Финансовое регулирование социально-экономических процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовое регулирование социально-экономических процессов



Финансовое регулирование социально-экономических процессов

финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование.

Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования.(Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям)

Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Перекрестное субсидирование — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

1)налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

2) амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации3);

3) различные формы государственной финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты4, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии);

4) с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Финансовая система РФ

Финансовая система РФ- совокупность различных сфер и норм финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает в себя:

1)Государственную бюджетную систему;

2)Внебюджетные специальные фонды;

3)Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4)Фонды страхования (имущественного и личного);

5)Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в неё входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет её ФТС РФ.

Финансовые институты:

1)Бюджетные фонды (БФ).

2)Внебюджетные фонды ВБФ.

3)Децентрализованные Фонды (ДФ).

4)Страховые фонды.

5)Государственный и муниципальный кредит.

6)Валютно-денежная система (ВДС).

7)Финансы предприятий различных форм собственности.

Содержание государственной финансовой политики

Финансовая политика — одна из частей экономической политики. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.

Содержание финансовой политики:

1)Разработка общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач.

2)Создание адекватного финансового механизма.

3)Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой.

Задачи финансовой политики:

1)обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2)установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3)организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4)выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5)создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

1)формы финансовых ресурсов;

2)методы их формирования;

3)система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

4)организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Цели финансовой политики:

1)политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

2)экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

3)социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Уровни финансовой политики:

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

1)мировом

2)региональном

3)национальном

4)на уровне отдельных регионов внутри страны

5)на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)

6)отдельного предпринимателя

7)на уровне отдельного домохозяйства

Финансовая политика на уровне государства:

1)бюджетная политика

2)налоговая политика

3)таможенная политика

4)денежно-кредитная политика

5)инвестиционная политика

6)коррупционная политика

Содержание управления финансами. Структура органов управления финансами.

Управление финансами — процесс воздействия на финансовую и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкции.

В основе управления финансами лежат следующие принципы:

1)демократизм в управлении;

2)политический подход к финансовым вопросам;

3)оптимальное сочетание экономических и административных методов в управлении;

4)научность управления;

5)согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления;

6)ответственность в управлении;

7)преемственность хозяйственных решений.

Следует различать два аспекта управления финансами: во-первых, государство использует финансы, их формы в качестве инструментов, рычагов управления экономикой и социально-культурным строительством и влияет тем самым на весь процесс общественного производства; во- вторых, сами финансы являются объектом управления: управляются формы финансовых отношений, фонды денежных средств, финансовый аппарат, то есть система финансовых учреждений. Согласно теории управления — чем меньше звеньев управления, тем выше эффект. В управлении финансами различают следующие взаимосвязанные элементы: информация, планирование, организация, регулирование, контроль.

Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью как научно обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами. Достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденции, заранее определять конечный результат. Финансовая информация осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, представляемой по звеньям финансовой системы.

Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Оно должно обеспечивать сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, взаимосвязь производственных и финансовых показателей, увязку доходов и расходов, финансовых планов всех уровней народного хозяйства.

Организация означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления.

Финансовое регулирование — это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий. Оно направлено на предупреждение и ликвидацию всякого рода отрицательных отклонений от намеченного результата и заключается в обеспечении пропорций и синхронности во всех видах деятельности за счет резервных фондов, сверхплановых финансовых ресурсов, неиспользованных ассигновании.

Контроль за выполнением финансовых планов осуществляется как Fia стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенных товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

1) разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

2)прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

3) финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

4) совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

5)управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

6) осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской федерации;

7)координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Неотъемлемой составной частью процесса управления финансами является финансовый контроль.

В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства и его органами в субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионным управлением Минфина России, а также Министерством РФ по налогам и сборам, Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Неожидаемая

Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Типы инфляции:

Инфляция спроса- Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство.

