Лекция 5. Государственные социальные внебюджетные фонды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Государственные социальные внебюджетные фонды



 

5.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов

 

Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формиро­вания и использования. В современном мире образование различных, притом весьма значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюд­жетных фондах средств являются, по существу, вторым бюджетом цен­тральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы, и возможности целенаправленного регулирования социально-экономи­ческих процессов. Принято считать, что первые государственные вне­бюджетные фонды появились в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. Одна­ко правильнее было бы говорить о том, что с этого времени они стали формироваться на более регулярной основе и в значительно больших объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды стали создаваться особенно активно, первоначально в развитых странах За­падной Европы.

Появление государственных внебюджетных фондов (в виде различ­ных специальных фондов, специальных счетов и т. д.) было вызвано не­обходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых со­циально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в от­личие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изна­чально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механиз­мов привлечения и использования средств. Со стороны общественности практика формирования государством внебюджетных фондов не пользу­ется широкой поддержкой, тем не менее она сохраняется. Разнообразие целей и задач, для решения которых создаются государственные внебюджетные фонды, не позволяет провести их четкую классификацию, по­этому все существующие фонды можно условно разделить на два основ­ных типа: экономические и социальные.

О специфике государственных внебюджетных фондов свидетельст­вует само их название. Независимо от цели и способа формирования го­сударственный внебюджетный фонд — это фонд, созданный государст­вом, отделенный от бюджета. Государственные внебюджетные фонды можно рассматривать с двух точек зрения: материальной и институцио­нальной. Существенное значение имеют обозначенные в названии особенности фонда: государственный внебюджетный фонд — это, с одной стороны, фонд денежных средств, созданный государством отдельно от бюджета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с другой стороны, организация, осуществляющая управление этим де­нежным фондом.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет единый ис­точник финансовых ресурсов — национальный доход. Государство ак­кумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспреде­ление сформированных финансовых ресурсов между отраслями и сек­торами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения.

Единство бюджетных и внебюджетных фондов проявляется как в методах их формирования (те и другие в подавляющей своей части формируются в обязательном, принудительном порядке; те и другие имеют условно возвратный характер), так и в их функциональном на­значении (аккумулируемые средства направляются на финансирование общественных потребностей).

Государственные внебюджетные фонды определены в Бюджетном кодексе РФ как элемент бюджетной системы, поэтому их связь с бюдже­том в российской практике проявляется особенно отчетливо.

Внебюджетные фонды могут создаваться федеральным и региональ­ными органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления. Средства в эти фонды могут поступать как в обязательном поряд­ке, так и на добровольной основе. Расходование средств фондов осущест­вляется по строго целевому назначению — на государственное социальное страхование и социальное обеспечение, финансирование от­раслей экономики, НИОКР, на развитие социальной и производствен­ной инфраструктуры отдельных территорий и т. д. Территориальные внебюджетные фонды являются составной частью системы территори­альных финансов. Существуют следующие основные источники финан­совых ресурсов государственных внебюджетных фондов:

— специальные (целевые) налоги и сборы;

— отчисления от прибыли (дохода) предприятий и организаций;

— прибыль от коммерческой деятельности самого внебюджетного фонда;

— заемные средства.

Специальные налоги (сборы) устанавливаются налоговым законо­дательством. Бюджетные средства поступают в форме субсидий или ус­тановленных законом отчислений от налоговых доходов бюджета. Воз­никающее в том или ином периоде положительное сальдо (профицит) внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения доходов в форме дивидендов или процентов, однако условия использования средств, как правило, строго регламен­тируются.

Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской Фе­дерации в процессе рыночной трансформации. В России формирование государственных внебюджетных фондов наиболее активно происходило в 1990-х гг. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирова­ния в РСФСР» органы государственной власти и местного самоуправле­ния имели право создавать внебюджетные фонды, имеющие статус самостоятельных юридических лиц, независимых от бюджетов соответствую­щих органов власти.

Наиболее значимую роль сыграли такие экономические государст­венные внебюджетные фонды, как Федеральный и территориальные до­рожные фонды; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ; Федеральный экологический фонд РФ, а также внебюджетные межот­раслевые и отраслевые фонды: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Фонд содействия научно-техническому прог­рессу и др.

Первыми социальными фондами стали:

— Пенсионный фонд Российской Федерации;

— Фонд социального страхования Российской Федерации;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

— Государственный фонд занятости населения Российской Федера­ции.

