Система государственного регулирования малого предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственного регулирования малого предпринимательства



Под системой государственного регулирования малого предпринимательства понимается экономическое, правовое и организационное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития МП. Данная система включает различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

Цели деятельности государства по отношению к малому предпринимательству. К общим целям относятся, во-первых, поддержание и развитие конкурентных начал в экономике. Чем более благоприятные условия создает государство для создания все новых и новых малых фирм, тем активнее распространяется конкуренция на все сегменты народного хозяйства. Во-вторых, выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого инициативного гражданина, желающего взять на себя ответственность за свой бизнес.

В-третьих, содействие решению проблем занятости. Создание дополнительных рабочих мест в динамично развивающемся малом бизнесе — основа социальной стабильности, модернизации структуры народного хозяйства.

В-четвертых, поддержка инноваций. Эта цель государственной политики влияет на условия функционирования малого предпринимательства — осуществление научно-технической политики, обеспечивающей льготы по инвестициям, вкладываемым в НИОКР, а также способствующей созданию инфраструктуры и механизмов, облегчающих внедрение разработок, содействует опережающему росту инновационного малого бизнеса.

Наряду с общими целями имеется и ряд специальных целей, определяемых спецификой малого предпринимательства. К ним относятся:

 

• создание благоприятных общих условий для деятельности малого предпринимательства. Это установление правового поля, регламентирующего его регистрацию, лицензирование, налогообложение; устранение многообразных форм дискриминации МП со стороны как более крупных конкурентов, так и органов власти, обеспечение равноправного доступа к ресурсам; создание и поддержание специальной инфраструктуры, позволяющей малому предпринимательству получать некоторые услуги и ресурсы (подготовка кадров, аудиторские и юридические услуги и т. п.);

• поддержка начинающих, или "стартующих", МП;

• поддержка малого бизнеса в регионах и отраслях, отличающихся низким уровнем развития и несущих особенно большое бремя социальных проблем;

• облегчение доступа МП к особо дефицитным или дорогим ресурсам, приобрести которые на рыночных условиях они не в состоянии (производственные площади, кредитные ресурсы и т. п.), в частности путем стимулирования создания технопарков, бизнес-инкубаторов.

 

Наконец есть и ряд задач в области государственной поддержки малого бизнеса, которые вытекают из специфики его положения в переходной экономике, переживающей структурный кризис:

 

• снижение трансакционных издержек, обусловленных плохим функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;

• сокращение доли теневого оборота в малом предпринимательстве;

• стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;

• дополнительная поддержка малого бизнеса на региональном уровне в определенных отраслях для преодоления моноспециализации, негативно сказывающейся на социально-экономическом положении ряда субъектов Федерации.

 

Принципы регулирования малого бизнеса. Реализация вышеназванных целей и задач предполагает строгое следование определенным принципам в регулировании малого предпринимательства. Можно выделить следующие принципы: системность и целостность управления малым предпринимательством; протекционизм; селективность, координация федерального и регионального уровней; адекватность целей и задач реальным ограничениям и др.

Системность и целостность государственной политики в области малого предпринимательства обеспечиваются путем:

 

• разграничения области применения административных и экономических методов регулирования. Это создание системы функционирования конкурсного механизма использования государственных ресурсов и распределения государственных заказов; интеграция механизмов, обеспечивающих управление полным жизненным циклом объектов государственного регулирования; определение субъектов управления, наделенных правами единого заказчика в территориальном и отраслевом разрезе; разделение функций и механизмов регулирования и поддержки с соответствующим организационно-структурным управлением;

• построения организационных структур управления на базе четкого разграничения полномочий, прав, ответственности представительных и исполнительных органов власти различного уровня; организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на основе группировки функций по укрупненным блокам; формирования структуры управления на принципах гибкости и максимальной адаптации к изменяющимся условиям; использования в практике управления матричных и других современных структур при реализации целевых программ и проектов;

• создания системы обратной связи и информационного обеспечения государственного регулирования. Для этого необходимо внедрение единой системы мониторинга и прогнозирования последствий принимаемых решений; материально-техническое и кадровое обеспечение сбора, хранения, обработки и передачи информации;

• кадрового обеспечения.

 

Принцип протекционизма обусловлен устоями рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство во многих случаях неспособно запускать производство и успешно конкурировать с крупными предприятиями самостоятельно, без государственной помощи. Поэтому протекционизм должен быть провозглашен одним из приоритетов государственной политики.

Принцип селективности можно определить двояки: а) как поддержку МП в определенных отраслях экономики или регионах (отраслевые или региональные приоритеты); б) как поддержку определенных групп МП (начинающие свою деятельность, инновационные, женские, молодежные и т. д.). Селективная поддержка малого предпринимательства, направленная на реализацию отраслевых приоритетов, изначально устанавливается на государственном и региональном уровнях. Селективная поддержка по функциональному признаку, особенно стартового и инновационного малого предпринимательства, способствует преодолению несовершенства рынка и создает условия для развития сектора малого предпринимательства, для повышения эффективности экономики в целом.

