Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость, основные направления и цели государственного регулирования иностранных инвестицийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Движение капитала поверх национальных границ сегодня ведущий вид международных экономических отношений. Поэтому для России, вставшей на путь активной интеграции в мировое хозяйство, формирования открытой экономики, очень важно полноценное включение в процессы международной миграции капитала в качестве как реципиента, так и источника инвестиций.
Система государственного регулирования иностранных инвестиций. Международное движение капитала оказывает многостороннее влияние на экономику стран — экспортеров и импортеров. Поэтому эта сфера предпринимательской деятельности в сложившейся мировой практике — объект внимания со стороны государства. Национальное государственное регулирование в этой области представлено двумя основными направлениями: регулированием поступления иностранных инвестиций в национальную экономику (с точки зрения масштабов, форм, территориального и отраслевого распределения) и регулированием вывоза капитала из страны. Система государственного регулирования экспорта-импорта включает принятие соответствующих законодательных актов, содержащих стимулирующие и ограничительные меры, формирование государственных органов, призванных контролировать практическую реализацию данного законодательства, дополнительные государственные меры (заключение межгосударственных договоров, государственное участие в страховании иностранных инвестиций, в финансировании перспективных проектов, оказание разного рода информационной и организационной поддержки и т. п.)- Важное условие обоснованности и эффективности государственной политики в рассматриваемой области — наличие соответствующей достоверной статистической информации. Государственная политика в отношении приема иностранных инвестиций в целом должна отражать осознание обществом роли и значения иностранного капитала в решении задач национальной экономики. Она обязана учитывать противоречия между интересами иностранных инвесторов и интересами принимающей страны, ее национальных предпринимателей. Иностранные инвесторы в конечном счете всегда руководствуются собственной выгодой, а она не всегда совпадает с выгодой другой стороны. Государство должно стремиться разрешить указанное противоречие, по возможности состыковать интересы сторон.
Мотивы и формы зарубежного инвестирования. Современная мировая практика знает различные формы иностранного участия в национальной экономике. Среди них: международная кооперация производства, сопровождающаяся передачей технологии; предоставление зарубежных кредитов, в том числе на компенсационной основе; получение иностранного оборудования на основе лизинга; создание совместных и полностью принадлежащих иностранному капиталу предприятий; создание контрактных совместных предприятий; участие на основе концессий и договоров о разделе продукции. Важнейшие мотивы зарубежного инвестирования — оптимизация размеров компаний и экономия за счет эффекта масштаба, неосуществимые в рамках национальной экономики; использование преимуществ международного разделения труда; доступ к зарубежным природным ресурсам, дешевой рабочей силе; преодоление таможенных барьеров; рационализация налогообложения. С точки зрения степени контроля над зарубежными вложениями инвестиции принято делить на прямые (обеспечивают не только доход, но и контроль) и портфельные (обеспечивают только доход). Доля прямых и портфельных инвестиций варьирует от 10 до 25% в совокупном капитале зарубежных компаний. По методике Госкомстата РФ прямые иностранные инвестиции (ПИИ) охватывают все виды вложений зарубежных инвесторов, которые либо полностью владеют предприятиями, либо контролируют не менее 10% акций или уставного капитала. Эти инвестиции включают: 1) взносы в уставный капитал в виде материальных и нематериальных активов, а также денежных средств; 2) финансовый лизинг и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия; 3) прочие прямые инвестиции (покупка акций учредителями и др.). Для оценки инвестиционного вклада иностранных предпринимателей в реальные производственные активы (современные машины, оборудование и материализуемые на их основе передовые технологии) Госкомстат РФ выделяет инвестиции в основной капитал, которые подразделяются на: 1) кредиты иностранных инвесторов и 2) иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции с точки зрения национальных интересов имеют плюсы и минусы. Прямые инвестиции в форме вложений в основной капитал представляют собой долгосрочные стратегические вложения, способствующие повышению деловой активности в стране, но означают экспорт контроля над активами. Портфельные же инвестиции часто имеют спекулятивный характер и могут стать фактором нестабильности финансового рынка.
