Потребительский рынок, малое и среднее предпринимательство и туризм 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительский рынок, малое и среднее предпринимательство и туризм



 

Развитие торговли, общественного питания и платных услуг населению показывает устойчивый рост на протяжении последних 5 лет:

 

Таблица 6.7.1

 

Основные показатели по торговле, общественному питанию и платным услугам за 2003-2007 гг.

 

Показатель Ед. изм. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Оборот розничной торговли Тыс. руб. 15 487 400 18 246 300 22 169 200 29 734 700 32 529 800
Оборот общественного питания 1 292 800 1 714 300 2 290 900 3 011 900 3 534 700
Объем платных услуг населению 6 735 000 8 920 000 11 542 800 14 758 900 18 319 100
Оборот розничной торговли на душу населения Тыс. руб. 61,434 70,97 85,135 111,575 117,904
Оборот общественного питания на душу населения 5,128 6,668 8,798 11,302 12,811
Объем платных услуг населению на душу населения 26,716 34,695 44,327 55,380 66,398

 

6.7.1. Развитие торгово-розничной сети ГО «Город Якутск»

 

За последнее время значительно изменилась структура розничной сети. В расширении инфраструктуры намечается формирование крупных торговых сетей, развитие специализированных и узкоспециализированных продовольственных и непродовольственных магазинов, строительство супермаркетов, в центрах жилой застройки и густонаселенных микрорайонах

Основными направлениями на 2008-2012 годы развития торгово-розничной сети являются:

- развитие специализированных торговых предприятий;

- содействие открытия магазинов (отделов) для обслуживания социальной группы населения;

- развитие сети кулинарных магазинов;

- повышение культуры обслуживающего персонала;

- повышение квалификации обслуживающего персонала, как в области розничной торговли, так и в сфере общественного питания;

- сокращение торговых точек не соответствующих установленным требованиям, в т.ч. расположенных в неприспособленных зданиях;

- соблюдение требований безопасности услуг розничной торговли;

- применение современных технологий в сфере торговли и общественного питания

- улучшение используемой наружной рекламы.

На сегодняшний день в городе отсутствует муниципальная торговля. Создание муниципальной торговли необходимо для развития социально ориентированных розничных торговых предприятий, способных конкурировать по ценовой и ассортиментной политике на потребительском рынке и будут ориентированы на обслуживание социально необеспеченных слоев населения, ветеранов войны, труда и инвалидов.

 

 

6.7.2. Развитие потребительского рынка, платных услуг и сети общественного питания

 

Развитие потребительского рынка и общественного питания является одним из важнейших факторов, дающих интегральную оценку социально – экономического уровня общества, понимание его состояния необходимого для формирования перспективных планов.

За годы рыночных преобразований потребительский рынок города претерпел коренные изменения. Создалось достаточно большое количество хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики, имеющих экономическую и юридическую самостоятельность, что сформировало конкурентную среду и высокую предпринимательскую активность.

В качестве одной из важнейших проблем в сфере потребительского рынка по-прежнему будет расширение возможностей покрытия потребностей населения в связи с растущими его денежными доходами, наполнения розничного товарооборота преимущественно товарами отечественного производства за счет улучшения их качества, условий реализации, защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции, укрепления инфраструктуры в системе торговли.

Развитие потребительского рынка и сети общественного питания» увязано с проблемами состояния пищевой промышленности, которые требуют принятия кардинальных мер для преодоления кризисного состояние в отрасли. Его основные причины: спад производства в сельском хозяйстве, обеспечивающем сырьём местную пищевую промышленность, проблемы заготовительной системы, связанные с низкой транспортной доступностью и удаленностью основных рынков сырья в сочетании с низким качеством сырья, не позволяющим обеспечить его длительное хранение, износ основных фондов, отсутствие инвестиций, недостаточность оборотных средств предприятий торговли, массовый импорт продуктов питания из других регионов России.

 

Увеличение продажи отечественной продукции и товаров местного производства на внутреннем рынке будет обеспечиваться за счет расширения ассортимента и улучшения качества потребительских товаров, совершенствования организации проведения ярмарок, заключения долгосрочных соглашений и более тесной интеграции торговых организаций с товаропроизводителями.

