Лекция 8. Особенности финансов организаций малого бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Особенности финансов организаций малого бизнеса



 

Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказыва­ют существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на те­кущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конку­рентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, — прежде всего это об­служивание населения.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачивае­мости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка. Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя.

Организация финансов зависит от масштабов предпринимательской деятельности. В малых предприятиях гораздо легче снизить издержки производства и обращения, применяя сберегающие технологии и исполь­зуя дешевую рабочую силу, чем наращивая объемы производства. Наи­большего эффекта по минимизации затрат достигают крупные компании из-за массовости производства и применения более эффективных техно­логических новшеств. Однако возможности крупных и средних предпри­ятий остаются во многом нереализованными. Их потенциал может быть задействован через дополнительные выпуски акций, привлечение новых акционеров и повышение ответственности за результаты предпринима­тельской деятельности.

Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициа­торами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоем­ких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоцени­вать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на ус­ловиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые Материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро пере­страиваются и налаживают производство новой продукции, товаров и услуг. Однако это производство не становится массовым и серийным.

Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разра­ботки, выступать в роли заказчиков и кредиторов. Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрак­тов, передачу технологии, повышение гибкости и оперативности.

Как показывает структура распределения числа малых предприятий по отраслям экономики существенная их доля задействована в торговле и общественном питании — 46,8%. Это объяс­няется прежде всего сравнительно высокой привлекательностью данных сфер бизнеса с точки зрения прибыльности, реализации инвестицион­ных проектов и быстрым сроком оборачиваемости капитала.

 

8.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. №88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Россий­ской Федерации» к малым предприятиям относятся коммерческие орга­низации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов Фе­дерации, общественных и религиозных организаций (объединений), бла­готворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспор­те — ЮО чел.; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 чел.; в оптовой торговле — 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслужи­вании населения — 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

Средняя за отчетный период численность работников малого пред­приятия определяется с учетом всех его работников, в том числе рабо­тающих по договорам гражданско-правового характера и по совмести­тельству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений ука­занного юридического лица. Малое предприятие, превысившее установ­ленную численность, лишается льгот на период, в котором допускалось указанное превышение, и на последующие три месяца.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физиче­ские лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без об­разования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельно­сти, так называемые многопрофильные, принадлежат к таковым по кри­териям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в го­довом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Субъект малого предпринимательства получает соответствующий статус с момента его государственной регистрации в органах исполни­тельной власти. Данное положение относится и к малым предприяти­ям — учредителям других малых предприятий, и к вновь создаваемым малым предприятиям.

В соответствии с письмом Госналогслужбы РФ от 11 июля 1996 г. № 06-1-14/8702 иностранные юридические лица, которые хотя формаль­но и отвечают критериям отнесения к субъектам малого предпринима­тельства по российскому законодательству, но созданы в соответствии с законодательством иностранных государств, не могут рассматриваться как малые предприятия по законодательству РФ. Предприятия, созданные в соответствии с российским законодательством, в уставном капита­ле которых доля одного или нескольких иностранных юридических лиц превышает 25%, а также иностранные юридические лица, осуществляю­щие деятельность РФ через постоянное представительство, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства.

Предприятия, созданные в соответствии с законодательством РФ и отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринима­тельства, учредителями которых являются физические лица — граждане иностранных государств, рассматриваются как малые предприятия.

Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного правительством образца регистрируется и получает со­ответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномочен­ных действующим законодательством. Субъекты РФ и органы местного самоуправления не вправе ставить дополнительные условия для регист­рации субъектов малого предпринимательства. Уклонение от государст­венной регистрации субъектов малого предпринимательства или необос­нованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суде. Кроме того, дополнительная регистрация физического лица в ка­честве субъекта малого предпринимательства не требуется.

В табл. отражены показатели деятельности малых предприятий за 1998—2003 гг. Из ее данных следует, что при увеличении числа малых предприятий на 2,6% и численности работников на 19,7% объем выпус­каемой продукции и оказанных работ и услуг возрос в 6,4 раза, что свиде­тельствует о повышении производительности труда в данной сфере эко­номики.