Инвестиционный климат. Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, руководствуясь двумя ориентирами — доходностью и риском. Эти ориентиры зависят от разнообразных факторов (положительных и отрицательных), формирующих инвестиционный климат. Последний характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, условия, влияющие на реализацию цели инвестора и учитываемые им при выборе географического объекта приложения капитала. При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры — приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. К выходным параметрам также относятся: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость; макроэкономическая стабильность; состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязательность исполнения партнерами контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизации экономики. Очевидно, что инвестиционный климат в значительной мере зависит от государства и его политики. Инвестиционный климат по сложившимся методикам количественно оценивается в баллах, которые специалисты проставляют каждому его слагаемому, положительным и отрицательным факторам. Последние определяют степень рискованности вложений, вероятность финансовых потерь (политические и экономические риски). От состояния инвестиционного климата зависят инвестиционная активность в стране, масштабы вложений национальных предпринимателей, приток иностранного капитала, отток капитала из страны.
Основные субъекты вывоза капитала. Основные субъекты вывоза капитала — транснациональные корпорации (ТНК). Современные ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4Д патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% — чая и олова, 75% — бананов, натурального каучука и сырой нефти. По оценкам журнала "Экономист", пять крупнейших ТНК в соответствующих отраслях контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов, электронного оборудования, автомобилей. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями, например две-три компании контролируют практически всю международную сеть телекоммуникаций. Ядро ТНК составляют примерно 500 крупнейших компаний, обладающих колоссальной экономической властью. Масштабы деятельности ведущих ТНК сравнимы с ВВП средних государств, и они в состоянии диктовать свою волю многим странам. Транснациональный капитал — явление глубоко противоречивое. С одной стороны, он несет с собой новые товары, высокие технологии, культуру производства, с другой стороны, усиливает неустойчивость мировой экономики. Значительная часть свободно перемещающегося в современном экономическом пространстве транснационального капитала имеет спекулятивный характер. Если в 1990 г. в денежные спекуляции вовлекались 600 млрд. долл. ежедневно, то в 1997 г. уже более 1 трлн, долл., что в 29—30 раз превышает стоимость продаваемых за день товаров и услуг. Эта масса капитала, переливающаяся из страны в страну, способна подорвать финансовые рынки стран и регионов, спровоцировать мировой финансовый кризис. Экономическая мощь и космополитический характер ТНК делают регулирование их деятельности на уровне национального хозяйства весьма затруднительным. Специалисты заявляют о формировании в мире (прежде всего в развивающемся) системы двоевластия национального государства и транснационального капитала. Считается, что в перспективе проблему в состоянии решить лишь международные организации, которые будут брать на себя все больше функций мирового правительства. Среди разнообразных мер по поддержке транснационального капитала выделяются следующие: предоставление государственных гарантий и страхование прямых инвестиций; поддержка в урегулировании инвестиционных споров и создание специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере (Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров подписана 115 странами); создание справедливых и недискриминационных условий для инвесторов, исключение двойного налогообложения, административная, консультативная и дипломатическая поддержка отечественных ТНК при освоении зарубежных рынков.
Общие задачи государственного регулирования иностранных инвестиций. Общие задачи и смысл государственного регулирования притока иностранных инвестиций — стимулировать или ограничить участие иностранного капитала в экономике, направить его в нужное русло (в отраслевом и территориальном разрезе) и обеспечить развитие наиболее предпочтительных форм участия. Иностранный капитал призван прежде всего заполнить ниши в экономике, не освоенные или недостаточно освоенные национальным капиталом, способствовать демонополизации хозяйства. При этом государство обязано поддерживать национальных производителей, содействовать повышению уровня конкурентоспособности их продукции. Только в этом случае национальные интересы будут соблюдаться в полной мере. Мировой опыт показывает, что при разумной стратегии и тактике иностранный капитал способен внести существенный вклад в экономическое развитие страны. Привлечение из-за рубежа инвестиций в производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки готовой заграничной продукции, которые растрачиваются (а часто разворовываются) и только умножают внешний долг. С другой стороны, недостаточное внимание со стороны государства принимающей страны к притоку иностранного капитала, стихийные, недостаточно контролируемые и направляемые потоки иностранных инвестиций способны нанести ущерб экономической безопасности страны и в лучшем случае обеспечить развитие капитализма колониального типа. В современных условиях возрастания роли внешнеэкономического фактора развития национальных хозяйств в мире господствует тенденция к либерализации экономических связей, повышению степени открытости экономик. Вместе с тем практически во всех странах мира вложения иностранного капитала в той или иной форме регламентируются для недопущения незаконного обогащения и нанесения ущерба национальным интересам. Что касается вывоза капитала из страны, то отношение к нему государства зависит от ряда обстоятельств: характера явления, его причин, масштабов, экономических проблем и задач страны на данном этапе исторического развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.235.41 (0.014 с.) |