Необходимость, основные направления и цели государственного регулирования иностранных инвестиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость, основные направления и цели государственного регулирования иностранных инвестиций



 

Движение капитала поверх национальных границ сегодня ведущий вид международных экономических отношений. Поэтому для России, вставшей на путь активной интеграции в мировое хозяйство, формирования открытой экономики, очень важно полноценное включение в процессы международной миграции капитала в качестве как реципиента, так и источника инвестиций.

 

Система государственного регулирования иностранных инвестиций. Международное движение капитала оказывает многостороннее влияние на экономику стран — экспортеров и импортеров. Поэтому эта сфера предпринимательской деятельности в сложившейся мировой практике — объект внимания со стороны государства. Национальное государственное регулирование в этой области представлено двумя основными направлениями: регулированием поступления иностранных инвестиций в национальную экономику (с точки зрения масштабов, форм, территориального и отраслевого распределения) и регулированием вывоза капитала из страны. Система государственного регулирования экспорта-импорта включает принятие соответствующих законодательных актов, содержащих стимулирующие и ограничительные меры, формирование государственных органов, призванных контролировать практическую реализацию данного законодательства, дополнительные государственные меры (заключение межгосударственных договоров, государственное участие в страховании иностранных инвестиций, в финансировании перспективных проектов, оказание разного рода информационной и организационной поддержки и т. п.)- Важное условие обоснованности и эффективности государственной политики в рассматриваемой области — наличие соответствующей достоверной статистической информации.

Государственная политика в отношении приема иностранных инвестиций в целом должна отражать осознание обществом роли и значения иностранного капитала в решении задач национальной экономики. Она обязана учитывать противоречия между интересами иностранных инвесторов и интересами принимающей страны, ее национальных предпринимателей. Иностранные инвесторы в конечном счете всегда руководствуются собственной выгодой, а она не всегда совпадает с выгодой другой стороны. Государство должно стремиться разрешить указанное противоречие, по возможности состыковать интересы сторон.

 

Мотивы и формы зарубежного инвестирования. Современная мировая практика знает различные формы иностранного участия в национальной экономике. Среди них: международная кооперация производства, сопровождающаяся передачей технологии; предоставление зарубежных кредитов, в том числе на компенсационной основе; получение иностранного оборудования на основе лизинга; создание совместных и полностью принадлежащих иностранному капиталу предприятий; создание контрактных совместных предприятий; участие на основе концессий и договоров о разделе продукции.

Важнейшие мотивы зарубежного инвестирования — оптимизация размеров компаний и экономия за счет эффекта масштаба, неосуществимые в рамках национальной экономики; использование преимуществ международного разделения труда; доступ к зарубежным природным ресурсам, дешевой рабочей силе; преодоление таможенных барьеров; рационализация налогообложения.

С точки зрения степени контроля над зарубежными вложениями инвестиции принято делить на прямые (обеспечивают не только доход, но и контроль) и портфельные (обеспечивают только доход). Доля прямых и портфельных инвестиций варьирует от 10 до 25% в совокупном капитале зарубежных компаний.

По методике Госкомстата РФ прямые иностранные инвестиции (ПИИ) охватывают все виды вложений зарубежных инвесторов, которые либо полностью владеют предприятиями, либо контролируют не менее 10% акций или уставного капитала. Эти инвестиции включают: 1) взносы в уставный капитал в виде материальных и нематериальных активов, а также денежных средств; 2) финансовый лизинг и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия; 3) прочие прямые инвестиции (покупка акций учредителями и др.). Для оценки инвестиционного вклада иностранных предпринимателей в реальные производственные активы (современные машины, оборудование и материализуемые на их основе передовые технологии) Госкомстат РФ выделяет инвестиции в основной капитал, которые подразделяются на: 1) кредиты иностранных инвесторов и 2) иностранные инвестиции.

Прямые и портфельные инвестиции с точки зрения национальных интересов имеют плюсы и минусы. Прямые инвестиции в форме вложений в основной капитал представляют собой долгосрочные стратегические вложения, способствующие повышению деловой активности в стране, но означают экспорт контроля над активами. Портфельные же инвестиции часто имеют спекулятивный характер и могут стать фактором нестабильности финансового рынка.

 

Инвестиционный климат. Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, руководствуясь двумя ориентирами — доходностью и риском. Эти ориентиры зависят от разнообразных факторов (положительных и отрицательных), формирующих инвестиционный климат. Последний характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, условия, влияющие на реализацию цели инвестора и учитываемые им при выборе географического объекта приложения капитала.