Предполагается дальнейшее усиление позиций организованной торговли, упорядочение торговой деятельности на рынках путем обустройства помещений и перевода индивидуальных предпринимателей с открытых рынков в крытые помещения.

В целом потребительский рынок столицы можно охарактеризовать как имеющий стабильные темпы развития материально – технической базы и уровня насыщения его товарами и услугами. В 2007 году объем розничного товарооборота составил 32 529 758 тыс. рублей или 118,6 % к 2006 году.

Наиболее крупные производители непродовольственных товаров следующие: ОАО «Сахамебель» им. В.Г. Павлова, ОАО ФАПК «Сахабулт» в Якутске, ФЛ ОАО «Медиа-холдинг Якутия» в Якутске (бывший ГУП НИПК «Сахаполиграфиздат»), Деревообрабатывающий завод ОАО «Алмазы Анабара», ОАО АПЮК «Золото Якутии», ЯОО Учебно-производственный комплекс инвалидов, ОАО "АФХП «Сардана»

Объем производства непродовольственных товаров за 2007 год составил 1 243,2 млн. рублей,.

Выпуском швейных изделий занимаются 6 предприятий и 19 индивидуальных предпринимателей. За 2007 год произведено швейных изделий на 29 482,5 тыс. руб. Снижение объемов выпуска ОАО «Хотугу танас» объясняется сокращением объемов заказов, среди розничных торговых предприятий. ОАО ФАПК «Сахабулт» не смогли выиграть ряд тендеров, в основном по Министерству сельского хозяйства РС (Я). Прекратили выпуск продукции «Якутский технологический колледж сервиса», ООО «Бытсервис» и три индивидуальных предпринимателя.

Изготовлением мехов и меховых изделий из натурального меха занимаются 4 предприятия и ИП «Семенова Галина Владимировна». Произведено продукции на 55 138,6 тыс. руб. Объем производства по сравнению с 2006 годом увеличился на 19,0%.

Произведено 34,0 тыс. пар обуви. Единственным производителем является ОАО ФАПК «Сахабулт». Увеличение произошло в связи с увеличением производства унтов из-за повышенного спроса населения. По сравнению с 2006 годом, увеличение объемов выпуска обуви составило 3,0%.

Выпуском пиломатериалов занимаются 5 предприятий города. Объем выпуска в 2007 году составил 57,3 тыс. куб. м. ОАО «Табагинская лесная компания» было выкуплено ООО «Масс», которое не может погасить задолженность ООО «ТЛК» за электроэнергию, в связи с этим производство заморожено с июня 2007 года. ОАО «Алмазы Анабара», передал производственные мощности во вновь образованное дочернее предприятие «Деревообрабатывающий завод ОАО «Алмазы Анабара»». В 2006 году было произведено пиломатериалов на 8,1% меньше, чем в 2007 г.

Изготовлением мебели (без встроенной) занимаются 6 предприятий и 3 индивидуальных предпринимателя. Объем производства мебели существенно снизился и составил 58 936,0 тыс. руб. По данным ОАО «Сахамебель» снижение объясняется предбанкротным состоянием предприятия, введена процедура наблюдения. Разрабатываются мероприятия по финансовому оздоровлению. Второе по объемам производства предприятие ООО «Фабрика мебели №1» объясняет снижение нехваткой производственных мощностей, планируемое увеличение объемов производства за счет ввода нового цеха не исполнено в связи с тем, что не решен вопрос отвода земельного участка под предполагаемый цех. В 2006 году произведено мебели на 96 156,2 тыс. руб., это больше чем в отчетном году на 63,2%.

Производством ювелирных изделий занимаются 20 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Основные производители: ОАО АПЮК «Золото Якутии», Ювелирный магазин «Драгоценности Якутии» и ООО "Сахаювелир». Производство изделий за отчетный период составило 720 894,7 тыс. руб., по сравнению с 2006 годом рост составил 28,6%. По данным ООО «Сахаювелир» рост связан с изменением структуры производства, если раньше больше выпускали изделий с фианитами, то теперь больше выпуск изделий с бриллиантами. ООО «НПК «ЭПЛ Даймонд» расширил ассортимент выпускаемой продукции. Прекратило свою деятельность ООО ПКФ «Самородок».

