Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 5. Государственные социальные внебюджетные фондыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
5.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования. В современном мире образование различных, притом весьма значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюджетных фондах средств являются, по существу, вторым бюджетом центральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы, и возможности целенаправленного регулирования социально-экономических процессов. Принято считать, что первые государственные внебюджетные фонды появились в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. Однако правильнее было бы говорить о том, что с этого времени они стали формироваться на более регулярной основе и в значительно больших объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды стали создаваться особенно активно, первоначально в развитых странах Западной Европы. Появление государственных внебюджетных фондов (в виде различных специальных фондов, специальных счетов и т. д.) было вызвано необходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых социально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в отличие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования средств. Со стороны общественности практика формирования государством внебюджетных фондов не пользуется широкой поддержкой, тем не менее она сохраняется. Разнообразие целей и задач, для решения которых создаются государственные внебюджетные фонды, не позволяет провести их четкую классификацию, поэтому все существующие фонды можно условно разделить на два основных типа: экономические и социальные. О специфике государственных внебюджетных фондов свидетельствует само их название. Независимо от цели и способа формирования государственный внебюджетный фонд — это фонд, созданный государством, отделенный от бюджета. Государственные внебюджетные фонды можно рассматривать с двух точек зрения: материальной и институциональной. Существенное значение имеют обозначенные в названии особенности фонда: государственный внебюджетный фонд — это, с одной стороны, фонд денежных средств, созданный государством отдельно от бюджета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с другой стороны, организация, осуществляющая управление этим денежным фондом. Государственные внебюджетные фонды представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет единый источник финансовых ресурсов — национальный доход. Государство аккумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспределение сформированных финансовых ресурсов между отраслями и секторами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения. Единство бюджетных и внебюджетных фондов проявляется как в методах их формирования (те и другие в подавляющей своей части формируются в обязательном, принудительном порядке; те и другие имеют условно возвратный характер), так и в их функциональном назначении (аккумулируемые средства направляются на финансирование общественных потребностей). Государственные внебюджетные фонды определены в Бюджетном кодексе РФ как элемент бюджетной системы, поэтому их связь с бюджетом в российской практике проявляется особенно отчетливо. Внебюджетные фонды могут создаваться федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Средства в эти фонды могут поступать как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств фондов осуществляется по строго целевому назначению — на государственное социальное страхование и социальное обеспечение, финансирование отраслей экономики, НИОКР, на развитие социальной и производственной инфраструктуры отдельных территорий и т. д. Территориальные внебюджетные фонды являются составной частью системы территориальных финансов. Существуют следующие основные источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов: — специальные (целевые) налоги и сборы; — отчисления от прибыли (дохода) предприятий и организаций; — прибыль от коммерческой деятельности самого внебюджетного фонда; — заемные средства. Специальные налоги (сборы) устанавливаются налоговым законодательством. Бюджетные средства поступают в форме субсидий или установленных законом отчислений от налоговых доходов бюджета. Возникающее в том или ином периоде положительное сальдо (профицит) внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения доходов в форме дивидендов или процентов, однако условия использования средств, как правило, строго регламентируются. Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской Федерации в процессе рыночной трансформации. В России формирование государственных внебюджетных фондов наиболее активно происходило в 1990-х гг. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» органы государственной власти и местного самоуправления имели право создавать внебюджетные фонды, имеющие статус самостоятельных юридических лиц, независимых от бюджетов соответствующих органов власти. Наиболее значимую роль сыграли такие экономические государственные внебюджетные фонды, как Федеральный и территориальные дорожные фонды; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ; Федеральный экологический фонд РФ, а также внебюджетные межотраслевые и отраслевые фонды: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др. Первыми социальными фондами стали: — Пенсионный фонд Российской Федерации; — Фонд социального страхования Российской Федерации; — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; — Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. В процессе функционирования государственных внебюджетных фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительными сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные двойственным правовым статусом фондов, функционирующих как властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создавала условия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это стало одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджетных фондов и их консолидацию (объединение) в бюджетной системе. Правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов РФ составляют: Конституция РФ — выступает главным источником права по всем отраслям общественной жизни. Применительно к государственным внебюджетным фондам ее роль состоит в реализации принципов социального государства, закрепленных в этом документе; Налоговый кодекс РФ — в части, посвященной единому социальному налогу (ЕСН), законодательно закрепляет один из источников поступления средств в государственные внебюджетные фонды; Бюджетный кодекс — определяет основы функционирования государственных внебюджетных фондов как элементов бюджетной системы РФ; нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных фондов, — необходимы для решения организационных вопросов, связанных с деятельностью конкретного фонда, т. е. отражают специфику деятельности каждого фонда. К ним относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. Указы Президента при необходимости конкретизируют и дополняют действующие законодательные акты, используются как механизм оперативного решения отдельных вопросов социальной политики. Нормативные акты правительства играют важную роль в обеспечении социальных прав граждан, поскольку оно непосредственно ответственно за реализацию единой государственной политики в области социального обеспечения. В Бюджетном кодексе государственные внебюджетные фонды определены как участники бюджетного процесса, т. е. процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов. Бюджетный кодекс определяет основные положения, регулирующие деятельность государственного внебюджетного фонда. В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном указанным кодексом. Установлено также, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на: — социальное обеспечение по возрасту; - социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; — социальное обеспечение в случае безработицы; — охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъятию не подлежат. Государственными внебюджетными фондами РФ являются (ст. 144 Бюджетного кодекса): Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и направляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: — обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации; — добровольных взносов физических и юридических лиц; — других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с указанным кодексом для соответствующих бюджетов. Пятнадцатилетний период функционирования государственных социальных внебюджетных фондов показал, что в последние годы стали отчетливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчивость финансовой базы государственных социальных внебюджетных фондов. Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. Прежде всего это связано со снижением ставок единого социального налога (ЕСН). В материалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обращается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов. По имеющимся расчетам, снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 До 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 г. к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти 317 млрд. руб. Часть выпадающих доходов будет возмещена из средств Стабилизационного фонда, однако эта мера касается только Пенсионного фонда России и пока только в 2005 г. остается нерешенным вопрос возмещения выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. В 2005 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляются средства федерального бюджета в объеме 3 млрд. руб. на обязательное медицинское страхование детей и 9 млрд. руб. из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров; Пенсионный фонд Российской Федерации получает трансферт из федерального бюджета в объеме 74,7 млрд. руб. на финансирование базовой части трудовой пенсии. Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 руб. увеличивает еще на 100 млрд. руб. дефицит собственных доходов Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование базовой части трудовой пенсии. Кроме того, существует дефицит на финансирование страховой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд. руб., который в 2005 г. покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии), которые к началу 2006г. будут практически израсходованы. Дефицит бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации покрывается в 2005 г. (как и в 2003—2004 гг.) за счет изменения порядка финансирования страхового возмещения, а также отказа от частичного финансирования содержания детско-юношеских спортивных школ. Преодоление этих тенденций требует, очевидно, разработки комплекса мер, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие государственных социальных внебюджетных фондов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
5.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование. Пенсионный фонд РФ является крупнейшим фондом, формируемым в составе государственных внебюджетных фондов. Пенсионная система обеспечивает конституционное право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством. Для выполнения этих функций в Пенсионном фонде аккумулируются финансовые ресурсы, составившие в 2003 г. 843,1 млрд. руб. (см. табл. 10.1), т. е. достигающие одной трети доходов федерального бюджета РФ, составивших в этом периоде 2585,2 млрд. руб. Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1. В 1991 г. Верховным Советом РФ было утверждено Положение о Пенсионном фонде РФ. Это положение является основной правовой базой функционирования фонда: закрепляет его правовой статус, цели создания, источники доходов, направления расходования средств, организацию руководства деятельностью. В целях развития пенсионной системы было принято постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения». Было признано неудовлетворительным состояние действующей на тот момент системы пенсионного обеспечения, сформулированы основные цели реформы и принципы, на которых она должна проходить. В числе этих принципов заложена идея государственного пенсионного страхования. Значительное внимание в концепции было уделено индивидуальному персонифицированному учету. В целях реализации концепции в 1996 г. был принят Закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования». В 2001 г. в рамках проведения пенсионной реформы были приняты следующие Законы: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; «О трудовых пенсиях в РФ»; «О государственном пенсионном обеспечении». Эти законы внесли существенные коррективы в реализацию прав граждан на пенсионное обеспечение. В целях упорядочения поступления доходов в бюджет Пенсионного фонда были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ в части, касающейся уплаты взносов в этот фонд. Пенсионный фонд является юридическим лицом, финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. На Пенсионный фонд возложены следующие задачи: 1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, относящихся к предметам ведения фонда; 2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм для выплат государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; Таблица. Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации (млн. руб.; до 1998 г. – млрд. руб.)
Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2004. С. 570.
3) капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; 4) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; 5) межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; 6) изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в фонд страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию; 7) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; 8) проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В состав правления входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор фонда, а также управляющие отделениями фонда. В состав правления фонда могут входить также представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Правление фонда выполняет следующие задачи: 1) несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда; 2) определяет перспективные и текущие задачи фонда; 3) утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты; 4) назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений; 5) утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда; 6) издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда. Правление Пенсионного фонда возглавляет председатель. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным фонда в районах и городах, ревизионной комиссии необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством. Пенсионный фонд осуществляет расходование денежных средств по следующим направлениям; 1) выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; 2) выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; 3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; 4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов; 5) другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.
Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет: 1) страховых взносов работодателей; 2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; 3) страховых взносов иных категорий работающих граждан; 4) ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; 5) средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; 6) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; 7) добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств фонда и других поступлений. Принятие Федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении» и «О трудовых пенсиях» имело важное значение для упорядочения процесса пенсионного обеспечения в РФ в целях определения: 1) видов пенсий, предусмотренных для различных категорий граждан; 2) составных частей пенсий; 3) источников финансирования различных видов пенсий; 4) условий возникновения права на пенсию. Пенсии можно классифицировать в соответствии с законами, на основании которых они назначаются: 1) пенсии, назначаемые в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; 2) пенсии, назначаемые в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также нетрудоспособные члены семей умерших кормильцев при соблюдении определенных условий. Закон устанавливает следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Также устанавливаются составные части каждого вида пенсии. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части. Порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», разграничивающим источники, за счет которых финансируется та или иная часть трудовой пенсии. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В Законе «Об обязательном пенсионном страховании» Пенсионный фонд рассматривается как один из субъектов обязательного пенсионного страхования, а именно как страховщик. Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. В целях указанного федерального закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с законом. К ним относятся следующие группы лиц: 1) работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; 2)самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); 3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; 4) работающие за пределами территории Российской Федерации в случае добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; 6) являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; 7) иные категории граждан. Страховыми рисками признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховыми случаями для целей настоящего закона о Пенсионном фонде признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости; 2) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности; 3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца; 4) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными соответствующим законом. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: — пенсия за выслугу лет; — пенсия по старости; — пенсия по инвалидности; — социальная пенсия. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: — федеральные государственные служащие; — военнослужащие; — участники Великой Отечественной войны; — граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; — нетрудоспособные граждане. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем. Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: — страховых взносов; — средств федерального бюджета; — сумм пеней и иных финансовых санкций; — доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; — добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; — иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджет<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.016 с.) |