Государственное регулирование процесса включения российской экономики в мировую 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование процесса включения российской экономики в мировую



Представление о мировом хозяйстве как о функционально целостной системе, состоящей из многих подсистем различного уровня и конфигурации, с собственной логикой развития, обусловливает активную регулирующую роль государства в процессе интеграции России в мировое экономическое сообщество.

Государственное регулирование интеграционного процесса — это система различных направлений, форм, методов и средств, обеспечивающих стратегическое взаимодействие национального хозяйства с мирохозяйственной сферой для решения его собственных задач. Для российской экономики далеко не безразлично, на каком уровне и на каких условиях происходит встраивание национального воспроизводственного комплекса в мировое хозяйство. Полагаться на спонтанно-стихийный путь интегрирования было бы глубоко ошибочно и, более того, экономически и политически небезопасно.

Опыт экономического развития различных стран показывает, что рыночная система блокирует вхождение в рынок более слабых участников, оставляя им подчиненные или периферийные позиции. Рыночные силы сами по себе не содействуют изменению положения в мировом хозяйстве, для этого требуется вмешательство государства. Например, без активного содействия японского правительства развитию многих технологически передовых отраслей промышленности Япония и поныне была бы привязана к экспорту дешевых игрушек.

Государственное регулирование процесса включения российской экономики в мировую должно основываться на воспроизводственной (производственно-инвестиционной) модели взаимодействия национальных хозяйственных комплексов.

Для индустриальной фазы экономического развития была характерна торговая (торгово-посредническая) модель мирохозяйственных связей. В рамках данной модели государственное регулирование сводилось к стимулированию экспортеров и защите собственных отраслей экономики. В рамках же воспроизводственной модели речь идет не только и не столько о продвижении на мировой рынок отдельных товаров и услуг, сколько о функционировании на этом рынке определенным структурным блоком. Здесь в поле зрения государственного регулирования попадает не только одно звено — купля-продажа товаров и услуг, но и другие звенья воспроизводственного процесса: движение капитала, рабочей силы, кредитно-финансовые, валютные отношения и т. п.

Существующий обширный арсенал государственного регулирования позволяет странам оказывать активное воздействие как на формирование структуры и направлений развития собственных мирохозяйственных связей, так и на мирохозяйственные связи других стран. При этом взаимодействие происходит на различных уровнях: на уровне отдельного предприятия, производственного комплекса, отрасли, территориально-производственной структуры, макроэкономическом уровне.

В России сегодня происходит постепенный переход на воспроизводственную модель регулирования мирохозяйственных связей. Торговая модель в трансформированном виде органично входит в структуру производственно-инвестиционной модели. Изменяются подходы, методы, формы регулирования. Активизируются все стороны внешнеэкономических процессов.

Интеграция российской экономики в мировую систему хозяйства сопряжена не только с новыми возможностями обеспечения положительного эффекта, но и с расходами (издержками вхождения) как для российской экономики, так и для мировой экономики. Возможны и побочные отрицательные эффекты (экстерналии).

В современных условиях участие в мирохозяйственном взаимодействии может привести к определенным структурным перекосам, компенсировать которые возможно лишь посредством мобилизации огромных внутренних национальных ресурсов из других сфер экономики.

Действия рыночных сил сводятся пока к тому, чтобы превратить Россию в экспортера природных ресурсов, сделать зависимой от импорта продукции обрабатывающих отраслей. Из примерно 4000 различных видов отечественной экспортной продукции лишь 10 видов товаров (в том числе газ, нефть, цветные и драгоценные металлы, алмазы) дают основную массу экспортных поступлений и формируют стоимостную базу экспорта. Топливно-энергетические ресурсы в российском экспорте занимают примерно 44%, черные и цветные металлы — около 20, продукция химической промышленности — 7,6, машины и оборудование — 5,3, лесоматериалы и целлюлозно-бумажная продукция — 4,3%.

Экспортоориентированная стратегия мирохозяйственных связей, реализуемая в настоящее время в нашей стране, основывается на использовании преимуществ международного разделения труда для получения растущих объемов валютных доходов и импорта высоких технологий для нужд модернизации экономики. Однако увеличение экспорта может стимулировать экономический рост при благоприятном инвестиционном климате внутри страны в сочетании с мерами, ограничивающими бегство капиталов. В противном случае расширение экспорта может означать отток ресурсов, что и происходит в российской экономике.

Для экспортоориентированной стратегии важна специализация страны. Международная специализация, основанная на конкурентных преимуществах, имеет два основных источника: более низкие издержки и дифференциацию продукта. Большие запасы и дешевизна ресурсов (сырья и труда) создают предпосылки для конкуренции издержек в традиционных для мирового рынка отраслях. Однако при подобной специализации вряд ли можно рассчитывать на долгосрочные результаты, так как эти рынки характеризуются неустойчивой ценовой конъюнктурой.