Выпуск художественных, сувенирных и прочих изделий составил 84 334,1 тыс. руб. или 118,4% к 2006 году. ООО РИЦ «ОФФСЕТ», ООО «Чороон XXI» и ООО «Компания Дани Алмас» отмечают повышение спроса на производимую продукцию.

67% объема бытовых услуг по республике оказывается в городе Якутске. Жителям города Якутска предоставляется весь спектр бытовых услуг, но при этом на рынке бытовых услуг присутствует недобросовестная конкуренция, что особенно влияет на качество оказываемых услуг В городе Якутске наиболее динамично развиваются парикмахерские услуги. Всего в городе насчитывается более 70 парикмахерских, которые различаются качеством предоставляемых услуг, ценами, территориальным расположением. При этом ни одна парикмахерская в городе Якутске не имеет сертификат, подтверждающий свою состоятельность перед потребителем и репутацию на рынке. На сегодня назрела необходимость формирования добросовестной конкуренции на рынке парикмахерских услуг, что требует создания системы классификаций и дифференцированного подхода при работе с предприятиями. На сегодня в городе Якутске существуют проблемы, связанные с осуществлением наиболее эффективного и крайне необходимого комплекса ритуальных услуг. Существующие фирмы предлагают ограниченный ассортимент ритуальных услуг, жители города при организации похорон не могут получить весь комплекс ритуальных услуг. Для улучшения оказания похоронно ритуальных услуг и с целью снятия несоответствующих функциональных нагрузок с жилых зданий и больниц, возрождения достойного прощания с умершим необходима организация ритуального центра. Организация ритуального центра необходима для оказания полного комплекса услуг: оформление документов, определения места погребения, отведения участка для погребения, оформление и подготовка церемониала, производство предметов похоронного и мемориального ритуала, предоставление спецавтотранспорта, предпохоронное сохранение тела, косметическую и гигиеническую обработку тела, проведение торжественно - траурного церемониала.

 

Оборот розничной торговли на территории ГО «Город Якутск» за 2007 год составил 32,02 млрд. руб., в том числе в действующих ценах торгующих организаций – 13,6 млрд. руб. и вещевых, смешанных и продовольственных рынков – 18,5 млрд. руб.

По распределению оборота розничной торговли по местности можно выделить:

- оборот в городской местности – 31,06 млрд. руб.

в том числе: продовольственные товары – 14,09 млрд. руб.

непродовольственные товары – 16,97 млрд. руб.

- оборот в сельской местности – 960,7 млн. руб.

в том числе: продовольственные товары – 640,5 млн. руб.

непродовольственные товары –320,2 млн. руб.

По формам собственности оборот торгующих организаций на территории ГО «Город Якутск»:

- государственная – 2,98 млн. руб.

- частная – 13,2 млрд. руб.

- другие - 108,5 млн. руб.

Структура розничного оборота составила:

- государственная – 2,2%.

- частная – 97%.

- другие - 0,8%.

Оборот общественного питания в действующих ценах – 3,5 млрд. руб. рост к 2006 г. составил 118,1%. В структуре оборота общественного питания преобладает частная форма собственности, государственная форма оборота общественного питания представлена деятельностью столовых при предприятиях и учреждениях.

Планируемые показатели оборота розничной торговли на 2009 – 2011 гг. рассчитаны согласно индексов потребительских цен по сфере «Торговля, общепит», оборота розничной торговли на 2011 г. составит – 46,5 млрд. руб.

Отчетные данные за 2007 год показали, что на территории ГО «Город Якутск» было оказано платных услуг населению на 18,3 млрд. руб., в том числе оказанных организациями – 13,9 млрд. руб., физическими лицами 4,4 млрд.руб.

В основную структуру платных услуг населению 2007 года входят: коммунальные услуги – 2,7 млрд. руб., бытовые услуги – 2,1 млрд. руб., транспортные услуги – млрд.руб., услуги связи – 3,26 млрд. руб., услуги системы образования - 1,5 млрд. руб.

