Бюджетно-налоговая политика России в условиях становления рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетно-налоговая политика России в условиях становления рыночной экономики



 

Налоговая реформа 1992 г. Формирование в России новой бюджетно-налоговой политики началось с реформы 1992 г. Ее смысл сводился к замене ряда действовавших налогов (характерных для административно-командной системы и фиксированных цен), созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйства независимо от форм собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности (особенно в отраслях, создающих товары народного потребления, в малых предприятиях и предприятиях, связанных с научно-техническим прогрессом). В то же время налоговая система должна была препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано. Налоговая политика приобретала юридическое оформление, создавалась налоговая инспекция, которая несла ответственность за выполнение принятых законов.

С января 1992 г. в России введены налог на прибыль предприятий, НДС, акцизы, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц. Налог на прибыль предприятий взимается по ставке 35%, но существуют льготы по нему. Они распространяются на прибыль, направленную на техническое перевооружение, расширение производства, проведение природоохранных мероприятий, содержание объектов здравоохранения, детских учреждений, жилищного фонда, на индивидуальное и коллективное жилищное строительство, благотворительные цели. Однако общая сумма льгот не должна уменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50%.

НДС введен вместо налога с оборота и налога с продаж. Он взимается при каждом акте купли-продажи (начиная со стадии производства и до продажи конечному потребителю) с той части стоимости, которая добавляется каждым последующим производителем к стоимости сырья, материалов, товаров, услуг. Были установлены две ставки: 10% — по продовольственным товарам и товарам для детей и 20% — по остальным товарам (первоначальная ставка налога по закону 1991 г. составляла 28%).

Акцизы уплачивают предприятия, реализующие производимые ими товары. Средняя ставка акцизов в 1992 г. составляла 43%. Налог на имущество взимается по ставке 2% стоимости имущества предприятия. Налог с физических лиц (подоходный налог) исчислялся, исходя из совокупного годового дохода. Значительно расширились рамки налогообложения: фактически все граждане привлекаются к уплате налога. Налогообложение осуществлялось по четырем ставкам — 12, 20, 30 и 40%.

Налоговая реформа 1992 г. отражала условия функционирования отечественной экономики того периода. Во-первых, она объективно соответствовала условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системе несущественными являются такие налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узка база налогообложения, завышены льготы предприятиям. Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа 1992 г. не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные правовые принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы сложились еще в недрах административно-командной экономики. Основную тяжесть налогового бремени несут крупные промышленные предприятия, деятельность которых наиболее открыта и подконт^^ь-на государству. При этом под налогообложение попадает вся прибыль предприятия. Если бы предприятия могли за счет собственной прибыли создавать различного рода резервы, то это позволило бы им использовать их для расширенного воспроизводства, а также на другие цели.

С другой стороны, слабый контроль за сбором налогов создает возможность для уклонения от их уплаты, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует перелив капитала в торгово-по-среднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда — главной цели рыночных преобразований.

В-третьих, недостаток нашей налоговой системы — ее усложненность. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе имеет значение не то, в какой бюджет зачисляется платеж, а то, органом какого уровня государственного управления введен и регулируется порядок уплаты данного налога.

В-четвертых, не способствуют эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются по нескольку раз в год, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как Государство выступает ненадежным экономическим партнером.

Наконец, многие недостатки налоговой системы вызываются несовершенством законодательства, противоречивостью и запутанностью нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствием оперативной связи исполнительной и законодательной властей. Так, на существующую разветвленную систему Федеральной Госналогслужбы РФ с подчинением нижестоящих структур вышестоящим органам возложен весь контроль за поступлением всех налогов, включая региональные и местные. У региональных же и местных властей отсутствуют законодательные возможности реально влиять на деятельность территориальных налоговых инспекций.

Отмеченные недостатки отечественной налоговой системы вовсе не означают, что налоговый сюртук всегда не впору. Рыночные преобразования в экономике приводят к эволюционному реформированию налоговой системы, т. е. внесению в налогообложение определенных коррективов, соответствующих происходящим в экономике процессам. В 1996 г. были отменены спецналог и налог на куплю-продажу ценных бумаг, а также упразднено обложение сверхнормативного превышения фонда заработной платы. НДС на оборудование можно списывать на расчеты с бюджетом сразу, а не в течение шести месяцев с момента его покупки, как это было раньше. Также принят закон о существенном упрощении налогообложения малых предприятий: вместо всех основных налогов (федеральных, региональных и местных) налогоплательщик обязуется уплачивать единый налог.