Инфляция предложения (издержек)- означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

За последние годы, когда инфляция стала хронической для нашей экономики, ее причинами являются:

1)дефицит бюджета (опережающий рост расходов над доходами);

2)инфляционная спираль, соотношения цены и заработной платы (заработная плата растет, растут и цены);

3)перенос инфляции из других стран;

Инфляция проявляется в непрерывном общем повышении цен, падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на счетах. Рост цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений. При инфляции, прежде- всего снижается реальный доход получателей фиксированного номинального дохода, т.е. работников бюджетных организаций, пенсионеров. Она также снижает сбережения населения. Инфляция перераспределяет доходы между кредиторами и дебиторами, среди которых выигрывает должник, сказывается на жизненном уровне каждого человека, всех слоев населения и всех сфер рынка, Главный показатель инфляции, когда доход человека растет медленнее, чем цены на товары.

С инфляцией можно бороться при помощи денежной реформы или антиинфляционной политики.

К методам проведения денежной реформы относятся следующие:

нуллификация — объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;

девальвация — снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;

деноминация (метод зачеркивания нулей) — укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на подавление инфляции.

Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:

Дефляционная политика - это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.

Политика доходов осуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос, вследствие чего, учитывая эффект мультипликатора, увеличится совокупное предложение. Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту бюджетного дефицита и государственного долга, что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.

Монетаризм

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением денежной массы в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы: правительство должно повысить процентные ставки и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае совокупный спрос сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить совокупное предложение. Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления антимонопольной политики, поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство и открыта для притока иностранных капиталов.

Центральный банк

В центре кредитной системы находится центральный банк, который, как правило, принадлежит государству и является важнейшим орудием макроэкономического регулирования экономики. Центральный банк монополизирует выпуск (эмиссию) кредитных денег в наличной форме (банкнот), аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, официальные золотовалютные резервы государства, осуществляет кредитование коммерческих банков, кредитует и выполняет расчетные операции для правительства, осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.

Коммерческие банки

Вторым элементом современной банковской системы являются коммерческие банки — кредитные учреждения универсального характера, которые производят кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчет и организуют платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства.

Специализированные кредитно-финансовые учреждения

Третий элемент банковской системы — специализированные кредитно-финансовые учреждения, занимающиеся кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру.

К специализированным кредитно-финансовым учреждениям относятся:

1)Инвестиционные банки

2)Сберегательные учреждения

3)Страховые компании

4)Пенсионные фонды

5)Инвестиционные компании

Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т. е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков.

Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.

Страховые компании, главная функция которых — страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли.

Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формирует страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя, таким образом, финансирование, как правило, долгосрочное, экономики и государства.

Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании различаются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса её собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.

В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы: депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и т.д.

Активы

Активы центральных банков включают:

1)Золотовалютные резервы.

2)Кредиты центрального банка, выданные правительству и коммерческим банкам.

3)Государственные облигации.

Пассивы

Пассивы центральных банков включают:

1)Депозиты коммерческих банков в ЦБ (обязательные резервы и дополнительные депозиты).

2)Наличные деньги, которые ЦБ выпустил в обращение.

3)Счета казначейства, которые обслуживает ЦБ.

4)Капитал ЦБ.

5)Средства кредитных организаций.

Парижская валютная система

Основана на золотомонетном стандарте и юридически закреплена межгосударственным соглашением в 1867 г. на конференции промышленно развитых стран в Париже. Для нее характерны фиксированное золотое содержание национальных валют и фиксированные валютные курсы. Соотношение цены золота, выраженное в долларах и в фунтах стерлингов, позволяло определить валютный курс. Это соотношение называлось монетным паритетом.

Базовые принципы функционирования Парижской валютной системы:

1)валютные единицы стран имели золотое содержание;

2)конвертируемость каждой валюты в золото обеспечивалась как внутри, так и за пределами границ отдельного государства;

3)золотые слитки могли свободно обмениваться на монеты, а золото свободно экспортировалось и импортировалось, продавалось на международных рынках золота;

4)поддержание жесткого соотношения между золотым запасом страны и внутренним предложением денег.