Специализация, основанная на преимуществах в издержках, предполагает определенную поддержку в форме низкого курса национальной валюты.

Более устойчива и перспективна экспортоориентированная стратегия, использующая преимущества на основе дифференциации выпуска. Концентрируясь на выпуске узкоспециализированной, уникальной продукции, обладающей высокой ценностью либо в силу качества товара, либо в силу особых потребительских свойств, производитель может диктовать до некоторой степени свои условия на внешних рынках. В то же время возможности потенциальных конкурентов ограничены необходимостью больших затрат времени и средств для достижения такого же результата.

В силу сложившихся обстоятельств экспортоориентированная стратегия реформирования российской экономики основана на использовании в первую очередь таких преимуществ, как мощная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований. Однако эти преимущества и ресурсы нельзя использовать в широких масштабах и в короткие сроки. С другой стороны, доход от экспорта минерально-сырьевой продукции зависит не только от величины экспортных ресурсов, но и от емкости внешних рынков, часто неспособных поглотить то количество, которое необходимо для получения реального эффекта от экспортоориентированной стратегии.

Придерживаться линии на преимущества в издержках может быть и экономически небезопасно, так как регулирование топливно-сырьевой ориентации осуществляется практически целиком за пределами страны. Форсированный вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке: ресурсы переливаются из обрабатывающих отраслей в добывающие. Появляются структурные перекосы, деформация национального хозяйственного комплекса, замедляются темпы роста экономики, возникают тенденции к застою. Подобное состояние называется "голландская болезнь". Было замечено, что развитие нефтедобычи в Голландии (Англии, Норвегии) привело к замедлению темпов роста национальной экономики.

Структурные перекосы проявляются и в росте спроса на импортные товары, к тому же в самых неэластичных сегментах рынка. Это в первую очередь относится к продовольственным товарам, сельскохозяйственному сырью, лекарственным препаратам. При реализации экспортоориентированной стратегии экономика неизбежно сталкивается с активным противодействием со стороны производителей, обосновавшихся на мировых рынках, с их нежеланием мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции, вплоть до введения жестких протекционистских мер.

Для предотвращения процесса смещения российской экономики на край мирохозяйственной периферии и обеспечения максимального эффекта от включения в международное разделение труда необходима реализация государственной программы по дифференцированному отбору и поддержке отраслей, которые, с одной стороны, имеют возможность активно включиться в мирохозяйственную сферу по линии экспорта своей продукции, а с другой — обладают достаточно развитой инфраструктурой, способной обеспечить необходимую отдачу от импортируемых для выбранных отраслей машин и оборудования, комплектующих изделий и т. п. Требуется использование широкого арсенала средств и методов государственного регулирования. Среди них: первоочередное предоставление кредитов соответствующим отраслям, фирмам на закупку оборудования, установление льготных сроков амортизации, предоставление льгот при налогообложении прибыли и др. Необходимо формирование своеобразных амортизаторов, обладающих регулирующей способностью, таких, как компенсационные фонды дифференциальной ренты и т. п. Разнообразные рычаги и методы необходимы и для того, чтобы уменьшить потери, связанные с тем, что валютные затраты на покупку импортного оборудования для переоснащения технологического процесса не всегда удается возместить в соответствующие сроки.

Положение российской экономики в современном мире требует развития ее конкурентоспособности, финансового и промышленного капитала, новых средств и методов защиты национальных интересов от консолидированной силы ведущих стран Запада, международных экономических институтов, мощных ТНК. Все это обусловливает необходимость государственного содействия транснационализации деятельности отечественных корпораций.

Процесс формирования и развития транснациональных ФПГ требует длительных усилий, времени, благоприятных условий, поддержки, особенно на правительственном уровне. Успех глобальной деятельности ФПГ обусловливается такими факторами, как ориентация на приоритеты национальной стратегии развития, использование налоговых льгот, включая льготы, связанные с импортозамещением, предоставление приоритета для участия в государственных программах, смягчение либо отмена ограничений, установленных антимонопольным законодательством, и т. п.

При разумном и взвешенном отношении эти структуры могут не только "вытянуть" нашу экономику из прорыва, но и позволить ей в XXI в. выйти на передовые позиции в мире. Существует реальная возможность образования трансъевразийских сетей нефтегазовых, энергетических и транспортных коммуникаций, способных выдержать ожесточенную конкуренцию коммуникационных вариантов, проектируемых в южной части Евразии. Участие России в формировании глобального научно-технологического рынка как поставщика передовых принципиально новых технологий может стать стратегическим ориентиром развития страны.

