинг)[24];

• установление максимального уровня налоговых изъятий у МП, например не превышающего 10% совокупного дохода, и др. Переход к единому налогу на вмененный доход, осуществляемый в соответствии с принятым Законом о вмененном налоге, не способствует сегодня развитию малого предпринимательства. К сожалению, появляются новые административные барьеры, имеет место произвол чиновников;

• формирование патентной системы, при которой единовременно уплачивается стоимость годового патента исходя не только из дохода предпринимателя, но и из сферы его деятельности и др.

 

Существенный аспект поддержки малого предпринимательства — информационное обеспечение. Информация используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе стратегии и тактики развития, оформлении конкретных сделок, получении кредитов, освоении рынков. Информационная поддержка проводится путем содействия созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах по обмену опытом, помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти, подыскивают партнеров по бизнесу.

В комплекс мер в области информационного обеспечения малого предпринимательства входят:

 

формирование эффективной системы статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства;

ведение муниципальных реестров нежилых помещений и другого имущества, предоставляемого МП на условиях конкурса;

создание в экономических центрах и крупных городах России консультационно-диспетчерских структур (консультационных бюро) по защите предпринимателей;

проведение мониторинга состояния и развития малого бизнеса и др.

 

Основная политика по поддержке малого предпринимательства постепенно перемещается непосредственно в регионы. Соответственно необходимо создать социально-экономический и правовой механизм, сочетающий государственное регулирование и региональное самоуправление с учетом мнения деловой общественности. Подобный трехсторонний механизм предполагает совместное использование методов экономического регулирования в интересах содействия развитию малого предпринимательства, в том числе по формированию нормативно-правовой базы, распределению льгот и субвенций, участию в бюджетном процессе, предоставлению различных гарантий инвесторам, ограничению бюрократического произвола и т. п. Например, для усиления инвестиционной активности в регионах необходимо содействовать получению МП льгот при сооружении промышленных объектов, практиковать гарантии по ссудам, оказывать помощь в приобретении земель под строительные площадки, способствовать созданию территориальных и межпроизводственных консорциумов, ассоциаций и т. п.

 

Предпринимательские сети. Гибкая специализация, являясь главным источником повышения эффективности современного производства, требует принципиально иной системы внешних связей, адекватных его внутренней структуре. Система внешних связей предприятия призвана обеспечить его максимальную устойчивость. В качестве таковой выступает предпринимательская сеть, являющаяся особой формой организации совместной деятельности многих фирм по распределению и использованию разнообразных ресурсов, готовой продукции (услуг) и т. п.

Существуют различные виды предпринимательских сетей. Профессиональные сети объединяют на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой сходных проблем. Формируются так называемые квазифирмы, отличительной чертой которых является постоянство контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в строительстве). Устанавливаются стратегические альянсы и партнерства, например в сфере дорогостоящих научных разработок. Существуют сетевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами.

Формирование во многих сферах производства предпринимательских сетей представляется закономерным этапом эволюции системы рыночного хозяйствования, что обусловлено ускорением научно-технического прогресса, появлением новых техники и технологии, облегчающих коммуникацию между отдельными членами сети, ростом интегрированности экономической среды, доступности самых разнообразных ресурсов, глубокими изменениями в социально-психологическом климате, развитием предпринимательской культуры, повышением роли деловой этики, формированием отношений доверия и взаимных обязательств, неспособностью хозяйственных структур во многих случаях справиться с задачами оптимального распределения и использования ресурсов.

Предпринимательские сети как специфическая форма межфирменного взаимодействия независимо от их конкретного вида обладают рядом устойчивых признаков: специфической системой ценностей, складывающейся в рамках сетей; особой системой организационно-управленческих взаимодействий; комплексом преимуществ, обеспечиваемых сетями и делающих последние во многих случаях более привлекательными, чем другие формы взаимодействия.