Принцип координации федерального и регионального уровней реализации государственной политики требует учета того, какие цели и какими средствами могут быть достигнуты с наибольшей эффективностью на соответствующем уровне. Очевидно, что кредитно-финансовая и инфраструктурная поддержка малого предпринимательства должна оказываться на региональном и местном уровнях. Здесь же нужно вести работу с конкретными проектами, отбирать финансовые и иные институты, участвующие в реализации отдельных мероприятий.

Необходима опора на собственные силы, т. е. такое распределение полномочий между субъектом управления (малое предпринимательство) и различными уровнями управляющей системы, при котором ресурсы и полномочия делегируются не сверху вниз, а снизу вверх. Иными словами, задача делегируется на более высокий уровень управляющей системы только тогда, когда она не может быть решена на низовом уровне или если для ее решения требуется существенно больше ресурсов.

Неотъемлемый принцип государственной политики в отношении малого бизнеса — адекватность целей и задач реальным ограничениям, к которым относятся общее состояние экономики, положение с бюджетом, характер федеральных отношений и т. д. Серьезным ограничителем выступает состояние институциональной инфраструктуры, человеческий фактор. При этом необходимо использовать программно-целевой метод, который предполагает выстраивание дерева целей. Пути достижения каждой из целей определяются, исходя из четко зафиксированного ожидаемого результата, установления оптимальных объемов ресурсного обеспечения и поиска источников финансирования. Важно, чтобы целеполагание и описание предполагаемого конечного результата опирались на научный анализ и прогноз процессов и явлений в сфере малого предпринимательства, а не на субъективные пожелания или намерения государственных органов управления.

 

Организационная структура управления малым предпринимательством. Вопросами поддержки малого предпринимательства занимается ряд министерств и ведомств — Минэкономразвития, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруда, Минюст, Минимущество, Минпром РФ и др. В федеральных программах поддержки малого предпринимательства эти органы являются исполнителями мероприятий, соответствующих их профилю. В них были образованы соответствующие структурные подразделения (управления, департаменты, отделы), которые не являлись профилирующими для этих органов.

Правительство РФ возложило функции по координации политики государственной поддержки в сфере малого бизнеса на Минэкономразвития. Роль головной организации (координатора) при подготовке ряда нормативно-правовых актов сохранилась за Минэкономразвития и после образования Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1995 г. В формировании и реализации финансовой поддержки малого предпринимательства основную роль играет Минфин РФ. При его непосредственном участии создается кредитно-финансовый механизм поддержки малого бизнеса.

Вместе с тем структура органов государственной поддержки МП на федеральном уровне сформировалась в значительной мере стихийно, во многих случаях их функции, сферы деятельности и уровень ответственности не соответствовали поставленным задачам. При этом органы исполнительной власти в ряде случаев исходили из своих ведомственных интересов, не всегда обеспечивали достоверность информации и должную координацию деятельности. Это неизбежно приводило, с одной стороны, к дублированию некоторых функций, а с другой стороны, к образованию белых пятен, т. е. организационно не обеспеченных участков работы. Кроме того, распылялись и без того скудные ресурсы.

Минэкономразвития практически не учитывало интересы МП при разработке и реализации федеральных программ, объектами и исполнителями которых являлись и являются преимущественно крупные предприятия. Минфин проводил политику усиления налогового давления на предпринимателей и ликвидации ранее имевшихся у сектора МП льгот и не обеспечивал выделения необходимых бюджетных ассигнований на поддержку МП. Минимущество в ущерб логике социально-экономических реформ отдавало исключительное предпочтение крупным инвесторам и старому директорскому корпусу при проведении приватизации. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в основном сосредоточило внимание на преодолении административных барьеров на пути развития предпринимательства.

Добавим, что объективная необходимость образования специального государственного органа, призванного заниматься только поддержкой МП, длительное время не реализовалась. В октябре 1995 г. было утверждено Положение о Государственном комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства. О реальном весе этого органа и значении системы поддержки малого бизнеса на федеральном уровне в целом красноречиво свидетельствуют незначительные суммы выделяемых бюджетных средств. Такое положение дел не может не сказаться на эффективности функционирования системы малого бизнеса.

В целом, созданная на федеральном и региональном уровнях система государственных органов по поддержке малого предпринимательства из-за острейшей нехватки средств оказывается неспособной cnpk-виться со своими функциями и повлиять на сложившуюся ситуацию. В сложившихся условиях необходимы консолидация и налаженное взаимодействие не только государственных, но и всех общественных сил, связанных с развитием малого бизнеса, в первую очередь предпринимательских объединений. В настоящее время на федеральном и региональном уровнях действуют более 300 таких объединений, в той или иной мере провозглашающих содействие малому бизнесу и его защиту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.011 с.)