В процессе функционирования государственных внебюджетных фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительны­ми сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные двой­ственным правовым статусом фондов, функционирующих как властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создавала ус­ловия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это ста­ло одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджет­ных фондов и их консолидацию (объединение) в бюджетной системе.

Правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов РФ составляют:

Конституция РФ — выступает главным источником права по всем отраслям общественной жизни. Применительно к государственным вне­бюджетным фондам ее роль состоит в реализации принципов социально­го государства, закрепленных в этом документе;

Налоговый кодекс РФ — в части, посвященной единому социальному налогу (ЕСН), законодательно закрепляет один из источников поступле­ния средств в государственные внебюджетные фонды;

Бюджетный кодекс — определяет основы функционирования госу­дарственных внебюджетных фондов как элементов бюджетной систе­мы РФ;

нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных фондов, — необходимы для решения организационных вопросов, связан­ных с деятельностью конкретного фонда, т. е. отражают специфику дея­тельности каждого фонда. К ним относятся Указы Президента РФ, по­становления и распоряжения Правительства РФ.

Указы Президента при необходимости конкретизируют и дополняют действующие законодательные акты, используются как механизм опера­тивного решения отдельных вопросов социальной политики. Норматив­ные акты правительства играют важную роль в обеспечении социальных прав граждан, поскольку оно непосредственно ответственно за реализа­цию единой государственной политики в области социального обеспече­ния.

В Бюджетном кодексе государственные внебюджетные фонды оп­ределены как участники бюджетного процесса, т. е. процесса по со­ставлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов. Бюджетный кодекс определяет основные по­ложения, регулирующие деятельность государственного внебюджетного фонда.

В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса государственный вне­бюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и пред­назначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсион­ное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, уста­новленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном указанным кодексом.

Установлено также, что вне федерального бюджета образуются госу­дарственные фонды денежных средств, управляемые органами государ­ственной власти Российской Федерации и предназначенные для реали­зации конституционных прав граждан на:

— социальное обеспечение по возрасту;

- социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, преду­смотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

— социальное обеспечение в случае безработицы;

— охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации го­сударственных внебюджетных фондов определяются федеральным зако­ном в соответствии с Бюджетным кодексом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в феде­ральной собственности. Средства государственных внебюджетных фон­дов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъ­ятию не подлежат.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются (ст. 144 Бюджетного кодекса):

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов состав­ляются органами управления указанных фондов и направляются органа­ми исполнительной власти на рассмотрение законодательных (предста­вительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Фе­дерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджет­ных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представи­тельных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджете на оче­редной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финан­совый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

— обязательных платежей, установленных законодательством Рос­сийской Федерации;

— добровольных взносов физических и юридических лиц;

— других доходов, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осу­ществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламенти­рующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фон­дов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осу­ществляется Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Прави­тельством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Феде­ральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и пред­ставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации на рассмотрение и утверждение законодательному (представи­тельному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъ­екта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджет­ных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Бюджетным кодек­сом для соответствующих бюджетов.

Порядок и сроки представления отчетности государственных вне­бюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответст­вии с указанным кодексом для соответствующих бюджетов.

Пятнадцатилетний период функционирования государственных со­циальных внебюджетных фондов показал, что в последние годы стали от­четливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчи­вость финансовой базы государственных социальных внебюджетных фондов.

Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. Прежде всего это связано со снижением ставок единого социального налога (ЕСН). В мате­риалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обра­щается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения го­сударственных внебюджетных фондов.

По имеющимся расчетам, снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 До 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 г. к выпа­дающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти 317 млрд. руб.

Часть выпадающих доходов будет возмещена из средств Стабилиза­ционного фонда, однако эта мера касается только Пенсионного фонда России и пока только в 2005 г. остается нерешенным вопрос возмещения выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхова­ния и Фонда социального страхования.

В 2005 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхова­ния направляются средства федерального бюджета в объеме 3 млрд. руб. на обязательное медицинское страхование детей и 9 млрд. руб. из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров; Пенсионный фонд Российской Федерации по­лучает трансферт из федерального бюджета в объеме 74,7 млрд. руб. на фи­нансирование базовой части трудовой пенсии.

Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 руб. увеличивает еще на 100 млрд. руб. дефицит собственных доходов Пенси­онного фонда Российской Федерации на финансирование базовой части трудовой пенсии. Кроме того, существует дефицит на финансирование страховой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд. руб., который в 2005 г. покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии), которые к началу 2006г. будут практически израсходованы.

