Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России

Поиск

Наряду с достоинствами и недостатками предприятия ООО «Винтовые опоры» целесообразно рассмотреть проблемы малого предпринимательства в России в современных условиях.

По мнению государственных деятелей, малый бизнес должен играть не только значительную роль в экономике России, но и помочь снять социальную напряженность, создавая новые рабочие места для населения.

К сожалению, в России очень много моногородов, экономическое процветание которых зависит от работы одного крупного предприятия. Развитие малого бизнеса в таких городах практически невозможно, так как частный предприниматель вынужден искать рынки сбыта за пределами своего региона.

Одной из основных проблем малого бизнеса являются жесткие требования, выдвигаемые банками при выдаче кредита на развития частного предприятия. Банки предпочитают работать с крупными предприятиями, а не выдавать миникредиты для развития малого бизнеса. В настоящее время многие банки разрабатывают регламент выдачи миникредитов частным предпринимателям, некоторые финансовые структуры планируют выдавать кредиты малому бизнесу не только в центральных офисах, но и в филиалах банка. После улучшения ситуации на кредитном рынке, малый бизнес сможет занять более весомое место в экономике России, а доля в ВВП будет постоянно возрастать. Возможно, в будущем появятся семейные предприятия, которые будут сохранять традиции производства какого-либо продукта, а крупные корпорации будут все более активно взаимодействовать с малыми предприятиями, - таким образом, малый бизнес в экономике России будет играть более существенную роль.

Как количество, так и качество малого предпринимательства в России уступает состоянию малых предприятий в развитых странах и находится на стадии развития малого предпринимательства в развивающихся странах. Главный признак этого – низкий уровень научно-технической венчурной инновационной составляющей малого предпринимательства [8].

Что касается общих причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства, то это, во-первых, причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, во-вторых, причины преимущественно организационного характера.

Причины общеэкономического характера.

Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту.

В 90-е годы российская экономическая политика оказалась в подчиненном положении по отношению к интересам узкого круга представителей крупного бизнеса. Одной из причин стихийного развития рынка является то, что на момент введения «шоковой терапии» в России в сфере материального производства малое предпринимательство практически отсутствовало, и оно не могло сыграть стабилизирующую функцию в экономике.

Другая особенность – характер рынка напрямую влияет на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название «коротких» денег. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличии от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Неразвитость рыночных институтов, имитационный характер деятельности, как важнейшая характеристика очень многих российских государственных и общественных организаций, предопределяют наличие очень широкого поля неопределенности. Речь идет именно о неопределенности, а не о рисках. В отличие от состояния неопределенности, риск известен и к нему можно подготовиться.[8]

Простота хозяйственных операций как раз и позволяет максимально сводить неопределенность к прогнозируемым рискам. Все это в первую очередь относится к деятельности малых предприятий, которые занимаются торговлей, недвижимостью, туризмом, ремонтом и обслуживанием, получая значительную прибыль при незначительных вложениях.

Особенностью регулируемого рынка является наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы. Рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. В западных странах основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос.

Большинство населения в России составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.

Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства.

Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 – 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения.

Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,5% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, налоговая система нестабильна, часто меняется.

Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство в производстве (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли. Предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно. Вполне очевидно, что пока в стране будут существовать источники обогащения вне сферы производства, дающие огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет. Таким образом, подорвана значимость труда, который признается единственным источником богатства.

Наряду с общеэкономическими причинами есть ряд организационно - правовых. Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Однако результаты данной стратегии далеки от ожидаемых.

Осуществляя финансовую поддержку малого предпринимательства, государственные органы сталкиваются не столько с проблемой недостаточности финансирования, сколько с проблемой взаимодействия с предпринимателями. По оценкам статистических исследований, большая часть продукции и услуг производится в «теневом» секторе (по разным данным – от 40 до 60%). В подобных условиях трудно ожидать рост налоговых поступлений от малого бизнеса в ответ на финансовые вложения.

Среди основных трудностей российского малого бизнеса во взаимодействии с государственными структурами, по опросам предпринимателей, выделяются административные барьеры, произвол чиновников контролирующих органов. [9]

Следствием является масштабность теневой составляющей в малом бизнесе, хотя все предприятия зарегистрированы и выдают требуемую отчетность. Теневая экономика, при всех ее негативных моментах, служит малому бизнесу способом защиты от чиновничьего произвола. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не вносит в практику никаких механизмов, уточняющих порядок взаимоотношений между предпринимателями и представителями власти. [3]

Недостаточная эффективность действующей в России системы малого бизнеса во многом определяется несовершенством законодательства о поддержке этого сектора. Например, серьезным недостатком введенного в 2007 году Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является то обстоятельство, что в нем не определены источники финансирования мер политики поддержки малого и среднего предпринимательства, а также процедура отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания им поддержки. Указанные моменты значительно снижают действенность данного закона, как нормативной основы государственной политики в отношении малого бизнеса, так как сохраняют субъективизм в принятии решений. [11]

Отсутствие четко прописанных правил взаимодействия между участниками рынка порождает взаимное недоверие между ними. Например, нередки случаи, когда при подписании контракта между малым и крупным предприятием и получением аванса малое предприятие может просто исчезнуть. Законодательство не предусматривает мер по предотвращению таких действий. Большая теневая составляющая в малом бизнесе не позволяют предпринимателям образовывать различные общественные организации, хотя этим объединениям, в соответствие с законодательством предоставлены значительные права, в том числе и при получении государственной поддержки. [3]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.007 с.)