ТОП 10:

Система налогообложения в странах ЕврАзЭС



В настоящее время в странах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства еще не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран, где малые предприятия составляют до 75 % от общего числа предприятий и производят 2/3 национального продукта.

В соответствии с Договором об учреждении ЕврАзЭС новое экономическое сообщество наделено функциями, связанными с формированием внешних таможенных границ, единой внешней экономической политики, экспортно-импортных тарифов, то есть с образованием общего рынка для региона с численностью населения около 181 млн человек (для сравнения: население 15 стран ЕС насчитывает примерно 300 млн человек).

В Республике Беларусь применение упрощенной системы налогообложения предполагает замену уплаты совокупности разных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты акцизов, налога на доходы, таможенных пошлин, госпошлины, лицензионных сборов, отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, сверхлимитного экологического налога.

Плательщиками единого налога являются малые предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях) и предприниматели. Они имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 минимальных заработных плат, установленных законодательством Республики Беларусь.

Упрощенную систему налогообложения не вправе применять предприятия и предприниматели, производящие подакцизные товары; банки и другие кредитно-финансовые организации, осуществляющие лицензируемую финансовую деятельность; страховые организации; инвестиционные фонды; предприятия и предприниматели, производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней; предприятия и предприниматели - участники договора о совместной деятельности; предприятия и предприниматели, занятые организацией и проведением игорных и развлекательных мероприятий; профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.

В настоящее время применяются две упрощенные системы налогообложения, заменяющие уплату целого ряда налогов и других платежей в бюджет. Для предприятий малого бизнеса - это налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, а для сельскохозяйственных предприятий - единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания (регистрации).

Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10 % валовой выручки. Производители сельскохозяйственной продукции имеют право перейти на уплату единого налога в размере 5 % от валовой выручки.

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции являются организации - производители сельскохозяйственной продукции, являющиеся юридическими лицами.

Под производителями сельскохозяйственной продукции для целей перехода на уплату единого налога понимаются занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции организации, созданные в установленном законодательством порядке в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.

Право перейти на уплату единого налога имеют производители сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70 % общей выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за предыдущий финансовый (бюджетный) год.

Объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.

В Российской Федерации возможность работать по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности (далее - упрощенная система налогообложения) предоставлена только юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства. Для юридического лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого предпринимательства.

При этом средняя за отчетный период численность работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчета всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции, малые предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также предприятия, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения учета и отчетности, например кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса, бюджетные организации.

Законодательством установлен еще один важный критерий - допустимый размер валовой выручки, который ограничен стотысячекратным минимальным размером оплаты труда. Если предприятие в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право перехода на упрощенную систему налогообложения, не превысило установленный размер валовой выручки на первый день квартала, в котором произошла подача заявления, оно может работать по такой системе. Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация.

Таким образом, круг предприятий, подпадающих по этому показателю под возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, достаточно широк.

Вместе с тем следует отметить, что Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» не обеспечивал в должной мере решение задачи наиболее полного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгами, без кассовых аппаратов и др.) не позволяли налоговым органам контролировать их в необходимой степени, вследствие чего не были ликвидированы условия для ухода от уплаты налогов и развития теневого бизнеса. В связи с этим и было принято решение о введении особого режима налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление единого налога им вмененный доход, что с одной стороны, увеличивает налоговые поступления, а с другой, - упрощает процедуры расчета и сбора налогов. Механизмы, заложенные в Федеральном законе от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», направленные в первую очередь против уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые позволили обложить единым налогом на вмененный доход слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуются от 30 до 80 % отражаемых в отчетах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса.

Принципиальным отличием режима налогообложения, использующего единый налог на вмененный доход, от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основании определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых (в первую очередь физических) показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.

Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» определил только общий порядок установления и введения в действие данного единого налога. Устанавливается же он и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из принципов, определенных вышеуказанным Федеральным законом, и является обязательным к уплате на всей территории того субъекта Российской Федерации, где он установлен.

Законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, в частности, предоставлено право определять на соответствующей территории следующие важнейшие характеристики единого налога на вмененный доход:

- перечень плательщиков по сферам предпринимательской деятельности;

- размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога на вмененный доход;

- порядок и сроки уплаты единого налога на вмененный доход;

- иные особенности взимания единого налога на вмененный доход в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Характерной особенностью единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности является то, что с момента его введения на соответствующей территории с плательщиков данного налога перестают взиматься платежи в государственные внебюджетные фонды, а также абсолютное большинство федеральных, региональных и местных налогов, за исключением:

- государственной пошлины;

- таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

- лицензионных и регистрационных сборов;

- налога на приобретение транспортных средств, (так было до отмены этого налога в связи с вступлением в силу части второй НК РФ);

- налога на владельцев транспортных средств;

- земельного налога;

- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

- налога на доходы, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, по которым уплачивается единый налог;

- удержанных сумм подоходного налога, а также НДС и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случае, если российскими законодательными актами о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица (организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (предприниматели), которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сферах, установленных Законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц.

Вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Налоговый период по единому налогу налоговым законодательством установлен в один квартал. Форма отчетности по единому налогу определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности на основании свидетельства об уплате единого налога, то учет доходов и расходов должен им вестись раздельно по каждому виду деятельности.

Законодатель установил обязательность перехода на единый налог на вмененный доход по тем видам деятельности, которые подпадают под действие Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Иными словами, переход на особый режим налогообложения не является добровольным, он принудителен.

Ставка единого налога на вмененный доход установлена в размере 20 % вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается исходя из общих принципов, установленных федеральным законодательством, с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также

Базовая доходность - это условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности - это коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.

Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 % суммы единого налога за календарный месяц. Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев.

Возникает естественный вопрос: как быть с определением размера подлежащего уплате единого налога на вмененный доход в случае регистрации или возобновления деятельности налогоплательщика не с начала налогового периода?

Если данное событие происходит до 15-го числа месяца, то сумма единого налога, как это установлено законодательством многих субъектов Российской Федерации, уплачивается за полный месяц, а если после 15-го числа, то в размере 50 % суммы налога за месяц.

При занятии несколькими видами деятельности в пределах одной сферы и невозможности ведения по ним раздельного учета размер вмененного дохода исчисляется, как правило, по тому виду, по которому установлено максимальное значение корректирующего коэффициента.

Возврат и зачет единого налога на вмененный доход производятся в соответствии с действующим налоговым законодательством. В случае законодательного внесения изменений в перечень сфер деятельности, а также законодательного внесения количественных или качественных изменений в формулу расчета единого налога он должен быть пересчитан со дня вступления в силу соответствующего нормативно-правового акта Законодательного Собрания субъекта Российской Федерации.

Распределение суммы единого налога, подлежащей зачислению в областной бюджет, бюджеты муниципальных образований и территориальный дорожный фонд, производится в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий год или же на постоянной основе специальным правовым актом.

Документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога, является свидетельство, которое выдается налоговой инспекцией по месту регистрации налогоплательщика не позднее трех дней со дня обращения налогоплательщика.

Для организаций, в состав которых входят филиалы или представительства, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, свидетельства об уплате единого налога должны быть выданы по каждому филиалу или подразделению.

Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога на вмененный доход. Предприятия, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, не являются плательщиками налога на имущество, используемое по видам деятельности, осуществляемой на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход в соответствии с законодательством. Эти организации обязаны обеспечить раздельный учет указанного имущества.

Как показывает практика применения в 1999 году Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», объем поступлений данного налога более чем в три раза превысил объем поступлений налогов по упрощенной системе налогообложения, преимущественно за счет легализации деятельности индивидуальных предпринимателей, а не за счет увеличения фактической налоговой нагрузки на них.

В Кыргызской Республике в настоящее время рассматривается вопрос введения в Налоговый кодекс специализированного раздела по налогообложению субъектов малого предпринимательства. Основное внимание уделяется совершенствованию упрощенной (на основе фиксированных платежей, патентов) системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, реализующих товары (работы, услуги) конечным потребителям, определению перечня видов деятельности, подлежащих обязательному налогообложению на патентной основе, совершенствованию механизма определения стоимости патента и др.