Доля услуг обязательного характера приходится на: транспортные, жилищно-коммунальные и услуги связи, которые составляли 68 % от общего объема платных услуг. Более третьи остальных видов услуг приходиться на бытовые услуги – 11,3%, систем образования - 8,1%, прочие виды услуг - 3,7%.

В среднем динамика роста платных услуг (2007 г. к 2006 г.) составила – 111,1%. Значительный рост в структуре платных услуг показали:

- медицинские услуги – 123,5%,

- физкультуры и спорта – 120,3%,

- правового характера – 119,3%,

- бытовые услуги – 116,5%,

- транспортные услуги – 116,7%.

- и др.

Оценка платных услуг на 2008 год – 21,6 млрд. руб., или 117,96%, в том числе: коммунальные услуги – 3,2 млрд. руб., бытовые услуги – 2,4 млрд.руб., транспортные услуги – 6,9 млрд. руб., услуги связи – 3,8 млрд. руб., услуги системы образования – 1,7 млрд. руб.

В 2008 году юридическими лицами будет оказано платных услуг на 16,4 млрд. руб., что составляет 75,6% от общего объема услуг. Усиление конкуренции и необходимость консолидации финансовых, материально – технических ресурсов будут способствовать укреплению позиции организованных форм предпринимательства и к 2009 году повысят их долю в общем объеме услуг до 75,8%.

Развитие в республике системы ипотечного кредитования, кредитной кооперации, реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» позволит повысить уровень услуг до социальных стандартов и увеличить объем жилищно-коммунальных услуг на территории ГО «Город Якутск» 2011 году до 6,5 млрд. руб.

Внедрение новых хозяйствующих субъектов на рынок скоростного Интернета способствует усилению конкуренции на данном сегменте рынка платных услуг связи, что обеспечивает доступ большого количества пользователей, в результате этого предполагается рост объема платных услуг по данному виду связи (2011 г. к 2008 г.) – 165,8%.

В 2009 – 2001 годах доступность и улучшение качества предоставляемых услуг, в результате усиления конкуренции, а также рост платежеспособности населения послужат основными факторами роста объема платных услуг. В 2011 году на территории ГО «Город Якутск» будет оказано услуг на 34,0 млн. руб., или к 2007 году 161% к 2008 году в сопоставимых ценах.

В 2007 году бытовые услуги населению составили 2,095 млрд. руб., или 11,4% к общему итогу структуры платных услуг предоставляемых населению на территории ГО «Город Якутск».

В основную структуру бытовых услуг населению 2007 года входят: ремонт и техническое обслуживание транспорта – 852,5 млн. руб., ремонт и пошив одежды – 311,3 млн. руб., услуги парикмахерских – 260,3 млн. руб., ремонт и строительство жилья – 176,4 млн. руб. Их доля в структуре бытовых услуг составляет:

- ремонт и техническое обслуживание транспорта – 40,6%,

- ремонт и пошив одежды – 14,85%,

- услуги парикмахерских – 12,4%.

Остальная часть бытовых услуг представлена: ремонт бытовой техники – 130,8 млн. руб., ремонт и изготовление мебели – 25,2 млн. руб., ритуальные услуги – 66,02 млн. руб., услуги фотографий – 45,3 млн. руб. и др.

Оценка 2008 года показателей бытовых услуг составляет 2,4 млрд. руб., средний рост в 2007 г. - 116,5%, в том числе: услуги химчистки и крашения -117%, ремонт и строительство жилья – 120%, ремонт и техническое обслуживание транспорта – 118,5%, услуги фотографий – 122%, услуги фотографий – 118%.

Планируемые показатели структуры бытовых услуг на 2009 – 2011 гг. рассчитаны согласно индексов потребительских цен по Республике Саха (Якутия) на платные услуги населению, показатель бытовых услуг на 2011 г. составит – 3,4 млрд. руб.