Таблица. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

Показатели 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Число малых предпри­ятий (на конец года), тыс. 868,0 890,6 879,3 843,0 882,3 890,9
Объем продукции (ра­бот, услуг), млрд. руб. 261,9 423,7 613,7 852,7 1160,8 1682,4
Среднесписочная чис­ленность работников, (без внешних совмести­телей), тыс. чел. 6207,8 6485,8 6596,8 6483,5 7220,3 7433,1
Средняя численность внешних совместителей, тыс. чел. 717,9 647,8 617,4 607,0 509,2 546,2
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 19,3 17,9 29,8 43,5 49,7 59,7
Число малых предпри­ятий в расчете на 10 000 чел. населения            

См.: Малое предпринимательство в России. 2004: стат. сб. М.: Росстат, 2004. С. 14.

 

Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях мало­го бизнеса. В приказе Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н «О Ти­повых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъек­тов малого предпринимательства» для предприятий малого бизнеса предложены Типовые рекомендации, разработанные в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначенные для всех субъектов малого предпринимательства.

Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с еди­ными методологическими основами и правилами, установленными Фе­деральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтер­ском учете и отчетности в Российской Федерации, Положениями (стан­дартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также указан­ными Типовыми рекомендациями.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается при­казом или распоряжением лица, ответственного за организацию и со­стояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

— рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтети­ческие и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены ти­повые формы первичных учетных документов, а также формы докумен­тов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов иму­щества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потреб­ностей и масштаба своего производства и управления, численности ра­ботников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, заня­тые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использо­вать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необхо­димости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.), из единой журнально-ордерной формы сче­товодства.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабли­вать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей ра­боты при соблюдении:

— единой методологической основы бухгалтерского учета, предпо­лагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисле­ния и двойной записи;

— взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

— сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

— накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хо­зяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составле­ния бухгалтерской отчетности.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтер­ского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом про­изводства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бух­галтерского учета. Для организации учета по упрощенной форме бухгал­терского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бух­галтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в реги­страх бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечи­вать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Организация финансовой службы на малых предприятиях. Под фи­нансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управле­ния предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема про­изводства и общего количества работающих на предприятии.

Так, на малых предприятиях (индивидуальных или обществах с огра­ниченной ответственностью) с небольшим оборотом и незначительной численностью работающих функции финансиста могут или вообще от­сутствовать, или быть объединены с функциями бухгалтера. Более того, согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» руководители предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:

— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

— ввести в штат должность бухгалтера;

— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

— вести бухгалтерский учет лично.

И здесь необходимо отметить, что объединять в одном лице должно­сти главного бухгалтера и финансового менеджера крайне нецелесооб­разно. Если к основным чертам хорошего бухгалтера относят педантич­ность, усидчивость, терпение и аккуратность в работе с первичными до­кументами, то финансовый менеджер по роду своей деятельности должен быть человеком творческим, склонным к риску и способным вер­но его учитывать.

Для работы в финансовом отделе на малых предприятиях, как прави­ло, привлекаются финансовые менеджеры широкого профиля — работ­ники, осуществляющие практически все функции финансового управле­ния фирмой.

Взаимоотношения предприятий малого и крупного бизнеса. Боль­шое значение имеют взаимоотношения, складывающиеся между круп­ными, средними и малыми предприятиями. Интеграция мелких и круп­ных предприятий в условиях формирования и развития отечественного рынка является необходимой предпосылкой для развития обеих струк­тур. Такие объединения рыночно развиваются более успешно, чем все ос­тальные. Безусловно, для того чтобы предприятия малого бизнеса со­ставляли неотъемлемую часть крупных, необходимо особое внимание правительства и государства. Предпосылки для подобного взаимодейст­вия больше сопутствуют тем малым предприятиям, которые функциони­руют в сферах торговли, общественного питания, строительства, промышленности. В других сферах в настоящий момент крупные предпри­ятия чаще функционируют самостоятельно, отдельно от предприятий малого бизнеса. Западный опыт свидетельствует о том, что малый бизнес в любой форме и в рамках того или иного территориально-отраслевого конгломерата успешно развивается лишь тогда, когда он прямо или косвенно связан с деятельностью основного предприятия.

Симбиоз крупных и мелких предприятий не всегда эффективен. Крупные компании диктуют свою волю, контролируют деятельность своих подопечных через снабжение их сырьем, материалами и оборудо­ванием, определение условий сбыта производимой продукции. Гаранти­ей высокой мобильности и эффективности работы являются самостоятель­ность, конкурентоспособность и инициативность. Создание и функциони­рование широкой сети малых предприятий нейтрализует нежелательные последствия, вызванные разрушением вертикальной интеграции про­изводства, основанной на жесткой системе централизованного плани­рования.