Более эффективному включению России в мировое хозяйство будет способствовать концентрация усилий государства на решении проблем реального развития интеграции в рамках СНГ, рационализации международных заимствований, активном участии в международных экономических и финансовых организациях. Центральное место в системе государственного регулирования принадлежит разработке, принятию и последующей реализации новой национальной внешнеэкономической доктрины с четко обозначенными геоэкономическими интересами России, переходу на воспроизводственную модель мирохозяйственных связей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. М.: ИЭ РАН, 1997.

2. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 1998.

3. Бартлинг Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике / Под ред. И.И. Столярова. М.: Агент, 1997.

4. Государственное регулирование экономики в современных условиях. М.: ИЭ РАН, 1997.

5. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. М.: ТЕИС, 1998.

6. Инвестиционная политика в России / Под ред. Н.А. Новицкого. М.: ИЭ РАН, 1998.

7. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.

8. Концепция государственной политики в сфере производства, использования и охраны природных ресурсов // Использование и охрана природных ресурсов в России. 1998. № 1—3.

9. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства): Учебник. М.: БЕК, 1999.

10. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатин-форм, 1997.

11. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1993.

12. Лившиц А.Ю. Экономика реформ в России и ее цена. М.: Экономика, 1994.

13. Макроэкономические аспекты становления социального хозяйства / Под ред. В.И. Маевского. М.: ИЭ РАН, 1998.

14. Мастепанова Д.А. Основные структурные изменения в развитии банковской системы России // Банки и инвестиции. М.: ИЭ РАН, 1996.

15. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира. М.: Правовая культура, 1995.

16. Мильнер Б.З. Реформы управления и управление реформами. М.: ИЭ РАН, 1994.

17. Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. М.: ЮристЪ, 1999.

18. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1994.

19. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. М.: Наука, 1994.

20. Новицкий Н.А. Ориентиры инвестиционной и инновационной политики //Экономист. 1999. №3.

21. ОкуневаЛ.П. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1995.

22. Охрана окружающей среды в России. М.: ГКС РФ, 1998.

23. Политика доходов и заработной платы: Учебник/ Под ред. П.В. Савченко, Ю.П. Кокина. М.: ЮристЪ, 2000.

24. Регулирование социального развития России. М.: ИЭ РАН, 1997.

25. Рогова О. Макроустановки регулирования и реальность банковской деятельности // Бюллетень финансовой информации. 1998. №1 (32).

26. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997.

27. Российские реформы: социальные аспекты. М.: МГУ — Высшая школа экономики, 1998.

28. Система национальных счетов — инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: Дело, 1996.

29. Социальные приоритеты и механизм экономических преобразований в России / Рук. авторского коллектива Л.И. Абалкин. М.: ИЭ РАН, 1998.

30. Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.

31. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Наука, 1995.

 

 


[1] Статуты о рабочих действовали в ряде стран (Франция, Нидерланды) в XIV—XIX вв. Они устанавливали уровень заработной платы наемных рабочих, продолжительность рабочего дня. Первый статут был принят в Англии в 1349 г. Причиной его принятия послужила "великая чума", которая свирепствовала в Западной Европе в 1347—1350 гг. Тогда от чумы погибло около 25 млн. человек, примерно '/4 всего западно-европейского общества. Поэтому правительство вынуждено было регулировать уровень заработной платы. В Англии статуты о рабочих были отменены только в 1813 г.

[2] Общественными называют такие блага, потребление которых одними гражданами общества не приводит к уменьшению потребления их другими, и поэтому у частных предпринимателей отсутствуют стимулы для их предоставления (например, освещение улиц, благоустройство городов и т. п.).

[3] Естественные монополии возникают там, где экономически нецелесообразно наличие конкурирующих форм. Например, городской водопровод, газо- и энергоснабжение.

[4] Рынки являются неполными в том случае, когда они не в состоянии предоставить всю информацию о товаре и условиях его реализации либо потребителю, либо производителю, что препятствует их сознательному выбору и оценке альтернативных возможностей использования своих ресурсов.

[5] Теория государства благоденствия возникла в 50-е гг. XX в. в период экономического подъема в странах Западной Европы и США. Одним из создателей этой теории был шведский экономист и государственный деятель Г.К. Мюрдаль (1898—1987), автор известной книги "За пределы государства благоденствия".

[6] Термин "социальное государство" означает, что государство, которое в Основном Законе (Конституции) провозгласило себя таковым, рассматривает улучшение благосостояния всех своих граждан в качестве главной и приоритетной задачи.

[7] В 1996—1997 гг. ежегодные межбанковские операции составляли примерно 1,25 трлн. долл. по сравнению с 600 млрд. долл. в 1987 г. В 1998 г. эта цифра составляла 1,5 трлн. долл. Это означает, что за одну неделю этот оборот равен годовому внутреннему продукту США, а оборот меньше чем за месяц — всему мировому продукту (см.: Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика, 1998. С. 10).