Влияние экономических факторов на сферу услуг ГО «Город Якутск» на 2009 – 2011 гг. обуславливаются изменением спроса на потребительские товары, состоянием с занятостью и уровнем доходов населения. Все эти процессы, безусловно, влияют и на развитие первичных потребностей населения в бытовых услугах, а, следовательно, на состояние бытового обслуживания населения.

Достаточно большая доля ручного труда, в том числе и высококвалифицированного, относительно небольшие удельные капитальные затраты на развертывание производства сделали службу быта источником новых рабочих мест, что благоприятно повлияло на социальную и экономическую обстановку в Республике Саха (Якутия).

Основные предприятия, охваченные в прогнозе социально-экономического развития на 2009 – 2011 гг. по сфере «Торговля»: ОАО ННК «Саханефтегаз», ОАО «Якутоптторг», ОАО «Якутская птицефабрика», ОАО «Алмазы Анабара», ЗАО НАОК «Таба», ФЛ ЗАО НПК «Катрэн», ООО ТПК «Агротекс», ООО «Ратмир - Север», ООО «Таубер и К», ООО «Дисплей», ООО «Сайсары торг», ООО «Холбос», МУП «Чолбон», МУП «Аптеки Якутска» и др.

По данным расчета прибыли по крупным и средним предприятиям видно, что оборот организаций торговли за 2007 год составляет 13,08 млрд. руб., в том числе:

- отгружено товаров собственного производства – 1,98 млрд. руб.;

- продано товаров приобретенных для перепродажи – 10,6 млрд. руб.;

- продано сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, приобретенных ранее для производства продукции – 0,49 млрд. руб.

Субсидии из бюджета за 2007 год – 31,2 млн. руб.

Затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) составили 4,11 млрд. руб., в том числе основную долю в структуре всех затрат занимают:

- материальные затраты – 36,2%;

- заработная плата – 23,7%;

- начисления на оплату труда – 5,3%;

- прочие затраты – 30,1%.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за 2007 год составила – 18,83 млрд. руб., себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг – 14,54 млрд. руб. Валовая прибыль – 4,28 млрд. руб., прибыль до налогообложения составила 642,1 млн.руб.

По деятельности предприятий торговли за 2007 год основное влияние на формирование финансового результата оказало увеличение прочих и накладных расходов.

Оценка 2008 года показывает, что за анализируемый период оборот организаций торговли ожидается в размере 14,6 млрд. руб. (или 111,4%), в том числе:

- отгружено товаров собственного производства – 2,2 млрд. руб.;

- продано товаров приобретенных для перепродажи – 11,8 млрд. руб.;

- продано сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, приобретенных ранее для производства продукции – 0,549 млрд. руб.

Затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) составят 4,54 млрд. руб., в том числе рост по статьям составит:

- материальные затраты – 111%;

- заработная плата – 109,1%;

- прочие затраты – 111,2%.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 2008 год будет получена в размере 20,9 млрд. руб., себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг – 16,02 млрд. руб. Валовая прибыль – 4,9 млрд. руб., прибыль до налогообложения составит 940 млн. руб.

По плановым показателям 2011 года ожидается увеличение оборота организаций торговли на 3,86 млрд. руб., по сравнению с 2008 г. и составит 18,46 млрд. руб., прибыль до налогообложения – 1,27 млрд. руб.

По данным расчета прибыли по рентабельным крупным и средним предприятиям видно, что оборот организаций торговли за 2007 год составляет 13,75 млрд. руб., в том числе:

- отгружено товаров собственного производства – 2,65 млрд. руб.;

- продано товаров приобретенных для перепродажи – 10,6 млрд. руб.;

- продано сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, приобретенных ранее для производства продукции – 0,49 млрд. руб.

Затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) составили 3,41 млрд. руб., в том числе основную долю в структуре всех затрат занимают:

- материальные затраты – 43,5%;

- заработная плата – 24%;

- начисления на оплату труда – 5,4%;

- прочие затраты – 22%.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за 2007 год составила – 16,9 млрд. руб., себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг – 13,0 млрд. руб. Валовая прибыль – 3,9 млрд. руб., прибыль до налогообложения составила 879,6 млн. руб.

