Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Система финансов в экономике России↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ 1. СИСТЕМА ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Управление финансами
Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства. Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях. Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом. Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами. Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый контроль. Рассмотрим их подробнее. Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа. На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации. Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товарообменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др. В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики. Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства. Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление). В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: 1) Счетную палату РФ; 2) Министерство финансов РФ и его органы на местах; 3) Центральный банк РФ; 4) Министерство по налогам и сборам РФ; 5) Государственный таможенный комитет РФ; 6) Федеральную комиссию по ценным бумагам; 7) Министерство государственного имущества РФ; 8) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения. Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются: — совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма; — разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ; — обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка; — концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; — разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; - разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ; — разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ; — участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; — разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; — осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; — методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ. Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регулирование финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.). В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами. Финансовый контроль — элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций. Цель финансового контроля — рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка неукоснительного выполнения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским). В российской практике используются различные формы финансового контроля. Они классифицируются по следующим признакам: — по регламенту осуществления выделяют обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроль; — по времени проведения — предварительный, текущий и последующий контроль; — по субъектам — государственный, органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) контроль; — по объектам — бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств на макроуровне осуществляется Федеральным казначейством РФ и Министерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, независимые аудиторские фирмы и др. Следует обратить внимание на то, что контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д. Рассмотрим более подробно функции и задачи некоторых из них. Как отмечалось, управление централизованными финансами возложено на Счетную палату РФ. Счетная палата — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и ему подотчетный. Основными задачами Счетной палаты являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности; 3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; 4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Важные контрольные функции в системе управления финансами возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах. Оно осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех обязательных платежей, соблюдением соответствующего налогового законодательства. Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. Важная задача таможенного комитета — проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами. Необходимо различать государственный и негосударственный контроль. Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах. Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой РФ. Главной задачей этой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты. Главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства путем обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется органами государственной власти и управления (контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств). Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль. Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности. Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах. Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствующим постановлением правительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба, налоговая полиция и др. Аудиторскую проверку могут производить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской Деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторский контроль в России находится в стадии становления. Главный его недостаток — низкий уровень квалификации сотрудников аудиторских служб, размытость нормативных документов, Регулирующих их работу. По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т. п. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача — своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом. Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины. Государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества. Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. Это деятельность государства, предприятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Основными целями и задачами финансовой политики являются: — обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; — установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; — организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; — выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; — создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Одна из главных задач финансовой политики — предотвращать социальную напряженность в обществе, преодолевать спад производства, повышать социальную защиту населения. Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач. Общими принципами формирования финансовой политики государства являются: — выработка научно обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе анализа экономики, перспектив ее стабилизации и развития, учета потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах; — концентрация определенной части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства для обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.; — определение главных направлений наиболее эффективного использования финансовых ресурсов государства путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы; — регулирование финансовых отношений с использованием фискальной политики, предусматривающей совершенствование политики правительства в области налогообложения в целях пополнения государственной казны. Главными направлениями государственной финансовой политики являются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика. Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансовой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики. Налоговая политика предполагает разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию налоговой системы, принципов ее построения и условий функционирования, мер по повышению эффективности и оптимизации налогообложения. Основная цель современной налоговой политики — формирование такой налоговой системы, которая была бы необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчета и уплаты налогов, совершенства налоговой отчетности и упорядочения налоговых проверок. Следует отметить, что в стране в последние годы проделана значительная работа по совершенствованию налоговой системы. К ее положительным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие снижения ставки налога на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС - с 20 до 18%, единого социального налога — с 38,5 до 26%. Эта работа должна быть продолжена. Налоговая система должна создавать справедливые и одинаковые условия для развития бизнеса всем экономическим агентам, формировать в стране, наряду с другими факторами, благоприятный инвестиционный климат, способствуя при этом максимальной мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней. Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестиционной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики. Социальная финансовая политика направлена на решение задач финансового обеспечения социального развития общества, улучшение условий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граждан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация социальной финансовой политики предполагает упорядочение социальных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уязвимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государственных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по временной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непременным и обязательным условием успешного роста экономики страны. Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования. Таким образом, финансовая политика — это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. В условиях повышения экономической роли государства влияние государственных финансов на экономику значительно усиливается. Государство в зависимости от конкретной ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, способствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т. д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд принципиальных решений по ее осуществлению принимается законодательными органами власти — парламентами, которые утверждают государственные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др. Инструментом осуществления финансовой политики государства является финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный механизм и т. д. В каждом из них согласно функциональному назначению можно выделить следующие звенья: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма происходят путем изменения соответствующих норм и правил функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенствование финансового механизма управления предприятиями, направленного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные результаты производства. Здесь следует выделить совершенствование финансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обоснованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недооценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постановления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом и т. д. В связи с таким важным значением финансовой политики, являющейся, как отмечалось, составной частью общей экономической политики страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирования и реализации финансовой политики России в ближайшей и среднесрочной перспективе? 1. Максимально сблизить финансовую политику с задачами социально-экономического развития страны, обеспечить единство целей финансовой политики и целей развития экономики. В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена преимущественно на быстрое изменение прежнего социального строя, она была в значительной мере оторвана от задач социально-экономического развития общества. Принятие в качестве приоритетных целей финансовой политики «недопущение бюджетного дефицита», «осуществление финансовой стабилизации», «существенное снижение уровня инфляции», «вхождение в мировую финансовую систему» является эффективным средством и условием решения намеченных социально-экономических задач общества. При этом важно понимать и другое: без обеспечения в стране экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики. 2. Реализация перспективной задачи финансовой политики должна предусматривать вхождение или встраивание финансовой системы России в международ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.016 с.) |