Малые предприятия всегда открыты для рыночных сделок между не­зависимыми партнерами, стимулируют развитие спроса и предложения конкретных сегментов рынка.

Особенности финансовых отношений предпринимателей без об­разования юридического лица. Граждане Российской Федерации впра­ве заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Под предпринимательской деятель­ностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граж­дан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществ­ляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответст­венность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Индивидуальная предпринимательская деятельность связана с роз­ничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг (в том чис­ле брокерских, аудиторских), с некрупным производством товаров. Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариусы, адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры.

В табл. отражено количество зарегистрированных индивидуаль­ных предпринимателей по данным Федеральной налоговой службы на 1 января 1999-2004 гг.

Таблица. Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах

 

Годы Тыс. человек
  3592,9
  3865,0
  4205,9
  4596,3
  4675,0
  4670,1

Малое предпринимательство в России. 2004: стат. сб. М.: Росстат, 2004. С. 134.

 

Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица — это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных соб­ственных потребностей. Основное отличие финансов индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбе­режения и, наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

Индивидуальный предприниматель может вступать в финансовые отношения с другими предпринимателями (в том числе с юридическими лицами коммерческой и некоммерческой сфер деятельности), с государ­ством, с банковской системой, со страховыми организациями. Индивиду­альные предприниматели относятся к малому бизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы формы государственной финансо­вой поддержки малого бизнеса.

Финансовые ресурсы предпринимателей, действующих без образо­вания юридического лица, формируются в момент начала предпринима­тельской деятельности и, как правило, за счет личных сбережений, ре­же — за счет кредитов банков, обществ взаимного кредитования.

В дальнейшем основным источником формирования финансовых ресурсов является предпринимательский доход. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение де­ла, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда все получен­ие доходы пойдут на формирование личных сбережений и личное по­требление.

 

8.2. Налогообложение предпринимателей и организаций.

С 1 января 2003 г. для малых предприятий введены специальные на­логовые режимы в соответствии с гл. 262 «Упрощенная система налого­обложения» и гл. 26 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового ко­декса Российской Федерации. Данные главы были приняты Федераль­ным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и до­полнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу актов законодательства Россий­ской Федерации о налогах и сборах».

Следовательно, с вступлением в силу с 1 января 2003 гл. 262 и гл. 26:! Налогового кодекса РФ в сфере малого бизнеса определились три режи­ма налогообложения:

— общий режим налогообложения;

— упрощенная система налогообложения;

— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятель­ности.

Особенности налогообложения субъектов хозяйствования без об­разования юридического лица. Специфика формирования и использо­вания финансовых ресурсов субъектов хозяйствования без образования юридического лица определяет особенности уплаты обязательных плате­жей в бюджет и внебюджетные фонды.

Основным объектом налогообложения предпринимателя, действующе­го без образования юридического лица, являются полученные доходы (не только от предпринимательской деятельности). В отличие от большин­ства юридических лиц, уплачивающих налог на прибыль, физические ли­ца — предприниматели уплачивают налог на доходы физических лиц. С 2001 г. налоговая ставка по этому налогу установлена в размере 13%.

Объектом налогообложения при осуществлении предприниматель­ской деятельности, занятиях частной практикой в установленном дейст­вующим законодательством порядке являются доходы, полученные от этой деятельности. Индивидуальные предприниматели исчисляют нало­говую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйст­венных операций. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных).

Индивидуальным предпринимателям налоговые вычеты (профес­сиональные, стандартные, социальные, имущественные) предоставляют­ся на основании их письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Если сумма налоговых вычетов в отчетном налоговом периоде окажется больше сум­мы доходов, подлежащих налогообложению за этот налоговый период, то применительно к данному налоговому периоду налоговая база принимает­ся равной нулю. При этом разница между суммой налоговых вычетов от­четного налогового периода и суммой доходов, подлежащих налогообло­жению, не переносится на следующий налоговый период, за исключением отдельных случаев (например, в соответствии с п. 1 ст. 220 НК РФ, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет в сумме, израсхо­дованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобрете­ние на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования).