В этой связи 7 декабря 2001 года был принят Закон Кыргызской Республики «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства», в котором определены правовые основы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. В вышеприведенном Законе определены такие понятия, как:

- валовая выручка - сумма средств в денежном и натуральном выражении, полученная налогоплательщиком от реализации товаров (работ, услуг), за исключением НДС, а также доходы от сдачи имущества в аренду;

- субъект малого предпринимательства - юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие на свой риск и под свою имущественную ответственность не запрещенную законодательством деятельность с целью извлечения прибыли независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие экономическую деятельность с объемом валовой выручки до 3 000 000 сомов в год.

В соответствии с данным Законом упрощенная система налогообложения предусматривает право уплаты субъектами малого предпринимательства единого налога взамен:

1) для юридических лиц:

- налога на прибыль;

- отчислений в Фонд предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- налога за пользование автомобильными дорогами;

- налога за оказание платных услуг населению и с розничных продаж;

2) для физических лиц:

- подоходного налога (за исключением подоходного налога, удерживаемого с лиц, работающих по найму);

- налога за оказание платных услуг населению и с розничных продаж.

Субъекты малого предпринимательства должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовые машины (ККМ) в соответствии с требованиями, предусмотренными в Законе Кыргызской Республики «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». В случае невозможности использования ККМ субъекты малого предпринимательства обязаны применять бланки строгой отчетности, зарегистрированные в ГНИ по месту регистрации (квитанции, счета-фактуры и т.п.).

Субъект малого предпринимательства вправе самостоятельно выбирать систему налогообложения. Право перехода на упрощенную систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства возникает в зависимости от фактического объема валовой выручки за предыдущий год, а для вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства - от прогнозируемых объемов валовой выручки.

Субъект малого предпринимательства, избравший упрощенную систему налогообложения, обязан зарегистрироваться по месту ведения экономической деятельности в налоговых органах как плательщик единого налога. В случае если его валовая выручка превышает 3 000 000 сомов (около 60 000 долл. США) в течение года, субъект малого предпринимательства обязан уплачивать налоги (за исключением НДС) в соответствии с требованиями Налогового кодекса Кыргызской Республики со следующего года.

Субъекты малого предпринимательства уплачивают НДС в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

Плательщиками единого налога могут быть субъекты малого предпринимательства, за исключением:

- субъектов, обязанных или имеющих право осуществлять свою деятельность на патентной основе;

- субъектов - плательщиков земельного налога за пользование сельскохозяйственными угодьями;

- субъектов, оказывающих кредитные, финансовые, страховые услуги;

- инвестиционных фондов;

- профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- субъектов, производящих и импортирующих подакцизные товары.

Объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства является валовая выручка, определяемая в соответствии со ст. 29 Налогового кодекса Кыргызской Республики.

Субъекты малого предпринимательства уплачивают единый налог по ставкам в следующих размерах:

- субъекты, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции, в производственной сфере и сфере общественного питания, - 5 %;

- субъекты, занятые в сфере торговли и оказания транспортных услуг, - 6 %;

- субъекты, оказывающие другие виды услуг и занятые в других сферах, не перечисленных выше, - 10 %.

Субъекты, занимающиеся несколькими видами деятельности, уплачивают налог отдельно по ставкам, установленным для этих видов деятельности.

Уплата в бюджет единого налога производится ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Субъекты малого предпринимательства представляют отчет по единому налогу в налоговые органы ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Суммы единого налога зачисляются в доход республиканского бюджета в размере 65 % от поступивших средств и в размере 35 % - в доход местных бюджетов. Администрирование единого налога производится в соответствии с вышеуказанным Законом и положениями Налогового кодекса Кыргызской Республики.

 

Страна Флаг НДС, % Акцизные сборы, %
  США      
  Канада      
  Германия      
  Франция        
  Испания      

 

Таблица 5 – НДС и акцизные сборы в ЕврАзЭС

 

Таким образом, несмотря на то, что в целом экономика государств-членов ЕврАзЭС в течение трех последних лет (1999-2001 годы) успешно развивается, потенциал субъектов малого предпринимательства до сих пор используется не в полной мере. Доля населения, занятого в малом бизнесе, еще весьма незначительна и составляет всего от 5 % (Республика Таджикистан) до 10,2 % (Российская Федерация). Наибольшее число малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания. Изменение отраслевой структуры малого бизнеса в сторону промышленного производства и отраслей сельского хозяйства практически не происходит.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.015 с.)