[8] Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 367.

[9] Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 341.

[10] Там же. С. 351.

 

[11] Мультипликатор по уровню цен показывает, каких изменений можно ожидать в уровне цен в результате применения денежно-кредитных инструментов.

[12] Бюджетный мультипликатор по национальному доходу показывает, каких изменений национального дохода можно ожидать при использовании фискальных инструментов.

[13] Теория денег (монетаристская теория) — раздел экономической теории, изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

[14] В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера MV=PQ, где М — количество денег в обращении, V — скорость обращения денег, Р — уровень цены, Q — уровень реального объема производства. MV характеризует предложение денег в экономике, PQ — спрос на деньги.

[15] Монетаризм — школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости.

[16] О механизме кредитной мультипликации подробнее см. учебник: Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 1997 и др.

[17] Подобное часто наблюдается в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т. д.

[18] Некоторые объяснения причин подобного явления см.: Козлов Н.Н. Монетарная политика после монетаризма//Деньги и кредит. 1997. № 1. С. 59—64.

[19] В США на создание первой тысячи коммерческих банков потребовалось 80 лет.

[20] Прекратилось падение производства, реальный ВВП увеличился на 0,2%, реальные доходы населения выросли более чем на 2%, потребительские цены выросли всего на 11%.

[21] Здесь и далее имеются в виду доллары США.

[22] В Москве, считающейся одним из лучших мест в России для ведения малого бизнеса, на открытие, например, химчистки при соблюдении всех законов и инструкций требуется 600 дней. Около 40 чиновничьих структур могут проверить, приостановить, оштрафовать, закрыть МП. И даже если проверка будет происходить ежедневно, без праздников и выходных, это не противоречит законам. Для сравнения отметим, что в свое время общественность Франции ужаснулась, обнаружив, что на регистрацию нового предприятия малого бизнеса уходит пять дней. Срочно был принят закон, гарантирующий регистрацию нового дела за 24 ч.

[23] По различным оценкам, в России сегодня около 6 млн. чел. заняты доставкой товаров из-за рубежа (так называемые челноки) и еще 24—30 млн. чел. заняты торговыми операциями внутри страны (см.: Экономическая наука современной России // Экспресс-выпуск. 1999. № 2 (4). С. 18).

[24] Использование лизинга диктуется острейшим противоречием современной российской экономики: наличием значительного неиспользованного потенциала при острой нехватке оборудования в сфере малого предпринимательства. Данное обстоятельство дает основания говорить о необходимости широкого применения интеграционного лизинга, связывающего, к примеру, предприятия ВПК и мелких производителей.

[25] Минервин И. Государственная политика поддержки предпринимательства за рубежом //Экономист. 1993. № 12. С. 82.

[26] Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1992.

[27] См.: НТП в рыночной экономике 90-х годов. М.: ИМЭМО РАН, 1992. С. 91, 109.

[28] См.: Дагаев АЛ. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М.: Наука, 1991. С. 84-85.

[29] Слово "аудит" латинского происхождения и переводится как "слушающий" или "он слышит".

[30] Под окружающей средой понимаются атмосферный воздух, почва, водная среда. Понятие "выбросы" охватывает различного рода загрязнения, шумы, излучения и т. п.

[31] Ананьев А. Торгово-экономическая политика России как фактор устойчивого развития // Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 126.

[32] В дореволюционной России приоритетными для иностранного капитала были горно-промышленная, металлургическая и металлообрабатывающая отрасли. Высок был удельный вес иностранного капитала во вложениях в текстильную, химическую, электротехническую промышленность, обработку неметаллических продуктов.

[33] См.: Экономика и жизнь. 1998. № 6. С. 29; № 7. С. 6.

 

[34] Так, несмотря на действовавшее запрещение иностранным страховым компаниям заниматься операциями с российскими резидентами, многочисленные посреднические фирмы и частные агентства заключали договора с гражданами и предприятиями о покупке за валюту зарубежных полисов. Имеются примеры, когда с помощью подставных лиц в сферу влияния иностранного капитала попадали предприятия оборонного комплекса.

[35] Такая участь постигла, например, российскую табачную промышленность. Аналогична судьба отечественной пивной индустрии, которая практически вся оказалась скуплена шведскими и американскими фирмами.

[36] Эти сделки не регистрируются в России. Предполагается, что в руках россиян находится бумаг на сумму в несколько десятков миллиардов долларов.

[37] В ведущие мировые финансовые центры российские банки допускаются неохотно под предлогом их неустоявшейся репутации, слишком короткого срока существования и сложившегося имиджа — как отмывающих "грязные деньги".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.039 с.)