Оценка 2008 года показывает, что за анализируемый период оборот организаций торговли ожидается в размере 15,3 млрд. руб. (или 111,4%).

Затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) составят 3,7 млрд. руб.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 2008 год будет получена в размере 18,9 млрд. руб., себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг – 14,3 млрд. руб. Валовая прибыль – 4,5 млрд. руб., прибыль до налогообложения составит 1,1 млн. руб.

По плановым показателям 2011 года ожидается оборот организаций торговли 19,4 млрд. руб., прибыль до налогообложения – 1,314 млрд. руб.

 

Таблица 6.12.2.1.

 

Прогноз оборота розничной торговли по городу Якутску до 2012 года.

 

Тыс. рублей

Субъект 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Крупные и средние предприятия 8 512 800 9 736 600 10 960 400 12 184 200 13 408 000 14 631 800
Малые предприятия 6 612 800 9 013 600 11 414 400 13 815 200 16 215 900 18 616 700
Продажа на вещевых, смешанных и продуктовых рынках 6 736 500 5 838 600 4 940 600 3 042 700 2 855 300 1 753 200
Индивидуальные предприниматели 10 667 600 14 034 800 17 402 000 20 769 200 24 136 300 27 503 500
Итого 32 529 800 38 623 600 44 717 400 49 811 200 56 615 600 62 505 300

 

Прогнозируется рост розничного товарооборота в сфере крупного, среднего, малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей и снижение розничной торговли на вещевых и смешанных рынках (в 2007 г оборот составил 78% к уровню 2006 г.).

В расчете на душу населения по обороту розничной торговли город Якутск занимает первое место по республике.

Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья. В настоящее время, подавляющее число предприятий общественного питания созданы предпринимателями города.

В настоящее время на территории города Якутска зарегистрировано 105 предприятия общественного питания.

В системе общественного питания предусматриваются расширение сети предприятий быстрого питания, перепрофилирование закрытых и убыточных предприятий для высвобождения неэффективно используемых площадей. К приоритетным направлениям относятся также организация снабжения предприятий общепита полуфабрикатами высокой степени готовности, улучшение работы предприятий общественного питания для учащейся молодежи.

Основными направлениями развития общественного питания являются :

- Улучшение организации питания учащихся, студентов, рабочих и служащих по месту работы и учебы, а также малообеспеченных граждан в социальных учреждениях;

- Сохранение и укрепление здоровья населения путём возрождения традиционного типа питания;

- Совершенствование организации и технологий питания в учебных заведениях;

- Развитие общедоступной сети за счет широкого развития сети предприятий быстрого питания, включая специализированные, в местах отдыха и проведения досуга населения;

- Внедрение новых технологий и прогрессивных форм организации общественного питания;

- Создание сети специализированных предприятий общественного питания с различным ассортиментом кулинарной продукции: предприятий с национальной кухней, блинных и т.п.;

- Улучшение уровня обслуживания клиентов.

Таблица 6.7.2.2.

 

Прогнозные показатели по торговле, общественному питанию и платным услугам
до 2012 года

 

Показатель Ед. изм. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Оборот розничной торговли Тыс. руб. 32 529 800 35 782 700 39 361 000 41 329 100 43 395 500 45 565 300
Оборот общественного питания 3 534 700 3 888 100 4 277 000 4 490 800 4 715 300 4 951 100
Объем платных услуг населению 18 319 100 20 151 000 22 166 100 23 274 400 24 438 200 25 660 100
Оборот розничной торговли на душу населения Тыс.руб. 117,904 125,447 133,494 135,201 136,540 137,582
Оборот общественного питания на душу населения 12,811 13,631 14,505 14,691 14,836 14,950
Объем платных услуг населению на душу населения 66,398 70,645 75,177 76,138 76,892 77,479

 

За последние годы в городе Якутске намечается рост предприятий занятых в сфере общественного питания. Оборот общественного питания в 2007 году составил 3 534 676 тыс. руб. (по статистическим данным) темп роста составил 117,4% тогда как по республике в целом 116,2%.

 

Таблица 6.7.2.3.