Дефицит бюджета Фонда социального страхования Российской Феде­рации покрывается в 2005 г. (как и в 2003—2004 гг.) за счет изменения по­рядка финансирования страхового возмещения, а также отказа от частич­ного финансирования содержания детско-юношеских спортивных школ.

Преодоление этих тенденций требует, очевидно, разработки ком­плекса мер, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие государственных социальных внебюджетных фондов как в краткосроч­ной, так и долгосрочной перспективе.

 

5.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование. Пенсионный фонд РФ является крупнейшим фондом, формируемым в составе государственных внебюджетных фондов. Пенсионная система обеспечивает конституционное право граждан на социальное обеспече­ние по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания де­тей и в других случаях, установленных законодательством.

Для выполнения этих функций в Пенсионном фонде аккумулируют­ся финансовые ресурсы, составившие в 2003 г. 843,1 млрд. руб. (см. табл. 10.1), т. е. достигающие одной трети доходов федерального бюдже­та РФ, составивших в этом периоде 2585,2 млрд. руб.

Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Сове­та РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. по­становлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1.

В 1991 г. Верховным Советом РФ было утверждено Положение о Пен­сионном фонде РФ. Это положение является основной правовой базой функционирования фонда: закрепляет его правовой статус, цели созда­ния, источники доходов, направления расходования средств, организа­цию руководства деятельностью.

В целях развития пенсионной системы было принято постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения». Было признано неудов­летворительным состояние действующей на тот момент системы пенси­онного обеспечения, сформулированы основные цели реформы и прин­ципы, на которых она должна проходить. В числе этих принципов зало­жена идея государственного пенсионного страхования. Значительное внимание в концепции было уделено индивидуальному персонифициро­ванному учету. В целях реализации концепции в 1996 г. был принят За­кон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе госу­дарственного пенсионного страхования».

В 2001 г. в рамках проведения пенсионной реформы были приняты следующие Законы: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; «О трудовых пенсиях в РФ»; «О государственном пенсионном обеспе­чении». Эти законы внесли существенные коррективы в реализацию прав граждан на пенсионное обеспечение. В целях упорядочения посту­пления доходов в бюджет Пенсионного фонда были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ в части, касающейся уплаты взносов в этот фонд.

Пенсионный фонд является юридическим лицом, финансово-кре­дитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответст­вии с законодательством РФ. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и изъя­тию не подлежат.

На Пенсионный фонд возложены следующие задачи:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финанси­рование расходов, относящихся к предметам ведения фонда;

2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, ви­новных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм для выплат государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Таблица. Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации (млн. руб.; до 1998 г. – млрд. руб.)

 

  1992г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Остаток средств на начало года               98 322 115 605 33 664
Поступление   88 260   178 329 166 714 276 519 431 281 532 120 699 871 843 141
в том числе:                    
страховые взносы, налоговые плате­жи   73 709 115 109 151 073 149 102 250 436 379 259 494 906 642 328 770 457
из федерального бюд­жета       23 172 14 905 17 700 26 800 34 039 49 491 50 979
из Государствен­ного фонда заня­тости на-селения Российской Феде­рации 0,1                  
         
                     
кредиты, ссуды       - - - - - - -
прочие поступле­ния             24 938      
Расходование   88 709 129 625 176 605 167 022   341 056 514 837 789 621 804 076
в том числе:                    
на финансирова­ние выплат насе­лению пенсий, пособий   85 078 125 346 172 767 160 450   331 257   661 730 776 446
возврат кредитов, ссуд     -       - - -
прочие расходы           16 010   23 714 127 891 27 630

Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2004. С. 570.

 

3) капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добро­вольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юри­дических лиц;

4) организация и ведение индивидуального (персонифицированно­го) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государ­ственного пенсионного страхования», а также организация и ведение го­сударственного банка данных по всем категориям плательщиков страхо­вых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

5) межгосударственное и международное сотрудничество Россий­ской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда; уча­стие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударст­венных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

6) изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в фонд страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

7) проведение научно-исследовательской работы в области государ­ственного пенсионного страхования;

8) проведение разъяснительной работы среди населения и юридиче­ских лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании про­грамм социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением фон­да и его постоянно действующим исполнительным органом — исполни­тельной дирекцией.