При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры — приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. К выходным параметрам также относятся: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость; макроэкономическая стабильность; состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязательность исполнения партнерами контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизации экономики. Очевидно, что инвестиционный климат в значительной мере зависит от государства и его политики.

Инвестиционный климат по сложившимся методикам количественно оценивается в баллах, которые специалисты проставляют каждому его слагаемому, положительным и отрицательным факторам. Последние определяют степень рискованности вложений, вероятность финансовых потерь (политические и экономические риски). От состояния инвестиционного климата зависят инвестиционная активность в стране, масштабы вложений национальных предпринимателей, приток иностранного капитала, отток капитала из страны.

 

Основные субъекты вывоза капитала. Основные субъекты вывоза капитала — транснациональные корпорации (ТНК). Современные ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4Д патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% — чая и олова, 75% — бананов, натурального каучука и сырой нефти. По оценкам журнала "Экономист", пять крупнейших ТНК в соответствующих отраслях контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов, электронного оборудования, автомобилей. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями, например две-три компании контролируют практически всю международную сеть телекоммуникаций.

Ядро ТНК составляют примерно 500 крупнейших компаний, обладающих колоссальной экономической властью. Масштабы деятельности ведущих ТНК сравнимы с ВВП средних государств, и они в состоянии диктовать свою волю многим странам.

Транснациональный капитал — явление глубоко противоречивое. С одной стороны, он несет с собой новые товары, высокие технологии, культуру производства, с другой стороны, усиливает неустойчивость мировой экономики. Значительная часть свободно перемещающегося в современном экономическом пространстве транснационального капитала имеет спекулятивный характер. Если в 1990 г. в денежные спекуляции вовлекались 600 млрд. долл. ежедневно, то в 1997 г. уже более 1 трлн, долл., что в 29—30 раз превышает стоимость продаваемых за день товаров и услуг. Эта масса капитала, переливающаяся из страны в страну, способна подорвать финансовые рынки стран и регионов, спровоцировать мировой финансовый кризис.

Экономическая мощь и космополитический характер ТНК делают регулирование их деятельности на уровне национального хозяйства весьма затруднительным. Специалисты заявляют о формировании в мире (прежде всего в развивающемся) системы двоевластия национального государства и транснационального капитала. Считается, что в перспективе проблему в состоянии решить лишь международные организации, которые будут брать на себя все больше функций мирового правительства.

Среди разнообразных мер по поддержке транснационального капитала выделяются следующие: предоставление государственных гарантий и страхование прямых инвестиций; поддержка в урегулировании инвестиционных споров и создание специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере (Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров подписана 115 странами); создание справедливых и недискриминационных условий для инвесторов, исключение двойного налогообложения, административная, консультативная и дипломатическая поддержка отечественных ТНК при освоении зарубежных рынков.

 

Общие задачи государственного регулирования иностранных инвестиций. Общие задачи и смысл государственного регулирования притока иностранных инвестиций — стимулировать или ограничить участие иностранного капитала в экономике, направить его в нужное русло (в отраслевом и территориальном разрезе) и обеспечить развитие наиболее предпочтительных форм участия. Иностранный капитал призван прежде всего заполнить ниши в экономике, не освоенные или недостаточно освоенные национальным капиталом, способствовать демонополизации хозяйства. При этом государство обязано поддерживать национальных производителей, содействовать повышению уровня конкурентоспособности их продукции. Только в этом случае национальные интересы будут соблюдаться в полной мере.

Мировой опыт показывает, что при разумной стратегии и тактике иностранный капитал способен внести существенный вклад в экономическое развитие страны. Привлечение из-за рубежа инвестиций в производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки готовой заграничной продукции, которые растрачиваются (а часто разворовываются) и только умножают внешний долг. С другой стороны, недостаточное внимание со стороны государства принимающей страны к притоку иностранного капитала, стихийные, недостаточно контролируемые и направляемые потоки иностранных инвестиций способны нанести ущерб экономической безопасности страны и в лучшем случае обеспечить развитие капитализма колониального типа.

В современных условиях возрастания роли внешнеэкономического фактора развития национальных хозяйств в мире господствует тенденция к либерализации экономических связей, повышению степени открытости экономик. Вместе с тем практически во всех странах мира вложения иностранного капитала в той или иной форме регламентируются для недопущения незаконного обогащения и нанесения ущерба национальным интересам.

Что касается вывоза капитала из страны, то отношение к нему государства зависит от ряда обстоятельств: характера явления, его причин, масштабов, экономических проблем и задач страны на данном этапе исторического развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.14.164 (0.009 с.)