Сегодня отечественная налоговая система по общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей в основном соответствует наиболее распространенным в рыночной экономике системам налогообложения. Все действующие в России налоги делятся на три группы: федеральные, региональные и местные. По объекту налогообложения существующие платежи условно разделяют на налоги с доходов (выручки, прибыли), имущества (предприятий и граждан), с определенных видов операций, сделок и деятельности (операции с ценными бумагами). По экономическому содержанию существуют следующие основные группы налогов: косвенные (акцизы, налог на добавленную стоимость), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, на наследование и на дарение), налоги, связанные с использованием природных ресурсов.

Однако отечественная налоговая система имеет и свои особенности.

 

Особенности современной налоговой системы России. Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц (12,3% — Россия и 29,7% — страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в объеме налоговых поступлений 1995 г.) и высокой долей налога на прибыль предприятий (34,3% — Россия и 7,3% — страны ОЭСР в объеме налоговых поступлений 1995 г.). Такая ситуация не способствует расширению производства и развитию предпринимательской активности. К тому же груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно.

Преувеличенное внимание уделяется у нас налоговым льготам как средству достижения тех или иных общественных целей. На практике это приводит к искажению экономических приоритетов, сужению доходной базы бюджета и создает дополнительные возможности ухода от налогов.

Особенность российской налоговой системы — чрезмерное преобладание в ней ярко выраженной фискальной направленности. Это проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках по некоторым налогам: ставка налога на добавленную стоимость составляет 20%, налога на прибыль — 35%. Проявлением фискальной направленности существующей налоговой системы является также высокий уровень штрафных санкций, что ведет к укрывательству налогов многими налогоплательщиками. Слабо проявляется социально справедливое перераспределение доходов юридических и особенно физических лиц. Регулирующая функция налогов ограничивается в основном стимулированием инвестиций.

Остра проблема собираемости налогов. Сегодня в российской экономической практике введен специальный показатель "собираемость налогов", которого нет ни в одной цивилизованной стране. В настоящее время он составляет около 74%. А это означает, что налогоплательщики вносят в государственную казну на четверть меньше налогов, чем они сами обязались внести.

Более сложное, но эффективное направление пополнения государственной казны — получить в полном объеме налоги с тех налогоплательщиков, кто не хочет их платить, нарушая действующие законы. Для этого прежде всего необходимо решительно выводить на свет так называемую теневую экономику.

В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда половина налогоплательщиков вообще не платит налогов, а с другой половины государство пытается взять финансовые ресурсы, включая и не полученные с первой половины. Отсюда огромный налоговый гнет, усиление репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.

В целях реформирования налоговой системы предстоит отменить ряд нерыночных налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (например, транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда), а также налоги с целевым направлением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции и др.). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на минеральное сырье). В результате общее число налогов может сократиться в несколько раз. Основным источником доходов для местных бюджетов должны стать имущественные налоги. Вместо действующих сейчас имущественных налогов предполагается ввести единый налог на недвижимость. В уточнении и корректировке нуждается региональный аспект налоговой системы в связи с усилением позиций регионов и ростом их притязаний на финансовые ресурсы.

Однако налоги, их число и размеры ставок, налогооблагаемая база есть следствие бюджетной политики государства. Уровень налогов определяется прежде всего размером государственных расходов. Непомерно раздутая расходная часть, широкая практика лоббирования в пользу той или иной отрасли, вне зависимости от ее нужности в рыночной экономике, искусственно созданные неплатежи — вот главные пружины, сжимающие налоговый пресс, не позволяющие налоговой системе стать нормой цивилизованной рыночной экономики.

 

Современные тенденции налоговой политики. На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции в бюджетно-налоговой политике:

1. Сохраняется высокая доля поступлений от косвенных налогов.

2. Возрастают в доходах федерального бюджета доля и объем налогов на внешнюю торговлю.

3. В структуре акцизов увеличивается доля акцизов на газ.