В состав правления входят председатель, первый заместитель, замес­тители председателя правления и исполнительный директор фонда, а также управляющие отделениями фонда.

В состав правления фонда могут входить также представители обще­ственных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой ин­тересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление фонда выполняет следующие задачи:

1) несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

2) определяет перспективные и текущие задачи фонда;

3) утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты тру­да) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

4) назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и ру­ководителей его отделений;

5) утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизион­ной комиссии и региональных органах фонда;

6) издает в пределах своей компетенции нормативные акты по во­просам, относящимся к деятельности фонда.

Правление Пенсионного фонда возглавляет председатель.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирек­ции фонда и его региональных органов образуется ревизионная комис­сия.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным фонда в районах и городах, ревизионной комиссии необходимые документы и сведения, относящиеся к деятель­ности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

Пенсионный фонд осуществляет расходование денежных средств по следующим направлениям;

1) выплату в соответствии с действующим на территории РФ зако­нодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за преде­лы РФ;

2) выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полуто­ра лет;

3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

5) другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.

 

Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

1) страховых взносов работодателей;

2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной тру­довой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

3) страховых взносов иных категорий работающих граждан;

4) ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату госу­дарственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указан­ных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской ка­тастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

5) средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пен­сий безработным;

6) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

7) добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физи­ческих и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств фонда и других поступлений.

Принятие Федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении» и «О трудовых пенсиях» имело важное значение для упо­рядочения процесса пенсионного обеспечения в РФ в целях определе­ния:

1) видов пенсий, предусмотренных для различных категорий граж­дан;

2) составных частей пенсий;

3) источников финансирования различных видов пенсий;

4) условий возникновения права на пенсию.

Пенсии можно классифицировать в соответствии с законами, на ос­новании которых они назначаются:

1) пенсии, назначаемые в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

2) пенсии, назначаемые в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Рос­сийской Федерации».

В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской Феде­рации» под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выпла­та в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудо­вой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахован­ных лиц в связи со смертью этих лиц.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также нетру­доспособные члены семей умерших кормильцев при соблюдении опреде­ленных условий.

Закон устанавливает следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Также устанавливаются составные части каждого вида пенсии.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности мо­гут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части; 2) страховой части.

Порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется За­коном «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде­рации», разграничивающим источники, за счет которых финансируется та или иная часть трудовой пенсии.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществ­ляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопи­тельной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В Законе «Об обязательном пенсионном страховании» Пенсионный фонд рассматривается как один из субъектов обязательного пенсионного страхования, а именно как страховщик.

Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организацион­ных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до ус­тановления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обяза­тельного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обя­зательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться него­сударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые преду­смотрены федеральным законом. Государство несет субсидиарную от­ветственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию явля­ются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе ор­ганизации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В целях указанного федерального закона частные детективы и зани­мающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивиду­альным предпринимателям.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обяза­тельное пенсионное страхование в соответствии с законом. К ним отно­сятся следующие группы лиц:

1) работающие по трудовому договору или по договору граждан­ско-правового характера, предметом которого является выполнение ра­бот и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2)самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практи­кой нотариусы, адвокаты);

3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) работающие за пределами территории Российской Федерации в случае добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

6) являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствова­ния;

7) иные категории граждан.

Страховыми рисками признается утрата застрахованным лицом за­работка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями для целей настоящего закона о Пенсионном фонде признаются: достижение пенсионного возраста, наступление ин­валидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсион­ному страхованию являются:

1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

2) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

4) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не ра­ботавших на день смерти.

Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — инди­видуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в раз­мере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индиви­дуальном лицевом счете.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесяч­ная государственная денежная выплата, право на получение которой оп­ределяется в соответствии с условиями и нормами, установленными со­ответствующим законом.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

— пенсия за выслугу лет;

— пенсия по старости;

— пенсия по инвалидности;

— социальная пенсия.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

— федеральные государственные служащие;

— военнослужащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техно­генных катастроф;

— нетрудоспособные граждане.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспе­чению производится за счет средств федерального бюджета.

Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.

Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходова­ния денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от­дельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсион­ного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пен­сионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных ли­цевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранят­ся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального бан­ка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открывае­мых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

— страховых взносов;

— средств федерального бюджета;

— сумм пеней и иных финансовых санкций;

— доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

— добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачи­ваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

— иных источников, не запрещенных законодательством Россий­ской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.235.24 (0.091 с.)