 

Мероприятия по развитию общественного питания и торгово-розничной сети

 

№ п/п Наименование основных мероприятий Сроки выполнения
Анализ действующих нормативно – правовых актов в сфере потребительского рынка
Подготовка предложений о создании муниципальной торговли
Подготовка предложений о передаче полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции городскому округу «Горд Якутск»
Заключение Соглашения о сотрудничестве Окружной администрации города Якутска и Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я)
Подготовка предложений о консультативно – методической помощи при выездной торговле
Анализ по весенне-летней торговли 2008- 2012
Анализ состояния и развития торгово-розничной сети 2008- 2012
Анализ развития общественного питания в городе 2008 -2012
Подготовка предложений об организации торговли и общественного на территории Городского округа «Город Якутск»
Проведение семинаров, круглых столов, конференций 2008 -2012

 

В целом по отрасли внутренней торговли необходимо принятие решений по регулированию и развитию торгово-розничной сети и общественного питания городского округа. Объективная потребность регулирования потребительского рынка требует разграничения предметов ведения органов исполнительной власти всех уровней по вопросам организации торговли, особенностей правового положения всех субъектов торговой деятельности.

 

6.7.3. Поддержка малого и среднего предпринимательства

 

Основной целью развития малого и среднего предпринимательства является рост деловой инициативы и активности, создание новых рабочих мест, увеличение производства и выпуска товаров народного потребления. Малое и среднее предпринимательство должно играть первостепенную роль в социально – экономическом развитии городского округа, а его развитие приобретает большую важность и значимость.

Малое и среднее предпринимательство является важнейшим ресурсом развития экономики города, обеспечения населения товарами и услугами, создания новых дополнительных рабочих мест, а также одним из основных источников пополнения муниципального бюджета.

Целью развития сферы малого и среднего предпринимательства является создание финансово – экономических, организационных и общественно – политических условий для развития малого предпринимательства во всех сферах экономики г. Якутска.

По оценочным данным в г. Якутске с п.т. за 2007 года насчитывается 1 272 малых предприятия. По количеству малых предприятий на тысячу населения город занимал 4 место в республике, а по отношению числа малых предприятий к числу крупных и средних предприятий - 2 место.

Оборот организаций по оценочным данным за 2007 год составит 16,6 млрд. рублей (по среднему обороту одного предприятия город занимал 3 место по республике), в том числе отгружено товаров собственного производства на 7 909,8 млн. рублей, продано товаров несобственного производства на сумму 8 695,1 млн. руб.

Среднесписочная численность работников малых предприятий 11 559 человек. Среднемесячная заработная плата на 1 работника малых предприятий по городу – 12 636,6 руб., что выше среднереспубликанского уровня на 0,7%.

Распределение малых предприятий за 2007 года по видам экономической деятельности сложилось следующим образом: 25,2% сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 24,8- в строительстве, 8,4% - в обрабатывающем производстве, 1,2% - в сельском хозяйстве, 40,4% - в других видах деятельности.

По состоянию на 01.01.2008 г. на налоговом учете в МР «Город Якутск» состояло 12 050 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, из них 57 индивидуальных предпринимателя, представивших сведения за январь-сентябрь 2007 года в ТО ФСГС РС (Я), осуществляют промышленную деятельность, при этом численность наемных рабочих - 492 человека.

В среднем за январь-декабрь текущего года выручка от реализации произведенной промышленной продукции на одного индивидуального предпринимателя составила 10,2 млн. рублей.

Индикаторы, отражающие развитие сферы малого и среднего предпринимательства, свидетельствуют о положительных тенденциях. Растет среднесписочная численность работников малых и средних предприятий. В 2008 году рост числа работников составит 5,7% и достигнет численности 12 298 чел. При сохранении темпов роста в 2008 году этот показатель будет равен 1 350 ед. Незначительно растет их количество в расчете на 1000 жителей: в 2006 году – 4,7 ед., в 2007 году - 4,8 ед., в 2008 году - прогноз 4,9 ед. Всего число хозяйствующих субъектов на конец 2008 года составит 14 270 ед., темп роста по сравнению с 2007 годом – 104,0%.