4. Снижается в доходах федерального бюджета доля прямых налогов, и прежде всего налога на прибыль.

5. Уменьшается в доходах федерального бюджета сумма подоходного налога с физических лиц.

 

К настоящему времени в России созданы правовые гарантии осуществления предпринимательской деятельности, пять лет действует Гражданский кодекс, введена в действие (с 1 января 1999 г.) первая часть Налогового кодекса. С принятием второй части Налогового кодекса будут решаться общие вопросы налоговой реформы: упрощение и изменение налоговой системы, выравнивание условий налогообложения вследствие отмены неэффективных и необоснованных налоговых льгот, ослабление номинального налогового бремени.

Экономическое содержание налоговой реформы должно состоять в том, чтобы распределить налоговое бремя среди налогоплательщиков относительно равномерно, чтобы в налоговом законодательстве России начал действовать сформулированный А. Смитом принцип справедливости налогообложения. Реформа налоговой системы должна быть комплексной, т. е. все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения: существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок, в первую очередь для товаропроизводителей; одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.

Нынешние приоритеты и направления налоговой политики требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должно быть построение стабильной налоговой системы в границах России, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

 

Государственный долг как инструмент воздействия на российскую экономику. К середине 90-х гг. в России был создан развитый инструментарий финансирования государственного долга, в основном соответствующий требованиям не только национального, но и международного финансовых рынков. Прежде всего это государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), государственные долгосрочные обязательства (ГДО), золотые сертификаты (ЗС), казначейские обязательства (КО), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Со второй половины 1995 г. основным источником финансирования дефицита бюджета стали ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, а также внешние кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.).

Становление рынка государственных ценных бумаг происходит в условиях переходной экономики, сложности которой (низкая продуктивность производства, недостаточная конкурентоспособность, общая инфляционная ситуация) сказываются на его формировании. Прежде всего наблюдается монополизация финансового рынка. Рынок государственных облигаций как крупнейший и единственно ликвидный в 1995— 1998 гг. стал монополистом на финансовом рынке (ГКО и ОФЗ), порождая серьезные диспропорции в развитии всего финансового рынка. Произошел усиленный отток инвестиций из реального сектора в более доходные и менее рискованные операции на рынке государственных ценных бумаг. Высокий уровень доходности гособлигаций инициировал повышение общего уровня цен заемных средств, в том числе банковского кредита. Все это препятствовало перетоку инвестиций в реальный сектор экономики России. Реальные инвестиции вытеснились государственным долгом.

Допуск иностранных инвесторов на рынок ГКО и ОФЗ открыл для российского правительства новые возможности привлечения дополнительных средств в бюджет. Однако размещение внешних займов влияет на рост внешнего долга России, представляющего реальную угрозу для экономики, так как внешний долг по истечении срока заимствования должен быть реально возвращен вместе с процентами. В 1998 г. внутренний долг России составил 33,0%, а внешний долг — 19,3% ВВП. В результате девальвации рубля в августе 1998 г. государственный долг вырос с 52 до 120% ВВП. Высокое долговое бремя государства порождает бюджетные трудности. Это выражается в росте расходов государства на погашение долга. Если в 1996 г. на это пошло 16% бюджетных расходов, то в 1997 г. — 31, а в первом полугодии 1998 г. — 36%. Подобная ситуация означает долговой кризис, так как государство несет большие обязательства как перед внутренними, так и перед иностранными кредиторами. Кроме того, через высокодоходные государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ) государство способствовало росту размеров фиктивного капитала, оторванного от реального сектора экономики, который играет решающую роль в народном хозяйстве (определяет рост экономики или спад, улучшение благосостояния или нищету населения).

Растущий государственный долг России связан не с государственным регулированием экономической конъюнктуры и стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства, а с кризисными явлениями в экономике. Вследствие этого становится проблематичным использование в настоящее время в России дефицитного финансирования в качестве инструмента ускорения экономического развития.

В целом бюджетная политика государства в России сегодня малоэффективна, основной причиной чего является низкая эффективность налоговой системы, безынфляционное финансирование дефицита государственного бюджета, а также неудовлетворительная работа всех ветвей власти федерального уровня по совершенствованию и использованию законов. Неэффективность государственной политики присуща подавляющему большинству стран с переходной экономикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.025 с.)