Генуэзская валютная система

Оформлена в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции; была основана на золотодевизном стандарте. Английский фунт стерлингов и американский доллар конкурировали за лидерство на мировом валютном рынке в качестве резервной валюты. Попытки Великобритании восстановить золотой стандарт не имели успеха: в результате завышения курса фунта стерлингов происходило увеличение дефицита платежного баланса. Великобритания была вынуждена отменить в 1931 г. конвертируемость фунта в золото. Эта мера на фоне великой депрессии в конце 20-х — начале 30-х годов стала проявлением мирового валютного кризиса, выход из которого страны видели в девальвации своих валют. В результате Генуэзская валют- ная система утратила эластичность и стабильность. Был прекращен размен банкнот на золото во внутреннем обороте всех стран, и сохранилась только внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков. Еще одним потрясением для мировой валютной системы стал экономический кризис 1937 г., вызвавший новую волну обесценения валют. К началу Второй мировой войны не осталось ни одной устойчивой валюты.

Базовые принципы функционирования Генуэзской валютной системы:

1)за золотом сохранялась функция окончательных денежных расчетов между странами;

2)резервной валютой стал американский доллар, который наравне с золотом был признан в качестве меры ценности валюты разных стран, а также международного кредитного средства платежа;

3)доллар обменивался на золото центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США по фиксированному курсу. Правительственные органы и частные лица могли приобретать золото на частном рынке. Валютная цена золота складывалась на базе официальной;

4)приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялись на основе официальных валютных паритетов, выраженных в золоте и долларах;

5)каждая страна должна была сохранять стабильный курс своей валюты относительно любой другой валюты;

6)новым элементом мировой валютной системы стало валютное регулирование, которое осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций и совещаний.

Бреттон-Вудская валютная система:

Оформлена соглашением стран на конференции по валютным и финансовым вопросам, которая состоялась в июле 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (штат Ныо-Хэмпшир, США).

Основана на ряде структурных принципов:

1)введение унифицированной системы валютных курсов в соответствии с установленным паритетом;

2)официально установленные фиксированные паритеты валют к доллару США, который, в свою очередь, конвертировался в золото по фиксированному курсу;

3)определена официальная цена золота на 1 июля 1944 г. на уровне 35 долл. за тройскую унцию золота или 1 долл. за 0,88571 г золота;

4)установлено, что фиксированные золотые паритеты и курсы валют могли колебаться в пределах ±196 паритета, а в Западной Европе ±0,75%;

5)созданы условия для конвертируемости двух резервных валют — доллара США и фунта стерлингов — в золото по официальному курсу. Бреттон-Вудская система была золото девизной системой с фиксированными валютными курсами. По решению Бреттон-Вудской конференции был создан Международный валютный фонд (МВФ), основные цели которого следующие:

1)оказание содействия стабильности валютных курсов, платежных соглашений и избежание конкурентной девальвации валют;

2)содействие организации многосторонней платежной системы по текущим операциям;

3)устранение валютных ограничений между странами — участницами фонда;

4)предоставление краткосрочных кредитов для урегулирования платежных дисбалансов;

5)оказание содействия международному сотрудничеству на основе постоянных совещаний и консультаций по международным валютным проблемам. Ведущее положение США в мировой экономике после окончания войны нашло свое отражение в утверждении долларового стандарта. Доллар — единственная валюта, конвертируемая в золото, — стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов. Фактически доллар стал играть роль, которую играло золото в валютной системе, основанной на золотомонетном стандарте.

Ямайская валютная система

Ямайская валютная система — современный международный валютный механизм.

Принципы, которые продолжают действовать и сегодня, заключаются в следующем:

1)узаконена демонетизация золота, т.е. утрата им денежных функций, благодаря реальной ценности золота за ним сохранилась роль чрезвычайных мировых денег и резервного актива;

2)золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР, который формально объявлен основой валютных паритетов, но на практике не стал эталоном стоимости, главным платежным и резервным средством;

3)вместо фиксированного валютного курса страны официально с 1973 г. перешли к режиму плавающих валютных курсов, но при этом получили возможность выбора фиксированного или плавающего валютного курса.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов

финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование.

Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования.(Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям)

Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Перекрестное субсидирование — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

1)налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

2) амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации3);

3) различные формы государственной финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты4, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии);

4) с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.114 с.)