Предприниматели имеют право на получение профессиональных на­логовых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документаль­но подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При исчислении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода производится суммирование расходов по всем совершенным сделкам (операциям, действиям), отраженным в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, независимо от того, получен по каждой из них в отдельности доход или убыток. К профессиональным вычетам относятся также суммы уплаченных налогов (кроме налога на доходы физических лиц), если уплата налогов связана с осуществлением предпринимательской деятельности (НДС, акцизов, налога с продаж, на­лога на имущество, земельного налога и др.). Так, сумма уплаченного на­лога на имущество подлежит вычету, если данное имущество использо­валось в производственной деятельности. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с пред­принимательской деятельностью, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от общей суммы доходов, полученных пред­принимателем от предпринимательской деятельности. Расходы, под­твержденные документально, не могут учитываться одновременно с рас­ходами в пределах установленного норматива.

С 2001 г. индивидуальные предприниматели платят единый социаль­ный налог. При этом индивидуальные предприниматели-работодатели производят уплату налога, поступления от которого зачисляются в Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования и фонды обязатель­ного медицинского страхования; одновременно с этим уплачиваются Дифференцированные страховые взносы в Фонд социального страхова­ния РФ по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Упрощенная система налогообложения (УСН). Упрощенная систе­ма налогообложения является разновидностью специальных налоговых режимов, к которым также относятся системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного на­лога, и др.

Сущность упрощенной системы налогообложения состоит в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, использующими эту систе­му, заменяется уплатой единого налога.

В табл. 13.3 приведено различие в налоговой нагрузке между налогоплательщиками, применяющими общую систему налогообложения, и налогоплательщиками, применяющими УСН.

 

Таблица. Различия общей и упрощенной систем налогообложения для налогоплательщиков

 

Налоговая нагрузка
общая система налогообложения упрощенная система налогообложения
вид налога размер налога вид налога размер налога
Налог на прибыль 24% от полученных Единый налог Размер налогового
организаций доходов, умень   платежа зависит
  шенных на величи-   от избранного на-
  ну произведенных   логоплательщиком
  расходов   объекта налогообло-
      жения:
Налог на добав- 18% от стоимости   Либо 6% от доходов
ленную стоимость реализованных то-   (объект налогообло-
  варов (работ, услуг)   жения - доходы):
       
      Либо 15% от дохо-
      дов за минусом
      расходов (объект на-
      логообложения —
      доходы, уменьшен-
      ные на величину
      расходов)
Налог на имуще- 2% от стоимости   Либо 1% от дохо-
ство предприятий имущества, находя-   дов (если сумма на-
  щегося на балансе   лога, начисленного
      с доходов, умень-
      шенных на величи-
      ну расходов, равна
      менее 1% от доходов)
       
Налоговая нагрузка
общая система налогообложения упрощенная система налогообложения
вид налога размер налога вид налога размер налога
ЕСН 26,0% от суммы выплат в пользу физических лиц    
Страховые взносы в ПФ РФ 14% от суммы вы­плат в пользу фи­зических лиц (при этом исчисленная сумма взноса может быть принята на уменьшение ЕСН) Страховые взносы в ПФ РФ 14% от суммы вы­плат в пользу фи­зических лиц (сум­ма взноса умень­шает сумму едино­го налога, но не бо­лее 50% при при­менении объекта в виде доходов)
Страховые взносы в ФСС РФ 0,2—8,5% от суммы выплат в пользу физических лиц (в зависимости от класса профессио­нального риска) — принимаются на уменьшение нало­говой базы по на­логу на прибыль Страховые взносы в ФСС РФ 0,2—8,5% от суммы выплат в пользу физических лиц (в зависимости от класса профессио­нального риска) — принимаются на уменьшение нало­говой базы по еди­ному налогу при применении объек­та в виде доходов минус расходы

 

Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от уплаты всех остальных налогов и сборов, в том числе:

— страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев;

— государственных и таможенных пошлин и сборов;

— транспортного налога;

— платы за пользование водными объектами;

~- федеральных, региональных и местных лицензионных сборов;

— земельного налога.

Организациям, перешедшим на УСН, но являющимися налоговыми агентами, придется уплачивать те налоги, в отношении которых они яв­ляются самостоятельными плательщиками.