Объем отгруженных товаров собственного производства выполненных работ и услуг собственными силами малых и средних предприятий, с учетом динамики прошлых лет в 2008 году составит 7 061 175,15 тыс. руб.

Вклад индивидуальных предпринимателей города наиболее заметен в обеспечении внутреннего рынка республики такими видами товаров и услуг как, товары бумажно-беловые, туалетная бумага, мебель, стеновые материалы, швейные изделия, газеты, ювелирные изделия, а также хлеб и хлебобулочные, кондитерские изделия, безалкогольные напитки, минеральные воды, товарная пищевая рыбная продукция, мясо, колбасные изделия, полуфабрикаты мясные, мороженое.

Однако эти данные не в полной мере определяют позицию малого и среднего бизнеса в экономике из-за несовершенства системы статистического учета деятельности малых предприятий. Официальная статистика учитывает показатели только юридических лиц, причем использует метод досчета, на основе добровольно предоставляемых данных 20% малых и средних предприятий.

В 2007 году наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса в республике, как и в целом по России, является сфера торговли. Однако факты свидетельствуют, что из года в год этот показатель уменьшается: происходит переток трудовых ресурсов малого и среднего бизнеса в строительство, промышленность, на транспорт и сферу услуг.

С 1 января 2008 года вступил в силу новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России. Он определил:

- новые типы предприятий, гармонизированные с европейской практикой. Это означает, что в России, также как в Европе, будет учет малого и среднего бизнес как одного сектор, включены в программы поддержки средние предприятия;

- разграничение полномочий по уровням власти по развитию малого и среднего бизнеса;

- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственной и муниципальной поддержке.

Необходимо принять действенные решения, направленные на систему поддержки и сопровождения бизнеса, представляющую собой совокупность органов, институтов, организаций, чья деятельность направлена на обслуживание предприятий и предпринимателей, а также на общее стимулирование бизнеса.

Для решения стратегических и тактических задач поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне должна проводиться соответствующая экономическая политика, при реализации которой в комплексе используются прямые (административные) и косвенные (экономические) методы.

Важнейшим структурообразующим элементом системы поддержки на местном уровне, сформированном сообразно установленным целям, является создание механизмов ее реализации.

Основные направления работы по развитию предпринимательства на территории ГО «Город Якутск» сгруппированы в следующие блоки:

1) совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей специфические условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, регулирующей формы, методы поддержки и процедуры принятия органами местного самоуправления решений:

- по формированию фондов муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства,

- по повышению прозрачности и непредвзятости при проведении торгов и иных процедур по доступу субъектов малого и среднего бизнеса к имущественным объектам, инженерным сетям, муниципальному заказу, контрактам, земельным отношениям;

- по упрощению административных процедур (согласование исходно-разрешительной документации, получении разрешений и т.п.), вести принцип «одного окна);

2) специализированной инфраструктуры, созданной при участии органов местного самоуправления: это:

- создание залогового фонда;

- обеспечение активной работы общественных советов (координационных или совещательных) в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) муниципальных программ (как специальных, непосредственно ориентированных на поддержку малого бизнеса, так социально-экономических программ развития муниципальных районов, в которых присутствует специальный раздел, посвященный поддержке малого и среднего бизнеса):

- внедрение новых механизмов финансовой, имущественной, информационной, консультационной и образовательной поддержки на основе передового опыта эффективной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований в других регионах.

Разработка и создание всех элементов системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства позволит эффективно управлять процессом его становления, а именно, осуществлять все функции управления: планирование, организацию, регулирование, координацию и контроль. Диагностика состояния малого и среднего бизнеса и ежегодный мониторинг деятельности органов местного самоуправления в данной сфере позволят выявить степень достижения поставленной задачи: определить вклад малого и среднего бизнеса в решение социально-экономических задач территории и результативность оказываемой помощи, выявить отдачу от вложенных бюджетных средств.

 

Таблица 6.7.3.1.

 

Основные мероприятия по развитию предпринимательства

 





Наименование мероприятия Исполнители Сроки реализации

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.015 с.)