Система ценностей — это особая атмосфера взаимного доверия, являющаяся необходимым условием существования и стабильности сети, значительно облегчающая процедуры межфирменного взаимодействия; система взаимных обязательств (как закрепленных контрактами и договорами, так и неформальная, основанная на специфических для каждой данной сети нормах и стереотипах поведения); атмосфера взаимной поддержки; взаимное согласие участников сети отказаться от преследования собственных целей в ущерб интересам всех других фирм.

В процессе взаимодействия всех структурных элементов сетевой модели выделяется руководящее звено. Выдвижение в лидеры происходит как бы единственным путем, на основе консенсуса. При этом ответственность, хотя и в неодинаковой мере, распределяется между всеми звеньями. При сетевых соглашениях границы между структурными элементами не являются столь жесткими, как при других формах взаимодействия. Ключевым элементом, объединяющим группу компаний в единую сеть, часто является совместное использование информации.

Сети, формирование которых началось во многом спонтанно, стихийно, превращаются в инструмент целенаправленной координации усилий участников процесса воспроизводства. Предприятия "паутиной" различных отношений (производственных, сбытовых, кредитно-финансовых, инновационных).связаны между собой. Это контрактные отношения, совместные проекты, переплетающиеся директораты, субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг и др. В результате возрастает стабильность и предсказуемость внешней среды МП, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.

Значительная роль в становлении этих форм принадлежит мерам государственной поддержки малого предпринимательства. Это могут быть целевые кредитные программы, оказание финансовой помощи МП через частные инвестиционные компании, специальные программы управленческой подготовки и консультирования и др. Например, в ФРГ с 1979 г. осуществляется специальная программа по стимулированию накоплений для основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы в размере до 100 тыс. марок сроком до 20 лет. В течение 10 лет они свободны от погашения. В первые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы[25].

Будущее российского малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что содействие сотрудничеству малых и крупных предприятий — важное направление развития всей предпринимательской среды. Стимулирование кооперирования МП между собой и с крупными предприятиями должно стать важной составляющей как государственной, так и корпоративной политики.

В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов активное подключение МП к предпринимательским сетям будет способствовать созданию гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, повышению эффективности их деятельности, социальной стабилизации, а также развитию данной сферы экономики.

Программы поддержки малого бизнеса. Составная часть государственного регулирования сферы малого предпринимательства — разработка и принятие государственных программ поддержки малого предпринимательства (федеральных, региональных, местных). В России в соответствии с программно-целевым подходом на федеральном и региональном уровнях разрабатываются комплексные программы поддержки малого предпринимательства, рассчитанные, как правило, на два года.

Например, основной целью Федеральной программы на 1994— 1995 гг. являлось создание экономических, правовых и организационных условий для формирования инфраструктуры малого предпринимательства. В Программе была предпринята попытка создания нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства, финансовой, информационной и технологической поддержки, подготовки кадров. Блок так называемых пилотных проектов включал мероприятия по созданию новых и поддержке действующих бизнес-инкубаторов, бизнес-парков, лизинговых компаний, центров поддержки малого бизнеса. Наиболее приоритетными задачами инвестиционных программ являются, как правило, выявление новых деловых возможностей ("окон" для проникновения на новые рынки); установление хозяйственных связей, дополняющих уже существующие виды бизнеса; оказание консультационной, маркетинговой, научно-технической помощи и т. п.

При реализации принятых программ важное значение имеет контроль за ходом их исполнения, эффективностью применяемых методов, а также поведением отдельных МП, в частности контроль за правильностью использования полученных государственных средств (ресурсов). Отсутствие подобного контроля приводит к тому, что программы реализуются не в полном объеме. Например, к концу 1995 г., по данным Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, из 42 запланированных мероприятий общефедеральной части Программы малого бизнеса по 7 направлениям лишь 20 мероприятий в целом были выполнены.

Нынешний этап социально-экономического развития страны должен рассматриваться с точки зрения создания новых предпосылок к переходу малого бизнеса на качественно новую ступень развития. Ключевым моментом здесь должна быть не только государственная законодательная и материальная поддержка МП, но и более тесная интеграция малого бизнеса и других российских предпринимательских структур. Прежде всего необходима устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Это, в свою очередь, должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.017 с.)