Переход на УСН производится организациями добровольно при со­блюдении условий, дающих право на ее применение. Для этого им необ­ходимо известить налоговый орган по месту нахождения организации, подав заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующе­го году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН. Не существует установленной формы подачи такого заявления, хотя есть ряд рекомендуемых. Единственное требование — сообщить необходимые сведения о своих доходах за 9 месяцев текущего года и осуществить вы­бор объекта налогообложения до начала применения УСН.

При переходе на УСН налогоплательщику не следует ежегодно опо­вещать о дальнейшем применении такого режима.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования такого режи­ма при условии, что применение УСН не начато.

Если же организация уже применяет УСН, то она не вправе добро­вольно отказаться от ее применения до окончания налогового периода. В этом случае организации следует уведомить налоговые органы о пере­ходе на общий режим налогообложения в срок до 15 января того года, в котором она предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Если же организация утратила право на применение УСН, то она обя­зана сообщить о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором про­изошло нарушение условий применения УСН.

Если вновь создаваемые организации изъявляют желание работать в режиме упрощенного налогообложения, то они обязаны подать заявле­ние об этом вместе с заявлением о постановке на учет в налоговых орга­нах. В этих случаях упрощенный режим налогообложения вводится с мо­мента регистрации организации или физического лица в качестве инди­видуального предпринимателя.

Кроме того, организации, применяющие УСН, обязаны соблюдать действующие порядки ведения кассовых операций и представления ста­тистической отчетности.

Организации, применяющие УСН, освобождаются от обязанностей по ведению бухгалтерского учета (кроме учета основных средств и нема­териальных активов). Указанные организации ведут учет доходов и рас­ходов в Книге учета доходов и расходов организаций.

Введены ограничения на применение УСН по видам деятельности: банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестици­онные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающие­ся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; ор­ганизации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации, занимающиеся производством подакцизных товаров; орга­низации, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых; организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный до­ход/единого сельскохозяйственного налога.

Следует отметить, что на практике существует ряд ограничений на применение УСН. Эти ограничения определяются рядом конкретных показателей деятельности организации:

— ограничение по величине дохода (организации имеют право пе­рейти на УСН, если в течение 9 месяцев текущего года их доходы от реа­лизации не превысили 15 млн. руб. (без учета НДС), причем в этом слу­чае принимаются во внимание не только доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), но и вне реализационные доходы. Однако начиная с квартала, в котором доходы налогоплательщика с на­чала года превысят 15 млн. руб., он теряет право на применение УСН (т. е. обязан прекратить применение УСН) и переводится на общий ре­жим налогообложения;

— ограничение по структуре организации (не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Одна­ко данное требование не запрещает применение УСН налогоплательщи­кам, имеющим дочерние и зависимые общества);

— ограничение по составу учредителей (не вправе применять УСН организации, в которых совокупная доля участия других организаций (юридических лиц) составляет более 25%);

— ограничение по списочной численности (не вправе применять УСН организации, в которых списочная численность работников за на­логовый период превышает 100 человек);

— ограничение по стоимости имущества, находящегося в собствен­ности (не вправе применять УСН организации, если в их собственности находятся основные средства и нематериальные активы, остаточная стоимость которых превышает 100 млн. руб. Если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб., то организация считается переведенной на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение).

По отношению к единому налогу налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается I квартал, полугодие, 9 месяцев. При этом налог исчисляется по итогам каждого периода нарас­тающим итогом.

Таблица. Вид платежа и сроки уплаты единого налога
Вид платежа Сроки уплаты
Авансовые платежи налога по итогам Не позднее:
отчетного периода 25 апреля текущего года
  25 июля текущего года
  25 октября текущего года
Сумма уплаты налога но итогам налогового периода Не позднее:
  31 марта года, следующего за истекшим
  налоговым периодом

 

Уплата единого налога (авансовых платежей по налогу) налогопла­тельщиками производится по месту нахождения организации (т. е. по месту ее государственной регистрации). Налог, подлежащий уплате по истечении отчетного (налогового) периода, уплачивается налогопла­тельщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий период. Следовательно, в течение нало­гового периода налогоплательщик три раза уплачивает в бюджет сумму авансовых платежей, а по его окончании — сумму налога, исчисленную с зачетом ранее начисленных авансовых платежей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.074 с.)